Лето 1992 г. Варианты выхода из кризиса
Правительство:
предприятия сами преодолевают кризис
(путем смены формы собственности и пр.) или объявляются банкротами и закрываются.
| Верховный Совет:
необходимо оказать производственной сфере финансовую помощь
|
Решение ЦБ о кредитовании производственной сферы (28.07.1992г).
увеличение денежной массы и рост инфляция. Крах плана «шоковой терапии».
Уход в отставку Е.Т. Гайдара. Назначение премьером В. Черномырдина(1993 – 1997 гг).
Вторая попытка (1993 — 1996 гг.)
Факторы финансовой стабилизации:
— определение границ рублевого пространства;
— отказ от кредитов ЦБ и денежной эмиссии,
— адресное кредитование;
— экономия на бюджетно-социальной сфере;
— выпуск ГКО с 1995 г., их продажа под высокие проценты с целью преодоления бюджетного дефицита.
Результаты:
— снизилась инфляция;
— стабилизировались цены,
— прекратился рост денежной массы.
Но финансовая стабилизация имела неустойчивый характер (что и показал дефолт в августе 1998 г.)
3. Приватизация
— Июнь 1992 г.: утверждение Государственной программы приватизации.
Цель - передача госсобственности в частные руки. (Указ о ваучерах (14.08.92), его социальная направленность).
Основные варианты приватизации:
1. трудовой коллектив приобретает до 49% акций и становится совладельцем предприятия;
2. трудовой коллектив приобретает 51% акций и становится владельцем предприятия;
Три этапа:
1. ваучерный этап: (до лета 1994 г.). Собственниками предприятий стали: труд. коллективы (75%), ЧИФ, государство и др. Образовался слой неэффективных собственников.
2. денежный этап (с лета 1994 г.): Собственниками предприятий стали: трудовые коллективы (44%), банки, государство, ЧИФ, отдельные граждане. В приватизационном секторе акции скупались заводской администрацией с целью перепродажи предприятия.
3.залоговый этап. С 1995г. - залоговые аукционы: Банки давали кредит правительству, получая в залог пакеты акций кампаний, не подлежащих приватизации и становились их владельцами(т.к кредиты не возвращались). В процессе сращивания финансового и промышленного капиталов создавались ФПГ. Их владельцы - олигархи.
Результаты:
Положительные:
— складывается многоукладная экономика (в 1997 г.негосударственный сектор составлял 70% экономики),
— формируется класс предпринимателей.
Отрицательные:
— приватизация приобрела криминальный характер,
— государственная казна не получила денежных средств,
— сформировался олигархический капитализм.
4 .Структурная перестройка экономики.
Цель: перестроить ее на нужды общества.
Ключевые меры:
— сокращение предприятий группы «А»;
— конверсия ВПК;
— закрытие убыточных производств;
— увеличение удельного веса предприятий группы «Б»;
— расширение наукоемких отраслей;
— модернизация экономики.
Последствия: спад производства до 30% (за счет группы «А»), стабилизация производства;
Социальная цена реформ:
— 40% населения в 1993 г, (21% в 1997 г.) имели доход ниже прожиточного минимума;
— расходы на питание 80-90% зарплаты (в 1985 г. 35%);
— огромное социальное расслоение общества;
— безработица (7млн.);
— многие граждане потеряли сбережения;
— несвоевременная выплаты зарплаты, пособий;
— рост смертности и падение рождаемости, сокращение численности населения страны;
— уменьшение на 7-8 лет средней продолжительности жизни;
— тяжелое положение в образовании, науке, культуре.
Конец 1990-х годов – «министерская чехарда».
Российские премьеры и их социально-экономическая политика
Новый курс «младореформаторов» (март 1997 — март 1998 гг.)
Назначение первыми вице-премьерами Б. Немцова и А. Чубайса в «застойное» правительство B. C. Черномырдина.
— Предложения Госдуме о секвестре неисполнимого госбюджета.
