По 0,5 балла за верный ответ. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

По 0,5 балла за верный ответ.



Класс

Для учителя:

1. Приведите примеры слов, когда

а) количество букв и звуков в нём совпадает

б) звуков больше, чем букв

в) букв больше, чем звуков

 3 балла(по 1 баллу за каждый пример)

 

2. Какими буквами может быть выражено окончание существительных в форме множественного числа именительного падежа? Подтвердите ваш ответ примерами (не менее трех примеров на одну букву).(5 баллов)

Ответ:

И (примеры: звуки, школьники, люди и т. д.)

Ы (примеры: буквы, мужчины, сёстры и т. д.)

А (примеры: озёра, леса, рога и т. д.)

Я (примеры: учителя, братья, деревья и т. д.)

Е (примеры: граждане, бояре, англичане и т. д.)

3. Известно, что русское ударение имеет несколько функций. Прочитайте пары слов, в которых выделенные буквы указывают на ударный звук.

1) мУзыка - музЫка, 2) твОрог — творОг, 3) шЁлковый - шелкОвый, 4) зАмок — замОк, 5) кОмпас — компАс, 6) вОлос - волОс, 7) бАгритъ — багрИть, 8) пиццЕрия — пиццерИя, 9) оптОвый — Оптовый, 10) хОдите — ходИте.

Распределите пары слов по группам в соответствии с функцией ударения в каждой паре:_________________________________________________

Функция ударения Номера пар слов
1 Ударение различает слова (смыслоразличительная функция).  
2 Ударение различает некоторые грамматические формы одного слова.  
3 Ударение различает общеупотребительный и профессиональный варианты произношения слова.  
4 Ударение различает современный и устаревший варианты произношения слова.  
5 Ударение различает литературный и народнопоэтический варианты слова.  
6 Ударение не выполняет различительной функции (слова - дублеты, когда разница в месте ударения не значима). Представлены варианты нормы  
7 В одном из слов ударение просторечное (отражает неграмотную разговорную речь)  

 

Ответ

Функция ударения Номера
    пар
    слов

 

1 Ударение различает слова (смыслоразличительная функция). 4,7
2 Ударение различает некоторые грамматические формы одного слова. 6,10  
3 Ударение различает общеупотребительный и профессиональный варианты произношения слова. 5
4 Ударение различает современный и устаревший варианты произношения слова. 1
5 Ударение различает литературный и народнопоэтический варианты произношения слова. 3
6 Ударение не выполняет различительной функции (слова- дублеты, когда разница в месте ударения не значима). Представлены варианты нормы 2
7 В одном из слов ударение просторечное (отражает неграмотную разговорную речь) 8,9

 

Оценка:

По 1 баллу за каждую верно вписанную в графу пару.

Итого: 10 баллов максимум.

 

 

4. Подберите русские эквиваленты (соответствия) к следующим фразеологизмам и пословицам:

а) как псу муха (польск.) -

б) принять пузыри за фонари (франц.) -

 в) записать за ушами (чешск.) -

г) спеши медленно, не торопясь (лат.) —

д) когда свинья в жёлтых шлёпанцах вскарабкается на грушу (болгарск.) —

 

Ответ:

а) как псу муха (польск.) - как слону дробина; как слону булочка;

б) принять пузыри за фонари (франц.) - принять за чистую монету;

в) записать за ушами (чешск.) - зарубить на носу, намотать на ус;

г) спеши медленно, не торопясь (лат.) - тише едешь - дальше будешь, поспешишь - людей насмешишь, что скоро, то не споро; воробьи торопились, да маленькими уродились;

д) когда свинья в жёлтых шлёпанцах вскарабкается на грушу (болгарск.) — когда рак на горе свистнет/после дождичка в четверг; на морковкино заговенье, на турецкую пасху.

Оценка:

по 1 баллу за каждый верно приведённый эквивалент (он может быть иным, нежели в ответе, но соответствовать по значению данному);

1 балл (добавочный), если к одному данному выражению верно приведено более одного эквивалента.

Итого: 6баллов максимум.

