Инклюзивное обучение детей с оганиченными возможностями здоровья 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Инклюзивное обучение детей с оганиченными возможностями здоровья



ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОГАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

 

Направление: 050700

Специальное (дефектологическое) образование

 

 

Уровень образования: бакалавриат

Профильная направленность: Логопедия

 

Челябинск, 2014


Лист согласования

 

 


Разработчики:  

 

 

 

   

 

 

 

доцент кафедры СППиПМ  

 

 

  Е.В. Резникова

(занимаемая должность)  

(подпись)

 

(инициалы, фамилия)

   

 

 

 

   

 

 

 

(занимаемая должность)  

(подпись)

 

(инициалы, фамилия)

   

 

 

 

Программа одобрена на заседании кафедры

« 27.06 »

 

2014 Протокол 10
   

 

 

 

Заведующий кафедрой  

 

 

Л.А. Дружинина

   

(подпись)

 

(инициалы, фамилия)

   

 

 

 

   

 

 

 

Одобрено представителем работодателя

Н.В. Войниленко, канд. пед. наук., доцент ЧГПУ, директор МБС(К)ОУ школы-интерната № 11

   

(подпись)

 

(инициалы, фамилия, должность, место работы)

Руководитель ОПОП  

 

 

Е.В. Шереметьева

   

(подпись)

 

(инициалы, фамилия)

Декан факультета  

 

 

Н.Г. Сошникова

   

(подпись)

 

(инициалы, фамилия)

                         

 

 



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Челябинский государственный педагогический университет»

(ФГБОУ ВПО «ЧГПУ»)

Кафедра специальной педагогики, психологии и предметных методик

 

УТВЕРЖДЕНО

на заседании кафедры

«27» июня 2014 г.

Протокол № 10

Зав. кафедрой ___________

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

Планируемые результаты обучения

№ п/п

 

Компетенция (содержание и обозначение в соответствии с ФГОС ВО и ОПОП)

Конкретизированные цели освоения дисциплины

знать уметь владеть
1 ПК – 1 способность к рациональному выбору и реализации коррекционно-образовательных программ на основе личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов к лицам с ОВЗ З.1 –  специфику психолого-педагогической деятельности образовательных учреждений, как для дошкольников, так и школьников;   У.1 – определять диагностические и прогностические показатели психофизического развития детей дошкольного и младшего школьного возраста с ОВЗ с целью планирования учебно-воспитательного процесс в условиях инклюзии; В.1 – классификацией психолого-педагогических заключений, навыками межличностных отношений;    
2 ПК –3 способность к осуществлению коррекционно-педагогической деятельности в условиях как специальных (коррекционных), так и общеобразовательных учреждений с целью реализации интегративных моделей образования З.2 – специфику психолого-педагогической деятельности образовательных учреждений для дошкольников и школьников;   У.2 – проектировать психолого-педагогическое обследование детей с ОВЗ, отбирать методы для изучения нарушений развития детей дошкольного и школьного возраста;   В.2 – приёмами и методами психолого-педагогического изучения детей разного возраста с ОВЗ в условиях интегрированного обучения.  
3 СК-2 готовность к использованию результатов диагностического обследования для составления плана и содержания дифференцированной логопедической работы или логопедического сопровождения (индивидуальных программ коррекции нарушенных функций в соответствии с видом, формой, степенью речевых расстройств З.3 – разнообразие практических подходов к развитию личности ребенка в процессе обучения и воспитания;     У.3 – проектировать инклюзивное образование в образовательной организации и планировать прогноз развития ребенка.   В.3 – навыками оценки психофизиологического статуса ребенка и оказания психолого-педагогической помощи

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Разделы дисциплины, виды учебной деятельности

п/п

Наименование раздела

(формулировки изучаемых вопросов)

Виды учебной деятельности, включая самостоятельную работу студентов (в часах)