— Разработка жилищно-коммунальной и налоговой реформ.
— Начало госрегулирования естественных монополий.
— Ужесточение сбора налогов и контроля за расходованием государственных средств.
— Погашение долгов по зарплате и пособиям.
— Новые правила приватизации (гласность, конкурсы и пр.).
— Поддержка курса рубля кредитами МВФ.
— Программа подготовки управленцев за границей.
Результат: отсутствие перелома в экономике.
С. Кириенко: «жить по средствам» (март — август 1998 г.)
Главные лозунги: «повысить эффективность государственного управления», «научиться жить по средствам».
Разработка новых законопроектов и антикризисной программы:
1. сокращение расходов на госаппарат, высшую школу, социальную сферу (упразднение прежней системы социальных льгот, введение адресной поддержки малоимущих);
2. Налоговая политика: меры по ужесточению сбора налогов.
3. Промышленная политика — поддержка отечественного производства путем снижения налогов, уменьшения тарифов на транспорт и э/энергию и др.
Результат:
— отклонение документов Госдумой;
— заявление премьера о дефолте по внутренним и внешним долгам от 17 августа 1998 г. Начало финансового кризиса.
82-дневное премьерство С.Степашина (март — август 1999 г.)
Президентская установка новому кабинету: «придать необходимый динамизм в решении экономических проблем».
Основные направления деятельности:
— разработка новой экономической программы и ее согласование с МВФ.
— размораживание кредитных отношений с Западом.
— поиски новых источников налогообложения.
— работа над бюджетом 2000 г.;
— создание комиссии по проблеме «утечки» капиталов за границу.
— многочисленные поездки премьера по стране (побывал в 10 субъектах РФ) и за рубеж.
В.В. Путин: поиск путей роста экономики (август 1999 - май 2000 гг.)
— Преемственность кадровой и экономической политики.
— Курс на повышение эффективности госуправления.
— Приоритетные задачи — борьба с бедностью и преступностью.
— Переговоры с Западом о реструктуризации долгов, списание с России 10 млрд долл. советского долга.
Результаты: новые тенденции в экономике:
— начало роста в автомобильной, пищевой, ВПК и др. отраслях,
— спад инфляции, укрепление рубля,
— оздоровление банковской системы,
— улучшение сбора налогов.
Факторы роста: высокие цены на нефть, отсрочки платежей по долгам.
Социальная политика:
— повышение зарплаты бюджетникам и пенсий,
— ликвидация основной задолженности по зарплате.
Рыночные реформы 1990-х годов: результаты, трудности, просчеты.
Итоги реформ
| | | | | | | |
Позитивные:
— разрушены основы командной экономики;
— подорван монополизм государственной собственности;
— формируется многоукладная экономика и конкурентная среда;
— наметилась финансовая стабилизация;
— потребительский рынок наполнен товарами, отсутствие товарного дефицита и очередей;
— формируется предпринимательский слой;
— меняется психология граждан.
|
| Негативные:
— деиндустриализация страны;
— спад производства (выше, чем в США в 1930-е годы),
— сырьевой характер экономики, превращение страны в сырьевой придаток развитых стран
— невостребованность наукоемких отраслей,
— угроза экономической безопасности;
— номенклатурно-криминальный характер экономики, класс предпринимателей формировался из бывшей номенклатуры, криминала;
— сформировался «олигархический капитализм»;
— объем нелегальной экономики составлял 40 — 50% общего хозяйственного оборота страны;
— угроза продовольственной независимости страны: 56-70% реализованных товаров импортного производства;
— высокая социальная цена реформ;
— деградация науки, культуры, нравственности, тяжелое положение в сфере образования;
— растет преступность.
|
Рыночные реформы 1990-х годов: оценки и перспективы развития
Оценки, мнения
Реформы состоялись, Россия прошла самый тяжелый путь
к рыночному хозяйству,
процесс преобразований осуществляется в верном направлении
| Стратегия реформ выбрана верно,
но идут они с серьезными ошибками.