 

5. Подберите как можно больше слов, состоящих из трёх букв, разных частей речи(9 баллов)

 

6. Назовите устаревшие слова, обозначающие части тела человека(по 1 баллу за каждый правильный ответ)

 

Класс

Ответы

             Лингвистические тесты

1. свЕкла, срЕдства, углубИть, шАрфы, тОрты, баловАть, досУг, дОчиста, намЕрение, обеспЕчение.                                                                                                       Мах – 5 б., за каждое верно выписанное слово – 0,5 б.

2. Антитеза -противопоставление, секьюрити -охранник, имитация –подделка, копия, форс-мажор – неизбежность, неотвратимость, кредо - принцип, идея. Мах – 5 б., за каждое верно выписанный синоним – 0,5 б., и за каждое написанное предложение – 0,5 б.

 

3. Абонент-документ, абонемент –человек, пользующийся абонементом, невежа –грубый, невоспитанный человек, невежда – малообразованный незнающий, враждебный – неприязненный, вражеский –связанный с врагом.

Мах – 3 б., за каждое верно объясненное слово – 0,5 б.

 

4. 5 морфем: превзошли, улыбнулся. 4 морфемы: утомлён, по-французски, влюблённый. 6 морфем: занимался.

Мах – 5 б, за каждое правильно указанное слово - 0,5 б, правильный комментарий - 1б.

 

5.              Зоопарк, кенгуру, кофе, врач, Токио, салон, тюль, ВУЗ, экзамен.

Мах – 4,5 б., за каждое верно выписанное слово – 0,5 б.

 

6. 1)Сестра просила нас вернуться домой к вечеру. (косвенное дополнение). 2) Командир отдал приказ наступать. (определение) 3) Утром спросонок он никак не мог осознать, где находится (часть составного глагольного сказуемого). 4) Думаю, гражданин, вы войдете в такое положение и наймете его стричь табун (обстоятельство цели). 5) Написать записку по-французски казалось ей неуместным (подлежащее).                                                                                             Мах – 5 б, за каждую правильно названную синтаксическую функцию – 1 б.

7. Лингвистические задачи

 

8. Неверно. Сыщик- суффикс ИК, поручик- суффикс ИК, помещик –входит в корень

9. 1)… а дальше – худенький, ещё сквозной лесок (пропущено сказуемое виднелся). 2) Закрылась платочком (пропущено подлежащее девушка). 3) … зачем пришла (пропущено подлежащее Даша). 4) – Да, из России (пропущены подлежащее я и сказуемое приехал). 5) Берлогу – медведь (пропущено сказуемое ищет).

Мах – 5 б, за каждое правильно указанное неполное предложение – 0,5 б, за правильный комментарий – 0,5 б.

10. Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра.

Мах – 2,5 б.

11. Дело табак - дело не удалось, остальные фразеологизмы имеют значение все получилдось.

Ходить по острию ножа – находиться в опасном положении или ситуации. Остальные фразеологизмы имеют значение бездельничать.

Держать нос по ветру – приспосабливаться к обстоятельствам. Остальные фразеологизмы имеют значение расстроиться, ходить унылым.

Валять дурака – баловаться. Остальные фразеологизмы имеют значение обмануть.

Мах – 4 б., за каждый верно указанный фразеологизм – 0,5 б., за каждый аргумент – 0,5 б.

12. 1)Скоро по улицам будут ходить новые автобусы (простое глагольное сказуемое, выраженное сложным будущим временем). 2)Мальчишки продолжали гонять мяч (составное глагольное сказуемое, выраженное вспомогательным глаголом и инфинитивом). 3) Мы сразу стали тише и взрослей (составное именное сказуемое, выраженное глаголом связкой и именной частью). 4) Через час он пришёл в себя (простое глагольное сказуемое, выраженное фразеологизмом).

Мах – 6 б., за верное нахождение сказуемого – 0,5 б., за объяснение – 1 б.

3. Творческое задание

При оценке учитывается соответствие текста типу рассуждение – 2 б., объем – 2 б., количество и качество аргументов – по 1 б., мах – 7 б.

 

Класс

Ключи к варианту 1

     

    Ключ к №1.

Мчится, тройка, удалая, вдоль, дороге, столбовой, колокольчик, Валдая, гудит, дугой.

 

     Ключ к №2.

