Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Русская Православная Церковь в 1980-е годы
Ввиду приближения юбилейной даты – 1000-летия Крещения Руси, Священным Синодом в 1981 году была образована Юбилейная Комиссия под председательством Святейшего Патриарха Пимена, которая возглавляла работу по подготовке юбилейных торжеств. В 1983 году по просьбе Священноначалия Русской Церкви Правительство передало Московскому Патриархату древнейший в Москве монастырь святого благоверного князя Даниила. В монастыре развернулись реставрационные и строительные работы. Данилов монастырь стал административным центром Русской Православной Церкви, резиденцией Патриарха и Священного Синода. Весной 1985 года политическим руководителем СССР стал М.С.Горбачев. Перемены, получившие название «перестройки», начались во всех сферах жизни. Демократизация политической системы, широкое освящение в печати беззаконий 30–50-х годов, в результате которых тяжело пострадала Церковь, озабоченность широких общественных кругов проблемой духовного оздоровления народа создали обстановку, в которой для Русской Церкви открылись новые возможности. Юбилейный 1988 год принес с собой существенные перемены в церковной жизни. Самой серьезной проблемой, начиная с 60-х годов, было недостаточное количество приходов, которое не соответствовало числу членов Церкви. В 1986 году Русская Православная Церковь имела 6794 прихода; с 1981 по 1986 года их число уменьшилось на 213, но в 1987 года впервые после середины 50-х годов количество их начало возрастать, а в 1988 года было открыто уже более тысячи приходов; этот процесс продолжался и в 1989 году, в конце которого число православных приходов приблизилось к десяти тысячам. В 1988–1989 годах были замещены правящими архиереями кафедры, не имевшие епископов в течение десятилетий: Ижевская, Хабаровская, Ульяновская, Челябинская, Сумская; учреждена была новая – Тернопольская епархия, выделенная из Львовской. Русской Православной Церкви были возвращены монастыри: Толгский – в Ярославской епархии, знаменитая Оптина Пустынь – в Калужской, древняя святыня Руси – Киево-Печерская Лавра. 29 новых монастырей открылось в других епархиях: Московской, Рязанской, Ивано-Франковской, Курской, Кишиневской, Львовской. В 1988 году был увеличен прием абитуриентов в семинарии. В Смоленске в том же году открылось первое межепархиальное духовное училище. Вслед за ним духовные училища были открыты в Кишиневе, Чернигове, Ставрополе, Минске, Новосибирске. В 1989 году открылись новые семинарии: Киевская, Тобольская и Минская. В некоторых приходах начались внебогослужебные катехизические занятия с верующими: появились первые воскресные школы. Церковные деятели получили, наконец, широкий доступ к средствам массовой информации в печать, на радио и телевидение: они стали участвовать в общественном диалоге по проблемам, волнующим людей: о нравственном состоянии общества и путях его оздоровления, о культурном наследии, по национальному вопросу, о проблемах сохранения мира. Архипастыри и пастыри встречаются с общественностью в клубах, домах культуры, их приглашают в институты и школы.
Важнейшим событием 1988 года явилось празднование 1000-летия Крещения Руси. Генеральная Ассамблея ЮНЕСКО призвала отметить «1000-летие введения Христианства на Руси как крупнейшее событие в европейской и мировой истории и культуре». В предъюбилейное время было проведено три международных научно-богословских конференции: в Киеве (июль 1986 года), Москве (май 1987 года) и Ленинграде (февраль 1988 года), в которых участвовали русские и зарубежные богословы, церковные историки, канонисты, светские ученые: историки, философы, филологи, искусствоведы. С 28 по 31 марта 1988 года в Московском Новодевичьем монастыре заседало Предсоборное Архиерейское Совещание. На нем были рассмотрены программа юбилейного Поместного Собора и проекты ею документов. Особое внимание привлек проект Устава об управлении Русской Православной Церкви, архипастыри внесли в него ряд поправок. На Архиерейском Совещании были приняты имена подвижников благочестия для канонизации на Поместном Соборе. Юбилейные торжества продолжались с 5 по 12 июня. На празднование 1000-летия Крещения Руси в Москву съехались члены Поместного Собора и 517 почетных гостей, среди которых были Патриархи Антиохийский Игнатий IV, Иерусалимский Диодор I, Грузинский Илия II, Болгарский Максим, главы Кипрской Церкви – архиепископ Хризостом, Польской – митрополит Василий, Чехословацкой – митрополит Дорофей, Православной Церкви в Америке – митрополит Феодосии, и высокие инославные гости – кардиналы Агостино Казароли, Йозеф Глемп, архиепископ Кентерберийский Роберт Ранси, генеральный секретарь Высшего Церковного Совета Эмиль Кастро, Патриарх и Католикос всех армян Вазген I; митрополит Делийский Павел Мар Григорий, глава Коптской церкви Патриарх Александрийский Шенуде III. В торжествах участвовали главы и представители нехристианских религиозных общин, общественные и политические деятели со всего мира. 5 июня, в Неделю всех святых, Божественной литургией в Московском Богоявленском Соборе открылись юбилейные торжества.
