Модуль 21. Школа и педагогическая мысль в странах западной европы и США в xlx В. – начале XX В. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Модуль 21. Школа и педагогическая мысль в странах западной европы и США в xlx В. – начале XX В.



Педагогические взгляды И.Г. Песталоцции, И.Гербарта, А. Дистерверга. Педагогические идеи утопического социализма (Томас Мор, Томмазо Кампанелла). Реформаторская педагогика и её представители (конец 19в. – начало 20 в.)Педагогические идеи Г. Спенсера (1820 – 1903). Свободное воспитание (Эллен Кей, Мария Монтессори). Экспериментальная педагогика (А. Бине, А. Лай, Э. Мейман, Э Торндайк). Прагматическая педагогика (Дж. Дьюи, Э. Паркхерст). Антропологическая концепция Р. Штейнера.

  Модуль 22. Школа и педагогика в России в XIX в. - начале XX в.

 

Школа и педагогическая мысль России первой половины XIX в. Социальные преобразования в России в начале XIX в. Создание государственной системы образования, ее противоречивость, Устав 1804 года. Роль университетов в руководстве народным образованием и подготовке учителей. Высшее педагогическое образование. Открытие лицеев. Царскосельский лицей — уникальное учебное заведение в истории отечественного и зарубежного образования. Устав 1828 года. Специальное образование. Частное и домашнее обучение.

Школа и педагогическая мысль России во второй половине XIX века. Общественно-педагогическое движение 60-х годов XIX века. Н.И.Пирогов — зачинатель общественно-педагогического движения 60-х гг. XIX века.

К.Д.Ушинский — реформатор русской школы и основоположник научной педагогики в России. Антропологизм К.Д.Ушинского. Идея народности. Дидактика развивающего обучения. Учебники, детские книги. Учитель и его подготовка.

Л.Н.Толстой о свободе и духовности воспитания. Теория “свободного образования”.

Контрреформы образования 70-80-х гг. XIX века. Начальное и среднее образование. Низшее и среднее профессиональное образование. Школы и курсы для обучения взрослых. Высшее образование. Педагогическое образование.

Образование в России в конце XIX — начале XX вв. (до октября 1917 г.). Вопросы народного образования в правительственной политике, общественном и революционном движении.

Структура образования и типы учебных заведений (дошкольное воспитание, начальное и среднее образование, низшее и среднее профессиональное образование, высшее, внешкольное, педагогическое образование).

Актуализация проблем всестороннего развития личности, свободного образования, педоцентризма, профессиональной и трудовой подготовки, перевоспитания детей-правонарушителей, семейного воспитания, самообразования и др. в теории и практике отечественных педагогов и общественных деятелей (В.М.Бехтерев, П.П.Блонский, В.П.Вахтеров, К.Н.Вентцель, А.Я.Герд, П.Ф.Каптерев, А.Н.Лазурский, П.Ф.Лесгафт, Д.И. Менделеев, А.П.Нечаев, С.Т.Шацкий и др.).

Школы Западной Сибири. Деятельность К.В.Ильницкого, педагога-демократа, последователя идей К.Д.Ушинского в Сибири.

Общественные школы в России перед Октябрьской революцией 1917 г. Повсеместная организация образовательных центров и кружков самообразования. Скаутское движение.

Модуль 23. Становление и развитие системы образования в России после Октябрьской революции 1917 года.

Советская школа и педагогика(1917 – 1950). Демократические преобразования в просвещении в 1917- 1920 годах. Государственная система образования. “Основные принципы единой трудовой школы”. “Положение о единой трудовой школе. Педагогическая концепция новой школы Н.К.Крупской, П.П.Блонского, С.Т.Шацкого. Опытно-показательные учреждения и их роль в становлении советской школы.

Педагогический поиск 20-30-х годов: своеобразие и взаимосвязь с зарубежной педагогикой.

Воспитательная работа. Детское и юношеское движение. Работа “Трудовых коммун”, “ШКИДы”, “Первой опытной станции”, “Трудовой колонии им. Горького”, “Коммуны им. Дзержинского” и др.

Проблема коллектива и ее разработка советской педагогикой. Учение о коллективе А.С.Макаренко и его признание мировой педагогической общественностью. Педология. 

