Вопрос 4 . Понятие о психике 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 4 . Понятие о психике



. Понятие о психике

Любые исследования в области психологии имеют своей конечной целью определение природы психического.

Первое определение души (от греч. psyche), сформулированное скорее как вопрос, дал Гераклит. Он учил: все течет, все изменяется, нельзя дважды войти в одну и ту же реку. Что же позволяет реке оставаться рекой? Русло? Но оно тоже изменяется. Следует искать неизменное в изменчивом, то, что придает этому изменчивому определенность. Это неизменное никогда не доступно чувственному восприятию и в то же время сообщает миру вещей существование. Применительно к телу человека это нечто выступает как душа.

Философом, который развил это положение, был Платон. Вечное и неизменное он отнес к миру бытия, а временное и изменяемое - к миру существования. Душа - это идея тела. Она соединяется с материей (хора), и таким образом возникает человек. Другие названия идеи, как ее понимал Платон, - морфэ, форма, гештальт (нем. Die Gestalt). В настоящее время можно было бы подобрать следующий эквивалент этому понятию: матрица или программа.

Ученик Платона Аристотель, развивая эти представления, дал окончательное определение психике, которое существует и сейчас, несмотря на различия терминологического аппарата. Возражая Платону, Аристотель заявлял, что если общее есть общее для множества предметов, то субстанцией, т. е. бытием вполне самобытным, оно быть не может. Поэтому субстанцией может быть только единичное бытие, которое сочетает форму и материю. В плане бытия форма - это сущность предмета, а в плане познания - понятие о предмете. Материя, из которой формируется человек на основе формы, является субстратом. Сегодня мы говорим: физиологический субстрат психического. Для Аристотеля душа - это форма тела. Согласно полному определению душа (психика) - это способ организации живого тела.

В самом деле, с точки зрения современной биологии человек похож скорее на водопад, чем на камень (вспомним реку Гераклита). В ходе пластического обмена состав атомов человека почти полностью меняется за восемь лет, но при этом каждый из конкретных людей остается самим собой. За всю жизнь человека на непрерывное достраивание и обновление его тела уходит в среднем 75 т воды, 17 т углеводов, 2,5 т белков. И все это время нечто, оставаясь неизменным, «знает», куда, в какое место поставить тот или иной структурный элемент. Теперь мы убеждены, что это нечто - психика. Вот почему, влияя на психику, мы можем влиять на тело, а свойства психики и законы ее функционирования не выводимы из свойств и законов функционирования тела. Откуда же она берется? Из мира бытия, который каждая психологическая школа интерпретирует по-разному. Например, для Л.С. Выготского это мир культуры, депонированной в знаках. «Всякая психическая функция, - пишет он, - возникает на сцене дважды. Один раз как интерпсихическая, второй раз как интрапсихическая», иными словами, она появляется вначале вне человека, а затем внутри него. Высшие психические функции развиваются вследствие интериоризации, т. е. погружения знака и способа его употребления в натуральную функцию. Форма соединяется с материей.

Итак, мы вслед за Аристотелем определили психику как способ организации живого тела. Теперь следует рассмотреть вопрос о соотношении психики и мозга. Шире этот вопрос формулируется как проблема соотношения биологического и социального в человеке.

Отправным пунктом здесь может быть положение С.Л. Рубинштейна о том, что мозг и психика - это предметно одна и та же реальность. Что это значит? Возьмем какой-нибудь предмет, например, самый простой карандаш. По мнению С.Л. Рубинштейна, любой предмет можно рассматривать в разных системах связей и отношений. Так, карандаш можно рассматривать как средство для писания и как указку. В первом случае мы можем сказать, что этот предмет оставляет след на бумаге или на другой гладкой поверхности. Когда он перестает писать, его надо заточить, а написанное можно стереть ластиком, прикрепленным на противоположном от грифеля конце. Во втором случае мы говорим, что этот предмет заострен на конце, он легкий, его удобно держать в руках, однако он недостаточной длины. Если перечитать эти две группы характеристик, забыв, что они относятся к одному и тому же предмету, речь идет о двух совершенно разных реальностях. Таким образом, в разных системах связей и отношений один и тот же предмет выступает в различных качествах.

Итак, мозг и психика - это предметно одна и та же реальность. С точки зрения биологической детерминации она выступает как мозг, точнее, как центральная нервная система (ЦНС), осуществляющая высшую нервную деятельность, а с точки зрения взаимодействия человека с миром, т. е. социальной детерминации, как психика. Под психикой понимаются все изменения в структуре нервной системы, которые возникли вследствие взаимодействия человека с миром как в онто-, так и в филогенезе. Причем второе является определяющим по отношению к первому.