После поздравлений, с которыми к Патриарху Московскому и всея Руси обратились Патриарх Иерусалимский Диодор I и Патриарх Александрийский Шенуде III, Первосвятитель Русской Церкви произнес ответное слово: «Настал час великого торжества Русской Православной Церкви. Соборной молитвой мы полагаем начало празднованию 1000-летия Крещения Руси. Ныне Церковь Христова призывает нас к прославлению святых, от века угодивших Богу. Ныне во всех православных храмах мира вспоминаются имена тех, кто, по слову апостола Павла, «верою побеждали царства, творили правду..., умирали от меча, скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби» (Евр. 11, 33, 37). Церковь Единая Святая Соборная и Апостольская является тем путеводителем ко спасению жизни Вечной, которым взошли от земли на Небо сонмы святых, от века Богу угодивших, взошли и соотечественники наши вслед за равноапостольными княгиней Ольгой и князем Владимиром, который «землю Русскую крести... и насади веру во Единосущную Троицу...». Христианство было тем руслом, по которому потекла в древнерусскую землю культура самой развитой цивилизации того времени - Византии. Эта культура попала на благодатную почву... И ныне мы вспоминаем тысячелетний путь жертвенного служения Русской Православной Церкви и вместе с тем свидетельствуем, что она, как и прежде, не ослабевает наставлять чад своих на путь духовного совершенствования, утверждения в нашем едином земном доме Богом установленных заповедей, определяющих наши отношения ко всем дальним и близким (Еф. 2,17), братьям и сестрам нашим... Мы вспоминаем ныне верных чад Святой Церкви, как тех, кто уже прославлен исповеданием имени Божия, подвигом благочестия, так и тех, кто ныне смиренно исполняет свой христианский долг, неся миру служение Христовой любви и милосердия. Как дань благодарной памяти мы возносим ныне к Престолу Вседержителя усердную молитву о в Бозе почивших Предстоятелях, архипастырях и пастырях Русской Православной Церкви, подвигом добрым подвизавшихся, течение жизни свершивших, веру своей паствы сохранивших... Всем, в вере и покаянии скончавшимся, всем, отдавшим жизнь свою за православную веру, за Отечество - вечный покой со святыми». Поместный Собор открылся 6 июня Божественной литургией в Троицком соборе Лавры преподобного Сергия. На Собор прибыло 272 представителя от 67 внутренних и 9 зарубежных епархий, 22 монастырей, 2-х духовных академий и 3-х семинарий, от зарубежных учреждений Русской Церкви и от Японской Автономной Церкви. Заседания Собора проходили в Сергиевском трапезном храме Лавры. В Президиум Собора были избраны Патриарх и постоянные члены Синода. Собор образовал Секретариат во главе с митрополитом Одесским Сергием, Мандатную комиссию под председательством митрополита Сурожского Антония и Редакционную комиссию во главе с архиепископом Смоленским и Вяземским Кириллом (Гундяевым).