     Школа и педагогическая наука в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. и послевоенный период (1946-1960 гг.)

Школа и педагогика в 60-90-е гг. Педагогическая деятельность и педагогическое наследие В.А. Сухомлинского. Педагогика сотрудничества. Опыт творчески работающих педагогов (Ш.А.Амоношвили, И.П.Волков, И.П.Иванов, А.А. Католиков, А.Караковский, С.Н.Лысенкова, В.Ф.Шаталов, М.П. Щетинин и др.). Поиск новых типов учебных заведений и содержания их деятельности на основе идей демократизации и гуманизации.

 

Основные понятия курса.

История образования. Система воспитания. Система образования. Педагогические взгляды. Педагогическое наследие. Педагогические идеи. Античное воспитание. Церковные школы. Братские школы. Рыцарское воспитание. Гуманистическое воспитание. Авторитарное воспитание. Коммунистическое воспитание. Отечественная система образования. Советская школа. Реформа образования. Реформаторская педагогика.

 

 

Организация самостоятельной работы студента.

 

Самостоятельная работа студентов предполагает прежде всего знакомство с темами, которые не вызывают серьёзных сложностей при самостоятельном изучении материала. Кроме того, самостоятельная работа связана с углублением представлений, полученных на аудиторных занятиях. Для проверки эффективности проделанной самостоятельно работы используются контрольные работы, консультации и возможности сети Интернет.

 

 

Учебно-методическое и информационное обеспечение курса

 

 

Основная литература.

 

 

1. История педагогики и образования [Текст]: учеб. пособие для студ./ (И.Н. Андреева, Т.С. Буторина, З.И. Васильева и др.); под ред. З.И. Васильевой. – 4-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2008.

2. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца ХХ века [Текст]: Учебное пособие для пед. учеб. заведений/ Под общей ред. акад. А.И. Пискунова. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: ТЦ Сфера, 2007.

3. Торосян, В.Г. История образования и педагогической мысли [Текст]: учеб. для студентов вузов/ В.Г. Торосян. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006.

 

 

Дополнительная литература.

 

1. Джуринский, А.Н. Зарубежная педагогика [Текст]: учеб. пособие для студ. вузов/А.Н. Джуринский. – М.: Гардарики, 2008.

2. Попов, В.А. История педагогики и образования [Текст]: учеб. пособие для студ. вузов/ в.а. попов; под ред. \ В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2010.

3. Стариков, Л.Д. История педагогики и философия образования [Текст]: учеб. пособие / Л.Д. Старикова. – Ростов н/Д: Феникс, 2008.  

 

Программное обеспечение и Интернет-ресурсы:

Б иблиотека ОмГПУ - http://www.omgpu.ru

Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU – http://elibrary.ru/defaultx.asp

Гуманитарная электронная библиотека – http://www.lib.ua-ru.net/katalog/41.htmlhttp://www.lib.ua-ru.net/katalog/41.htmlhttp://www.lib.ua-ru.net/katalog/41.htmlhttp://www.lib.ua-ru.net/katalog/41.html

Научная онлайн-библиотека Порталус – http://www.portalus.ru/

Библиотека Гумер – http://www.gumer.info/

Служба Twirps.com – http://www.twirpx.com/about/

Электронная библиотека учебников. Учебники по психологии –http://studentam.net/content/category/1/15/24/50/50/

Интернет библиотека электронных книг Elibrus – http://elibrus.1gb.ru/psi.shtml

Сайт Флогистон Ї http://flogiston.ru/articles/general

 

 

Современный этап развития образования в мире

 

Основное содержание

Модуль 24. Современный этап развития образования в мире. Особенности организации международных форм образования.

Мировая система образования. Основные правовые акты международного образовательного законодательства. Особенности организации международных форм образования. Правовое регулирование отношений в системе непрерывного образования и правовой статус участников образовательного процесса. Школьные системы как интеграция национальной, экономической и культурной политики государств. Образование в высокоразвитых странах мира (Великобритания, Франция, Германия, США, Япония, Китай и другие). Подготовка учителей за рубежом. Нормативно-правовое обеспечение модернизации педагогического образования в Российской Федерации. Значение зарубежного опыта для реформ системы образования в России. Соотношение российского и зарубежных законодательств в области образования. Болонский процесс и новые реформы образования. Российское педагогическое образование в контексте Болонского процесса.

