Теперь можно сравнивать фрагменты. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теперь можно сравнивать фрагменты.



И в первом и во втором тексте дело происходит зимой, и герои страдают от холода: «Глядит мальчик, дивится…, а у него болят уже пальчики и на ножках, а на руках стали совсем красные, уж не сгибаются и больно пошевелить» и «Акакий Акакивич с некоторого времени начал чувствовать, что его как-то особенно сильно стало пропекать в спину и плечо, несмотря на то, что он старался перебежать как можно скорее законное пространство». Так холодно было героям, потому что они были плохо одеты. На мальчике был «какой-то халатик» и «картузишко», на Акакии Акакиевиче шинель, на которой «сукно до того истерлось, что сквозило и подкладка расползлась».

Мы понимаем, что оба героя плохо одеты, потому что у них нет средств к существованию. Мальчик Достоевского одинок, голоден и беспомощен. Его мать умерла в какой-то ночлежке. Акакий Акакивич хоть и работает, но стоит на самой низкой ступеньке социальной лестницы, жалованье его настолько мало, что для покупки новой шинели ему приходится жестоко экономить на всем необходимом.

Отсюда ясно,  что конфликт у обоих героев с бездушным миром, которому нет дела до несчастий бедняков.   В обоих текстах налицо социальные проблемы: тяжелая жизнь бедных бесправных людей, протест против любой несправедливости в отношении к «маленькому человеку».

(Подчеркнуто определение ПРОБЛЕМ, которое требуется знать наизусть).


ПРИЛОЖЕНИЕ

(1.1.1, 1.1.2, 1.1.3), нужно иметь определенные теоретические знания. Ниже, в «Приложении, даны термины, которые понадобятся для написания минисочинений, особенно в заданиях 1.1.2 и 1.1.3

Необходимо выучить наизусть следующие общие литературоведческие понятия и термины:

Антитеза – противопоставление характеров, событий, поступков, слов. Может быть использована на уровне деталей, частностей («Черный вечер, белый снег» – А. Блок), а может служить приемом создания всего произведения в целом. Таково противопоставление двух частей стихотворения А. Пушкина «Деревня» (1819), где в первой рисуются картины прекрасной природы, мирной и счастливой, а во второй – по контрасту – эпизоды из жизни бесправного и жестоко угнетенного русского крестьянина.

Деталь (Художественная) – выразительная подробность, с помощью которой создается художественный образ. Деталь помогает читателю представить изображаемую автором картину, предмет или характер в неповторимой индивидуальности. Она может воспроизводить черты внешности, особенности одежды, обстановки, переживания или поступка.

Функции детали:

· Подчёркивать психологическое состояние героя.

· Характеризовать персонажа, раскрывать особенности его внутреннего мира.

· Создавать у читателя нужное автору впечатление, настроение, ощущение.

· Подчеркивать колорит эпохи, передавать дух времени, социальные особенности.

Виды детали:

Деталь, характеризующая состояние внешнего мира: деталь интерьера, пейзажа (в том числе экстерьера и городского пейзажа), портрета героя – изображение его внешности. Например, описывая путешествующего Печорина, героя романа «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтов подчеркивает особенность его внешности – чистую сорочку: «пыльный бархатный сюртучок его, застегнутый только на две нижние пуговицы, позволял разглядеть ослепительно чистое белье, изобличавшее привычки порядочного человека». Лермонтов здесь сам же дает объяснение этой детали: чистое белье указывает на то, что этот человек «порядочный», то есть, в понимании Лермонтова, следящий за собой и своей гигиеной. В понимании современного читателя чистая сорочка героя, который путешествует в 19 веке, то есть без горячего водоснабжения, стиральных машин, а часто и без достойного ночлега, говорит о его достатке, а также о щегольстве и привычке жить благоустроенной, комфортной жизнью.

Деталь психологическая, отражающая состояние внутреннего мира героя, движения мысли, помыслы, желания, страхи, фобии, мании. Такая деталь тоже может отражать явления, объекты внешнего мира, но передавать при этом переживания персонажа. Такой прием также называют психологизмом. Например, такими деталями являются Страшный сон Татьяны Лариной (Евгений Онегин). Вещий сон Гринёва о Пугачёве в "Капитанской дочке". Примером психологической детали, через которую читателю становится ясным психологическое состояние героя является наблюдение рассказчика: « Видали вы когда-нибудь глаза,словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской, что в них трудно смотреть? Вот такие глаза были у моего случайного собеседника. (Шолохов «Судьба человека»)

Диалог – разговор, беседа, спор двух или (ПОЛИЛОГ) нескольких персонажей произведения.

Интерьер – композиционное средство, воссоздающее обстановку в помещении, где происходит действие.

Контраст (франц. contraste — резкое отличие) — резко выраженная противоположность черт, качеств, свойств одного человеческого характера, предмета, явления другому.

Конфликт (коллизия, интрига)– столкновение противоположных взглядов, стремлений, интересов персонажей художественного произведения.

Композиция – построение художественного произведения, определенная система в расположении его частей. Различаются композиционные средства (портреты действующих лиц, интерьер, пейзаж, диалог, монолог, в том числе внутренний) и композиционные приемы (монтаж, символ, поток сознания, самораскрытие персонажа, взаимораскрытие, изображение характера героя в динамике или в статике). Композиция обусловливается особенностями таланта писателя, жанром, содержанием и целью произведения.