На первом заседании после приветствия гостей Собора с докладом «1000-летие Крещения Руси» выступил митрополит Киевский Филарет, впоследствии лишенный сана за учинение раскола. В докладе прослежены исторические судьбы Русской Церкви от ее начала до наших дней. 6 июня митрополит Крутицкий Ювеналий огласил доклад «Канонизация святых в Русской Православной Церкви». Для прославления в лике святых были предложены: благоверный великий князь Московский Димитрий Донской (1350–1380), преподобный Андрей Рублев (1360–1-я половина XV века), преподобный Максим Грек (1470–1556), святитель Макарий Московский (1482–1563), преподобный Паисий Величковский (1722–1794), блаженная Ксения Петербургская (1732– начало XIX века), святитель Игнатий Брянчанинов (1807–1867), преподобный Амвросий Оптинский (1812-1891), святитель Феофан Затворник (1815-1894). По решению Поместного Собора был совершен чин канонизации новоявленных угодников Божиих. В Деяних Поместного Собора о канонизации святых среди прочего говорится: «Напечатать их жития и творения, у коих таковые имеются, для назидания и наставления в благочестии чад церковных... Считать необходимым в послесоборный период продолжить работу по изучению дальнейших канонизаций для прославления других почитающихся в народе подвижников веры и благочестия, попечение о чем иметь Священному Синоду». На утреннем заседании 7 июня с докладом «Жизнь и деятельность Православной Церкви» выступил митрополит Ростовский и Новочеркасский Владимир (Сабодан), управляющий делами Московской Патриархии, Патриарший Экзарх Западной Европы. В докладе дан обзор основных событий церковной жизни с 1971 по 1988 годы, приведены статистические сведения. Ко времени созыва Поместного Собора Русская Церковь имела 6893 прихода, 67 внутренних и 9 зарубежных епархий, 74 епископа (7 из них несли служение за рубежом), 6674 священника и 723 диакона, 22 монастыря с 1190 насельниками и насельницами; 1999 учащихся духовных школ, включая регентские школы и заочный сектор. За период после Поместного Собора 1971 года совершены канонизации святых Иннокентия Московского и Мелетия Харьковского, установлено празднование соборов святых – Тверских (1979), Новгородских (1981), Радонежских (1981), Владимирских (1982), Смоленских (1983), Белорусских (1984), Сибирских (1984), Костромских (1986), Рязанских (1987) и Крымских (1988).
Церкви были переданы мощи святителя Феодосия Черниговского, преподобного Феодосия Тотемского, гробница святителя Питирима Тамбовского. Государственными музеями Кремля переданы часть древа Креста Господня, риза Богоматери и 10 ковчегов со святыми мощами, среди которых глава святителя Иоанна Златоуста и десница апостола Андрея Первозванного. С сентября 1987 года началось увеличение числа приходов. Более 60 новых православных общин возникло в первой половине 1988 года. Докладчик отметил более конструктивный, чем прежде, характер отношений приходов и епархий с местными органами гражданской власти. Вслед за тем митрополит Владимир остановился на актуальных проблемах церковной жизни, необходимости реорганизовать управление делами Московской Патриархии, увеличить тираж книг Священного Писания и молитвословов, интенсивнее развивать церковно-издательскую деятельность, которую следует направить на катихизацию верующих, на подготовку квалифицированных преподавателей духовных школ. В церковных общинах необходимо поощрять активность прихожан, особенно в делах благотворительности. Пастыри обязаны благоговейно и ревностно совершать богослужения, проповедовать за каждой воскресной и праздничной службой. Докладчик высказался за централизацию церковных реставрационно-строительных работ, он подчеркнул необходимость решить вопрос о подготовке квалифицированных реставраторов-иконописцев, специалистов по церковной архитектуре. Доклад «Внешние связи Русской Православной Церкви» представил председатель Отдела внешних церковных сношений митрополит Минский и Белорусский Филарет. В нем дан обзор взаимоотношений Русской Церкви с другими Православными Церквами во второе тысячелетие христианской истории. Большой раздел доклада посвящен экуметие христианской истории. Большой раздел доклада посвящен экуменической деятельности Русской Церкви. На вечернем заседании 7 июня с докладом о миротворческой деятельности Русской Православной Церкви выступил митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий, ныне Патриарх Московский и всея Руси. «Русская Церковь, - сказал он, - верна апостольской традиции искать мира и стремиться к нему. Церковь и ее духовные пастыри влияли на воплощение христианских идеалов мира в жизни нашего народа. Миротворческая деятельность Русской Православной Церкви всегда была связана с ее патриотическим служением». В докладе были освещены миротворческие аспекты экуменической деятельности Церкви в 70 - 80-е годы. Доклад об издательской деятельности Русской Православной Церкви представил митрополит Волоколамский и Юрьевский Питирим, председатель Издательского отдела Московского Патриархата. Он подчеркнул ведущую роль Церкви в распространении на Руси книжной культуры в синодальную эпоху. К концу XIX века помимо «Епархиальных ведомостей», которые выходили в 61 епархии, и 44 других епархиальных периодических изданий, существовало еще 256 церковных газет и журналов.