Расставьте ударение в словах: балОванный, вероисповЕдование, воспринЯть, Иконопись, каталОг, пережитОе, придАное, свёкла, слИвовый, украИнский, ходАтайство, апострОф, опОшлить, облегчИть, намЕрение, завИдно, еретИк, пЕтелька, кУхонный, цемЕнт.

 

     Ключ к №3.

Обе ученицы правы. Вне текста глагол «говорите» можно рассматривать как глагол изъявительного наклонения, 2лица, множественного числа, -ите- личное окончание глагола 2 спряжения- (вы говорите) и как глагол повелительного наклонения (говорите громче),где -и-суффикс повелительного наклонения, те- окончание 2лица множественного числа

     Ключ к №4.

Ночь- ночка

      -ночник

      -ночной

     -ночевать- ночёвка

                       -заночевать

                       -переночевать

 

Ключ к №5.

Произведите анализ морфемной структуры слова с современной и исторической точек зрения:

Современный разбор------------Историческое членение

Внуш-и-ть                             вн-уш-и-ть(этимологическое значение

                                                  «вложить в ухо»)

Прихот-лив-ый                     при-хот-лив-ый (корень тот же, что и в словах

                                                при-хот-ь, хот-е-ть, похоть)        

 

 

  Ключ к №6.

Корень «кры» отчётливо проявляется в каждом из слов рассматриваемой группы. Все слова являются производными от древнего «крыти» с тем же значением, что и в современном слове «крыть». Слово «крыльцо» (древняя форма «крыльце») первоначально было уменьшительно-ласкательным образованием от крыла.

 

   Ключ к №7.

А) авантюризм, б)антракт, в) гротеск, г) эпитет.

 

   Ключ к №8.

Дюйм- английская мера длины; куркума- травянистое растение семейства имбирных; курсив- наклонный типографский шрифт, близкий к рукописному по начертанию; реликвия- свято хранимые как память о прошлом вещи; фетиш- предмет слепого поклонения; купюра- сокращение, изъятие текста; гобой- деревянный духовой музыкальный инструмент.

 

   Ключ к №9.

А)так, как получится, случится;

б) устранить отчуждённость, отдалённость, недоверие между кем-либо;

в) очень быстро, стремительно или упорно делать что-либо;

г) ничем не выделяющийся, посредственный человек.

 

   Ключ к №10.

а)наречие; б)наречие; в)предлог; г)союз; д)наречие; е)предлоги; ж)наречие. 

 

    Ключ к №11.

 4.Название книги является несогласованным приложением, при употреблении слова книга название не склоняется.

 

    Ключ к №12.

Разделительный твёрдый знак.

 

    Ключ к №13.

Предложение 3 – облако закрыло.

 

    Ключ к №14.

Пели вторые петухи. С неба в притихшее озеро Кочки капали тёплые звёзды. В осоке сонно крякали утки. В хлевах, чувствуя приближение утра, мычали коровы. В мутном, побледневшем воздухе неслышно носились летучие мыши. Наквакавшись вдоволь, крепким сном спали лягушки.     

 

2 вариант

 

       Задание№1.(10баллов)

Расставьте ударение в словах: сливовый, петля, усугубить, поименный, обжитое, досуг, новорожденный, коклюш, жалюзи, туфля, знамение, озвучение, медикаменты, задолго, еретик, анатом, донельзя, бармен, эксперт, перчить.

 

      

   Задание№2 (2,5балла)

Определите, в каких словах пишется буква «э»:

а)д..т…ктор     г)пиру…т(в танце)       ж)трёх...тажный

б)про…кт        д)фуж…р                       з)с…кономить

в)уд…гейцы     е)ду…ль                       и) кар…

 

       

 

     Задание№3(3,5баллов)

Разбейте слова на морфемы: таможенник, оправдательный, осетрина, баллотировать, подъездной, преуменьшать, царственность.

       

                Задание№4 (2балла)

В каких случаях на месте пропуска произносится [ э ],а в каких [ о ]?

Голол…дица, оп…ка, аф…ра, безнад…жный, ман…вры.

 

 

                  Задание №5 (4балла)

Объясните значение данных выражений, попробуйте определить их происхождение.                                                                                

Счастливые часов не наблюдают. Во всех ты, душенька, нарядах хороша!