Л ЛР ПЗ СРС Всего
1 2 4 5 6 7 8
I Раздел I. Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзии. 8 - 8 16 32
I.1 Истоки инклюзии в специальном образовании: переход от интеграции к инклюзии. Основные принципы инклюзивного образования. Барьеры в образовании. Ключевые концепции и правила инклюзивной школы. Терминология инклюзии. 4 - 4 8 16
I.2 Создание адаптивной образовательной среды. Психолого-педагогическая коррекция и помощь лицам с психофизическими и речевыми расстройствами в общеобразовательной школе. 4 - 4 8 16
II Раздел II. Организация инклюзивного образования детей с ОВЗ в раннем и дошкольном возрасте, младшем школьном возрасте. 12 - 8 20 40
II.1 Основные задачи и направления психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями раннего, дошкольного и школьного возраста. 6 - 4 10 20
II.2 Содержание развивающих, воспитательных и образовательных программ, принципы конструирования индивидуального коррекционно-образовательного маршрута, мониторинг эффективности коррекционно-развивающих программ. 6 - 4 10 20
  ИТОГО: 20 - 16 36 72
  ВСЕГО:         72

 


2.2. Содержание дисциплины, структурированное по разделам (темам)

Раздел I. Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзии.  (32 часа)

Требования к результатам освоения раздела: ПК-1:З.1., У.1., В.1; ПК-3:З.2., У.2., В.2.

Содержание раздела

Тема I.1 Истоки инклюзии в специальном образовании: переход от интеграции к инклюзии. Основные принципы инклюзивного образования. Барьеры в образовании. Ключевые концепции и правила инклюзивной школы. Терминология инклюзии.

Инклюзия: история вопроса. Становление системы интегрированного образования в России и за рубежом. Истоки инклюзива в специальном образовании: переход от интеграции к инклюзии. Основные принципы инклюзивного образования. Барьеры в образовании. Ключевые концепции и правила инклюзивной школы. Терминология инклюзии.

Теоретические основы инклюзии в российской и зарубежной педагогике и психологии.

Современное состояние обучения и воспитания детей с психофизическими нарушениями в зарубежных странах: Германия, Англия, США, Нидерланды, Франции, Дании, Греции, Италии и странах СНГ (Армении, Белоруссии, Украины, Казахстана).

Развитие системы помощи в России до 90-х годов XIX века.

Анализ современных педагогических концепций в обучении детей с психофизическими нарушениями. Формы обучения детей с отклонениями в развитии в России. Авторская школа: Е.А. Ямбурга. Принципы, условия организации интегрированного обучения. Современные модели, формы организации интегрированного обучения. Концепция социально- образовательной интеграции в обучении и воспитании детей с отклонениями в развитии.

Тема I.2. Создание адаптивной образовательной среды. Психолого-педагогическая коррекция и помощь лицам с психофизическими и речевыми расстройствами в общеобразовательной школе.

Организация психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования. Составление индивидуальных программ обучения. Создание адаптивной образовательной среды. Психолого-педагогическая коррекция и помощь лицам с психофизическими и речевыми расстройствами в общеобразовательной школе. Дифференцированный подход и методы работы с детьми.

Принципы сопровождения детей с отклонениями в развитии специалистами службы сопровождения. Воздействие системы коррекционных кабинетов при обучении детей с особенностями в развитии в условиях общеобразовательной школы. Примеры составления календарно-тематических планов специалистов коррекционного образования. Функциональные обязанности специалистов, осуществляющих психолого-педагогическое сопровождение ребенка с особыми образовательными потребностями (учитель-логопед, учитель-дефектолог, педагог-психолог, социальный педагог, педагоги дополнительного образования).

 

План лекций

План семинарских занятий

Лекция 1.

Количество часов: 4 часа

Тема 1.1: Истоки инклюзии в специальном образовании: переход от интеграции к инклюзии. Основные принципы инклюзивного образования. Барьеры в образовании. Ключевые концепции и правила инклюзивной школы. Терминология инклюзии.