Первоочередной задачей церковно-издательской деятельности митрополит Питирим назвал публикацию Священного Писания и богослужебных книг, выпуск научно-богословских трудов. 8 июня с докладом «Духовное образование Русской Православной Церкви» выступил председатель Учебного комитета, ректор Московской духовной академии и семинарии архиепископ Дмитровский Александр. Докладчик проследил историю духовного просвещения и школьного дела на Руси, подробно остановившись на духовном просвещении синодального периода. В отчете о деятельности духовных школ в период после Поместного Собора 1971 года докладчик привел следующие статистические данные: из духовных семинарий за это время вышло 3692 выпускника, из академий – 895. Защищено 473 кандидатских и 20 магистерских работ, 9-ти богословам присвоена докторская степень. Особое внимание в докладе уделено проблемам, перед которыми ныне стоят духовные школы: ввиду того, что они не вполне удовлетворяют нужду Церкви в священнослужителях, архиепископ Александр высказался за открытие новых семинарий в Сибири и Поволжье, на Украине и в Белоруссии. Он также указал на необходимость открытия епархиальных курсов для подготовки регентов и псаломщиков. Доклад председателя Хозяйственного управления митрополита Воронежского и Липецкого Мефодия «Хозяйственная деятельность Русской Православной Церкви от древности до наших дней (988–1988)» ввиду болезни докладчика был зачитан секретарем Хозяйственного управления протоиереем Леонидом Кузьминовым. Начало доклада было посвящено истории церковно-хозяйственной деятельности и храмостроительства на Руси в древности и в синодальную эпоху. Особое внимание было уделено межсоборному периоду, главным образом – производственной деятельности Софринских мастерских (ныне – Софринское художественно-производ-ственное предприятие Московской Патриархии), созданных в 1980 году. С этого времени было изготовлено 11100 тонн свечей, 250 миллионов печатных икон, 63 миллиона нательных крестов. Заказы на продукцию Софринских мастерских поступают и от братских Поместных Церквей. В докладе отмечен ряд серьезных проблем, связанных с реставрацией церквей, нерешенностью вопроса о церковной собственности. «Проблемой проблем, - сказано в докладе, - является создание собственного реставрационного участка». Главным событием вечернего заседания 8 июня явилось обсуждение и принятие нового Устава Русской Православной Церкви. Проект Устава был представлен Собору архиепископом Смоленским и Вяземским Кириллом (ныне – митрополит Смоленский и Калининградский). «Церковные уставы, - сказал он, - являются своего рода комментариями к канонам. При этом они сами обладают высоким каноническим авторитетом, поскольку принимаются Поместными Соборами. «Положение об управлении Русской Православной Церковью», принятое на Поместном Соборе 1945 года, устарело. Изменения, внесенные в него в 1961 году, продиктованные сложной ситуацией, в которой оказалась Церковь на рубеже 50-60-х годов, привели к тому, что духовенство оказалось фактически отстраненным от руководства приходами, а юридически – и вообще от самих приходов». Предлагаемый проект докладчик поставил в преемственную связь с «Определениями» Собора 1917–1918 годов. Эта связь воплощена в попытке выразить в современных категориях основную идею православной экклезиологии – идею соборности. Вместе с предложенными поправками Устав Русской Православной Церкви был принят Поместным Собором. Новый Устав ввел периодичность созыва Поместных и Архиерейских Соборов. Он предусматривает также расширение состава Священного Синода: число его временных членов увеличено до пяти. Возвращаясь к основным принципам «Определений» Собора 1917–1918 годов о епархиальном управлении, Поместный Собор в Уставе восстанавливает Епархиальные собрания. «Высшим органом, при содействии которого архиерей управляет епархией, является Епархиальное собрание», - сказано в Уставе. Епархиальное собрание состоит из равного числа представителей клира и мирян. О Епархиальном совете в Уставе говорится, что он «образуется по благословению правящего архиерея и состоит не менее чем из четырех лиц в пресвитерском сане, половина из которых назначается архиереем, а остальные избираются Епархиальным собранием на один год». Важнейшие изменения, в сравнении с действовавшим ранее «Положением об управлении Русской Православной Церковью», касаются приходов. По Уставу, клирики включаются в состав Приходского собрания, а председательство