Общ-полит. мысль Англии (продолжение) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общ-полит. мысль Англии (продолжение)



Основные вехи английского просвещения – памфлетная война, Роберт Филвер (теория патриархального происх. гос-ва), взгляды парламентской оппозиции, Джеймс Гаггентон («Республика Океания»), Джон Мильтон (зарождение либерализма), Томас Гоббс и антропологическая революция (труды: «о гражданине», «о человеке», «Левиафан»).

По Гоббсу чел всегда отступает перед страхом смерти. Но разум оказывается неустрашимым. Поэтому надо просвещать массы! Однако он признает, что свобода совести при этом должна соблюдаться, т.к. чел все равно считать по своему.

Поэтому он сторонник свободы подданных на частную жизнь. Она совместима с неограниченной властью суверена. Отдает власти распределение земель, торговлю и пр.

Т.е. он защитник личной свободы чела, но при этом власть определяет в каких усл. живет чел.

Джон Локк – из пуританской семьи мелкого землевладельца. Окончил Оксфорд, стал врачом в семье лорда. В 1683 ему пришлось покинуть Англию. Локк вместе с ним. На континенте сблизился с будущим англ. королем – Вильгельмом Оранским. Это повлияло на его карьеру – после Славной революции. Участвовал в парл. деят., создании закона о цензуре. Его произведения – «О чел. разуме», «О гос-ве», «О веротерпимости».

Автор теории естественных прав – жизни, свободы, собственности. Люди отказ. от естественного состояния и закл. общ. договор с гос-вом, гарант. эти естественные права. Т.е. для Локка не гос-во главное, а частная жизнь чела.

Право на жизнь – не только «не убий», но и против закабаления индивида, низведения его до вещи. Люди должны продавать себя на время и добровольно. Поэтому идеал – об-во эк. независимых производителей. Отсюда – свобода совести. Каждый сам решает как он должен относится к Богу, что хорошо, что плохо (поэтому он за отделение церкви от гос-ва). Гос-во не должно навязывать (в отл. от Гоббса).

Сохранение собственности – главная цель созд. гос-ва. Она появляется в ходе труда.

На базе трех свобод выделяет компоненты сущности чела – он верит в цели, им определенные, воплощает их в труде и становится через него собственником.

Равенство он признает как равенство возможностей и притязаний. Т.е. свободная и честная конкуренция эк. субъектов. Т.к. люди разные (вау, тут он новатор!). В кач-ве главной цели этой конкуреции ставит стремление к благополучию.

Гос-правовая теория Локка. Первый трактат написан против Филмера и его патриарх. теории. Второй – изложение его взглядов. Написал все это ДО Славной революции.

Гос-во создается на основе незыблемого общ. договора. В нем сущ. разделение властей – законодательная (парламент = верховная власть, т.к. палата общин выражает интересы народа), исполнительная (адм., судебная – в руках короля) и внешнеполитическая.

Народ может восставать против плохой власти. Это оказало сильное влияние на общ. мысль других стран.

 

Концепции североамериканской цивилизации

У первых колонизаторов была идея создания Царства Божьего на земле. Они ощущали себя избранными для этой миссии (англосаксонская раса спасет мир с Божьей помощью), сравнивали с исходом евреев из Египта.

Церковный ковенант переносится на все общ. отношения.

Поэтому они сразу положили в основу своего сущ. принцип экспансии. Сам соц. тип амер. колониста – пассионарий, желающий расширить свое жизненное пространство. При этом, по Гассету, он не хочет интегрировать индейца в свое сообщество (лучший индеец – мертвый). Расизм поэтому обосновывался идейно, политически, социально-экономически.

В итоге в масс. сознании закрепились расовые предрассудки, хотя в основе лежала жажда земли.

(см тетрадь/18.10.11)

 

Демократический фактор колонизации

(см тетрадь/18.10.11)

 

Региональные культуры

(см тетрадь/18.10.11)

После неудачных попыток заселения Виргинии туда назначили полновластного губернатора. Вокруг него сплотилась колониальная администрация, создавшая здесь крупное землевладение. Ниже шли немногочисленные джентельмены, переселенцы, оплатившие свой переезд, а еще ниже – законтрактованные сервенты.

Сразу стали выращивать табак кто мог. Для расширения посевных площадей стали вторгаться на земли индейцев. В 1622 в ответ индейцы истребили 300 чел-колонистов.

После этого инцидента стало ясно, что Виргинская компания не способна обеспечить должное сущ. колонистов. И ее упразднили. Карл I объявил Виргинию своим владением и назначил сюда губернатора.

Постепенно из Виргии выделился Мэриленд, Каролина.

Большие зем. наделы породили крупную земельную олигархию, в XVIII в. их называли «100 семей». Ввели имущ. ценз – только фригольдеры, арендаторы – неполноценные граждане. Джентельмены могли ездить в карете, читать книги, иметь своих рабов.

Виргиния стала аристократической табачной колонией. Он быстро истощал почву, приходилось прибегать к экспансии. Поэтому крупное землевладение занимало сущ. часть. В выборных учреждениях богатые также рулили.