Контекст -  (лат. «contextus» – связь, соединение) – 1. Законченный в смысловом отношении отрывок текста, в котором слово приобретает необходимый автору смысл. Взятое вне контекста оно может иметь другое значение; 2. Сумма сведений, необходимая для понимания смысла

Лейтмотив (идея, авторская позиция) – главная мысль произведения, неоднократно повторяемая и подчеркиваемая.

Мировоззрение -система взглядов, оценок и образных представлений о мире и месте в нём человека, общее отношение человека к окружающей действительности и самому себе...

Элементы мировоззрения:

идеалы; убеждения; стереотипы; ценности, преобладающие в обществе; знания.

Монолог – пространная речь действующего лица в литературном произведении, обращенная в отличие от монолога внутреннего к окружающим. Примером внутреннего монолога может служить первая строфа романа А. Пушкина «Евгений Онегин»: «Мой дядя самых честных правил…» и т. д.

Мотив – один из компонентов художественного текста, часть темы произведения, чаще других приобретающая символическое значение. Мотив дороги, мотив дома и т. п.

Подтекст – внутренний, словесно не выраженный смысл текста. Подтекст скрыт и может быть восстановлен читателем с учетом конкретной исторической ситуации. Чаше всего присутствует в психологических жанрах.

Проблематика это те, вопросы (проблемы), которые ставит в произведении автор, а авторская позиция то, как он их решает. Например,, в «Герое нашего времени» автор ставит проблему: какая бывает любовь к женщине, отвечает(авторская позиция): Отношения с ерой, любовь-привычка, с Мери –игра и т. д или Проблема в литературном произведении - это суть конфликта, в котором по одну сторону оказывается главный герой, а по другую - один или несколько объектов

Сюжетсистема, порядок развития событий в произведении. Его основные элементы: пролог, экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка; в отдельных случаях возможен эпилог. Сюжет раскрывает в произведении причинно-следственные связи в отношениях между персонажами, фактами и событиями. Для оценки различного рода сюжетов могут быть использованы такие понятия, как интенсивность сюжета, «бродячие» сюжеты. Отличие от композиции - Сюжет это - ЧТО и ПРО ЧТО, а композиция - КАК это показано

Фабула – последовательность развертывания событий произведения во времени и в пространстве.

 

                                                         Средства создания характера литературного героя

 

Средство создания Краткая характеристика Пример
Название произведения Может указывать в произведении на место, занимаемое персонажем в системе образов "Герой нашего времени" М. Ю. Лермонтова
Эпиграф к литературному произведению Может указывать на основную черту характера героя "Капитанская дочка", "Евгений Онегин" А. С. Пушкина
Прямая авторская характеристика Писатель сознательно раскрывает свое отношение к герою, характеризуя его действия, поступки, давая им свою оценку "Онегин - добрый мой приятель..." (А. С. Пушкин)
Речь героя Внутренние монологи, диалоги с другими героями произведения характеризуют персонажа, выявляют его склонности, пристрастия Монологи и диалоги Чацкого в "Горе от ума" А. С. Грибоедова
Поступки, действия героя Основа повествования художественного произведения, где изображаются поступки персонажей, через которые раскрывается характер героя Письмо Онегина из "Евгения Онегина" А. С. Пушкина; спасение Печориным Бэлы из "Героя нашего времени" М. Ю. Лермонтова
Психологический анализ Подробное воссоздание внутреннего мира персонажа (чувств, мыслей, эмоций); особую роль играют изменения внутренней жизни героя "Герой нашего времени" М. Ю. Лермонтова
Другие герои произведения Взаимоотношения персонажа с другими героями произведения показаны автором, чтобы читатель увидел героя не изолировано, а в определенных ситуациях, во взаимодействии с разными людьми Печорин - Максим Максимыч, Бэла, Мери, Вернер, Вера, Грушницкий, контрабандисты в "Герое нашего времени" М. Ю. Лермонтова
Портрет героя Изображение внешнего облика героя: его лица, фигуры, одежды, манеры поведения. Типы портрета: 1) натуралистический (портрет, скопированный с реально существующего человека); 2) психологический (через внешность героя раскрывается внутренний мир героя, его характер); 3) идеализирующий или гротескный (эффектные и яркие, изобилующие метафорами, сравнениями, эпитетами) Чичиков и помещики в «Мертвых душах» 2)Печорин в "Герое нашего времени" М. Ю. Лермонтова 3) Полячка в повести "Тарас Бульба" Н. В. Гоголя
Социальная среда, общество Общественные условия, в которых живет и действует персонаж «Станционный смотритель» Пушкина
Пейзаж Выделяют следующие функции пейзажа: 1) Природа может выступать в качестве объективного отражения действительности и одновременно служит фоном повествования (изображение характерных черт местности, области, страны (создание местного колорита); (Деревня, где скучал Евгений, была прелестный уголок») 2) пейзаж играет роль специфического средства в раскрытии характера действующих лиц; отображает психологическое состояние ге роя и автора путем соответствия природных явлений чувствам и мыслям персонажей; 3) природа может выступать в качестве действующего субъекта     Пушкин «Евгений Онегин»   Описание южной природы передает переживания Печорина до и после дуэли с Грушницким в "Герое нашего времени" М. Ю. Лермонтова Буран во 2 главе «Капитанской дочки» Пушкина»
Художественная деталь Предмет, с помощью которого писатель характеризует героя. Яркая художественная деталь помогает читателю выявить особенности натуры персонажа Чистая сорочка Печорина
Предыстория жизни героя (если есть) Описание детства, юности, становления героя как личности, помогает глубже раскрыть внутренний мир персонажа Детство Гринева в «Капитанской дочке» Пушкина

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 177; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.108.54 (0.039 с.)