План:

1. Истоки инклюзива в специальном образовании: переход от интеграции к инклюзии.

2. Основные принципы инклюзивного образования. Барьеры в образовании.

3. Ключевые концепции и правила инклюзивной школы.

4. Терминология инклюзии.

Список литературы:

[1,2,3, 4, 5, 12,13, 16, 27,31,32, 34,37,38]

Информационное сопровождение:

Мультимедийная презентация «Истоки инклюзива в специальном образовании: переход от интеграции к инклюзии».

 

Практическое занятие 1

Тема 1.1.: Истоки инклюзива в специальном образовании: переход от интеграции к инклюзии.

Кол-во часов: 4

Форма проведения: дискуссия

Изучаемые вопросы:

  1. Основные принципы инклюзивного образования.
  2. Барьеры в образовании.
  3. Ключевые концепции и правила инклюзивной школы.
  4. Терминология инклюзии.

Список литературы:

[1,2,3, 4, 5, 12,13, 16, 27,31,32, 34,37,38 ]

Информационное сопровождение:

Мультимедийная презентация: «Истоки инклюзива в специальном образовании: переход от интеграции к инклюзии».

Лекция 2.

Количество часов: 4 часа

Тема 1.2: Создание адаптивной образовательной среды.

План:

1. Организация психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования.

2. Составление индивидуальных программ обучения.

3. Создание адаптивной образовательной среды.

4. Принципы сопровождения детей с  ОВЗ специалистами службы сопровождения.

 

Список литературы:

[1,2,3, 4, 5, 12,13, 16, 27,31,32, 34,37,38 ]

Информационное сопровождение:

Мультимедийные презентации: «Психолого-педагогическое сопровождение ребенка в условиях инклюзии»

 

Практическое занятие 2

Тема 1.2.: Создание адаптивной образовательной среды.

Кол-во часов: 4

Баллов

Тема I.2. Создание адаптивной образовательной среды. Психолого-педагогическая коррекция и помощь лицам с психофизическими и речевыми расстройствами в общеобразовательной школе.

 (8 часов) 

Мультимедийная презентация «Психолого-педагогическая коррекция и помощь лицам с психофизическими и речевыми расстройствами в общеобразовательной школе, ДОУ».

 [1,2,3, 4, 5, 12,13, 16, 27,31,32, 34,37,38]

Баллов

Контрольная работа по разделу.

Баллов

1. Составление таблицы «Особенности развития инклюзивного образования в России и за рубежом» – 5 баллов 2. Обзор материалов сайтов по проблеме – 5 баллов

Паспорт оценочных средств по разделу

Код контролируемой компетенции (или её части) и ее формулировка

Наименование оценочного средства

ПК – 1 способность к рациональному выбору и реализации коррекционно-образовательных программ на основе личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов к лицам с ОВЗ З.1 –  специфику психолого-педагогической деятельности образовательных учреждений, как для дошкольников, так и школьников; У.1 – определять диагностические и прогностические показатели психофизического развития детей дошкольного и младшего школьного возраста с ОВЗ с целью планирования учебно-воспитательного процесс в условиях инклюзии; В.1 – классификацией психолого-педагогических заключений, навыками межличностных отношений;

- Участие в коллоквиуме.

- Контрольная работа по разделу.

ПК-3 способность к осуществлению коррекционно-педагогической деятельности в условиях как специальных (коррекционных), так и общеобразовательных учреждений с целью реализации интегративных моделей образования З.2 – специфику психолого-педагогической деятельности образовательных учреждений для дошкольников и школьников; У.2 – проектировать психолого-педагогическое обследование детей с ОВЗ, отбирать методы для изучения нарушений развития детей дошкольного и школьного возраста; В.2 – приёмами и методами психолого-педагогического изучения детей разного возраста с ОВЗ в условиях интегрированного обучения.      