Надо исправить упущения и продолжать путь
к рынку
| Реформы идут
в форме «шоковой терапии»,
не в интересах человека.
Россияне расплачиваются дорогой ценой за реформаторский «скачок»
| Это не реформы,
а развал страны, следует немедленно ее остановить
и возрождать социалистическую экономику
| — Подавляющее большинство россиян не поддерживают нынешний курс, но и категорически против возврата к прежнему курсу (Г.В. Осипов, академик РАН, президент Академии социальных наук).
— Реформы в России объективная необходимость. То, что сделано — серьезный задел, поворот к рынку. Но в нынешнем курсе много недостатков, просчетов, которые необходимо исправлять (А. И. Абалкин, академик РАН).
Главное, что подвело нас, это колоссальный разрыв между риторикой реформаторов и их реальными действиями... Это не шоковая терапия. Это злостная, предумышленная, хорошо продуманная акция, имеющая своей целью широкомасштабное перераспределение богатств в интересах узкого круга людей. (Джеффри Сакс, американский экономист, экономический советник Гайдара)
Задачи и перспективы
Актуальная задача:
реформы продолжать, но внести серьезные коррективы в цели, содержание и тактику.
Суть корректировок:
— активизировать регулирующие функции государства в механизм реформирования;
— центр тяжести перенести с проблемы финансовой стабилизации на создание благоприятной среды для инвестиционной деятельности;
— усилить внимание к социальным аспектам реформ.
Условия и факторы успешного продолжения реформ:
— общественное согласие и политическая стабильность; массовая социальная поддержка реформ;
— пропагандистское обеспечение реформ (общество должно знать о планах реформаторов, способах их осуществления и пр.);
— создание прочной правовой базы реформ, четкое исполнение законов;
— решительное наступление на криминально-мафиозные структуры;
— внешнеполитические благоприятные условия.
2. ПОЛИТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РОССИИ: 1991 — 1999 ГГ.
От Советов к президентской республике: первая половина 1990-х годов
Раскол в российском руководстве
Исполнительная власть
— либеральная идеология;
— рыночные реформы;
— либеральная система власти (президентская республика);
— новая Конституция.
| Законодательная власть
— государственническая идеология;
— противодействие гайдаровским (рыночным) реформам;
— советская система власти;
— действующая Конституция
| Противостояние ветвей власти: 1992-1993 гг.
1-й кризис власти. Декабрь 1992 г.
7 съезд Народных депутатов. Столкновение властей по проблемам реформ, состава правительства. Предложение Ельцина о референдуме. Миротворческая позиция Председателя Конституционного суда В.Зорькина
2-й кризис власти. Март 1993 г.
8-9 съезды Народных депутатов РФ: решение о моратории на проведение референдума. Ответные шаги Ельцина. Нереализованная процедура импичмента Президенту. Назначение даты референдума о доверии ветвям власти
Референдум 25 апреля 1993 г: участвовало 64% избирателей. Результаты: доверяют Президенту — 58%, поддерживают реформы — 53%, против досрочных выборов Президента и депутатов — более 50%. Ельцин и оппозиция оценили эти результаты как свою победу.
«Горячее лето» 1993 г.
Дискуссия по двум конституционным проектам (Президента и Верховного Совета). Взаимные
обвинения в коррупции. Инициатива Ельцина по созданию Совета Федерации. Расширение депутатами своих полномочий. Противоречивый характер действующей Конституции.
3-й кризис власти. Сентябрь - октябрь 1993 г.
Президентский Указ «О поэтапной конституционной реформе». Создание депутатами ВС РФ альтернативных органов власти.
События 3 - 4 окт. 1993 г. в Москве – вооружённые столкновения между сторонниками законодательной и исполнительной власти. Победа Президента Ельцина и его сторонников. Упразднение Верховного Совета РФ.
Выборы в Государственную думу и Референдум по новой Конституции 12 декабря 1993 г.