                             Со щитом или на щите.

Перекуём мечи на орала.

 

          

                     Задание №6 (5баллов)

Есть ли родственная связь между словами мир и милый?

 

       

                  Задание №7 (10 баллов)

Вспомните и составьте по двум данным словам пословицы и поговорки:

Коса- камень, брод- вода, свет- тьма, перья- уменье, лес- щепка, шило- мешок, журавль – синица, слово- воробей, серо- бело, глаза- рука.

 

 

               Задание №8 (10баллов)

«Да, так-с! Ужасные бестии эти азиаты…» (М.Ю.Лермонтов)

«…Он дамам к ручке не подходит;

Всё да да нет; не скажет да-с

Иль нет-с». Таков был общий глас.    (А.С.Пушкин)

«Василий- су! Отведай сего царского брашна!» (А.К.Толстой)

«Никита-ста! Царь-государь жалует тебя чашей со своего стола» (А.К.Толстой)

«С» «су» «ста» - эти «приговорки» называются «словоерсами»

Что они обозначают? Что обозначает слово «словоерс»?

 

                             Задание №9 (3балла)

Определите, какие среди данных слов являются именами существительными одушевлёнными: платье, жизнь, сын, мертвец, труп, народ, семья, душа, кукла, круп, щенок, толпа, урод, общество, отряд, утопленник, брат, гость.

 

                             Задание №10 (4балла)

Определите, какими членами предложения являются выделенные наречия.

1.На завтрак были поданы яйца вкрутую.

2.По мосту пришлось ехать шагом.

3.Туфли пришлись впору.

4. У Марфы все дочери уже замужем.

5.Дом слева оказался музеем.

6.Она попросила посетителя быть вежливым к продавцам.

7. Сверху и снизу бежала вода.

8.Его приезд весьма некстати.

  Задание №11 (5баллов)

Восстановите стихотворную строфу по перепутанным строкам, в которых все слова даны в начальной форме, расставьте знаки препинания.

Много, я, час                                             Прилечь, между, высокий, трава

Бежать, и, наконец, устав                        Прислушиваться, погоня, нет

 

                     

                   Задание №12 (1балл)

Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Выбрав пьесу,

1)мы немедленно начали репетировать.

2)оказалось, что там слишком много ролей.

3)началось распределение ролей.

4)была назначена первая репетиция.

 

 

                           

                    Задание №13 (5баллов)

Определите, какая известная русская пословица передана средствами научного стиля? Передайте в научном стиле любую другую русскую пословицу.

Информация, сохранённая на какой-либо поверхности с помощью традиционного орудия письма, не может быть уничтожена или каким-либо способом деформирована посредством применения насаженного на рукоятку металлического инструмента с лезвием и обухом.

 

                   Задание №14 (14балла)

 

                           По данному началу создайте текст в публицистическом стиле. Обоснуйте мысль, содержащуюся в первом предложении.

Я уверен, что для полного овладения русским языком, для того, чтобы не потерять чувство этого языка, нужно не только постоянное общение с простыми русскими людьми, но также общение с лесами, водами, старыми ивами, с пересвистом птиц и с каждым цветком, что кивает головой из- под куста лещины.

 

Ключи к варианту 2

 

          Ключ к №1

СлИвовый, пЕтля, усугубИть, поимённый, обжитОе, досУг, новорождённый, коклЮш, жалюзИ, тУфля, знАмение, озвУчение, медикамЕнты, задОлго, еретИк, анАтом, донЕльзя, бАрмен, экспЕрт, перчИть.

 

         Ключ к №2

В,г,е,ж,з.

        

               Ключ к №3

Таможен-н-ик, о-правд-а-тельн-ый, осетр-ин-а, баллот-иров-а-ть, подъ-езд-н-ой, пре- у- мень-ш-а-ть, цар-ств-енн-ость.

 

               Ключ к №4

[ э ] – гололедица, опека, афера

[ о ] – безнадёжный, манёвр

        

      Ключ к №5

1.Счастливые люди обычно не замечают течения времени. Литературный источник – А.С.Грибоедов «Горе от ума»

2.Снисходительность к женским слабостям, к стремлению нарядно одеться, украсить себя. Литературный источник – поэма И.Ф.Богдановича «Душенька»

3.Оказаться победителем, идти на риск, биться героически и погибнуть в бою. В Древней Греции павшего в бою воина выносили с поля боя на его щите.

