Тема 1. Предмет и метод экономической науки. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Предмет и метод экономической науки.



СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЭКОНОМИКА»

КЛАСС

Пояснительная записка

Элективный курс по экономике для учащихся 10х классов разработан на основе примерной программы по экономике для среднего (полного) общего образования (базовый уровень) и авторской программы И.В.Липсица «Экономика. Программа для 10, 11 классов общеобразовательных школ (базовый уровень)»

 Количество часов в неделю – 1, в год – 34

Переход российской экономики к рыночным формам хозяйствования вызвал значительные изменения в содержании общественных дисциплин. Долгие десятилетия экономическое образование пребывало в изоляции от мировой экономической науки и практики ее преподавания. Теория рыночного хозяйства в нашей стране не изучалась и не преподавалась. Осуществляемые в стране экономические реформы настоятельно требуют приобщения всего населения, и прежде всего подрастающего поколения, к экономическим знаниям, которые позволяли бы осмысленно воспринимать происходящие в стране события. Формирование нового экономического мышления стало в нынешних условиях социальным заказом общества. Главная задача современной школы – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Профильное обучение на старшей ступени ориентировано на развитие личностных, познавательных и созидательных способностей обучающихся, а также способствует созданию условий для успешной социализации молодежи в современном социуме, её активной адаптации на рынке интеллектуального труда.

XXI век – это век научно-технического прогресса, развития экономического и производственного потенциала страны. Все более значимым становится воспитание творческой, высокообразованной, высококвалифицированной личности в сфере таких наук как информатика, информационные технологии, экономика, экономическое планирование и др. Эффективности освоения учащимися образовательных учреждений первоначальных профессиональных знаний, умений навыков в области экономики, экономического планирования способствует проведение элективного курса по экономике.

 

Тема 1. Предмет и метод экономической науки.

Безграничность потребностей и ограниченность ресурсов. Ограниченность ресурсов и ограниченность доходов. Проблема выбора. Свободные и экономические блага. Ресурсы и факторы производства. Природные ресурсы, капитал и труд. Факторы производства и факторные доходы.

Альтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей.

Фундаментальные проблемы экономики: что производить, как производить, для кого производить? Определение предмета экономической науки. Микроэкономика и макроэкономика. Позитивная и нормативная экономика.

Метод экономической науки. Выгоды обмена. Абсолютные и сравнительные преимущества. Экономическая модель. Экономические переменные, Потоки и запасы. Размерность экономических величин. Номинальные и реальные показатели.

 

Тема 4. Эластичность спроса и предложения.

Эластичность спроса по цене. Эластичный и неэластичный спрос. Единичная эластичность спроса. Совершенно эластичный и совершенно неэластичный спрос. Коэффициент эластичности.

Факторы, влияющие на ценовую эластичность спроса.

Эластичность спроса по доходу. Перекрестная эластичность спроса.

Эластичность предложения. Эластичное и неэластичное предложение. Эластичность предложения в краткосрочном, среднесрочном и долгосрочном периодах.

Практическое применение теории эластичности.

 

КЛАСС

 

Тема 15. Инфляция.

Инфляция и её измерение. Построение понятия инфляции. Инфляция, дефляция, дезинфляция, индекс – дефлятор ВВП, норма инфляции. Измерение инфляции.

Причины и виды инфляции. Выявление причин инфляции: инфляции издержек, инфляции спроса, инфляционных ожиданий.

Формы инфляции. Характеристика форм инфляции: нормальной, умеренной, галопирующей, гипер­инфляции. Расчёт нормы инфляции. Избыточный спрос. Рост издержек. Инфляционные ожидания. Темпы роста цен и формы инфляции.

Последствия инфляции. Определение послед­ствий нормальной, умеренной, галопирующей и гиперинфляции. Влияние различных форм инфляции на экономику. Стагфляция. Влияние инфляции на положение различных социальных групп. Непредсказуемость нормы инфляции и ее социальные последствия. Развитие инфляции и перераспределение доходов.

