Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Модели качества программного обеспечения
Пользователи программного обеспечения испытывают потребности в создании моделей качества программного обеспечения для оценки качества как качественно, так и количественно. Модели качества, которые имеются в настоящее время, в большинстве случаев являются иерархическими моделями на основе критериев качества и связанных с ними показателей (метрик). Все модели качества могут быть разделены на три категории в соответствии с методами, на основе которых они были созданы. К первому виду можно отнести теоретические модели, основанные на гипотезе отношений между переменными качества. Ко второму виду относятся модели «управления данными», основанные на статистическом анализе. И наконец, комбинированная модель, в которой интуиция исследователя используется для определения нужного вида модели, а анализ данных используется для определения констант модели качества. Модель МакКола Первая модель качества была предложена МакКолом [4-6]. Предложенная модель была в основном предназначена для определения полной характеристики качества программного продукта через его различные характеристики. Модель качества МакКола (см. рис. 1) имеет три главных направления для определения и идентификации качества программного обеспечения: • использование (корректность, надежность, эффективность, целостность, практичность); • модификация (тестируемость, гибкость, сопровождаемость - факторы качества важные для разработки новой версии программного обеспечения); • переносимость (мобильность, возможность многократного использования, функциональная совместимость - факторы качества важные для переносимости программного продукта на другие аппаратные и программные платформы). 3.1.2. Модель Боэма Второй из основополагающих моделей качества является модель качества Боэма [7]. Модель Боэма имеет недостатки современных моделей, которые автоматически и качественно оценивают качество программного обеспечения. В сущности, модель Боэма пытается качественно определить качество программного обеспечения заданным набором показателей и метрик. Модель качества Боэма представляет характеристики программного обеспечения в более крупном масштабе, чем модель МакКола. Модель Боэма похожа на модель качества МакКола тем, что она также является иерархической моделью качества, структурированную вокруг высокоуровневых, промежуточных и примитивных характеристик, каждая из которых вносит свой вклад в уровень качества программного обеспечения.
Рисунок 1. Модель качества программного обещания МакКола
В этой модели практичность описывает, как легко, надежно и эффективно программный продукт может быть использован, сопровождаемость характеризует насколько легко изменить и повторно протестировать программный продукт, и мобильность описывает, как программный продукт может использоваться, даже при изменении программных и аппаратных средств.
Рисунок 2. Модель качества программного продукта Боэма
3.1.2. Модель FURPS/FURPS+ Акроним FURPS, используемый в обозначении модели, обозначает следующие категории требований к качеству ПО: • Functionality (Функциональность) /особенности, возможности, безопасность/; • Usability (Практичность) /человеческий фактор, эргономичность, пользовательская документация/; • Reliability (Надежность) /частота отказов, восстановление информации, прогнози- руемость/; • Performance (Производительность) /время отклика, пропускная способность, точность, доступность, использование ресурсов/; • Supportability (Эксплуатационная пригодность) /тестируемость, расширяемость, адаптируемость, сопровождаемость, совместимость, конфигурируемость, обслуживаемость, требования к установке, локализуемость/. • Символ «+» расширяет FURPS модель, добавляя к ней: • ограничения проекта (ограничения по ресурсам, требования к языкам и средствам разработки, требования к аппаратному обеспечению); • интерфейс (ограничения накладываемые на взаимодействие с внешними системами); • требования к выполнению, • физические требования, • требования к лицензированию. FURPS модель качества [8], предложенная Грейди и Hewlett Packard, построена схожим образом с моделями МакКола и Боэма, но в отличие от них состоит из двух слоев, первый определяет характеристики, а второй связанные с ними атрибуты. Основной концепцией, лежащей в основе FURPS модели качества, является декомпозиция характеристик программного обеспечения на две категории требований, а именно, функциональные (F) и нефункциональные (URPS) требования. Эти выделенные категории могут быть использованы как в качестве требований к программному продукту, так и в оценке качества НИ. В настоящее время модель FURPS+ широко используется в разработке программного обеспечения и при идентификации требований к разрабатываемой системе целесообразно использование FURPS+ модели в качестве универсального контрольного перечня характеристик НО.
Модель Гецци Карло Гецци и соавторы [9] различают качество продукта и процесса. Согласно модели Гецци к качеству программного обеспечения относят следующие характеристики программного обеспечения: целостность, надежность и устойчивость, производительность, практичность, верифицируемость, сопровождаемость, возможность многократного использования, мобильность, понятность, возможность взаимодействия, эффективность, своевременность реагирования, видимость процесса разработки. Модель качества Дроми Модель качества Дроми [10] основана на критериях оценки. Модель Дроми стремится оценить качество системы, в то время как каждый программный продукт, имеет качество отличное от других. Модель Дроми помогает в предсказании дефектов НО и указывает на те свойства НО, пренебрежение которыми может привести к появлению дефектов. Эта модель основывается на отношениях между характеристиками качества и подхарактеристиками, между свойствами программного обеспечения и характеристиками качества НО. Модель качества SATC В Центре обеспечения качества программного обеспечения NASA (Software Assurance Technology Center, SATC) была разработана программа метрик [11], обеспечивающая оценку рисков проекта, качества продукции и эффективности процессов. Нро- грамма SATC рекомендует отдельно отслеживать качество требований, качество программного обеспечения и других продуктов (документации), качество тестирования и качество выполнения процессов. Модель качества SATC определяет набор целей, связанных с программным продуктом и атрибуты процессов в соответствии со структурой модели качества программного обеспечения ISO 9126-1.
