Роль дедушки и бабушки в воспитании детей. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Роль дедушки и бабушки в воспитании детей.



В свое время К.Д.Ушинский назвал бабушек и дедушек, вообще пожилых людей, инстинктивно понимающих и знающих по опыту тонкости воспитания, «природными русскими педагогами». Как пишет известный современный психолог А.В.Петровский, «бабушки и дедушки, прабабушки и прадедушки, внуки и правнуки -это исключительный атрибут человеческой семьи, животные его лишены полностью» (Петровский А. В. Дети и тактика семейного воспитания. - М.,1981. - С.16). Видимо, это и делает человеческую семью по сути своей бессмертной: она возрождается во внуках снова и снова, сохраняя некоторые физические признаки, духовные особенности своих далеких прародителей. Как пелось в популярной песне середины века,  «будут внуки потом, все опять повторится сначала».

Бабушка и дедушка (прародители) после родителей - это самые родные для ребенка люди. Их отношения к внукам имеют эмоциональную основу, лишены расчета и рассудочного начала, подлинно бескорыстные.

Участие прародителей в воспитании современных внуков сопряжено с разными противоречиями. В основной массе родители приветствуют, если бабушки и дедушки изъявляют желание помочь в воспитании внуков. Но не всегда это проходит без трений между поколениями.

В сложной семье, где проживают вместе родители, их взрослые дети со своим потомством, не так-то легко добиться должного взаимопонимания родителей и детей, поскольку сказывается принадлежность к разным поколениям.

В конце прошлого века деду, держащему на руках маленького внука, было несложно представить себе его будущее. Оно виделось таким же, что и жизнь, прожитая дедом. Все, что накопило старшее поколение, принималось и детьми и внуками без особого сомнения. Поэтому основы воспитания детей деды передавали сыновьям, а те своим детям. На пороге третьего тысячелетия опыт дедов в воспитании детей не срабатывает столь эффективно, как это было прежде. Почему? Ответ дают исследования американского антрополога Маргарет Мид. На основе тщательного изучения отношений между поколениями в разных обществах М.Мид пришла к следующему выводу. Разница между поколениями зависит от скорости общественного прогресса. Там, где эта скорость невелика или равна нулю, различия между поколениями незначительны, поэтому можно говорить о полной преемственности. Вторая половина нынешнего века характеризуется столь стремительным развитием, что опыт старшего поколения начинает отставать от требований времени. Сегодня бабушки и дедушки не могут сказать своим детям и внукам: «Делай, как я!» Поэтому и современная бабушка (дедушка) - это уже не та авторитарная фигура, некогда диктовавшая, как надо воспитывать детей.

Любовь в семье как моральная ценность.

Любовь- это источник и гарантия эмоционального благополучия ребёнка, источник телесного и душевного здоровья.

Виды родительской любви: «Я люблю тебя для себя»; «Я люблю себя для тебя»; «Я люблю тебя в себе»; «Я люблю тебя для тебя».

Любящая семья – это семья достигшая гармоничного взаимопонимания и взаимоодоптации с детьми, где общение с детьми- большая радость, где доминирует положительный, благожелательный эмоциональный тон.

Традиции семейного воспитания.

Традиция- это принятие в семье нормы, манеры поведения, обычаи и взгляды, которые передаются из поколения в поколение.

В традициях и обычаях отражаются этнические, культурные, религиозные особенности семьи, профессиональная принадлежность её членов.

Это два канала социализации ребёнка, причём традиции функционирую на основе обычаев. Семейные традиции многофункциональны, специфичны, эмоционально насыщены, поэтому на их фоне социальное развитие ребёнка идёт более успешно.

                          Практические задания.

Родительский дом – это среда обитания для ребенка. Подумайте, как целесообразнее организовать «местожительство» игрушек в доме: хранить их в ящике, куда по вечерам складывать машинки, плюшевые игрушки, кубики, или отвести место обитания для мягких игрушек, «стоянку» для транспорта и т.д.? Обоснуйте свой ответ, имея в виду и задачи воспитания ребенка, и удобство для всей семьи.