Инфляция в России. Кривая Филипса. Антиинфляционная политика и политика по регулированию занятости.

 

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

"Экономика" (базовый уровень) - требования к предметным результатам освоения базового курса экономики должны отражать:

1) сформированность системы знаний об экономической сфере в жизни общества; как пространстве, в котором осуществляется экономическая деятельность индивидов, семей, отдельных предприятий и государства;

2) понимание сущности экономических институтов, их роли в социально-экономическом развитии общества; понимание значения этических норм и нравственных ценностей в экономической деятельности отдельных людей и общества; сформированность уважительного отношения к чужой собственности;

3) сформированность экономического мышления: умения принимать рациональные решения в условиях относительной ограниченности доступных ресурсов, оценивать и принимать ответственность за их возможные последствия для себя, своего окружения и общества в целом;

4) владение навыками поиска актуальной экономической информации в различных источниках, включая Интернет; умение различать факты, аргументы и оценочные суждения; анализировать, преобразовывать и использовать экономическую информацию для решения практических задач в учебной деятельности и реальной жизни;

5) сформированность навыков проектной деятельности: умение разрабатывать и реализовывать проекты экономической и междисциплинарной направленности на основе базовых экономических знаний и ценностных ориентиров;

6) умение применять полученные знания и сформированные навыки для эффективного исполнения основных социально-экономических ролей (потребителя, производителя, покупателя, продавца, заемщика, акционера, наемного работника, работодателя, налогоплательщика);

7) способность к личностному самоопределению и самореализации в экономической деятельности, в том числе в области предпринимательства; знание особенностей современного рынка труда, владение этикой трудовых отношений;

8) понимание места и роли России в современной мировой экономике; умение ориентироваться в текущих экономических событиях в России и в мире.

 

"Экономика" (углубленный уровень) - требования к предметным результатам освоения углубленного курса экономики должны включать требования к результатам освоения базового курса и дополнительно отражать:

1) сформированность представлений об экономической науке как системе теоретических и прикладных наук; особенностях ее методологии и применимости экономического анализа в других социальных науках; понимание эволюции и сущности основных направлений современной экономической науки;

2) владение системными экономическими знаниями, включая современные научные методы познания и опыт самостоятельной исследовательской деятельности в области экономики;

3) владение приемами работы со статистической, фактической и аналитической экономической информацией; умение самостоятельно анализировать и интерпретировать данные для решения теоретических и прикладных задач;

4) умение оценивать и аргументировать собственную точку зрения по экономическим проблемам, различным аспектам социально-экономической политики государства;

5) сформированность системы знаний об институциональных преобразованиях российской экономики при переходе к рыночной системе, динамике основных макроэкономических показателей и современной ситуации в экономике России.

 

Выпускник на базовом уровне научится: Основные концепции экономики

– Выявлять ограниченность ресурсов по отношению к потребностям;

– различать свободное и экономическое благо;

– характеризовать в виде графика кривую производственных возможностей;

– выявлять факторы производства;

– различать типы экономических систем.

Микроэкономика

– Анализировать и планировать структуру семейного бюджета собственной семьи;

– принимать рациональные решения в условиях относительной ограниченности доступных ресурсов;

– выявлять закономерности и взаимосвязь спроса и предложения;

– различать организационно-правовые формы предпринимательской деятельности;

– приводить примеры российских предприятий разных организационно-правовых форм;

– выявлять виды ценных бумаг;

– определять разницу между постоянными и переменными издержками;

– объяснять взаимосвязь факторов производства и факторов дохода;

– приводить примеры факторов, влияющих на производительность труда;

– объяснять социально-экономическую роль и функции предпринимательства;

– решать познавательные и практические задачи, отражающие типичные экономические задачи по микроэкономике.