- Реферат «Инклюзия в России - перспективы»

- Презентация к выступлению на семинаре

- Таблица «Особенности развития инклюзивного образования в России и за рубежом»

- Контрольная работа по разделу.

       

 

Раздел II. Организация инклюзивного образования детей с ОВЗ в раннем и дошкольном возрасте, младшем школьном возрасте (40 часов)

Требования к результатам освоения раздела: ПК-3:З.2., У.2., В.2.; СК-2. З.3., У.3., В.3.

Содержание раздела

Лекция 3

Количество часов: 6 часов

Кол-во часов: 6 часов

План:

1. Современная система специальных образовательных услуг.

2. Основные задачи и направления психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями раннего, дошкольного и школьного возраста.

3. Инклюзия – условия, пути, значение для участников образовательного процесса.

4. Дети, нуждающиеся в специальной (коррекционной) помощи в общеобразовательном учреждении.

Список литературы:

[1,3, 4, 5, 12, 13, 14,19, 22, 25, 31,37,38]

Информационное сопровождение:

Мультимедийная презентация «Инклюзия – условия, пути, значение для участников образовательного процесса».

 

Практическое занятие 3

Кол-во часов: 4 часа

Форма проведения: игра - дискуссия

Изучаемые вопросы:

1 Направления психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями раннего, дошкольного и школьного возраста.

2 Роль  участников образовательного процесса в реализации инклюзии.

3 Работа с родителями в инклюзивном учреждении

4 составление прогноза развития детей с ОВЗ при реализации инклюзивного образования.

Список литературы:

[1,3, 4, 5, 12, 13, 14,19, 22, 25, 31,37,38]

Информационное сопровождение:

Мультимедийная презентация «Инклюзия – условия, пути, значение для участников образовательного процесса».

 

       Лекция 4

Количество часов: 6 часов

Тема 2.2.: Содержание развивающих, воспитательных и образовательных программ, принципы конструирования индивидуального коррекционно-образовательного маршрута, мониторинг эффективности коррекционно-развивающих программ.

Кол-во часов: 6 часов

Изучаемые вопросы:

1. Условия для оказания коррекционно-педагогической помощи детям раннего и дошкольного возраста детям и членам их семьи в условиях учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (ПМС - центров).

2. Содержание развивающих, воспитательных и образовательных программ.

3. Организация совместных форм взаимодействия детей с разными образовательными потребностями.

4. Материально-техническое и методическое обеспечение инклюзивного обучения в раннем, дошкольном, школьном возрасте.

Список литературы:

[1,3, 4, 5, 12, 13, 14,19, 22, 25, 31,37,38,]

Информационное сопровождение:

Мультимедийная презентация «Индивидуальные коррекционно-образовательные программы».

Практическое занятие 4

Тема 2.2.: Содержание развивающих, воспитательных и образовательных программ, принципы конструирования индивидуального коррекционно-образовательного маршрута, мониторинг эффективности коррекционно-развивающих программ.

Кол-во часов: 4 часа

Форма проведения: деловая дискуссия Изучаемые вопросы:

1. Оказание коррекционно-педагогической помощи детям раннего и дошкольного возраста детям и членам их семьи в условиях учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (ПМС - центров).

2. Содержание развивающих, воспитательных и образовательных программ.

3. Формы взаимодействия детей с разными образовательными потребностями.

Список литературы:

[1,3, 4, 5, 12, 13, 14,19, 22, 25, 31,37,38

Информационное сопровождение:

Мультимедийная презентация «Индивидуальные коррекционно-образовательные программы».

 

Самостоятельная работа

Инвариантная часть

Вариативная часть

Баллов

Тема II.2. Содержание развивающих, воспитательных и образовательных программ, принципы конструирования индивидуального коррекционно-образовательного маршрута, мониторинг эффективности коррекционно-развивающих программ.