Формирование новых структур власти
Итоги выборов в Государственную Думу:
— заявили о готовности участвовать в выборах 35 политических объединений, из них прошли регистрацию-13, преодолели 5%-ный барьер — 8;
— приняли участие 53% избирателей, из них проголосовали за: ЛДПР - 23%, КПРФ - 12,4%, «Выбор России» - 15%, Аграрная партия - 10%, «Женщины России» - 8%, Яблоко» - 7,8%, ПРЕС - 7%, Демпартия - 5,5%;
оценка: российское общество разочаровались в либеральном курсе, но не хотело возврата в прошлое, искало третий путь (внушительная победа ЛДПР).
Совет Федерации: принцип формирования - по два представителя от каждого субъекта РФ.
Новая Конституция РФ
В Референдуме участвовали 54,8% граждан, проголосовали «за» - 58,4%.
Основные положения:
— провозглашается принцип разделения властей;
— определяются полномочия каждой из ветвей власти, утверждается их дисбаланс в пользу президента;
— определяются противовесы президентской власти (парламент, Конституционный суд);
— дается определение государственному строю РФ: демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления;
— деполитизирована: нет определения общественного строя;
— признается политический плюрализм;
— человек - высшая ценность (а не класс, коллектив);
— провозглашается право частной собственности (в том числе на землю).
Противостояние властей завершилось:
— десоветизацией;
— принятием новой Конституции;
— формированием новых представительных органов власти.
— Россия стала Президентской республикой.
1994 — 1995 гг.: конструктивно - конфронтационное взаимодействие властей
— Исполнительная власть: корректировка реформаторского курса (отставка Е. Гайдара, Б.Федорова;
— Законодательная власть: Постановление Думы об амнистии участников событий августа 1991 г., мая и октября 1993 г. (февраль 1994 г.).
— Президентская инициатива:
1) президентское послание «Об укреплении Российского государства».
2) договор «Об общественном согласии».
3) Взаимные обязательства сторон: исполнительная власть призвана «создать предпосылки для экономического подъема» и «проводить активную социальную политику»; законодательная власть, партии, профсоюзы не должны инициировать политические кампании антиконституционного характера. Подписан в апреле 1994 г. на 2 года. –
Ноябрь 1994 — 1995 г. Влияние Чеченской войны на расстановку политических сил и взаимодействие властей. Раскол в демократическом лагере. Укрепление державно - государственнических настроений. СМИ в оппозиции к власти.
1995-1996 г.: избирательные кампании
Выборы в Государственную Думу
17 декабря 1995 г.
— заявили о готовности участвовать в выборах более 90 полит. объединений;
— из них прошли регистрацию - 44;
— преодолели 5%-ный барьер – 4:
в том числе КПРФ - 22,3%, ЛДПР-11%, НДР- 10%, Яблоко» - 6,9%;
Оценка: растущее разочарование россиян в либеральном курсе, усиление прокоммунистических настроений.
|
Выборы Президента РФ
1996 г.
1 тур: 16 июня Б. Ельцин - 35%, Г. Зюганов-32%, А. Лебедь - 15%, ГА. Явлинский - 10%, остальные: 1 - 4%.
П тур: 3 июля Б. Ельцин - 53%, Г.Зюганов - 40%
Оценка: противостояние коммунизма (Зюганов) и антикоммунизма (Ельцин); выбор не между двумя путями в будущее,
а между прошлым и будущим
|
Середина 1990-х годов. Итоги политического развития России
Позитивные:
— принята новая Конституция;
— упразднены Советы, на либеральной основе созданы новые структуры власти;
— Россия стала президентской республикой;
— утверждаются демократические ценности (многопартийность, парламентаризм, выборы на альтернативной основе, свобода слова и СМИ и др.).
| Негативные:
— неограниченные права президента;
— номенклатурно-криминальный характер власти;
— нарушение социальных прав человека (невыплаты зарплаты и пособий), разгул беззакония и преступности;
— нарастание непонимания, противоречий, разрыв между властью и обществом (гражданами).
|
Власть и общество в 1996 — 1999 гг.