Макроэкономика

– Приводить примеры влияния государства на экономику;

– выявлять общественно-полезные блага в собственном окружении;

– приводить примеры факторов, влияющих на производительность труда;

– определять назначение различных видов налогов;

– анализировать результаты и действия монетарной и фискальной политики государства;

– выявлять сферы применения показателя ВВП;

– приводить примеры сфер расходования (статей) государственного бюджета России;

– приводить примеры макроэкономических последствий инфляции;

– различать факторы, влияющие на экономический рост;

– приводить примеры экономической функции денег в реальной жизни;

– различать сферы применения различных форм денег;

– определять практическое назначение основных элементов банковской системы;

– различать виды кредитов и сферу их использования;

– решать прикладные задачи на расчет процентной ставки по кредиту;

– объяснять причины неравенства доходов;

– различать меры государственной политики по снижению безработицы;

– приводить примеры социальных последствий безработицы.

Международная экономика

– Приводить примеры глобальных проблем в современных международных экономических отношениях;

– объяснять назначение международной торговли;

– обосновывать выбор использования видов валют в различных условиях;

– приводить примеры глобализации мировой экономики;

– анализировать информацию об экономической жизни общества из адаптированных источников различного типа; анализировать несложные статистические данные, отражающие экономические явления и процессы;

– определять формы и последствия существующих экономических институтов на социально-экономическом развитии общества.

 

Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:

Микроэкономика

Применять полученные теоретические и практические знания для определения экономически рационального поведения;

использовать приобретенные знания для экономически грамотного поведения в современном мире;

сопоставлять свои потребности и возможности, оптимально распределять свои материальные и трудовые ресурсы, составлять семейный бюджет;

грамотно применять полученные знания для оценки собственных экономических действий в качестве потребителя, члена семьи и гражданина;

объективно оценивать эффективность деятельности предприятия;

проводить анализ организационно-правовых форм крупного и малого бизнеса;

объяснять практическое назначение франчайзинга и сферы его применения;

выявлять и сопоставлять различия между менеджментом и предпринимательством;

определять практическое назначение основных функций менеджмента;

определять место маркетинга в деятельности организации;

определять эффективность рекламы на основе ключевых принципов ее создания;

сравнивать рынки с интенсивной и несовершенной конкуренцией;

понимать необходимость соблюдения предписаний, предлагаемых в договорах по кредитам, ипотеке и в трудовых договорах;

использовать приобретенные знания для выполнения практических заданий, основанных на ситуациях, связанных с описанием состояния российской экономики;

использовать знания о формах предпринимательства в реальной жизни;

выявлять предпринимательские способности;

анализировать и извлекать информацию по микроэкономике из источников различного типа и источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.);

объективно оценивать и критически относиться к недобросовестной рекламе в средствах массовой информации;

применять полученные экономические знания для эффективного исполнения основных социально-экономических ролей заемщика и акционера.

Макроэкономика

Преобразовывать и использовать экономическую информацию по макроэкономике для решения практических вопросов в учебной деятельности;

применять полученные теоретические и практические знания для эффективного использования основных социально-экономических ролей наемного работника и налогоплательщика в конкретных ситуациях;

объективно оценивать экономическую информацию, критически относиться к псевдонаучной информации по макроэкономическим вопросам;

анализировать события общественной и политической мировой жизни с экономической точки зрения, используя различные источники информации;

определять на основе различных параметров возможные уровни оплаты труда;

на примерах объяснять разницу между основными формами заработной платы и стимулирования труда;

применять теоретические знания по макроэкономике для практической деятельности и повседневной жизни;

оценивать влияние инфляции и безработицы на экономическое развитие государства;

анализировать и извлекать информацию по заданной теме из источников различного типа и источников, созданных в различных знаковых системах;

грамотно обращаться с деньгами в повседневной жизни;

решать с опорой на полученные знания познавательные и практические задачи, отражающие типичные экономические задачи по макроэкономике;

отделять основную информацию от второстепенной, критически оценивать достоверность полученной информации из неадаптированных источников по макроэкономике;

использовать экономические понятия по макроэкономике в проектной деятельности;

разрабатывать и реализовывать проекты экономической и междисциплинарной направленности на основе полученных экономических знаний и ценностных ориентиров.