 (10 часов)

 Сообщения по теме «Формы и содержание оказания помощи детям с ОВЗ в условиях инклюзии»

Консультация для родителей.

[1,3, 4, 5, 12, 13, 14,19, 22, 25, 31,37,38]

Баллов

Баллов

1. Презентация по теме «Реализация инклюзивного образования в образовательном учреждении (ДОО или школа по выбору студента» – 5 баллов 2. Обзор материалов сайтов по проблеме – 5 баллов 3. Проект «Моя инклюзивная школа» - 10 баллов

Паспорт оценочных средств по разделу

Код контролируемой компетенции (или её части) и ее формулировка

Наименование оценочного средства

ПК –3 способность к осуществлению коррекционно-педагогической деятельности в условиях как специальных (коррекционных), так и общеобразовательных учреждений с целью реализации интегративных моделей образования З.2 специфику психолого-педагогической деятельности образовательных учреждений для дошкольников и школьников; У.2 – проектировать психолого-педагогическое обследование детей с ОВЗ, отбирать методы для изучения нарушений развития детей дошкольного и школьного возраста; В.2 – приёмами и методами психолого-педагогического изучения детей разного возраста с ОВЗ в условиях интегрированного обучения.

- Индивидуальное собеседование.

- Участие в деловой дискуссии.

- Контрольная работа.

СК-2 готовность к использованию результатов диагностического обследования для составления плана и содержания дифференцированной логопедической работы или логопедического сопровождения (индивидуальных программ коррекции нарушенных функций в соответствии с видом, формой, степенью речевых расстройств З.3 – разнообразие практических подходов к развитию личности ребенка в процессе обучения и воспитания; У.3 – проектировать инклюзивное образование в образовательной организации и планировать прогноз развития ребенка; В.3 – навыками оценки психофизиологического статуса ребенка и оказания психолого-педагогической помощи

- Участие в деловой игре

- План мероприятий по проведению коррекционной работы с ребенком с ОВЗ в условиях инклюзивного образовательного учреждения.

- Контрольная работа.

       

 

Максимальное количество баллов по дисциплине 45 (задания инвариантной части) + 35 (выступления на практических занятиях) = 80 баллов


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Список литературы

Основная литература

  1. Екжанова Е.А., Резникова Е.В. Основы интегрированного обучения: пособие для вузов.- М.: Дрофа, 2008.-286с.
  2. Педагогика [Текст]:словарь-справочник коррекционного педагога/авт.-сост.А.В. Виневская; ред. М.А. Пуйлова.- Ростов-на-Дону:Феникс,2013.
  3. Педагогические технологии [Текст]:вопросы теории и практики внедрения: справочник для студентов/авт. сост. А.В. Виневская; ред. И.А. Стеценко.-Ростов-на-Дону:Феникс,2014.
  4. Резникова Е.В. Рекомендации педагогам и родителям по оказанию помощи детям в условиях интегрированного обучения [Текст]:[методические рекомендации / Е. В. Резникова, Л.Е. Шевчук.-Челябинск:Изд-во "Образование",2010.
  5. Резникова Е.В. Коррекционно – педагогическая поддержка учащихся младшего школьного возраста с разным уровнем умственной недостаточности в условиях интеграции: монография [Текст]/ Е.В. Резникова. – Челябинск: Цицеро,2014.

Дополнительная литература

  1. Обучение детей с особенностями в развитии по технологии интегрированного обучения при внутренней дифференциации в общеобразовательном классе: методические рекомендации /сост. Л.Е. Шевчук, Е.В. Резникова. - Челябинск: ИИУМЦ «Образование», 2006.
  2. Резникова Е.В. Образовательная интеграция детей с ограниченными возможностями как новый этап в развитии педагогических систем специального обучения //Специальная педагогика: в 3т.: учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед./ под ред. Н.М.Назаровой.- Т.3: Педагогические системы специального образования. – М.: Издательский центр «Академия», 2008 (Гриф УМО).- С.347-394.

