Основные факторы развития личности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные факторы развития личности



Человек – существо биосоциальное. Как живое существо, он подчиняется основным биологическим и физиологическим законам, как социальное – законам развития общества.

1. Биологическая наследственность (врождённые способности, темперамент, характер, предрасположенность);

2. Социальные факторы (социальный и культурный опыт).

 

Герберт Спенсер (1820-1903) – основоположник социального дарвинизма. В работе «Социальный организм» (1860) Спенсер сравнивает общество с живым организмом и утверждает, что подобно тому, как биологические организмы развиваются посредством естественного отбора, также развивается общество. Личность формирует инстинкт выживания.

 

Зигмунд Фрейд (1856-1939) – основоположник психоанализа. Поведение человека обусловлено сферой бессознательного – Оно:

· Либидо (сексуальное влечение) – «инстинкт жизни»;

· Врождённая склонность к агрессии – «инстинкт смерти».

Британский учёный Фрэнсис Гальтон (1822-1911) в 1883 году ввёл термин «евгеника» - улучшение человечества путём искусственного вмешательства в процессе естественного отбора (помочь положительным свойствам перейти к следующему поколению и избежать передачи отрицательных свойств). Гальтон ратовал за закон, по которому преступники и физически неполноценные люди подвергались бы принудительной стерилизации, а бездетные гении были обязаны размножаться.

 

Идеи Гальтона нашли практическое воплощение:

ü В законодательстве Китая, Индии о принудительной стерилизации (ежегодно 8 млн. человек);

ü В социальной политике Сингапура, где молодым людям с высоким IQ оплачивают «любовный круиз», оказывают поддержку матерям и бесплатно предоставляют детям место в элитных школах.

 

Социологические концепции

Решающее значение в развитии человека имеют социальные факторы, культура общества.

Развитие личности невозможно вне социальных связей, поскольку через социальные взаимодействия передаётся:

Ø Социальный опыт человечества, усваивается его культура;

Ø Происходит самооценка и самопознание личности.

Синдром Маугли. Человек, выросший в изоляции от людей и воспитанный среди животных, навсегда утрачивает возможность достичь нормального умственного и личностного развития. Те, кто жил в обществе животных первые 3,5-6 лет жизни, практически не могут:

ü Освоить человеческий язык;

ü Ходить прямо;

ü Осмысленно общаться с другими людьми, несмотря даже на годы, проведённые в последующем в обществе людей.

«Дети джунглей», даже вернувшись в общество, так и не становятся личностями. Их именуют феральными людьми, то есть не ставшими полноценными членами общества по причине из изоляции от общества, формирования их вне общения с людьми.

Одичавшие дети – дети, которые росли в условиях крайней социальной изоляции (вне контакта с людьми с раннего возраста) и практически не испытывали заботы о любви со стороны другого человека, не имели опыта социального поведения и общения. Социальные факторы формирования личности более весомы.

Культура и личность

Происхождение культуры неизбежно связано с происхождением человека.

«Культура – это то, что характеризует человека как вид. Напрасны поиски человека до культуры. Человек и культура неразрывны, подобно растению и почве, на которой он произрастает». Ж.М. Бенуа.

1. Орудийно-трудовая (деятельностная) концепция

Ф. Энгельс (1820-1895) «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» (1876 гг.)

«Труд создал человека»

o Под деятельностью обычно понимают преобразование мира природы, подчинение его человеческим идеям.

2. Божественная теория происхождения человека

Призвание человека – перевести всё тварное из мира материального в духовный и одухотворить всё вокруг себя. Вот эта способность одухотворять и будет культурной.

v Деятельностный подход. Культура – совокупность форм и результатов деятельности.

v Ценностный подход. Культура – система ценностей, убеждений и стандартов поведения.

Опираясь на традиции, заложенные классиком социологии Толкотт Парсонсом, многими социологами социальная культура рассматривается как система ценностей, норм, образцов поведения, которые регулируют поведение людей в обществе, их взаимодействие между собой.

Парсонс ввёл понятие «генерализирующая ценность» - система господствующих в обществе идейных представлений.

Каждую культуру можно представить себе как перечень конкретных, разделяемых большинством её представлений и ценностей, находящихся в определённой иерархии.

На основе ценностей формируются социальные нормы.

Социальные нормы – правила поведения, регулирующие взаимодействия людей в соответствии с ценностями доминирующей в обществе культуре.