4.Сменить войну на мир. «Орало» - соха

 

          Ключ к №6

Слово ми-р образовано от слова ми-лый. Древний корень ми является корнем индоевропейского характера и первично имел значение «нежность, радость, удовольствие» (См. словарь Шанского Н.М.)

          

         Ключ к№7

Нашла коса на камень. Не зная броду, не суйся в воду. Ученье – свет, неученье- тьма. Красна птица перьями, а человек уменьем. Лес рубят- щепки летят. Шила в мешке не утаишь. Не сули журавля в небе, а дай синицу в руки. Слово не воробей, вылетит – не поймаешь. Мыло серо, да моет бело. Глаза боятся, руки делают.

       

           

 

           Ключ к №8

«С» - всё, что язык сохранил от слова «государь». «Государь» превратился в «сударь»; «сударь»- в «су»; «су» в «с».

«Ста» - придавало обращению вежливость и почтительность и обозначало «пожалуй, старый» («пожалуй, награди меня такой милостью твоей») -     

«Скушайте, пожалуй-ста»

Буква «С» в старославянской азбуке носила название «слово», сочетание из неё и «ера» в народе получило имя «словоер». «Словоерс» буквально значит: «эс да ер будет «с». (УспенскийЛ.В. «Слово о словах»)

 

      Ключ к №9

Сын, урод, утопленник, брат, гость, щенок.

 

        Ключ к №10

1-определение; 2-обстоятельство; 3-сказуемое; 4-сказуемое;

5-определение; 6-дополнение; 7-обстоятельство; 8-сказуемое.

 

      Ключ к №11

Много я часов

Бежал и, наконец, устав,

Прилёг между высоких трав;

Прислушался: погони нет.

 

       Ключ к №12 - (1).

 

      Ключ к№13

Что написано пером, не вырубишь топором.

 

Ключ к №14

Я уверен, что для полного овладения русским языком, для того, чтобы не потерять чувство этого языка, нужно не только постоянное общение с простыми русскими людьми, но также общение с лесами, водами, старыми ивами, с пересвистом птиц и с каждым цветком, что кивает головой из- под куста лещины…………………

 

Класс

Ответы к заданиям олимпиады по русскому языку в 10-м классе

№1. Включ а т, диспанс е р, зав и дно, зарж а веть, к а мбала, кол о сс, некрол о г, обесп е чение, симметр и я, ход а тайство.

Всего – 5 баллов.

№2.

  • Медведь – общеслав., образовано сочетанием слов мёд и ед (еда).
  • Очки – исконно русск., образовано от слова око – «глаз». Проверочное слово – очи.
  • Петух – исконно русск., образовано от глагола петь – буквально «поющий».
  • Печаль – от печа – «забота». Печаль – «то, что заботит, жжет» (пекло – «жар, зной»).
  • Председатель – собственно русск., образовано на базе сочетания «сесть впереди, занять первое место». Проверочное слово – сесть.
  • Работа – производное от раб – «сирота, подневольный работник».
  • Сейчас – исконно русск., образовано путем сращения слов сей – «этот» и час.
  • Созерцать – от со+зерцало. Проверочное слово – зеркало.
  • Уважать – польск., восходит к общеславянск. важный, образованному от существительного вага – «вес, тяжесть»
  • Урожай – исконно русск., образовано от той же основы, что урод, род. Урожай – «то, что уродилось».

Всего – 5 баллов

№3.

архангелогородцы, -ец, -ка
одесситы, -ит, -ка
костромичи, -ич, жительница Костромы
киевляне, -ин, -ка
куряне, -ин, -ка
пермяки, -як, -ячка
римляне, -ин, -ка
бакинцы, -ец, -ка

Всего – 8 баллов

№4.