Исполнительная власть
— дискредитация власти Президента. Болезнь Б.Ельцина. Утверждение «византийских» принципов правления: опора на «семью», ближайшее окружение, расширение привилегий госэлиты, смешивание дел семейных и государственных и пр.;
— безрезультатные попытки объединить власть и граждан:
· президентская инициатива о поиске новой идеи для России (1996 — 1997);
· объявление 1997 г. Годом «согласия и примирения»;
· перезахоронение останков Николая и его семьи (июль 1998 г.);
· призыв Е.М.Примакова к партиям и властям заключить договор о прекращении противостояния (январь 1999 г) и др.;
— правительственные кризисы (отставки премьеров), их перерастание в кризисы политические (рост противостояния между властями, раскол правящей элиты, отчуждение «низов» от «верхов» и пр. (1998 - 1999);
— рост антипрезидентских настроений у региональной элиты:
· переход Лужкова в оппозицию к Ельцину (1998);
· отказ большинства глав регионов поддержать в Совете Федерации президентское решение об отставке Генпрокурора Ю. Скуратова (1999) и др.;
— назначение В.В. Путина премьером, начало укрепления исполнительной власти, повышение эффективности работы правительства
Законодательная власть
— Государственная Дума - 96:
· «левое большинство» (КПРФ, «Народовластие» и др.),
· слабые позиции правых (НДР,«Яблоко»),
· отсутствие деятельного центра,
· наличие фракций, лоббирующих интересы региональной элиты («Российские регионы», ЛДПР) и др.
Дума: оппозиционна президенту, популистская, нацеленная на решение групповых, а не общенациональных проблем;
— Председатель Госдумы — Г.Н. Селезнев (от КПРФ).
— Деятельность Госдумы:
· принятие политических постановлений, заявлений: о возрождении СССР (1996), недопущении перезахоронения В.И. Ленина (1997) и др.
· критика правительства, попытки выразить ему недоверие(1997, 1998);
· противодействие принятию рыночных законопроектов - Земельного и Налогового кодексов и др, предложенных правительством;
· инициатива по отстранению Ельцина от должности президента «за совершенные преступления» (развал СССР, расстрел парламента в окт. 1993 г., развязывание чеченской войны, развал армии и др. (май 1999 г.)
итоги законодательной деятельности думы: 1046 законов и 943 постановления. Но количество законов не перешло в качество реформ.
Российское общество
— акции социального протеста: профсоюзов 1997 г.; «рельсовая война» шахтеров (1998г.); забастовки, голодовки, пикеты бюджетников;
— падение доверия к институтам власти: в 1999 г. Ельцину доверяли 2% граждан);
Партстроительство
левый фланг
«За победу»
(КПРФ и др.) - осень 1999 г.
Лидеры: Зюганов, Селезнев и др.
Цель: ликвидация «преступного режима Ельцина», восстановление социализма и СССР
—
| левый центр
«Отечество» (Лужков); «Вся Россия» (Шаймиев, Аушев). Объединение их в избирательный блок «Отечество—вся Россия» в августе 1999г.
— Лидер: Примаков.
— Цель: Строительство «социального капитализма», защита интересов региональной элиты
| правый центр
движение «Единство» («Медведь») окт. 1999 г.
Лидеры: Шойгу, Карелин, Гуров.
Цель: поддержка Путина на выборах в президенты. Отсутствие у движения четкой идеологии
| правый фланг
«Новая сила» (Кириенко), «Россия молодая» (Немцов), «Голос России» (Титов) и др. Объединение их осенью 1999 г. в «Союз правых сил».
Лидеры: Кириенко, Немцов, Хакамада.