Процесс становления личности в обществе называется социализацией. Социализация – процесс, в ходе которого люди учатся соблюдать социальные нормы и усваивают социальные ценности (обучение человека элементарным правилам человеческого общежития). Главное назначение социализации состоит в переходе человека из биологического существа в социальное, в обретении личностью самостоятельности и определении своего социального места в обществе.

Теория ролей профессора Чикагского университета, философа, социолога и социального психолога Джорджа Мида (1863-1931).

В теории ролей социализация понимается как непрерывный процесс освоения социальных ролей. Социализация, по Миду, включает 3 стадии:

1. Подготовительная стадия (в возрасте от 1 до 3 лет) – ребёнок имитирует поведение взрослых без какого-либо понимания (например, девочка – куклы, мальчик – машинки).

2. Игровая стадия (в 3-4 года) – дети начинают понимать поведение тех, кого они изображают, но исполнение роли ещё неустойчиво.

3. Заключительная стадия (в 4-5 лет и далее), в которой ролевое поведение становится собранным и целенаправленным и проявляется способность ощущать роли других актёров. Удачным примером можно считать игру в футбол: команда хорошо взаимодействует только тогда, когда каждый усваивает не только собственную роль, но и роли партнёров.

Выделяют 3 этапа социализации:

1. Начальная – социализация ребёнка в рамках семьи, до его поступления в школу.

2. Средняя – социализация, связанная с обучением в школе.

3. Завершающая социализация взрослого человека, в процессе которой принимаются новые социальные роли.

2 этапа социализации:

1. Ранняя (до 15-18 лет);

2. Поздняя (вступление в взрослую жизнь).

Самый главный этап – первый, поскольку именно в его рамках происходит становление личности.

Агенты социализации – элементы социальной среды, воздействующие на индивида в процессе социализации:

· Семья;

· Образовательные учреждения;

· Неформальные группы сверстников;

· Средства массовой информации;

· Общественные организации;

· Армия;

· Исправительные учреждения;

· Церковь;

· Интернет, цифровые технологии (чат-боты).

Сегодня главными агентами социализации являются родители, учителя, Интернет, сверстники. Часто обнаруживается разнонаправленное воздействие факторов социализации на индивида, когда они формируют у человека различные системы ценностей. Например, в семье ребёнок усвоил одни ценности, а в школе у него требуют другого поведения, Интернет предлагает третью модель социального действия, не совпадающего ни с семьёй, ни с образовательным учреждением.

23 января 2020 года на Всемирном экономическом форуме в Давосе состоялся деловой завтрак Сбербанка «Личностная трансформация в цифровую эпоху». Участники проголосовали на тему «Каков уровень происходящей трансформации в обществе?»:

§ Беспрецедентный – 76%

§ Обычный – 23%

§ Низкий – 1%

Закон экономики мозга. Работая с сложной информацией, мозг потребляет большое количество энергии. Поэтому он выбирает менее затратный путь, обрабатывая простую информацию. Отсюда эскалация примитивного контента в медиа.

v «Галактика Гуттенберга» - цивилизация текста, системного мышления.

v «Галактика Цукерберга» - цивилизация зрительных образов.

Эти 3 режима не могут работать одновременно: когда мозг занят ориентацией и потреблением информации, мыслительная деятельность отсутствует, и наоборот. Если вы постоянно потребляете информацию, ваш мозг впадает в спячку, вы начинаете мыслить стереотипами, шаблонами.

§ 40% детей до 10 лет в России и США постоянно находятся в онлайн;

§ К 14-18 годам

o 68% - в России;

o 60% - в США;

o 58% - в Германии.

Мыслящий мозг отвечает за создание социальных связей, отношений.

В 1997 году количество экранного времени сравнялось с количеством времени, которое люди тратили на личное общение.

В 2007 (время появления айфона) экранное время – 8 часов, личное общение – менее 2 часа.

Сегодня – эпидемия цифрового аутизма.

Цифровой аутизм – состояние, при котором люди не могут поддерживать длительный психологический контакт. Люди, страдающие цифровым аутизмом, не интересуются внутренним миром другого человека. Люди стали для них заменяемыми, они не видят ценностей каждой личности.

 

Физическое местоположение телефона влияет на объём оперативной памяти, на подвижность интеллекта (с телефоном рядом с нами мы глупеем!).

 

Результаты личностной трансформации в цифровую эпоху:

1. Разделение мира на умных и глупых – потеря навыков к обучению.

2. Изменение в структуре социальных взаимодействий – цифровой аутизм, цифровая зависимость.

Предложения:

a) Цифровая гигиена;

b) Увеличение реальных социальных связей и коммуникаций.