Адреса́т (или получатель) — человек или организация, которым адресованы почтовое отправление, почтовый перевод денежных средств, телеграфное или иное сообщение.
Адреса́нт (или отправитель) — человек или организация, которые адресуют почтовое отправление, почтовый перевод денежных средств, телеграфное или иное сообщение

Дипломат – должностное лицо, специалист, занимающийся дипломатической деятельностью, работой в области внешних отношений.
Дипломант – лицо, награждённое дипломом за успешное выступление на конкурсе, фестивале и т. п.

Гарантийный – относящийся к гарантии.
Гарантированный – обусловленный законом, обеспеченный.

Всего – 6 баллов

№5. Фразеологизмы:

Пойти на лад, вогнать в гроб, скалить зубы, переливать из пустого в порожнее, смотать удочки, собаку съесть, оставить в дураках, белены объесться.

Всего – 8 баллов

№6.

1. а) наречие; б) краткое прилагательное; в) категория состояния.

2. а) указательное местоимение; б) частица; в) союз.

3. а) наречие; б) существительное с предлогом; в) производный предлог.

4. а) наречие; б) производный предлог; в) вводное слово.

Всего – 12 баллов

№7. Внемлют – форма настоящего времени от глагола внимать; лексическое значение глагола внимать – «слушать, воспринимать»; от него исторически образованы внимание, внимательный.

  • Мздою – существительное, начальная форма мзда – «оплата, вознаграждение, взятка»; исторические производные – возмездие, мздоимец.
  • Очеса – форма множественного числа от око – глаз; производные от слова око с исторической точки зрения очный, очки, воочию, окно.
  • Зыблет – форма глагола зыбать в значении «колебать, качать»; исторические производные – зыбкий, зыбучий, незыблемый зыбь, зыбка.

Назвать начальную форму слова – 1 балл; указать лексическое значение – 1балл; привести пример исторического производного – 1 балл. Итого – 12 баллов.

№8.

1. Птичка лежала на траве и дрожала всем телом. Или: Птичка лежит на траве и дрожит всем телом. (Нарушение видо - временной соотнесенности глагольных форм)

2. Уехав из города, я долго мучился неприятными воспоминаниями. Или: Когда я уехал из города, меня долго мучили неприятные воспоминания (Ошибка в построении предложения с деепричастным оборотом).

3. Швабрин не считается с мнением окружающих. (Неоправданное употребление стилистически сниженной (жаргонной) лексики.)

4. Девочка взяла тарелку, подошла к собаке и поставила посуду на пол. (Неудачное употребление местоимения).

5. Человек ведёт праздную жизнь. (Неразличение паронимов)

6. Это качество свойственно всем писателям. (Употребление рядом (или близко) однокоренных слов (тавтология)).

7. Наконец-то наступил долгожданный июнь, и мы поехали отдыхать. (Употребление лишних слов, лексическая избыточность).

8. Жилин радовался, что опять (снова) может совершить побег. (Употребление слова в несвойственном ему значении).

Всего – 8 баллов

№9. Употребление буквы ё обязательно в текстах с последовательно поставленными знаками ударения, в словарях для указания места ударения и правильного произношения, в книгах для детей младшего возраста (в том числе учебниках для школьников младших классов), в учебниках для иностранцев. В обычных печатных текстах ё рекомендуется писать в тех случаях, когда возможно неправильное прочтение слова (все и всё), буква позволяет предупредить речевую ошибку и разграничить омоформы (узнаем – узнаём), когда нужно указать на правильное произношение некоторых иноязычных имен собственных (Бёрнс) или редких слов (сёрфинг). Букву ё следует также писать в собственных именах. В остальных случаях употребление ё факультативно, то есть необязательно.

Об истории. Буква ё была впервые употреблена в печатном тексте в 1797 г. в стихотворении Н. М. Карамзина «Аониды», в слове слёзы, столь характерном для сентиментализма XVIII в. Поэтому букву ё принято связывать с именем Карамзина, хотя есть исторические сведения, что автором буквы была Е. Р. Дашкова, возглавлявшая Российскую академию наук. Писатель же лишь использовал эту букву на практике. До указанной даты на месте буквы ё употреблялся знак iо, появившийся в русском письме под влиянием польской графики.