в Приходском собрании Устав предоставил настоятелю прихода. Приходской совет, по Уставу, является исполнительным органом Приходского собрания и как таковой подотчетен ему. В состав Приходского совета должны входить председатель, его помощник и казначей, избираемые на трехлетний срок. Председателем Приходского совета может быть и клирик, и мирянин. На вечернем заседании Собора 8 июня был принят ряд других документов: «Обращение к чадам, не имеющим канонического общения с Матерью-Церковью», «Обращение ко всем, держащимся старых обрядов и не имеющим молитвенного общения с Московским Патриархатом», «Послание боголюбивым пастырям, честному иночеству и всем верным чадам Русской Православной Церкви». В «Обращении к чадам, не имеющим канонического общения с Матерью-Церковью», составленном в духе христианской любви, говорится: «На соборных заседаниях... мы стремились объективно осветить и те события в церковной жизни, которые произошли в текущем столетии, в том числе разделения, не преодоленные, к нашей скорби, и до сего дня. Мы с вами знаем, что в основе существующих разделений лежат не вопросы веры, но внешние исторические обстоятельства, в обстановке которых между нами выросла стена отчужденности. Но мы должны верить, что общими благими усилиями эта стена может быть разрушена... Некоторые наши братья, находящиеся в разделении, имеют желание вступить с нами в диалог. Мы приветствуем это и надеемся, что такой диалог, милостью Божией, мог бы привести нас к столь желаемому восстановлению церковного общения, помог бы разрушить разъединяющие ныне нас преграды. Заверяем вас, что никоим образом мы не хотим ни стеснить вашу свободу, ни получить господство над наследием Божиим (1 Пет. 5,3), но всем сердцем стремимся к тому, чтобы прекратился соблазн разделения между единокровными и единоверными братьями и сестрами, чтобы мы все могли в единомыслии единым сердцем возблагодарить Бога у единой Трапезы господней... Поместный Собор призывает вас, дорогие братья и сестры, внять голосу этой любви, обращенному к вам в дни празднования тысячелетия Крещения Руси. Мы не перестаем надеяться на то, что средостение недоверия будет упразднено благоразумием, и восторжествует между нами мир Божий...» (Кол. 3, 15). 9 июня члены Собора обсудили и приняли ряд новых документов: «Определения Поместного Собора», «Обращение ко всем христианам мира», «Заявление по насущным проблемам современности». В своих «Определениях» Поместный Собор, среди прочего, постановил: «Одобрить деятельность Священного Синода во главе со Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Пименом... в период Поместного Собора 1971 года и до сего дня…». Поместный Собор провозгласил чрезвычайную важность попечения о нравственной чистоте клира, монашествующих и всех чад церковных. Необходимо отбирать в клир лучших кандидатов, воспитанных в христианском духе доброделания и высокой гражданственности, дабы они, восприняв благодать священства, в жизни своей показывали зримый пример (Мф. 5,16)... На протяжении своего 1000-летнего исторического пути Русская Православная Церковь была неразрывно связана со своим народом. Она всегда воспитывала своих чад достойными гражданами земного Отечества. И ныне, руководствуясь заботой о благосостоянии Родины, она благословляет их ответственно вносить достойный вклад в процесс духовного, социального и экономического обновления советского общества. Собор постановил также «...считать необходимым увеличение издания книг Священного Писания, творений святых отцов и молитвословов, а также катехизической, назидательной, богословской, церковно-исторической и другой литературы, необходимой для удовлетворения духовных нужд нашей многомиллионной паствы. Равным образом отметить важность увеличения наименований и тиражей церковных периодических изданий..., а также учебных пособий для духовных школ. Обратить внимание на необходимость церковного издания на языках народов, верующие которых являются членами Русской Православной Церкви....Отметить необходимость открытия новых учебных заведений, организации подготовки псаломщиков в епархиях, а также совершенствования учебного и воспитательного процесса в духовных школах, развития научно-богословской мысли в духе лучших традиций отечественной богословской науки. Считать необходимым, изыскать возможные внебогослужебные формы для катихизации и духовного просвещения верующего народа....