Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Психокоррекционные методы при задержке психического развития
Психокоррекционная работа с детьми, имеющими задержку психического развития (ЗПР), должна начинаться с момента их поступления в специальную школу и иметь две основные задача оказывать помощь в преодолении их специфической незрелости и содействовать в разрешении индивидуальных и межличностных проблем. Опыт работы одного из авторов данной статьи по использования игровой деятельности для решения первой из вышеуказанных задач применительно к учащимся подготовительного класса школы-интерната для детей с ЗПР показал, что целенаправленное проведение игровых занятий создает оптимальные условия для развития потребностно-мотивационной сферы детей, облегчает процесс адаптации к новым условиям. Занятиям игровой деятельностью отводилось специальное время от одного до двух с половиной часов два раза в неделю. Они проходили под руководством психолога в недирективной форме. Игровые группы формировались таким образом, чтобы всегда имелась ведущая игровая диада, к которой подключались дети с менее развитой игрой деятельностью. Детям была предоставлена возможность организовывать сюжетно-ролевые игры и игры-драматизации практически на любой сюжет, проецировать в игровую ситуацию все свои проблемы, связанные как со школьными трудностями, так и с самыми разными сферами своей жизни. Анализ результатов показал, что для поступающих в школу детей с ЗПР игра остается той деятельностью, в рамках которой возможности раскрываются с наибольшей полнотой. Почти все дети, принимавшие участие в занятиях, демонстрировали в игре такой же или даже более высокий уровень развития учебных навыков, организованности, активности, как в реальной учебной деятельности, Особенно это касалось тех детей, которые либо силу пониженной самооценки, либо из-за негативного отношения к учению были малоактивны на уроках. Большинство детей другим играм предпочитали игру «в школу». Основное внимание дети уделяли отражению реального учебного процесса — решению примеров, написанию букв и;т. д., а также правилам поведения на уроке. «Учителя» давали лишь посильные для них самих задания. Показателем того, что детей придала содержательная сторона учебной деятельности, было то, обычно «учителя» брали тетради и выполняли те же задания, то и «ученики». Игра могла длиться более двух часов, проходила на повышенном эмоциональном уровне; даже приход родителей не мог оторвать детей от игры, хотя, обучаясь в школе-интернате, они родителей видели" только по выходным дням.
Таким образом, целенаправленное использование игровой деятельности в учебно-воспитательном процессе способствует формированию у детей с ЗПР положительного отношения к учению, закреплению конкретных представлений о содержательной и организационной сторонах учебной деятельности, тренировке навыков общения с одноклассниками и учителем. Особое значение имеет применение игровой деятельности в работе с детьми, предрасположенными к развитию дезадаптивных форм поведения и демонстрирующими негативное отношение к учению. Именносюжетно-ролевая игра может способствовать постененному формированию у ребенка положительного отношения к реальной школьной жизни, что, в свою очередь, будет стимулировать развитие у него интереса к учению и повышение успеваемости. Зарубежный опыт использования игровой терапии применитель но к детям, испытывающим трудности в обучении, также говорит о том, что проведение игр, в частности игр-драматизации, способствует росту творческих и интеллектуальных способностей ребенка (улучшаетпроцесс обобщения, приобретения новых знаний и понятий), а также накоплению определенных социальных навыков, позволяющих ребенку успешно приспосабливаться к дейст вительности. Из вышеизложенного следует вывод о том, что педагогические работники школ и; классов выравнивания для детей с ЗПР должны иметь а виду, что,, формируя у детей данной категории познавательные мотивы, учебные навыки, межличностные отношения, необходимо учитывать их повышенную потребность в игре. Параллельно с проведением со всеми учениками класса сюжетно-ролевых игр, игр-драматизации, которые имеют целью пре одоление общих проблем детей с ЗПР, целесообразно заниматься индивидуальной коррекционной работой. В силу того что современный учитель массовой школы (а именно он обучает детей с ЗПР), как правило, не владеет в достаточной мере психологическими знаниями, необходимыми Для квалифицированного глубокого анализа поведенческих проявлений ребенка, для успешной коррекционной работы необходим/психолог, знакомый с методами психологической диагностики и коррекции.
Мы часто сталкиваемся с тем, что учитель обращается к психологу за подтверждением своих негативных суждений об ученике и одобрением уже сложившихся у него стереотипов педагогического воздействия. На основании имеющегося опыта профилактической и психо-коррекционной работы в специальной школе-интернате для детей с ЗПР мы выделяем следующие ее этапы 1. Диагностика личностных особенностей ребенка, его межличностных отношений с точки зрения возможностей возникновения зон психологической напряженности. 2. Диагностика адекватности проводимых воспитательных воздействий в семье и школе психологическим особенностям учащегося 3. Психокоррекционная работа с ребенком и повышение психологической грамотности родителей и учителей: индивидуальное и групповое обсуждение психологических проблем учащихся; прослушивание лекционных циклов об особенностях детей с ЗПР в целом, об общих чертах детей данного класса (школы), формирующих у родителей адекватное восприятие своих детей; проведение индивидуальной и групповой психотерапии с семьями детей; создание постоянно действующих групп профессионального роста для учителей; проведение дважды в год педагогических консилиумов. 4. Повторная диагностика зон психологической напряженности.у учащихся для оценки результативности психокоррекционных мероприятий.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 71; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.77.114 (0.005 с.) |