Цель: строительство общества с либеральными ценностями (рынок, собственность, закон и др.)
|
Конец «эпохи Ельцина»
19 декабря 1999 г. Выборы в Госдуму
— из 35 заявленных политических объединений и блоков прошли регистрацию и участвовали в выборах 28, из них преодолели 5%-ный барьер 6, в т. ч. КПРФ-24,3%; «Единство» — 23,3%;
ОВР — 13,3%; СПС — 8,5%; «Яблоко»5,9%; «Блок Жириновского» — 5,5%;
— приняло участие в выборах 61,3% избирателей.
Оценки парламентских выборов
— фракция КПРФ потеряла многих союзников, окрепли позиции правых за счет «Единства» и СПС, влиятельным стал центр, представленный ОВР;
— парламент стал более профессиональным и лояльным президенту.
31 декабря 1999 г. Заявление Б.Н. Ельцина о добровольной отставке с поста Президента.
О политическом режиме Б.Ельцина:
— не был диктаторским, но в тоже время и не демократическим,
— существует множество его определений: «авторитарная демократия», «полудемократия», «фасадная демократия», «клановая демократия»,
— в центре этого режима находился Президент с большим объемом полномочий,
— результатом такой политической практики явилось ослабление государства, не способного утвердить принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную - основного из принципов демократического государственного устройства
3. РОССИЙСКИЙ ФЕДЕРАЛИЗМ: ПРОБЛЕМЫ СТАНОВЛЕНИЯ
Негативные тенденции в Российской Федерации в начале 1990-х годов
Угроза распада России и ее причины:
— негативное влияние распада СССР;
— ослабление Федерального Центра;
— укрепление региональных хозяйственно-политических элит;
— позиция Ельцина: «Берите суверенитета столько, сколько проглотите».
1992 - 93 гг: рост сепаратизма и регионализации РФ
— принятие в республиках конституций, правовых актов, расширяющих их суверенитет, полномочия;
— игнорирование в ряде субъектах общероссийских государственно-политических кампаний: выборов, референдума;
— отказ некоторых субъектов РФ (до одной трети) платить налоги в Федеральный бюджет;
— кампания по преобразованию областей в «республики» (Свердловская, Вологодская и др.);
— рост разногласий между республиками и русскоязычными областями, краями.
1992 — лето 1993 г.: строительство Федерации «снизу»
Федеративный договор: 31.03.1992 г
подписан всеми субъектами РФ, кроме Чечни и Татарстана
Позитивные положения:
подтверждалась территориальная
целостность РФ
| Негативные положения:
провозглашался договорный принцип установления отношений между Федеральным Центром и субъектами РФ и принцип их «асимметричности» (неравенства)
| Лето 1993 г: дискуссии о модели российского федерализма и проекты
Республики:
строить Федерацию на договорной основе и по национальному принципу.
Слабый Центр - сильные республики - неравноправные субъекты Федерации.
| Области:
строить Федерацию на конституционной основе и по территориальному принципу. Сильный Центр - равноправные субъекты Федерации
| Результаты, последствия
— республики игнорировали федеральный Центр, диктовали свои условия;
— области обвиняли Москву в попустительстве сепаратизму, требовали равноправия субъектов Федерации;
— Федеральный Центр терял контроль над территориями, регионами
Сентябрь - декабрь 1993 г.: начало строительства Федерации «сверху»
— Указ от 21 сентября 1993 г. «О поэтапной конституционной реформе»;
— снятие с должности областных руководителей, не подчинявшихся Федеральному Центру;
— ультиматум республикам: выплатить налоги в Федеральный бюджет до 1 января 1994 г.;
— принятие на референдуме 12 декабря 1993 г. новой Конституции РФ, определяющей основные принципы российского федерализма
Основные положения Конституции РФ
Укрепляющие российскую государственность
— провозглашается территориальная целостность РФ;
— верховенство Конституции и федеральных. законов на всей территории;
— исключается право субъектов на самостоятельный выход из Федерации;
— утверждается единство основ государственного строя на всей территории;
— обеспечивается общность границ, единство таможни, денежной единицы
| Угрожающие распаду России
— утверждается смешанный (национальный и территориально-административный) принцип федеративного устройства;
— провозглашается конституционно-договорный тип Федерации;
— признается принцип «асимметричности» субъектов РФ;
— республикам придается статус «государств» (в составе РФ).
|
Проблемы и негативные тенденции в сфере национально-государственных отношений
РФ в 1994 — 2000 гг.