Отметить важное значение подготовки собственных церковных кадров художников-реставраторов... Признать необходимым всемерное развитие традиционного для нашей Церкви служения в области милосердия и церковной благотворительности...». На заключительном заседании Собора с докладом от Мандатной комиссии выступил митрополит Сурожский Антоний. Заключительное слово на Соборе произнес Патриарх Пимен. Святейший Патриарх, возблагодарив Господа, «благословившего успехом деяния... юбилейного Поместного Собора», и поблагодарив членов и гостей Собора, объявил Поместный Собор Православной Церкви закрытым. В Неделю всех святых, в земле Российской просиявших, в Даниловом монастыре было совершено торжественное богослужение. Божественную литургию служили Патриарх Антиохийский Игнатий IV, Патриарх Иерусалимский Диодор I, Патриарх Московский Пимен, Католикос-Патриарх всей Грузии Илия II, Патриарх Румынский Феоктист, Патриарх Болгарский Максим, архиепископ Кипрский Хризостом. Молитвы и возгласы произносились на греческом, арабском, славянском, грузинском и румынском языках. За литургией молились почетные гости и десятки тысяч православных людей, собравшихся в древней обители на великое торжество. В конце слова, произнесенного за литургией, Патриарх Пимен сказал: «Завершаются первые десять веков истории нашей Церкви. Господи! Благослови в мире и благочестии вступить во второе тысячелетие нашего бытия в доме Божием, который есть Церковь Бога Живаго, столп и утверждение истины» (1 Тим. 3,15). Господи, «землю Русскую в мире сохрани и веру православную в ней утверди во веки веков. Аминь» (из службы Тысячелетия Крещения Руси). В 1989 году Русская Церковь отмечала новый юбилей – 400-летие учреждения Патриаршества. В связи с этим юбилеем 5-8 сентября в Москве была проведена Международная научная церковная конференция. С 9 по 11 октября в Даниловом монастыре заседал Архиерейский Собор. Архиерейский Собор совершил прославление первого Патриарха Московского Иова и первого Предстоятеля Русской Православной Церкви после восстановления Патриаршества – святителя Тихона. Одновременно Собор поручил Комиссии по канонизации святых подготовить материалы для канонизации протоиерея Иоанна Кронштадского. В своих «Определениях» Собор особое внимание уделил состоянию приходской жизни: «Собор связывает свои надежды на благотворные преобразования церковной жизни с возрождением жизни приходов, включающей в себя богослужение, диаконию, научение в вере, взаимную поддержку его членов». Собор принял решение о реорганизации системы духовного образования, признав целесообразным преобразовать духовные семинарии в высшие школы. По решению Архиерейского Собора, должны быть возрождены печатные органы духовных академий. Архиерейский Собор рекомендовал епархиальным архиереям возобновить издание Епархиальных Ведомостей. Собор высказал свою точку зрения на содержание подготавливаемого «Закона о свободе совести»: «Мы считаем необходимым, - говорится в его «Определениях», - внесение в него следующих положений: 1) Юридическое признание Церкви как единой религиозной организации и уравнение ее в правах с другими общественными организациями. 2) Предоставление равных прав для религиозного и атеистического обучения, воспитания и пропаганды. 3) Предоставление возможности широко и многообразно осуществлять дела милосердия и благотворительности. 4) Свободное издание и распространение религиозной литературы. 5) Доступ Церкви к средствам массовой информации. 6) Отмена дискриминационного налогообложения и уравнение в этом отношении духовенства и церковных работников со всеми советскими гражданами». Архиерейский Собор выразил озабоченность состоянием церковной жизни в западных епархиях Украины, где предпринимались усилия к возрождению унии. Собор подтвердил определение Всеправославного Совещания 1986 года, что униатская проблема является «препятствием на пути к единству» и омрачает наши отношения с Римско-Католической Церковью. По постановлению Архиерейского Собора был образован Белорусский Экзархат Московского Патриархата, в состав которого вошли Минская, Могилевская, Брестская и Полоцкая епархии. Экзархом Белоруссии стал митрополит Минский Филарет. В связи с этим Священный Синод освободил его от обязанностей Председателя Отдела Внешних Церковных Сношений. Новым Председателем Отдела Внешних Церковных Сношений был назначен архиепископ Смоленский Кирилл. Следующий Архиерейский Собор решено было созвать в 1990 году. 3 мая 1990 года на 80-м году жизни скончался Святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен. 6 мая совершено было погребение почившего Первосвятителя. Его преемником стал Патриарх Алексий II. Глава XI