8. Резникова Е.В. Теоретические аспекты интегрированного образования // Вестник Челябинского государственного педагогического университета: научный журнал. – Челябинск: ИИУМЦ «Образование», 2005. – С. 52–60.

  1. Шевчук Л.Е., Резникова Е.В. Внутришкольный психолого-педагогический консилиум в общеобразовательной школе. Методические рекомендации. - Челябинск, 2006.-85с.
  2. Шевчук Л.Е., Резникова Е.В. Обучение детей с особенностями развития по технологии интегрированного обучения при внутренней дифференциации в общеобразовательном классе. Методические рекомендации. – Челябинск, 2006.-161с.
  3. Шевчук. Л.Е., Резникова Е.В. «Гибкие» классы – форма оказания коррекционно-педагогической помощи учащимся с особенностями развития в условиях интегрированного обучения.- Челябинск: ИИУМЦ «Образование», 2008.-143с.

12. Навстречу друг другу: пути коррекции (Специальное образование в массовых школах в России и Нидерландах) / Под ред. Л.М. Шипицыной и К. ван Рейсвейка. – СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1998.

  1. Обучение детей с проблемами в развитии в разных странах мира / Под ред. Л. М. Шипицыной. - СПб.: Дидактика Плюс, 1997.
  2. Основы управления специальным образованием: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Тифлопедагогика», «Сурдопедагогика», «Олигофренопедагогика» / Д.С. Шилов [и др.]. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 336 с.
  3. Развитие инклюзивного образования: сборник материалов / сост. Ю.Б. Симонова, С.А. Прушинский. – М.: Региональная общественная организация Перспектива. – М.: 2007. – 48 с.
  4. Ратнер Ф. Л. Интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями в обществе здоровых детей/Ф.Л.Ратнер,А.Ю.Юсупова.-М.:Владос,2006.
  5. Шевчук Л.Е. Теория и практика интегрированного обучения учащихся с особенностями развития в общеобразовательной школе: монография/Л.Е.Шевчук.- Челябинск:Образование,2005.
  6. Шевчук Л. Е. Обучение детей с особенностями развития по технологии интегрированного обучения при внутренней дифференциации в общеобразовательном классе:метод.рекомендации/Л.Е.Шевчук,Е.В.Резникова. 2-е изд., перераб.и доп.-Челябинск:Образование,2007

19. Завражин С. А. Адаптация детей с ограниченными возможностями: учеб. пособие для вузов/С.А.Завражин, Л. К. Фортова.- М.: Трикста: Академ.Проект,2005.

20. Маллаев Д. М. Психология общения и поведения умственно отсталого школьника [Текст]/Д.М. Маллаев, П. О.Омарова, О.А.Бажукова.-СПб.:РЕЧЬ,2009

21. Нарушения в развитии психических процессов и состояний: учеб.- метод. пособие/сост. Л.В. Сибилева; Челяб.гос.пед.ун-т.-Челябинск:ЧГПУ,2006

22. Психологические особенности детей и подростков с проблемами в развитии: изучение и психокоррекция: учеб. пособие для вузов*/ред.У.В. Ульенкова.- СПб. и др: Питер,2007.

3.2. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

 

23. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения. - 3-е изд., перераб. и доп.-М.: Издательство «Ось -89»,2003.

24. Обучение детей с проблемами в развитии в разных странах мира: Хрестоматия/ Состав. Л.М. Шипицына.- СПб., 1997.

25. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Организация коррекционно- воспитательного процесса  в условиях специализированного дошкольного учреждения для детей с нарушением интеллекта// Дефектология-2000, № 3

  1. Зайцев Д. В. Интегрированное образование детей с ограниченными возможностями // Социологические исследования. - 2004. - № 7. - С. 127–132.
  2. Инклюзивное образование: ключевые понятия / сост. Н.В. Борисова, С.А. Прушинский. – М.: Владимир: Транзит – ИКС, 2009. – 48 с.

