Библейская апокалиптика. Уильям X. Джонсон 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Библейская апокалиптика. Уильям X. Джонсон



Вступление

Всякий, кто серьезно относится к Библии, должен стараться понять ее апокалиптику, которая важна как в количественном отношении, так и в смысле ее роли. Две книги Библии почти полностью апокалиптичны по своей природе — Книга пророка Даниила в Ветхом Завете и Книга Откровение в Новом Завете. Помимо этих книг несколько разделов в других книгах обоих заветов также состоят из апокалиптических вставок. Кроме того, апокалиптика отрывочно встречается в разных пророческих книгах Ветхого Завета, а в Новом Завете она приписывается Самому Иисусу и апостолам.

На протяжении двадцатого века апокалиптика вызывала значительный интерес в богословском мире и энергично исследовалась. Попытки осмыслить этот библейский жанр вели исследователей Писаний к более широкому поиску; они пытались понять библейскую апокалиптику, пытаясь проследить ее корни во внебиблейских источниках. Таким образом, исследования, начинавшиеся с библейской апокалиптики, обычно превращались в исследования апокалиптики как литературного жанра.

Несмотря на недюжинные усилия, предпринимаемые многими богословами, им не удалось достичь общего согласия относительно значения и истолкования апокалиптики. Не существует даже общепринятого определения апокалиптики.

Данная статья была подготовлена с твердым убеждением, что исследование библейской апокалиптики одновременно необходимо и возможно — необходимо в силу важности апокалиптического элемента в самой Библии и возможно в том случае, если предположительные толкования подчиняются внимательному исследованию, и библейский текст, а не человеческие домыслы оказывается в центре внимания. Таким образом, хотя автору данного очерка хорошо известно о попытках многих богословов понять апокалиптику как жанр, акцент в нем делается на самом библейском тексте, а не на мнимых внебиблейских источниках апокалиптики.


I. Определение и особенности библейской апокалиптики

A. Определение

Б. Особенности

1. Книги, содержащие откровение

2. Обстоятельства и способ откровения

3. Небесные существа

4. Время кризиса или национальной трагедии

5. Поразительные контрасты

6. Яркая образность

7. Конец истории

B. Связь с классическим пророчеством

Г. Апокалиптика в библейском смысле

II. Истолкование библейской апокалиптики

A. Исходные предпосылки

Б. Апокалиптические и неапокалиптические предсказания

1. Неапокалиптические предсказания

2. Предсказания в книгах Даниила и Откровение

B. Исторический метод

Г. Принцип «день за год»

Д. Символика

Е. Обобщение

III. Теологическое значение библейской апокалиптики

А. Божественное руководство историей

Б. Выводы для повседневной жизни

IV. Исторический обзор

A. Период ранней Церкви

1. Исторический подход

2. Новые направления

Б. Средние века

B. Реформация

1. Исторический подход реформаторов

2. Конкурирующие истолкования

3. Семнадцатый и восемнадцатый века

Г. Современный период

1. Возрождение интереса к пророчеству

2. Историко–критическое исследование апокалиптики

3. Современные подходы к библейской апокалиптике

Д. Истолкования адвентистов седьмого дня

V. Комментарии Елены Уайт

A. Призыв к исследованию книг Даниила и Откровение

Б. Истолкование библейской апокалиптики

B. Всестороннее изложение

Г. Божественное управление историей

VI. Литература (564)


 

I. Определение и особенности Библейской апокалиптики

А. Определение

Слово «апокалиптика» происходит от греческого апокалипсис, что значит «откровение», «обнаружение», «раскрытие». Под апокалиптикой понимают литературу, содержащую откровения. Словом «апокалипсис» в наши дни называют само откровение, тогда как исследование откровений называют апокалиптицизмом, а пророка, которому открыто будущее, иногда называют словом апокалиптик.

В первый раз слово апокалипсис употреблено в Откр. 1:1: «Откровение [апокалипсис] Иисуса Христа, которое дал Ему Бог, чтобы показать рабам Своим, чему надлежит быть вскоре. И Он показал, послав оное через Ангела Своего рабу Своему Иоанну». Здесь данный термин, похоже, избран в качестве заголовка для определенного типа композиции; вот почему последняя книга Библии часто называется Апокалипсисом.