Психика объективна, она имеет свои собственные свойства и качества и определяется своими законами.

Упрощая, можно провести аналогию с диском компьютера и информацией. Записанная на диске информация существует как специфическое взаимное расположение элементов вещества диска. Значит, она объективна, если угодно - материальна, как материальна кристаллическая решетка - это гештальт (форма) кристалла. Но ее свойства не определяются характеристиками диска. Информация попала на диск извне и вначале существовала вне данного компьютера. В то же время она - главное в компьютере. Без программ это просто набор деталей. В такой аналогии диск - это носитель информации, мозг - это носитель психики. Информация не сводится к диску, а психика, к мозгу. Диск и мозг - это субстрат, информация и психика - это форма, способ организации. Если диск и мозг доступны чувственному восприятию, то информация и психика нет.

Поведение, как животных, так и человека управляется психикой. Получив индивидуальное существование, эти биологические особи имеют психику, которая тем сложнее, чем сложнее собственная организация и поведение индивидов. Общебиологическая цель привела к тому, что любая психика имеет две основные функции: ориентировочную и побудительную. Ориентировочная обеспечивает конкретное поведение, направленное на удовлетворение тех или иных потребностей (у человека такое поведение называется деятельность), создавая идеальные модели материальной действительности. Побуждающая функция состоит в работе влечений. Если ориентировочная функция всегда рациональна, т.е. всегда соответствует требованиям успешности программ индивидуального поведения, то многие влечения могут быть иррациональными. Так, например, мать может пожертвовать собой, стремясь сохранить жизнь потомства. Эта иррациональность компенсируется сильными эмоциями, берущими свое начало именно в этой области психики. На уровне человека ориентировочная функция превращается в сознание, а побуждающая в бессознательное.

Сознание. Утверждение о том, что человек - существо сознательное, известно всем. Человек способен свою собственную жизнь, свое «Я», отделить от окружающей его среды, выделить свой внутренний мир и представить свою субъективность как предмет осмысления, практического преобразования. В этом просматривается фундаментальная характеристика способа бытия, жизни человека. Этим человек отличается от животного. Сознание собирает и интегрирует многообразные явления человеческой реальности в подлинно целостный способ бытия. Именно сознание делает человека - «Человеком».

Сознанием называют высшую, свойственную человеку форму обобщенного отражения объективных устойчивых свойств и закономерностей окружающего мира, формирования у человека внутренней модели внешнего мира, в результате чего достигается познание и преобразование окружающей действительности. Сознание является высшим уровнем психического отражения и саморегуляции жизнедеятельности индивида, присущий только человеку как общественно-историческому существу. В то же время сознание, выступая как особое свойство психики, осуществляет и контроль функционирования самой психики.

Предсознательное. Как система психики предсознательное обеспечивает взаимосвязь и взаимодействие сознания и бессознательного. Предсознательное, предсознание, - это та часть психики, основным отличительным признаком которой выступает наличие в ней информации и процессов, не являющихся сознательными душевными актами, но способных стать сознательными (осознанными) при возникновении определенных условий. Те участки памяти, которые доступны, являются частью предсознательного. К этой области можно отнести, например, вспоминание всего, что человек делал вчера, имен, уличных адресов, исторических дат, названий любимой еды, запаха костра из опавших листьев и необычной формы пирога, съеденного на праздновании дня рождения. Предсознательное подобно вмещающему пространству для воспоминаний функционального сознания.

Бессознательное. 3. Фрейд, который глубоко стал изучать бессознательное, считал, что каждая мысль, возникшее воспоминание, чувство или действие имеют свою причину. Каждое душевное событие вызывается сознательным или бессознательным намерением и определяется предшествующими событиями.

К области бессознательного он относил сексуальное (Эрос) и агрессивное (Танатос) влечения, которые никогда не были сознательными и вообще недоступны сознанию. Кроме того, в бессознательном находится материал, который был подвергнут «цензуре» и вытеснен из сознания (неприятные или трагические события и переживания, «запретные» желания и пр.). Основная проблема души состоит в том, чтобы справиться с тревогой. Тревога появляется тогда, когда возникает угроза того, что какая-либо вытесненная потребность может прорваться в сознание и подчинить себе поведение человека. Для того чтобы справиться с тревогой, существуют сновидения, сублимация и психологическая защита. Например, человеческие сновидения 3. Фрейд считал «царской дорогой» к бессознательному. Поэтому этот материал не забыт и не утерян, он просто не допускается к воспоминанию [10].

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 75; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.178.157 (0.006 с.)