В доме у каждого должно быть свое место, заповедная зона, к которому другие члены семьи относятся с уважением. Это не всегда отдельная комната, но хотя бы уголок, полка в шкафу, ящик в письменном столе, куда без ведома хозяина, даже если он совсем мал, никто не заглянет, не вторгнется без спроса.

И у малыша должно быть своё собственное «хозяйство»: место за общим столом, кроватка, стол, полка с книгами, «территория», занятая игрушками. Здесь он приобретает первые трудовые умения, учится распоряжаться своими силами, быть ответственным, аккуратным, бережливым. Дом станет настоящим семейным очагом, если в поведении взрослых ярко выражена направленность на других - желание и умение понимать их, внимательно к ним относиться, учитывать их интересы, привычки, вкусы.

3. Представьте себе молодую семью, где оба родителя много заняты по службе. У них есть две возможности воспитания двухлетнего сына:

- малыша отвозят на неделю к бабушке и дедушке и забирают домой на выходные дни и праздники;

- малыш остается дома, куда в будние дни приезжают бабушка и дедушка, а на выходные они забирают ребенка к себе, давая молодым родителем возможность отдохнуть. К какому варианту вы посоветуете прибегнуть молодым родителям и как его аргументируете?

Я считаю, что в данной ситуации, можно прибегнуть к двум версиям, чередуя их. То есть, бабушка и дедушка могут иногда забирать ребёнка на неделю (в зависимости от загруженности родителей и безысходности ситуации), а в выходные дни забирать и проводить время с малышом, уделяя ему максимум внимания, так как очень важно для него чувствовать любовь и нужность. Но также прибегать и ко второму варианту: малыш остаётся дома, в будние дни приезжают бабушка и дедушка, что бы помочь родителям и побыть с малышом пока они на работе. Так как ребёнок должен проводить больше время дома, в благоприятной для него среде и ближе к родителям.

Психотерапевт А.Г.Добрович описывает специальные умения, которые помогают ладить с людьми: умение сохранять приветливое выражение лица; обращать внимание на других; слушать, что говорят другие; говорить «нет», не обижая других; не вступать в конфликты; одобрять других.

Психотерапевт А.Г.Добрович выделяет шесть основных умений, которые позволяют легко общаться с людьми, легко находить общий язык с незнакомыми людьми.

Первое из этих умений – это умение держать улыбку. Именно наше лицо является визитной карточкой. Первым делом, когда нас где-то встречают, то смотрят на наше лицо. Хмурое и неприветливое выражение лица способно оттолкнуть людей. Поэтому старайтесь всегда быть улыбчивым и приветливым. Если это не всегда возможно, то перед тем как с кем-нибудь заговорить, подумайте о чем-нибудь приятном.

Второе умение – это умение обращать внимание на других людей. Очень часто именно наше невнимание нам и не прощают окружающие. Постарайтесь замечать все, что происходит вокруг вас.

Третье, необходимое умение для того, чтобы легко общаться с людьми, это умение слушать то, что они вам говорят. Предполагайте диалог, а не монолог. Золотое правило, побольше молчите, и побольше слушайте.

Четвертое умение, это умение говорить "нет”, не обижая. Постарайтесь воспользоваться техникой отсроченного отказа. Это юмор плюс информация о возможном отказе. Для отказа лучше назовите одну убедительную причину, чем сто малоубедительных.

Умение пятое - это не вступать в конфликты. Научитесь молчать и не поддаваться на провокации.

И последнее умение – это ободрять других. Научитесь тактично ободрять окружающих и хвалить их. Овладев всеми этими умениями, вы гораздо облегчите себе жизнь и наладите общение с окружающими вас людьми.

5. Приведите примеры, когда вы оказывали положительное влияние на взаимоотношения в семье, выступая как воспитатель своих близких (родителей, бабушки, дедушки, брата, сестры). Кого из членов семьи вы считаете своим главным воспитателем? Почему? Ответ обоснуйте.

Положительное влияние на взаимоотношение в семье я оказывала при разногласиях моих родителем, выступая как воспитатель и психолог.

Главным воспитателем я считаю свою маму. Так как она с детства больше всех заботилась, учила, направляла меня.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 786; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.202.187 (0.007 с.)