Международная экономика

Объективно оценивать экономическую информацию, критически относиться к псевдонаучной информации по международной торговле;

применять теоретические знания по международной экономике для практической деятельности и повседневной жизни;

использовать приобретенные знания для выполнения практических заданий, основанных на ситуациях, связанных с покупкой и продажей валюты;

отделять основную информацию от второстепенной, критически оценивать достоверность полученной информации из неадаптированных источников по глобальным экономическим проблемам;

использовать экономические понятия в проектной деятельности;

определять влияние факторов, влияющих на валютный курс;

приводить примеры использования различных форм международных расчетов;

разрабатывать и реализовывать проекты экономической и междисциплинарной направленности на основе полученных экономических знаний и ценностных ориентиров, связанных с описанием состояния российской экономики в современном мире;

анализировать текст экономического содержания по международной экономике.

 

Выпускник на углубленном уровне научится: Основные концепции экономики

– Определять границы применимости методов экономической теории;

– анализировать проблему альтернативной стоимости;

– объяснять проблему ограниченности экономических ресурсов;

– представлять в виде инфографики кривую производственных возможностей и характеризовать ее;

– иллюстрировать примерами факторы производства;

– характеризовать типы экономических систем;

– различать абсолютные и сравнительные преимущества в издержках производства.

Микроэкономика

– Анализировать структуру бюджета собственной семьи;

– строить личный финансовый план;

– анализировать ситуацию на реальных рынках с точки зрения продавцов и покупателей;

– принимать рациональные решения в условиях относительной ограниченности доступных ресурсов;

– анализировать собственное потребительское поведение;

– определять роль кредита в современной экономике;

– применять навыки расчета сумм кредита и ипотеки в реальной жизни;

– объяснять на примерах и представлять в виде инфографики законы спроса и предложения;

– определять значимость и классифицировать условия, влияющие на спрос и предложение;

– приводить примеры товаров Гиффена;

– объяснять на примерах эластичность спроса и предложения;

– объяснять и отличать организационно-правовые формы предпринимательской деятельности;

– приводить примеры российских предприятий разных организационно-правовых форм;

– объяснять практическое назначение франчайзинга и сферы его применения;

– различать и представлять посредством инфографики виды издержек производства;

– анализировать издержки, выручку и прибыль фирмы;

– объяснять эффект масштабирования и мультиплицирования для экономики государства;

– объяснять социально-экономическую роль и функции предпринимательства;

– сравнивать виды ценных бумаг;

– анализировать страховые услуги;

– определять практическое назначение основных функций менеджмента;

– определять место маркетинга в деятельности организации;

– приводить примеры эффективной рекламы;

– разрабатывать бизнес-план;

– сравнивать рынки с интенсивной и несовершенной конкуренцией;

– называть цели антимонопольной политики государства;

– объяснять взаимосвязь факторов производства и факторов дохода;

– приводить примеры факторов, влияющих на производительность труда.

Макроэкономика

– Объяснять на примерах различные роли государства в рыночной экономике;

– характеризовать доходную и расходную части государственного бюджета;

– определять основные виды налогов для различных субъектов и экономических моделей;

– указывать основные последствия макроэкономических проблем;

– объяснять макроэкономическое равновесие в модели «AD-AS»;

– приводить примеры сфер применения показателя ВВП;

– приводить примеры экономической функции денег в реальной жизни;

– различать сферы применения различных форм денег;

– определять денежные агрегаты и факторы, влияющие на формирование величины денежной массы;

– объяснять взаимосвязь основных элементов банковской системы;

– приводить примеры, как банки делают деньги;

– приводить примеры различных видов инфляции;

– находить в реальных ситуациях последствия инфляции;

– применять способы анализа индекса потребительских цен;

– характеризовать основные направления антиинфляционной политики государства;

– различать виды безработицы;

– находить в реальных условиях причины и последствия безработицы;

– определять целесообразность мер государственной политики для снижения уровня безработицы;

– приводить примеры факторов, влияющих на экономический рост;

– приводить примеры экономических циклов в разные исторические эпохи.