Виргинцы были англиканами, но без епископата. Священников избирали члены совета прихода. Церковь оказ. под контролем мирян.

Для интел. жизни колонии был хар-н либерализм. Т.к. заинтересованы в притоке новых колонистов – практикуют веротерпимость.

Новая Англия. Самая крупные – Массачусетс, Бостон, Коннектикут. Традиция самоуправления здесь сильна, хотя в Массачусетсе утвердился пуританский теократизм, отсутствие веротерпимости, жесткий (и жестокий) контроль (как при Кальвине).

В 1620 сюда прибыло 100 пилигримов в поисках религ. свободы. И что???

Идея протестантской исключительности в общем здесь особенно утвердилась. Чужих старались не пускать, поэтому они строили свои поселки отдельно. Для пуритан жизнь вращалась вокруг проповедей. Молельный дом – центр жизни. Законы были проникнуты библейским духом.

В истории Новой Англии рубеж – 1692, когда в Массачусетсе прошла охота за ведьмами. Осудили 150 чел, казнили, сожгли. А спустя 30 лет процессы признали ошибочными, судьи покаялись. Религ. фанатизм имел под собой и соц. причины.

А потом началось Великое Пробуждение (20-50-е гг. XVIII), когда на фоне дискредитации старых проповедников пришли новые. Цель его было воссоздание неформальности в церкви, чувства Бога, т.е. что-то вроде обновленчества. Америка дб стать землей обетованной уже наконец. Становятся популярными методизм, баптизм.

Вообще членят на два периода:

1) Господство пуританизма. 2) Эпоха просвещения (светские ценности на первом плане).

Насчет роли пуританизма в развитии Америке до сих пор спорят. Кто-то считает его важнейшим фактором новоанглийской истории, кто-то одним из факторов. В целом соглаш., что пуританизм определял ментальность Новой Англии и окружающих земель.

Пенсильвания. Чтобы покрыть долги лорду Пэну. Карл II в 1681 дает его сыну право на обладание этими землями. Его он – Уильям Пенн (1644-1718) – тут и развернулся. Был квакером-пацифистом. Поэтому они мирно жили с индейцами. Честно торговали с ними, покупали землю. Были против смертной казни.

Когда началась Семилетняя война (с англичанами воевали за землю) и для Пенсильвании встала проблема создания милиции. Франклин считал необходимым военные взносы в обмен на свободу служить, другие вообще не хотели платить. А пацифизм квакеров был осужден – они подали в отставку. Занялись мирской деятельностью – в полиции, тюрьмах, общ. институтах (дома престарелых). Но в то же время запрещали браки с другими конфессиями, что сыграло против них.

Но на строй Пенсильвании они оказали влияние. Тут было нац. и религ. разнообразие (немцы, французы, голландцы, не только англичане, еврейская колония). Тут были богатые фермеры, особ. немецкие; плантационные хоз-ва. Тут впервые в Америке сформулировали идею светского гос-ва.

Джорджия. Самая южная. Эксперимент с применением патернализма и филантропии. Основана в 1732. Хартию получила филантропическая организация (лорд Персиваль), решившая создать ее не для прибыли, а создания самой процветающей земли во вселенной.

Строго отбирали переселенцев – бедняков. Чтобы улучшить их жизнь. Для них создавали плантации тутовых деревьев. При этом запретили продавать землю, не допускать рабства, при этом обязали не менее полсотни деревьев обрабатывать. В итоге все затрещало и учредители отказались от хартии. Стимулов не было. Колонию забросили на время.

 

Образование и печатное слово

Стали учреждать учзавед. неясного хар-ра (то ли колледжи, то ли ВУЗы, по крайней мере есть научные степени). Причем каждая конфессия стремилась себе создать такие, т.к. богословие было превалирующей специальностью, нужны были священники.

В 1636 открыт Гарвард – близ Бостона – по имени свящ. Джона Гарварда. Создаются колледжи. Преподавали прежде всего богословие, потом латынь, греческий, наконец осн. светские науки.

Для амер. образования хар-на не глубина, а широта, т.к. требовались практ. знания. Отсюда спрос на духовенство, юристов, медиков. Среди юристов были немало дилетантов, но право стало языком образованного об-ва. Все деловые люди были юристами. Платили студенты (по срав. с Англией) в 5-10 раз меньше.

Художественной образованности, начитанности как в Европе не требовалось. Деловитость была актуальнее.

Женщины сразу заняли важное место, были более свободны, занимались бизнесом.

Издательская деят. в XVII в. выдвинула Бостон. Преобладала религ-дидактическая лит-ра. Но возникали и новые центры печатания – Фильдельфия (Пенсильвания) в XVIII в. стала лидером книжной торговли. Они уже издавали светскую литр-ру – много нем. и фр.

Здесь по инициативе Франклина создали общественную библ.

Книг в Америке писали очень мало. Зато газеты в сер. XVIII в. благ. правительственным субсидиям процветают – тут печатают матер. законодательных собраний, советы фермерам и пр. В итоге журналистика стан. центром антибританских идей, конституциональных принципов.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 93; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.1.136 (0.017 с.)