Неравенство субъектов РФ:
— полномочия и права республик шире, чем областей,
— уровень жизни в некоторых «донорских» субъектах Федерации ниже, чем в «дотационных» областях и республиках и т.п.;
Проявление национализма:
— вытеснение в некоторых республиках русских,
— назначение на руководящие посты только представителей коренной (титульной) национальности, негативное отношение к жителям Кавказа в русскоязычных областях и пр.)
религиозного экстремизма и терроризма:
(С.Кавказ, другие регионы), фашизма:
(деятельность Баркашова и РНЕ) и др.
несоответствие республиканских конституций Конституции РФ:
— положения о верховенстве республиканской конституции над Конституцией РФ (Башкортостан);
— о возможном выходе из состава РФ (Тыва); «суверенном государстве», «субъекте международного права» (Татарстан),
— запрещении частной собственности на землю (Саха(Якутия) и др.
По разным оценкам региональное законодательство не совпадало с федеральным на 25 — 30%;
в полномочиях законодательных органов субъектов РФ: одни парламенты имеют право отстранить президента от должности (Коми, Бурятия); другие, напротив, могут быть распущены президентом (Калмыкия) и т. д.
областной и республиканский сепаратизм, ослабление вертикали власти:
— некоторые региональные руководители, нарушая Конституцию РФ и федеральные законы, вводили запреты на вывоз продукции из своей республики (области),
— устанавливали налоги или сборы, не предусмотренные законом, принимали инструкции и правила, нарушавшие права предпринимателей, граждан и т. п.;
— у Федерального Центра отсутствовал правовой механизм привлечения к ответственности за подобные нарушения.
Пути укрепления российской государственности (1994 — 2000 гг.)
Договорный процесс
— заключение двусторонних договоров субъектов РФ с федеральным Центром о разграничении полномочий и распределении доходов (первый договор подписан с Татарстаном в феврале 1994г). К марту 2000 г. Подписаны договоры с 46 субъектами Федерации;
оценка: с одной стороны, договоры помогли сохранить территориальную целостность страны, с другой - способствовали углублению неравенства и недоверия между субъектами Федерации
Чеченская проблема: силовой путь решения
— Первая чеченская война (ноябрь 1994 - май 1997 гг.)
— Цель: «наведения конституционного порядка»
— Непродуманный план ведения войны. Отсутствие единого командования. Необученность солдат. Большие потери личного состава федеральных войск;
— Хасавюртовские соглашения о перемирии и «замораживание» вопроса о статусе Чечни до 2001 г. (август 1996 г.). Уход федеральных войск из Чечни (декабрь 1996 г.).
— Избрание А. Масхадова президентом Чечни (январь 1997 г.).
— Договор о мире между Россией и Чечней: отказ от применения силы при решении спорных вопросов; строительство отношений на основе принципов и норм международного права (май 1997 г.);
— нападение боевиков из Чечни на Дагестан (август 1999 г.), их изгнание. Начало Второй чеченской войны.
4. РОССИЙСКАЯ ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА В 1990-е ГОДЫ.
Стратегические задачи
— войти в мировое сообщество
— защитить национальные интересы
Условия реализации
Позитивные:
— большая территория;
— выход к трем океанам;
— ядерная и космическая держава;
— огромные сырьевые ресурсы;
— значительный интеллектуальный
потенциал
— богатая культура, история.
| Негативные:
— ослабление обороны страны
— «прозрачность» государственной границы
— потеря союзников;
— потеря выходов к морям;
— тяжелое экономическое положение;
— политическая нестабильность.
| Основные направления
|