 

 

Основные понятия курса.

Образование, система образования, социальный институт образования, стратегия развития образования, стандартизация образования, современный зарубежный педагогический опыт, национальная система образования и воспитания, педагогическая культура, образовательная политика, педагогическая документация.

 

 

Организация самостоятельной работы студента.

 

Самостоятельная работа студентов предполагает прежде всего знакомство с темами, которые не вызывают серьёзных сложностей при самостоятельном изучении материала. Кроме того, самостоятельная работа связана с подготовкой к семинарским занятиям. Для проверки эффективности проделанной самостоятельно работы используются работы аналитического характера, консультации и возможности сети Интернет.

 

 

Учебно-методическое и информационное обеспечение курса

 

 

Основная литература.

1. Борисенков, В.П., Гукаленко, О.В., Данилюк, А.Я. Поликультурное образовательное пространство России: истоки, теория, основы проектирования [Текст]. – М., 2006.

2. Джуринский, А.Н. Зарубежная педагогика [Текст]. Учебное пособие. – М., 2008.

3. Капранова, В.А. Сравнительная педагогика. Школа и образование за рубежом[Текст]: Учеб. пособие / В.А. Капранова. – Мн.: Новое знание, 2004.

Дополнительная литература.

1. Байденко, В.И. Болонский процесс: курс лекций [Текст].  – М.: Логос, 2004.

2. Вульфсон, Б.Л. Сравнительная педагогика. История и современные проблемы [Текст]. – М., 2003.

3. Вульфсон, Б.Л. Образовательное пространство на рубеже веков [Текст]. – М., 2006.

4. Вульфсон, Б.Л. Нравственное и гражданское воспитание в России и на Западе [Текст]. – М., 2008.

5. Джуринский, А.Н. Воспитание в многонациональной школе: пособие для учителей [Текст].  – М., 2007.

6. Дюжакова, М.В. Система образования и подготовка педагогов в США: история и современность. Воронеж [Текст]. – 2007.

7. Капранова, В.А. Сравнительная педагогика. Школа и образование за

Рубежом [Текст]: Учеб. пособие.—Мн.: Новое знание, 2004.

8. Розов, Н.Х., Попков, В.А., Коржуев, А.В. Практическая педагогика в высшей школе [Текст]. – М.,2008.

9. Россия-Китай: образовательные реформы на рубеже XX-XXI в.в. Сравнительный анализ [Текст]. – М., 2007.

10. Титов, В.А. Сравнительная педагогика (конспект лекций) [Текст] –М.: Приорит-издат, 2003.

11.  Хуторской, А.В. Образовательное пространство СНГ – проблема сравнительной педагогики [Текст]. – М.,2006.

 

Программное обеспечение и Интернет-ресурсы:

Б иблиотека ОмГПУ - http://www.omgpu.ru

Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU – http://elibrary.ru/defaultx.asp

Гуманитарная электронная библиотека – http://www.lib.ua-ru.net/katalog/41.htmlhttp://www.lib.ua-ru.net/katalog/41.htmlhttp://www.lib.ua-ru.net/katalog/41.htmlhttp://www.lib.ua-ru.net/katalog/41.html

Научная онлайн-библиотека Порталус – http://www.portalus.ru/

Библиотека Гумер – http://www.gumer.info/

Служба Twirps.com – http://www.twirpx.com/about/

Электронная библиотека учебников. Учебники по психологии –http://studentam.net/content/category/1/15/24/50/50/

Интернет библиотека электронных книг Elibrus – http://elibrus.1gb.ru/psi.shtml

Сайт Флогистон Ї http://flogiston.ru/articles/general

 

     

Система дошкольного образования.

 

Основное содержание

Модуль 25. Современная система дошкольного образования в России. История развития системы общественного дошкольного воспитания. Современная система дошкольного образования (Закон РФ «Об образовании», Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, Концепция модернизации российского образования до 2015 года.). Нормативно-правовое обеспечение модернизации дошкольного образования в Российской Федерации.Дошкольное учреждение как педагогическая система и объект управления. Организационно-правовая база, организация дошкольного учреждения.