Международная экономика

– Объяснять назначение международной торговли;

– анализировать систему регулирования внешней торговли на государственном уровне;

– различать экспорт и импорт;

– анализировать курсы мировых валют;

– объяснять влияние международных экономических факторов на валютный курс;

– различать виды международных расчетов;

– анализировать глобальные проблемы международных экономических отношений;

– объяснять роль экономических организаций в социально-экономическом развитии общества;

– объяснять особенности современной экономики России.

 

Выпускник на углубленном уровне получит возможность научиться:

Микроэкономика

Применять полученные теоретические и практические знания для определения экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения;

оценивать и принимать ответственность за рациональные решения и их возможные последствия для себя, своего окружения и общества в целом;

критически осмысливать актуальную экономическую информацию по микроэкономике, поступающую из разных источников, и формулировать на этой основе собственные заключения и оценочные суждения;

объективно оценивать и анализировать экономическую информацию, критически относиться к псевдонаучной информации, недобросовестной рекламе в средствах массовой информации;

использовать приобретенные ключевые компетенции по микроэкономике для самостоятельной исследовательской деятельности в области экономики;

применять теоретические знания по микроэкономике для практической деятельности и повседневной жизни;

понимать необходимость соблюдения предписаний, предлагаемых в договорах по кредитам, ипотеке, вкладам и др.;

оценивать происходящие события и поведение людей с экономической точки зрения;

сопоставлять свои потребности и возможности, оптимально распределять свои материальные и трудовые ресурсы, составлять личный финансовый план;

рационально и экономно обращаться с деньгами в повседневной жизни;

создавать алгоритмы для совершенствования собственной познавательной деятельности творческого и поисково-исследовательского характера;

решать с опорой на полученные знания практические задачи, отражающие типичные жизненные ситуации;

грамотно применять полученные знания для исполнения типичных экономических ролей: в качестве потребителя, члена семьи и гражданина;

моделировать и рассчитывать проект индивидуального бизнес-плана.

Макроэкономика

Объективно оценивать и анализировать экономическую информацию по макроэкономике, критически относиться к псевдонаучной информации;

владеть способностью анализировать денежно-кредитную и налогово-бюджетную политику, используемую государством для стабилизации экономики и поддержания устойчивого экономического роста;

использовать нормативные правовые документы при выполнении учебно-исследовательских проектов, нацеленных на решение разнообразных макроэкономических задач;

анализировать события общественной и политической жизни разных стран с экономической точки зрения, используя различные источники информации;

осознавать значение теоретических знаний по макроэкономике для практической деятельности и повседневной жизни;

оценивать происходящие мировые события и поведение людей с экономической точки зрения;

использовать приобретенные знания для решения практических задач, основанных на ситуациях, связанных с описанием состояния российской и других экономик;

анализировать динамику основных макроэкономических показателей и современной ситуации в экономике России;

решать с опорой на полученные знания практические задачи, отражающие типичные макроэкономические ситуации;

грамотно применять полученные знания для исполнения типичных экономических ролей: в качестве гражданина и налогоплательщика;

отделять основную экономическую информацию по макроэкономике от второстепенной, критически оценивать достоверность полученной информации из неадаптированных источников;

аргументировать собственную точку зрения по экономическим проблемам, различным аспектам социально-экономической политики государства.