Модель качества ISO 9126 Качество программного обеспечения определяется в стандарте ISO 9126-1 [2] как всякая совокупность его характеристик, относящихся к возможности удовлетворять высказанные или подразумеваемые потребности всех заинтересованных лиц. Модель качества ISO 9126-1 различает понятия внутреннего качества, связанного с характеристиками ПО самого по себе, без учета его поведения; внешнего качества, характеризующего ПО с точки зрения его поведения; и качества ПО при использовании в различных контекстах - того качества, которое ощущается пользователями при конкретных сценариях работы ПО. Для всех этих аспектов качества введены метрики, позволяющие оценить их. Кроме того, для создания надежного ПО существенно качество технологических процессов его разработки. Взаимоотношения между этими аспектами качества по схеме, принятой ISO/IEC 9126 (ISO/IEC 9126-1:2001 [2]; ISO/IEC TR 91262:2003 [12], ISO/IEC TR 9126-3:2003 [13], ISO/IEC TR 9126-4:2004 [14]), показано на Рис 3.
Рисунок 3. Основные аспекты качества программного обеспечения
На рис. 4 представлены факторы и атрибуты внешнего и внутреннего качества программного обеспечения в соответствии с ISO/IEC 9126. Рисунок 4. Факторы и атрибуты внешнего и внутреннего качества программного обеспечения
На рис. 5 приведена модель оценивания согласно ISO/IEC 9126. Рисунок 5. Модель оценивания надежности программного обеспечения согласно стандарта ISO / IEC 9126
Модель качества QMOOD Джагдиш Банзия и Карл Дэвис [15] предложили иерархическую модель качества для объектно-ориентированного проектирования (QMOOD), которая расширяет методологию модели качества Дроми и включает в себя четыре уровня: 1) Определение показателей качества проекта: набор атрибутов качества проекта, которые используются в QMOOD для описания характеристик объектноориентированных систем включат: функциональность, эффективность, понятность, расширяемость, возможность многократного использования и гибкость. 2) Определение объектно-ориентированных свойств проекта: свойства проекта могут быть определены в процессе исследования внутренней и внешней структуры, функциональности компонент проекта, атрибутов, методов и классов. Структурным и объектно-ориентированным множеством свойств проекта, которые используются в QMOOD, являются: размер проекта, иерархическая структура, инкапсуляция, связанность, состав проекта, наследование, полиморфизм, обмен информацией, сложность. 3) Определение объектно-ориентированных метрик проекта: различные объектноориентированные метрики проекта. 4) Определение объектно-ориентированных свойств проекта: Компоненты проекта были определены для определения архитектуры объектно-ориентированного проекта. Эта модель определяет парадигму, а также вводит ряд новых объектноориентированных метрик.
Другие модели качества Модель качества, описанная в [16], представила два различных подхода к показателям качества на протяжении всего жизненного цикла программного обеспечения. Характеристики качества могут быть сведены к двум группам: 1) эффективность, безопасность, доступность и функциональность; 2) модифицируемость, мобильность, возможность многократного использования, наследуемость и тестируемость. Согласно модели качества Хосрави К. и др. [18] процесс оценки качества состоит из двух задач: 1) выбор глобальной характеристики;
2) выбор подхарактеристик, связанных с глобальной характеристикой. Эта модель качества основана на многократном использовании программного обеспечения в качестве глобальной характеристики и акценте на возможности многократного использования, понятности, гибкости, модульности, надежности, масштабируемости и удобстве использования. Модель качества Хосрави и др. связала показатели качества и подхарактеристики, используя определения IEEE, ISO/IEC и некоторых других моделей качества. Для оценки качества программного обеспечения на основе теории нечетких множеств и метода анализа иерархий, Чанг и др. [18] были определены руководящие принципы и это подход ими был применен к модели качества ISO 9126-1. Оценки качества программного обеспечения основаны на характеристиках и подхарактеристиках модели ISO 9126-1. Шармой А. и др. [19] была предложена компонентно-ориентированная модель качества разработки программного обеспечения, которая включает все характеристики и подхарактеристики модели качества ISO 9126-1, а также предлагает новые подхарактеристики, такие как пригодность к повторному использованию, гибкость, сложность, прослеживаемость, масштабируемость. Метод анализа иерархий в этой модели используется для оценки качества проекта. 4. МНОГОУРОВНЕВЫЙ ПОДХОД К МОДЕЛЯМ КАЧЕСТВА [2] На рисунке 6 представлены характеристики качества программных средств (по ГОСТ 28195–89. ГОСТ 28195-89 Оценка качества программных средств. Общие положения). В основе моделей качества лежит многоуровневый подход (количество слоев может быть 2 /модели МакКола и Боэма/ или 3 слоя /включая метрики/). Сравнительный анализ характеристик различных моделей качества программного обеспечения приведен в таблице 2.1.
Рисунок 6. Характеристики качества программных средств (по ГОСТ 28195–89. ГОСТ 28195-89 Оценка качества программных средств. Общие положения).
Таблица 2.1. Сравнительный анализ моделей качества программного обеспечения
5. ОПИСАНИЕ МОДЕЛЕЙ ОЦЕНКИ НАДЕЖНОСТИ ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ [3] Термин модель надежности программного обеспечения, как правило, относится к математической модели, построенной для оценки зависимости надежности программного обеспечения от некоторых определенных параметров.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 4077; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.202.187 (0.03 с.) |