За каждый верно указанный случай употребления – 1 балл (всего – 10 баллов)

Всего – 12 баллов

№10. Сравнение (рыжая кобыла); олицетворение (ветер мнет листву, целует); эпитеты (синий лязг, шагом осторожным и др.); метафора (осень чешет гриву, язвы красные).

По 1 баллу за верно названное средство изобразительности с примером.

Всего – 4 балла

№11. Москва – большой гостиный двор; Петербург – светлый магазин. Москва нужна для России; для Петербурга нужна Россия. В Москве редко встретишь гербовую пуговицу на фраке; в Петербурге нет фрака без гербовых пуговиц. Петербург любит подтрунивать над Москвою, над аляповатостью, и неловкостью, и безвкусием; Москва кольнет Петербург тем, что он человек продажный и не умеет говорить по-русски. В Петербурге на Невском проспекте гуляют в два часа люди, как будто сошедшие с журнальных модных картинок, выставляемых в окна, даже старухи с такими узенькими талиями, что делается смешно; на гуляньях в Москве всегда попадается в самой середине модной толпы какая-нибудь матушка с платком на голове и уже совершенно без всякой талии. Сказал бы еще кое-что, но – Дистанция огромного размера!..

(Н.В.Гоголь)

Класс

Ключи:

Максимум -5 баллов.

Каждый ошибочный вариант - минус 1 балл (снижение возможно до нуля).

нам е рение                              б а нты

включ и шь                             углуб и ть

бал о ванный                           озл о бить

прируч ё нный                         приб ы в

дозвон и тся                             крас и вейший

 

2. Максимум — 12 баллов, каждая ошибка - минус 1 балл.

эпоха П росвещения                      В ладимир К расное С олнышко

П арижская к оммуна                      В еликая О течественная в ойна

З аслуженный учитель                  Г осударственная Д ума

Д ень П обеды                                 О рганизация О бъединённых Н аций

Г оголевские чтения                      С овет Ф едерации

О ленькины стихи                          ч еховские п ьесы

 

Максимум - 4 балла.

Буква Ё была придумана Н.М.Карамзиным (2 балла) и впервые применена им в 1797 году (2 балла).

 

4. Максимум - 22 балла: синоним(ы) к каждому слову - 2 балла, каждое определение 2 балла.

Скрытый - тайный, скрытный - неоткровенный; будний - не праздничный, будничный - прозаичный, однообразный; всякий - каждый, всяческий - самый раноо6разный; приметливый - способный примечать, приметный - заметный; фактический – достоверный, действительный, фактичный - документальный.

Паронимы (от греч. para - «возле», onyma - «имя») - это разные по значению слова, несколько сходные по звучанию, написанию, по грамматической отнесённости к одной части речи, часто родственные.

 

5. Максимум - 8 баллов: выбор пары - 2 балла, лексическое значение каждого фразеологизма в паре - 2 балла; объяснение выбора - 2 балла.

Сесть на мель - сесть в калошу, так как все остальные пары фразеологизмов - синонимы.

Сесть на мель означает «попасть в трудное положение».

Сесть в калошу - «поставить себя в глупое, неловкое или смешное положение».

 

6. Максимум - 12 баллов: по 2 балла за верно расставленные знаки препинания и точное объяснение каждого предложения.

Сам он пролежал всю весну и не видел, как деревня уехала на посевные работы. (СПП)

Эти господа, как известно, любят засматриваться на луну да слушать щёлканье соловьёв.

(Вводные слова)

Соседские дети были как ангелочки. (Оборот в составе сказуемого)

Положим, что тебе, как другу моему, позволено осуждать меня. (Обособление приложения со

значением причины)

Он стоял как вкопанный. (Фразеологический оборот в роли сказуемого)

И грусть на дне старинной раны зашевелилася, как змей. (Сравнительный оборот)

 

7. Максимум - 12 баллов: по 2 балла за выбор и по 2 балла за объяснение.

Закричать, зашуметь, захвалить, запрыгать (захвалить; так как все остальные слова имеют общее значение – «начало действия»);

набрать, набросить, насолить, насушить (набросить; так как все остальные глаголы обозначают действие, которое привело к значительным результатам);

подлечить, подбежать, подплыть, подъехать (подлечить; у остальных глаголов общее значение – «приближение к чему-либо»).