Международная экономика

Работать с материалами средств массовой информации, составлять обзоры прессы по международным экономическим проблемам, находить, собирать и первично обобщать фактический материал, делая обоснованные выводы;

анализировать социально значимые проблемы и процессы с экономической точки зрения, используя различные источники информации;

оценивать происходящие мировые события с экономической точки зрения;

ориентироваться в мировых экономических, экологических, демографических, миграционных процессах, понимать механизм взаимовлияния планетарной среды и мировой экономики;

создавать алгоритмы для совершенствования собственной познавательной деятельности творческого и поискового характера;

решать с опорой на полученные знания практические задачи, отражающие типичные жизненные ситуации;

анализировать взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат экономические знания по данному учебному предмету;

использовать экономические знания и опыт самостоятельной исследовательской деятельности в области экономики;

владеть пониманием особенностей формирования рыночной экономики и роли государства в современном мире.

 

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ПО ЭКОНОМИКЕ. 10 КЛАСС. 35 ЧАСОВ

 

№ п/п Наименование разделов, тема урока Кол. час. Виды контроля Корректи ровка
  Тема 1. Предмет и метод экономической науки. 4    
1 Безграничность потребностей и ограниченность ресурсов. 1    
2 Альтернативная стоимость. 1    
3 Фундаментальные проблемы экономики. 1 Составить план по изученному мате­риалу.  
4 Метод экономической науки. 1    
  Тема 2. Типы экономических систем. 3    
5 Функционирование рынка. 1    
6 Основные черты административно-плановой системы. Ограниченность возможностей рынка и смешанная экономика. 1 Соста­вить табли­цу «Призна­ки плановой экономиче­ской систе­мы»  
7 Основные черты рыночной системы. Субъекты рыночной экономики. 1 Соста­вить табли­цу «Призна­ки рыночной экономиче­ской систе­мы»  
  Тема 3. Спрос, предложение и рыночное равновесие. 5    
8 Спрос, величина спроса, закон спроса. 1 Составление графика.  
9 Товары Гиффена. Факторы спроса. 1    
10 Предложение, величина предложения, закон предложения. 1 Составление графика.  
11 Рыночное равновесие, равновесная цена. 1 Решение задач.  
12 Реакция рынка на изменения спроса и предложения.     1 Смысловой план по теме урока.  
  Тема 4. Эластичность спроса и предложения. 4    
13 Эластичность спроса по цене. 1    
14 Факторы, влияющие на ценовую эластичность спроса. 1    
15 Эластичность спроса по доходу. 1    
16 Эластичность предложения. 1    
  Тема 5. Поведение потребителя. 3    
17 Рациональный потребитель. 1    
18 Защита прав потребителя. 1    
19 Семейный бюджет. 1 Составить план по изученному мате­риалу.  
  Тема 6. Фирма. Производство и издержки. 4    
20 Фирма и ее цели. 1    
21 Продукт фирмы. 1 Самостоятельная работа по теме урока.  
22 Экономические и бухгалтерские затраты и прибыль. 1    
23 Показатели выпуска фирмы 1    
  Тема 7. Предпринимательство. 5    
24 Предпринимательство, его виды и мотивы. 1    
25 Организационно-правовые формы предпринимательства. 1 Составить схему «Виды фирм».  
26 Основные источники финансирования бизнеса. 1 Составить план по изученному мате­риалу.  
27 Основные принципы менеджмента. Основные элементы маркетинга. 1    
  Тема 8. Конкуренция и рыночные структуры. 3    
28 Рыночные структуры. 1 Смысловой план по теме урока.  
29 Совершенная конкуренция. Монополистическая конкуренция. 1    
30 Монополия, виды монополий. Олигополия. 1 Составление схемы по теме урока.  
  Тема 9. Рынки факторов производства и распределение доходов. 5    
31 Рынки факторов производства. 1 Составить план по изученному мате­риалу.  
32 Рынок труда. 1    
33 Рынки земли. Экономическая рента. 1    
34 Рынок капитала. 1 Составление таблицы по теме урока.  
35 Итоговое повторение 1 Тестирование.  

 

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ПО ЭКОНОМИКЕ. 11 КЛАСС. 34 ЧАСА

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 56; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.39.32 (0.106 с.)