Глава II. Педагогический эксперимент 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава II. Педагогический эксперимент



Планирование педагогического эксперимента

Цель: выявление эффективности работы учебными текстами в начальном курсе географии (на примере темы «Литосфера»)

Задачи:

1.Разработать констатирующий этап

2.Составление учебных занятий по предмету «География»

3. Разработка итогового тестирования.

Цель педагогической практики: подготовка материалов педагогического эксперимента по теме исследовательской работы «Методика формирования понятий в начальном курсе географии при работе с учебными текстами (на примере темы «Литосфера»)».

Начальный курс географии достаточно стабилен, он продолжает изучение географии в школе. В его структуре заложена преемственность между географическими понятиями, обеспечивающая динамизм в развитии, расширении и углублении знаний и умений учащихся, в развитии их географического мышления, самостоятельности в приобретении новых знаний.

При его изучении учащиеся должны усвоить основные общие предметные понятия о географических объектах, явлениях, а также на элементарном уровне знания о земных оболочках. Кроме того, учащиеся приобретают топографо-картографические знания и обобщенные приемы учебной работы на местности, а также в классе.

Программа темы «Литосфера» включает содержание:

Внутреннее строение Земли (ядро, мантия). Зем­ная кора — внешняя оболочка. Ее строение, свойства, современные исследования. Горные породы и минералы, слагающие земную кору. Их свойства и использование человеком: руд­ные, горючие, строительные, химические и др.

Основные виды движений земной коры: верти­кальные и горизонтальные. Землетрясения, изверже­ния вулканов. Горячие источники и гейзеры.

Разнообразие рельефа земной коры. Основные формы рельефа земной поверхности: плоские, выпук­лые (холм, гора), вогнутые (котловины, горная до­лина, овраг). Картографическое изображение этих форм, отметки высот и горизонтали.

Горы суши: их рельеф и строение (складчатые, глыбовые), различия по высоте. Изменения гор во времени при взаимодействии внутренних и внешних процессов. Влияние человека.

Равнины суши: их рельеф, различия по высоте. Изменения равнин во времени при взаимодействии внешних и внутренних процессов. Влияние человека.

Рельеф дна Мирового океана. Подводная окраина материков, ложе океана (котловины, срединно-океанические хребты), переходные области. Изучение рельефа дна Мирового океана.

Особенности рельефа своей местности. Практическая работа № 4. Составление описания форм рельефа

Календарно-тематическое планирование темы «Литосфера»

 

 

 

 

Тема урока

 

Планируемые результаты

Методы и приемы работы с текстами

Предметные Метапредмет ные Личностные  
1 Земля и ее внутреннее строение Объяснять значение терминов; виды земной коры; внутреннее строение Земли. Работать в соответствии с поставленной задачей; участвовать в совместной деятельности; оценивать работу одноклассников. Обладать коммуникативной компетентностью в общении со сверстниками в процессе образовательной деятельности А) делают краткий конспект; Б) отвечают на вопросы в конце параграфа;
2 Движение земной коры. Вулканизм. Называть и показывать основные географические объекты; называть методы изучения земных недр; определять на карте сейсмические районы мира. Высказывать суждения, подтверждая их фактами; классифицировать информацию по заданным признакам; создавать тексты разных типов. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к человеку и его мнению В) составляют вопросы к тексту Г) делают сравнение географических понятий; Д) составляют синквейны;
3 Рельеф суши. Горы. Приводить примеры основных форм рельефа и объяснять их связь с тектоническими структурами; определять абсолютную и относительную высоту точек. Работать в соответствии с предложенным планом; сравнивать полученные результаты с ожидаемыми. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к человеку и его мнению Е) делают таблицы, схемы, диаграммы и т.д. Ж) составляют кроссворды З) маркируют текст
4 Равнины суши. Классифицировать горы и равнины по высоте, происхождению, строению. Работать в соответствии с поставленной учебной задачей; оценивать работу одноклассников. Обладать коммуникативной компетентностью в общении со сверстниками в процессе образовательной деятельности составляют схемы и таблицы
5 Рельеф дна Мирового океана Называть и показывать основные географические объекты; работать с контурной картой. Работать с поставленной задачей, в соответствии с предложенным планом Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к человеку и его мнению  

 

Литосфера представляет собой основу, на которой формируется любой природный комплекс. Одновременно литосфера является средством жизнедеятельности человеческого общества. Поэтому изучение этой темы требует особого внимания.

Сложность заключается в том, что здесь фигурирует значительное число геолого-геоморфологических понятий, большинство из которых сохраняется в последующих курсах школьной географии. Эту систему понятий можно разделить на несколько взаимосвязанных групп.

Первую составляют сведения о внутреннем строении Земли и вещественном составе земной коры. При этом важно подчеркнуть, что установление оболочечного строения Земли принадлежит к числу выдающихся научных достижений.

Вторую группу составляют данные о тектонических структурах и закономерностях их развития, о типах земной коры. Эти знания необходимы для понимания вопросов формирования рельефа планеты.

Третью группу представляют знания о формах земной поверхности и рельефообразовательных процессах. Самостоятельную группу составляют знания о геологическом летоисчислении. Выделяются также знания о способах изучения литосферы.

Указанные особенности темы требуют активного использования специальных средств обучения. Это прежде всего рельефные карты, коллекции минералов и горных пород с необходимым раздаточным материалом и другие наглядные пособия. Важную роль играют экскурсии и практические работы (например, описание гор и равнин). Для развития мышления учащихся важна пространственная привязка изучаемых объектов, т.е. изучение географической номенклатуры следует соединять с работой в атласах и на контурных картах.

Систематизации материала будут способствовать материалы мультимедийного учебника, а также опорные схемы и опорные конспекты

Учимся давать определение понятия.

Для того чтобы правильно дать определение любого изучаемого понятия, удобнее всего воспользоваться схемой:

ПОНЯТИЕ = КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА + СУЩЕСТВЕННЫЕ ПРИЗНАКИ Рассмотрим эту схему на примере понятия «карта» «рельеф»:

КАРТА = Изображение земной + Уменьшенное (с помощью масштаба)

поверхности

Обобщенное (без лишних деталей)
На плоскости (на листе бумаги)
    С помощью условных знаков

Жебровская О. О., Кресс Н. //., Кузьмин Д. 10. Путеводитель по географии: 6 класс: учеб,пособие. СПб., 2003.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 264; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.88.249 (0.006 с.)