 

8. Максимум - 10 баллов: каждый вариант обоснования выбора слова - 2 балла.

Обладать, так это единственный непереходный глагол;

облагать, так как только в этом слове с точки зрения современного словообразования выделяется приставка (ср. налагать, прилагать, слагать);

облагать, так как в этом слове нет неполногласного сочетания - ла -, которое есть в двух других словах. Ср. обл а дать, вл а дети - Володимир (ист.); обл а чить, вл а чить - в о л о чить (ист.);

обладать, так как в этом слове нет исторического чередования согласных, присутствующего в двух других, - Г//Ж, К//Ч.

облагать, так как корень с чередованием, а написание безударной гласной в словах обладать, облачить требует запоминания.

 

9. Максимум - 10 баллов: по 2 балла за каждое предложение.

По окончани и колледжа я могу идти на второй курс института.

Ряд петербургских школ точно будет участвовать в конкурсе.

В его стихах, написанных в это время, чётко выражены мотивы протеста и тоски.

Соседи потерпевшего Юрия утверждают, что около полудня в квартире был слышен шум.

Беседа с заведующим финансов ым отдел ом прошла безрезультатно.

 

10. Максимум - 10 баллов. Примерный текст.

Даль Владимир Иванович (1801 - 1872) - русский лексикограф, писатель, этнограф. Учился в Морском корпусе (1814 - 1819), до 1826 г. находился на военной службе, в 1829г. окончил медицинский факультет Дерптского университета, был врачом, затем чиновником.

Свыше пятидесяти лет работал над составлением «Толкового словаря живого великорусского языка», за который был удостоен Ломоносовской премии АН и звания почётного академика.

Словарь содержит свыше 200 тысяч слов, отражает словарный состав русского языка середины ХIХ века. В словарь Даля широко включалась лексика живой разговорной речи, собранная автором в разных областях России. Расположение слов гнездовое. Большое место занимают фразеология, пословицы, поговорки. Значения слов Даль раскрывал следующими приёмами: через синонимы, словосочетания, давая описательные толкования или справки энциклопедического характера.

 

Максимум - 10 баллов.

Письмо по памяти оценивается по пятибалльной системе (точность содержания и грамотность).

 

 

Класс

Для учителя:

1. Приведите примеры слов, когда

а) количество букв и звуков в нём совпадает

б) звуков больше, чем букв

в) букв больше, чем звуков

 3 балла(по 1 баллу за каждый пример)

 

2. Какими буквами может быть выражено окончание существительных в форме множественного числа именительного падежа? Подтвердите ваш ответ примерами (не менее трех примеров на одну букву).(5 баллов)

Ответ:

И (примеры: звуки, школьники, люди и т. д.)

Ы (примеры: буквы, мужчины, сёстры и т. д.)

А (примеры: озёра, леса, рога и т. д.)

Я (примеры: учителя, братья, деревья и т. д.)

Е (примеры: граждане, бояре, англичане и т. д.)

3. Известно, что русское ударение имеет несколько функций. Прочитайте пары слов, в которых выделенные буквы указывают на ударный звук.

1) мУзыка - музЫка, 2) твОрог — творОг, 3) шЁлковый - шелкОвый, 4) зАмок — замОк, 5) кОмпас — компАс, 6) вОлос - волОс, 7) бАгритъ — багрИть, 8) пиццЕрия — пиццерИя, 9) оптОвый — Оптовый, 10) хОдите — ходИте.

Распределите пары слов по группам в соответствии с функцией ударения в каждой паре:_________________________________________________

Функция ударения Номера пар слов
1 Ударение различает слова (смыслоразличительная функция).  
2 Ударение различает некоторые грамматические формы одного слова.  
3 Ударение различает общеупотребительный и профессиональный варианты произношения слова.  
4 Ударение различает современный и устаревший варианты произношения слова.  
5 Ударение различает литературный и народнопоэтический варианты слова.  
6 Ударение не выполняет различительной функции (слова - дублеты, когда разница в месте ударения не значима). Представлены варианты нормы  
7 В одном из слов ударение просторечное (отражает неграмотную разговорную речь)  

 

Ответ

Функция ударения Номера
    пар
    слов

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 460; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.11.34 (0.277 с.)