 

Останется ли личность в цифровом мире…?

Цифровая жизнь превратилась в повседневность:

· Оцифровка библиотечных фондов, музейных экспонатов;

· Оцифровка данных (от школьных дневников до биометрических данных граждан всех стран, пересекающих границы);

· Цифровое гражданство и е-государство («электронным государством» позиционирует себя, например, Эстония);

· Оцифрованные язык и эмоции (пространство лайков и смайлов в социальных сетях);

· Цифровизация религиозной жизни и проповеди в мультимедийном формате (Папа Римский, глава католической церкви, читает проповеди через WhatsApp и Telegram, во многих странах распространена практика SMS-сообщений верующим от священников и раввинов).

«Цифровой тоталитаризм»

1. При тоталитаризме устанавливается всеобщий контроль над обществом.

2. Тоталитаризм связан с утопической идеей построения своего будущего.

Система социального кредита в КНР была анонсирована в 2014 году, а в 2020 в неё должны быть включены уже все жители материкового Китая. У всех появится «электронный ошейник». Каждому гражданину система изначально присваивает некий нейтральный рейтинг – условных 100 баллов. И каждый день, каждым своим поступком человек может либо увеличить свой рейтинг, либо «просадить» его.

Увеличить:

ü За отсутствие нарушений;

ü Полезную общественную деятельность;

ü Сообщать о нарушениях других;

ü Пунктуальность в оплате ЖКХ и кредитов и так далее.

Уменьшить:

ü Если превышает скорость;

ü Просрочивает платежи;

ü Перебегает дорогу в неположенном месте.

США и Европа

В странах «золотого миллиарда» проникновение big data в человеческую жизнь, пожалуй, ещё сильнее, чем в Китае:

· Расплатиться наличными принципиально невозможно в Скандинавии;

· Американское бюро кредитных историй, предоставляющее сведения о потенциальных клиентах и заёмщиках коммерческим компаниям. Бюро работает с 1956 года, а в наши дни хранящиеся в нём «личные дела» применяются далеко не только в области потребительских кредитов. От рейтинга FICO зависит (как в Китае!) приоритетность в покупке авиабилетов (и даже сама возможность такой покупки – людям с очень низким рейтингом она не доступна). При устройстве на работу – тоже запрашивают кредитную историю.

Однако есть существенное различие с Китаем: если к сбору информации государством американцы относятся традиционно подозрительно, то коммерческие компании в общественном мнении – совсем другое дело. Поэтому тот же самый американец, который десять раз поморщится, прежде чем оставить «цифровой след» в государственном ведомстве, добровольно и с радостью заполняет многочисленные анкеты в социальных сетях, программах лояльности торговых сетей и многочисленных «личных кабинетах». Ещё бы, ведь это даёт право на скидки, а в день рождения вас (если вы указали дату рождения в анкете) поздравят специальной акцией.

В России теоретически имеются практически все слагаемые «цифрового тоталитаризма» - и китайского, и западного образца:

1) Активно продвигаемые государством электронные расчёты (с каждым годом российские банки вводят всё новые ограничения на операции с наличными);

2) Внедряемые с конца нулевых технологии электронного правительства (госуслуг);

3) Системы «городских помощников» - стимулирующие сообщать о нарушениях ПДД и общественного порядка.

 

· В последние 10 лет российское законодательство о персональных данных непрерывно совершенствуется в сторону защиты интересов граждан. Фактически запрещена какая-либо обработка, хранение и распространение персональных данных человека без его согласия. В этой сфере Россия в одночасье стала одной из самых продвинутых стран мира.

· Другой вопрос, что без подписания такого согласия на работу с персональными данными – получение каких-либо персонифицированных услуг невозможно. Поэтому в школе, в больнице, в центре госуслуг, в банке и так далее – мы не глядя подписываем соглашение, разрешающее операторам этих услуг пользоваться нашими данными. Что делает весьма продвинутое законодательство практически бессмысленным!

Наиболее часто применяемый термин, отражающий ощущение человеком своего собственного «Я» и степень социализации личности, - идентичность.

Идентичность: социологический подход

· Самоотождествление с определённой личностью, социокультурной средой, её нормами и ценностями;

· Ощущение и осознание неразрывной связи своего собственного будущего с перспективами этой среды;

· Потребность самой личности в одобрении своих действий со стороны такой среды и её авторитетов.

Культурная, национальная идентичность – чувство неотъемлемой принадлежности к историко-культурным, духовным корням определённого общества.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 165; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.100.180 (0.049 с.)