28. Интегративные тенденции современного специального образования. - М.: Полиграф сервис,2003.-284с.

29. Интегрированное обучение детей с нарушением слуха. Методические рекомендации/ Под редакцией Л.М. Шипицыной, Л.П. Назаровой. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2001.

30. Коноплева А.Н. Интегрированное обучение детей с особенностями психофизического развития: Монография/А.Н.Коноплева, Т.Л.Лещинская. - Мн.: НИО,2003.

  1. Малофеев Н. Н. Специальное образование в России и за рубежом. - 1996 // Альманах ИКП РАО // http://ise.edu.mhost.ru/almanah/books/specobr/0.htm.
  2. Малофеев Н.Н. «Почему интеграция в образование закономерна и неизбежна» // Альманах ИКП РАО, №11/2007, Электронная версия).
  3.  На пути к инклюзивной школе: пособие для учителя / Региональная общественная организация «Перспектива». – М.: USAID, 2008. – 40с.

3.3. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети Интернет, необходимых для освоения дисциплины

Альманах института коррекционной педагогики РАО http://almanah.ikprao.ru/1/contents.htm
34.Дефектология     35.Журнал «Вестник образования»   36.Образовательный портал г. Челябинска 37.http://www.defectology.ru 38.http://www.specialneeds.ru/ http://www.shishkova.ru/library/journals/defectology.htm- http://defektologlub.ru   http://vestnik.edu.ru                              http://www.chel-edu.ru

ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Шкалы оценивания

Порядка Наименования Отношения Интервалов Знать I II III распознание запоминание понимание

I: II: III: IV: V

1: 3: 5: 7: 9

I: II: III: IV: V

1: 3: 5: 7: 9

4:12: 20: 28:36

Уметь IV применение Владеть V владение

 

Требования к отбору заданий для промежуточной аттестации:

1.    Первая группа заданий (теоретического содержания) на проверку усвоения знаний на уровнях распознавания, запоминания, понимания.

2.    Вторая группа заданий на проверку умения применять знания на основе алгоритмических предписаний.

3.    Третья группа заданий на умение применять знания в нестандартной ситуации.

4.5  Способы проверки и оценки заданий промежуточной аттестации и сформированности компетенции:

1.    Определение коэффициента успешности (КУI, КУII, КУIII) выполнения заданий на основе метода поэлементного и пооперационного анализа

Кy=n/m;

Кy – коэффициент успешности; n – количество выполненных операции (заданий) студентом;

m – общее количество операций (заданий), которые должен выполнить студент.

 

2.    Определение коэффициента сформированности компетенции (ККОМ) по результатам выполнения разноуровневых заданий (промежуточная аттестация)

       Успешность выполнения разноуровневых заданий с учетом весовых коэффициентов позволяет рассчитать коэффициент сформированности компетенции

ККОМ=0,04*КУI+ 0,12*КУII + 0,20*КУIII + 0,28*КУIV + 0,36*КУV

Если в промежуточный контроль включено четыре разноуровневых задания, то формула для расчета коэффициента сформированности компетенции имеет вид:

ККОМ=0,16*КУI+ 0,20*КУII + 0,28*КУIII + 0,36*КУIV

Если в промежуточный контроль включено три разноуровневых задания, то формула для расчета коэффициента сформированности компетенции имеет вид:

ККОМ=0,36*КУI+ 0.28*КУII + 0.36*КУIII

       Используя шкалу В.П. Беспалько, можно сделать вывод, что студент у которого коэффициент сформированности компетенций составляет 0,7-0,5 готов и способен осуществлять её в своей профессиональной деятельности в частности на педагогической практике

Первый этап допуск к зачету

Студент допущен к зачету если коэффициент сформированности компетенции больше или равен значению 0,5.