ЦЕРКОВНАЯ ДИАСПОРА Поражение белых армий в гражданской войне вызвало исход огромных масс русских людей – остатков разбитых войск и мирных граждан – за пределы России: в Китай, Константинополь, на Балканы и в Западную Европу. К октябрю 1920 года только в европейских странах оказалось около двух миллионов русских; всего российскую эмиграцию начала 20-х годов оценивают в три – четыре миллиона человек; главным образом, это были люди православного вероисповедания. Вместе с паствой за рубеж ушли пастыри и архипастыри. Церковная жизнь русских беженцев в Западную Европу сосредотачивалась вокруг православных храмов, построенных в XIX веке в столичных и курортных городах: Париже, Вене, Копенгагене, Дрездене, Висбадене, Женеве, Флоренции, Карловых Варах. На Балканах русские эмигранты молились в православных сербских и болгарских церквах. Виднейшие иерархи, оказавшиеся за пределами России, - митрополит Киевский Антоний и архиепископ Волынский Евлогий – первоначально собирались затвориться в монастырях: на Афоне или в Сербии. Митрополит Антоний считал, что всякая деятельность русского высшего церковного управления за границей должна быть прекращена, а духовное окормление беженцев должны взять на себя Поместные Православные Церкви, на территории которых они оказались. «Затем, ознакомившись с действительным положением русской эмиграции и узнав о намерении генерала Врангеля во что бы то ни стало сохранить военную организацию для возобновления борьбы с большевиками владыка Антоний, - пишет его биограф, - пришел к непоколебимому убеждению в необходимости сохранить русскую церковную организацию». Архиепископ Евлогий сообщал тогда из Женевы в Константинополь митрополиту Антонию: «Много овец осталось без пастырей... Нужно, чтобы Русская Церковь за границей получила руководителей. Не думайте, однако, что я выставляю свою кандидатуру». Между тем еще до ухода в эмиграцию, 15 октября 1920 года, в Симферополе Высшее Духовное Управление на Юге России назначило управляющим церквами в Западной Европе архиепископа Евлогия. 19 ноября 1920 года на пароходе «Великий князь Александр Михайлович» в Константинопольском порту состоялось первое за пределами России заседание Высшего Церковного Управления на Юге России, в котором участвовали митрополиты Киевский Антоний, Херсонский и Одесский Платон (Рождественский), архиепископ Полтавский Феофан (Быстров) и епископ Севастопольский Вениамин (Федченков). На Заседании было вынесено решение о продолжении деятельности Высшего Церковного Управления. Высшее Церковное Управление под председательством митрополита Антония подтвердило вынесенное еще в Крыму постановление о назначении архиепископа Евлогия управляющим западно-европейскими русскими церквами, включая русские приходы в Болгарии и Румынии, оставив за собой управление русскими церквами Югославии, Греции и Турции. 8 апреля 1921 года Патриарх Тихон вместе с Синодом издали Указ о подчинении всех русских церквей в Западной Европе до восстановления нормальных отношений с Петроградским митрополитом, в юрисдикции которого они ранее находились, архиепископу Евлогию. В 1921 году центром русской церковной жизни за рубежом становится Югославия. 21 ноября 1921 года в этой стране, в Сремских Карловцах, по инициативе епископа Севастопольского Вениамина и с согласия Патриарха Сербского Димитрия открылось Общецерковное заграничное собрание, переименованное потом в Русский Всезаграничный Церковный Собор. Собор заседал до 2 декабря. В состав Собора вошли все оказавшиеся за рубежом и сумевшие добраться до Карловцев русские архиереи и члены Поместного Собора 1917-1918 годов, а также делегаты от приходов, от эвакуированной армии, от монашествующих и приглашенные по усмотрению митрополитом Антонием, архиепископом Евлогием, архиепископом Анастасием (Грибановским) – управляющим русскими православными общинами в Константинополе, и епископом Вениамином – управляющим военно-морским духовенством. Среди 163 членов Собора было 11 епископов, из них – 2 сербских; 22 представителя монашествующих и белого духовенства, 67 делегатов были политическими и военными деятелями. Председателем Собор избрал митрополита Антония, его товарищами – архиепископа Кишиневского Анастасия, протоиерея С.Орлова, А.Крупенского, князя Ширинского-Шихматова. Участие в Соборе руководителей Эмигрантского Военного Монархического Совета Н.