Некоторые другие книги Библии также напоминают Апокалипсис — как по манере изложения, так и по содержанию. В частности, ветхозаветная Книга Даниила обнаруживает удивительные сходства с откровениями, данными Иоанну: общая символика, общие периоды времени и общая сосредоточенность на событиях последнего времени. Книги Даниила и Откровение представляются книгами–близнецами, которые приглашают исследователя Писания изучать их совместно.

Хотя книги Даниила и Откровение являют собой наиболее явные примеры библейских, апокалиптических книг, апокалиптические отрывки встречаются и в других библейских книгах. Если брать Ветхий Завет, то Ис. 24–27; Иез. 38 и 39; Иоил. 2 и 3 и Зах. 9–14 напоминают по содержанию книги Даниила и Откровение. То же самое можно сказать о таких главах Нового Завета, как Мф. 24; Мк. 13; Лк. 17 и 21; 1 Фес. 4 и 2 Фес. 1 и 2.

Следовательно, под библейской апокалиптикой мы подразумеваем книги Даниила и Откровение, а также вышеупомянутые разделы в других книгах Библии. Все эти материалы имеют общие, легко узнаваемые особенности, которые отличают их от другой библейской литературы. В данной статье мы будем разбирать преимущественно эти материалы, в первую очередь, книги Даниила и Откровение — их особенности, истолкование и богословское значение.

Чтобы понять значение этого определения, мы отметим два других популярных понимания апокалиптики. Одни считают ее литературным жанром, а другие — мировоззрением.

Хотя термин апокалипсис взят из Библии, он применялся в древности и в современном богословии к другим сочинениям, которые похожи на Апокалипсис Иоанна. После 1832 года (см. IV.Г.2) неканонические произведения из иудейских и христианских источников были объединены с библейской апокалиптикой в общее собрание сочинений как самостоятельный литературный жанр под названием «апокалиптика».

Такой подход привел к необычному результату: современная апокалиптика определяется отнюдь не библейской апокалиптикой, а более обширной литературой, которая формирует современные представления, в том числе и о библейской апокалиптике! Например, несколько небиблейских апокалипсисов, по всей видимости, написаны под псевдонимом, и по этой причине многие ученые сегодня сомневаются в авторстве книг Даниила и Откровение. Так, мы находим первичное значение слова «апокалипсис» в «Новом всемирном словаре Уэбстера»: «Любое произведение еврейских и христианских авторов, пишущих под псевдонимом (примерно с 200 г. до н. э. и до 300 г. н. э.) и символически изображающих уничтожение зла и торжество добра».

Хотя в центре данной статьи находится библейская апокалиптика, мы отдаем себе отчет в существовании более обширного собрания сочинений, именуемого «апокалиптикой» (хотя богословы стараются определить ее границы и свести всю ее до общего определения). Однако мы считаем, что библейский материал стоит особняком. Только ему отведено место в Священном каноне, который считается таким же Богодухновенным, как и остальное Писание.

Еще одно популярное значение апокалиптики — это конкретное мировоззрение. Как апокалипсис, так и апокалиптика используются в качестве метафор для описания современного состояния человечества, согласно которому жизнь считается полем брани. Надломленная планета, терзаемая и опустошаемая противостоящими друг другу силами, поглощенная войнами и угрозами войн, оставила идеализм, выработанный идеалистическими философами и либеральными теологами восемнадцатого и девятнадцатого веков, чтобы в муках обнаружить описание противоборствующих сил, отраженное в библейской литературе. Свидетельство такого направления мысли мы находим в большом количестве статей, книг и фильмов, показывающих, как наш хаотичный век, терзаемый тревогами, движется к своему концу.

Это популярное ныне использование апокалиптической терминологии не может определять наше понимание библейского материала. Библейская апокалиптика должна сама раскрывать перед нами свои сокровенные глубины.

Б. Особенности

Только последняя книга Библии называется апокалипсисом; тем не менее Книгу Даниила и другие, ранее упомянутые нами части Священного Писания с Апокалипсисом объединяют общие важные черты.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 94; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.161.116 (0.003 с.)