Типовые задания для проведения промежуточной формы контроля (первый этап).

1.Первая группа заданий (теоретического содержания) на проверку усвоения знаний на уровнях распознавания, запоминания, понимания.

2.    Вторая группа заданий на проверку умения применять знания на основе алгоритмических предписаний.

3.    Третья группа заданий на умение применять знания в нестандартной ситуации.

Компетенции Конкретизированные цели освоения дисциплины (ЗУВ), вынесенные на промежуточную аттестацию Вопросы или задания для проверки освоения конкретизированной цели обучения Коэффициент успешности Коэффициент сформиро-ванности компетенции

ПК –3 способность к осуществлению коррекционно-педагогической деятельности в условиях как специальных (коррекционных), так и общеобразовательных учреждений с целью реализации интегративных моделей образования

Знать

Кy1=n/5;

 

Уком= (0,36* К y 1)+(0,28* К y 2)+(0,36* К y 3)

З.2 специфику психолого-педагогической деятельности образовательных учреждений для дошкольников и школьников;     1. Перечислите известные вам факты реализации инклюзивного образования в России. (max - 3 балла). 2. Перечислите известные вам факты реализации инклюзивного образования за рубежом. (max - 3 балла). 3. Раскройте специфику инклюзивного образования в дошкольном возрасте.  (max - 3 балла). 4. Охарактеризуйте особенности инклюзии в младшем школьном возрасте.   (max - 3 балла). 5.  Каковы правила инклюзивной школы. (max - 3 балла).

Уметь

Кy2=n/6;

 

У.2 – – проектировать психолого-педагогическое обследование детей с ОВЗ, отбирать методы для изучения нарушений развития детей дошкольного и школьного возраста; 6. Назовите основные требования к педагогам в инклюзивной школе. (max - 3 балла) 7. Перечислите требования к  проведению  к осуществлению коррекционной работы в инклюзивной школе(max - 3 балла).  

Владеть

Кy3=n/3.

 

В.2 – приёмами и методами психолого-педагогического изучения детей разного возраста с ОВЗ в условиях интегрированного обучения. 8. В чем специфика взаимодействия с родителями в инклюзивном образовательном учреждении. (max - 3 балла)  

 

Второй этап – зачет.

Вопросы для подготовки к зачету

1.  Назовите международные и Российские правовые акта, касающиеся вопросов инклюзивного обучения детей с ОВЗ.

2. Принципы, приоритеты и ценности инклюзивного образования.

3. Основные барьеры в образовании детей с ОВЗ в условиях инклюзии.

4. Международный опыт инклюзии: законодательство, политика, практика.

5. Российский опыт инклюзии. Назовите примеры действующих моделей развития инклюзивных школ.

6. Перспективы развития инклюзивных школ в России.

7. Понятие «Инклюзия». Условия реализации инклюзивного образования.

8.  Аспекты инклюзивного образования. Цель и задачи инклюзивного образования

9. Технологии инклюзивного образования в России.

10. Варианты обучения детей с ОВЗ, инвалидов в России и за рубежом.

11. Значение психолого-медико-педагогического сопровождения для реализации задач инклюзивного образования детей с ОВЗ.

12. Значение диагностико - мониторинговой и консультативной составляющих учебно-воспитательного процесса инклюзивной школы.

13. Значение индивидуального подхода в обучении детей с ОВЗ в условиях инклюзивной школы.

14.  Преимущества инклюзии для детей с ОВЗ.

15.  Преимущества инклюзии для нормально развивающихся школьников.

16. Правила инклюзивной школы.

17. Особенности реализации интегрированного обучения в образовательном учреждении.

18. Теоретические основы, подходы к реализации интегрированного обучения.

19.  Модели, формы, принципы интегрированного обучения.

 

 

4.7. Примерные критерии оценивания знаний студентов на зачете

 



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 146; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.84.155 (0.201 с.)