Маркова, А.Трепова, которым сочувствовали митрополит Антоний, придавало его деяниям подчеркнуто политический характер. Об атмосфере острой нетерпимости к инакомыслию, которая сложилась на Соборе, говорит то обстоятельство, что Председатель Государственной Думы при Временном Правительстве М.Родзянко, появившийся на Соборе в Карловцах как член Всероссийского Поместного Собора, был с негодованием изгнан с его заседаний. Его обвиняли в развале Российской Империи. Собор составил два послания: «Народы Европы! Народы мира! Пожалейте наш добрый, открытый, благородный по сердцу народ русский, попавший в руки мировых злодеев! Не поддерживайте их, не укрепляйте их против ваших детей и внуков! А лучше помогите честным русским гражданам. Дайте им в руки оружие, дайте им своих добровольцев и помогите изгнать большевизм, этот культ убийства, грабежа из России и всего мира». Легко было предвидеть опасные последствия для Русской Церкви от этого воззвания, тем более что все постановления Собора начинались со слов: «По благословению Святейшего Тихона», хотя на деле ни один из документов карловацкого Собора не был послан на утверждение Патриарху. Во втором послании Собора, обращенного к чадам Русской Церкви в рассеянии и изгнании сущим, были такие слова: "И ныне пусть неусыпно пламенеет молитва наша – да укажет Господь пути спасения и строительства родной земли; да даст защиту Вере и Церкви и всей земле Русской и да осенит Он сердце народное; да вернет на всероссийский Престол Помазанника, сильного любовью народа, законного православного Царя из Дома Романовых». Против этого места из обращения возражали многие на Соборе. Архиепископ Евлогий призывал к благоразумию: «Поберегите Церковь, Патриарха. Заявление несвоевременно. Из провозглашения ничего не выйдет. А как мы отягчим положение! Патриарху и так уже тяжело!» 34 члена Собора, в том числе архиепископы Евлогий и Анастасий, епископы Вениамин (Федченков), Аполлинарий (Кошевой), Сергий (Королев), Максимилиан, 12 священников, сделали письменное заявление: «Мы, нижеподписавшиеся, заявляем, что данная большинством Отдела «Духовное возрождение России» постановка вопроса о монархии с упоминанием при том и династии носит политический характер и, как таковая, обсуждению Церковного Собрания не подлежит, почему мы в решении этого вопроса и голосовании не считали возможным принять участие». Но Собор не внял голосу оппозиции. Митрополит Антоний, возражая тридцати четырем, сказал: «Вопрос династии – не политический, а чисто церковный, ибо отвергать этот вопрос – значит отвергать существующие, никем не отмененные основные законы, соглашаться с так называемыми «завоеваниями революции», то есть одобрять низвержение Государя с царственной династией, уничтожение русского народа и вместе с тем подвергать народ русский кровопролитию и ужасам бонапартизма и самозваншины. Вопрос этот моральный, нравственный, и, следовательно – чисто церковный». Впоследствии митрополит Евлогий писал: «Только злой дух мог продиктовать «Обращение». Карловацкий Собор образовал Высшее церковное управление за границей под председательством митрополита Антония, которому Собор усвоил звание Заместителя Патриарха. Высшее Церковное Управление состояло из Архиерейского Синода и Церковного Совета. Оно претендовало на возглавление церковной жизни всего русского зарубежья. Вскоре после окончания карловацкого Собора Патриарх Тихон направил Сербскому Патриарху Димитрию грамоту: «Сердце Наше тем более исполнено чувством радости и благодарности Вашему Блаженству, что Мы живо сознаем все то добро, какое сделано и делается Вами по отношению к русским изгнанникам – епископам, клирикам и мирянам, которые силою обстоятельств, оказавшись за пределами своей Родины, нашли себе радушие и приют в пределах Сербской Патриархии». Многими русскими клириками эти слова были восприняты как косвенное одобрение постановлений карловацкого Собора. Между тем, 5 мая 1922 года в Москве на соединенном присутствии Священного Синода и Высшего Церковного Совета под председательством Патриарха Тихона было вынесено постановление, которое в виде Указа Патриарха было выслано митрополиту Антонию и возведенному 30 января 1922 года в сан митрополита Евлогию, временному управляющему Западноевропейскими русскими приходами:
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 58; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.244.201 (0.042 с.) |