 

Модуль 26. Содержание развития, воспитания и обучения детей раннего и дошкольного возраста. Ребенок раннего и дошкольного возраста как объект и субъект дошкольной педагогики. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений.Виды деятельности, доступные детям раннего и дошкольного возраста. Трудовое воспитание. Виды детского труда. Формы организации труда дошкольников. Этапы овладения деятельностью (А.А. Люблинская, Н.М. Крылова «Лесенка успеха»). Нравственное воспитание детей дошкольного возраста: механизмы, задачи, средства и методы нравственного воспитания. Умственное воспитание дошкольников: понятия «умственное воспитание» и «умственное развитие», физиологические и психологические основы умственного развития, задачи умственного воспитания. Средства и методы умственного воспитания. Сенсорное воспитание. Система сенсорного воспитания М. Монтессори. Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста: цель, задачи, условия, методы эстетического воспитания детей.

Модуль 27. Преемственность в работе современного ДОУ и начальной школы. Взаимодействие ДОУ и семьи. Подготовка ребенка к школе. Преемственность в работе детского сада и школы. Особенности современной семьи. Роль семьи в формировании личности. Коллективные формы сотрудничества семьи и ДОУ. Индивидуальные формы сотрудничества семьи и ДОУ. Взаимодействие семьи, школы, культурно-просветительских учреждений.

 

Основные понятия курса

Дошкольное образование, система образования, педагогическая система образования, образовательное учреждение, дошкольное образовательное учреждение. Педагогическая деятельность, детская деятельность, образовательная программа, умственное, физическое, трудовое, нравственное, сенсорное, эстетическое воспитание. Семья, преемственность, готовность ребенка к обучению в школе.

 

Учебно-методическое и информационное обеспечение курса

 

Основная литература.

1. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду [Текст]  / Под ред. Т. И. Бабаевой и др.].-3-е изд., перераб. -СПб.:Детство-Пресс,2008.

2. Маневцова, Л.М., Бабак, С.А. Организация делопроизводства в дошкольном образовательном учреждении [Текст]. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2004.

3. Маневцова, Л.М., Лебедева, С.С. Управление инновационным дошкольным образовательным учреждением в условиях социального партнерства [Текст]. СПб.: Детство-Пресс, 2005.

4. Поддьяков, Н.Н. Психическое развитие и саморазвитие ребенка от рождения до 6 лет. Новый взгляд на дошкольное детство [Текст]. СПб.: Сфера, 2010.   

5. Программа воспитания и обучения в детском саду [Текст]. Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. -М.:Мозаика-Синтез, 2009.

6. Смирнова, Е. О. Педагогические системы и программы дошкольного воспитания [Текст]: учеб. пособие для студентов пед. училищ и колледжей, обучающихся по специальности 0313 «Дошк. образование». — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005.

7. Тимофеева, Л.Л., Бережнова, О.В. Вариативные модели организации дошкольного образования [Текст]. Методическое пособие. – Педагогическое общество России, 2012.

 

 

Дополнительная литература.

1. Крылова, Н.М. «Лесенка успеха» или Три грани научно-методической системы детского сада [Текст]. – СПб., 2011.

2. Колодяжная, Т.П. Управление современным дошкольным образовательным учреждением [Текст]. – Ростов н/Д: Издательство «Учитель», 2002.

3. Сафонова, О.А. Программно-целевое управление развитием дошкольного учреждения [Текст]. – Н.Новгород., 2001.

4. Сергеева, В.П. Управление образовательными системами. Программно-методическое пособие [Текст]. – М., 2000.

5. Типовое положение О дошкольном образовательном учреждении. 12 сентября 2008 г. № 666.

6. Третьяков, П.И. Управление школой по результатам [Текст]. – М., 1999.

7. Управление качеством образования [Текст] /Под ред. М.М. Поташника. – М., 2000.

8. Шамова, Т.И. Давыденко, Т.М. Управление образовательным процессом в адаптивной школе [Текст]. – М., 2001.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 126; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.83.150 (0.059 с.)