Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Процесс проведения обследованияСтр 1 из 3Следующая ⇒
Процесс проведения обследования Процесс проведения обследования в дошкольном учреждении представляет собой сложное по структуре, развертывающееся во времени и в пространстве явление, состоящее из совокупности последовательных действий, направленных на получение объективной информации об особенностях развития каждого воспитанника. К числу таких действий можно отнести: планирование обследования, выбор форм и места проведения обследования, разработку и применение процедуры обследования, определение форм и способов взаимодействия с другими специалистами, подведение итогов обследования. Процесс обследования детей в дошкольном учреждении не должен превращаться в экзамен. Его цель не в том, чтобы выявить недостатки ребенка, обращая внимание преимущественно на то, чего ребенок не знает и не умеет, а наоборот, увидеть его достоинства, те положительные моменты (иной раз еще крайне слабо проявляющиеся) в его развитии, которые составят основу построения всей коррекционно-воспитательной работы. Потенциальные возможности ребенка наиболее успешно проявляются в интересной, эмоционально насыщенной деятельности, в которой он будет чувствовать себя свободно и непринужденно. Это, несомненно, повышает степень объективности и адекватности информации о его развитии.
Планирование обследования
Планирование обследования является первым и очень важным этапом. Оно тесно связано с остальными этапами процесса обследования и выполняет по отношению к ним прогностическую функцию. Основным ориентиром для планирования психолого-педагогического обследования в каждой возрастной группе воспитанников является содержание «Карты развития ребенка». Планирование процесса обследования предполагает: — четкую постановку задач обследования с опорой на его содержание применительно к каждому ребенку; — определение формы проведения обследования, наиболее эффективной для решения поставленных задач — индивидуальной или групповой, и места ее организации; — определение методов, отбор диагностических заданий и процедур обследования с учетом его содержания и особенностей воспитанников; — определение форм и способов взаимодействия с другими специалистами в процессе проведения обследования;
— составление примерного графика проведения обследовательских процедур. Планирование обследования осуществляется с учетом: — требований СанПиН к организации режима дня и занятий с детьми конкретной возрастной группы; — возрастных, типологических и индивидуальных особенностей развития воспитанников; — пространственно-развивающей среды, созданной в группе и в ДОУ в целом; — графика и продолжительности работы других специалистов, принимающих участие в процессе обследования.
Процедура обследования В процессе психолого-педагогического обследования каждый специалист выступает в роли исследователя, ибо его процедура предполагает выполнение разнообразных действий исследовательского характера, которые в совокупности позволяют решить поставленные задачи, а именно ознакомиться с историей развития ребенка до поступления в дошкольное учреждение, раскрыть полную картину его развития, выявить причины испытываемых им трудностей и условия воспитания в семье. Эти действия связаны с использованием эмпирических методов экспериментального исследования, таких как изучение анамнестических данных, наблюдение, естественный психолого-педагогический эксперимент, изучение продуктов деятельности детей, беседа, анкетирование и опрос. При этом ни один из методов в отдельности не является достаточным. Проведение комплексного обследования обеспечивается только их совокупным использованием в соответствии с конкретно обозначенными задачами.
Методы, применяемые в процессе комплексного психолого-педагогического обследования.
Изучение анамнестических данных. Изучение анамнестических данных о развитии ребенка до поступления в дошкольное учреждение (такие сведения представлены в медицинской карте) является важным элементом психолого-педагогического обследования. Оно позволяет понять причины основных проблем в развитии ребенка, выбрать наиболее оптимальные пути налаживания контакта с ним и с его родителями, учитывать индивидуальные особенности при организации обследования и т. п. В случае необходимости, если у специалиста возникают проблемы с пониманием специфических проявлений в поведении ребенка, в его эмоционально-волевой сфере, общении и др., он может самостоятельно пополнить сведения в беседе с родителями или другими членами семьи.
Наблюдение. Наблюдение является одним из ведущих и наиболее информативных экспериментальных методов научного исследования в области детской психологии и дошкольной педагогики, а поэтому и широко применяемым методом психолого-педагогического обследования детей дошкольного возраста как с нормальным, так и с нарушенным интеллектуальным развитием. Наблюдение предполагает целенаправленное, более или менее длительное восприятие определенных явлений без вмешательства в процесс их протекания. При кажущейся простоте наблюдение является очень сложным для использования методом получения информации о ребенке, ибо требует от специалиста следующих качеств: высокого уровня развития такого профессионального качества, как наблюдательность, умения подмечать на первый взгляд несущественные признаки развития, контроля, произвольности, самостоятельности ребенка; способности отвлечься от субъективных впечатлений во время восприятия изучаемых явлений, свободного владения техникой фиксирования результатов; эрудированности в вопросах общей и специальной детской и педагогической психологии, физиологии и неврологии; владения навыками анализа и интерпретации полученных данных, навыками организации деятельности детей идр. Использование метода наблюдения в процессе обследования является целесообразным в том случае, если дети уже привыкли и к обстановке, и к окружающим взрослым, т. е. окружающая среда стала для них естественной. Только тогда они будут проявлять себя адекватно, свободно. Необходимым условием эффективности наблюдения как метода изучения ребенка является наличие программы его проведения, которая должна быть ориентирована на изучение ряда параметров, прямо или косвенно проявляющихся в совершаемых ребенком действиях в специально созданных (занятия, совместная деятельность, предложенные игры и упражнения, поручения и др.) или спонтанно возникающих ситуациях (режимные моменты, прогулка, свободная деятельность, общение идр.). Например, в процессе деятельности ребенок выполняет, во- первых, действия, которые позволяют прямо охарактеризовать те или иные стороны личности ребенка (инициативность и активность в общении и деятельности идр.), во-вторых, действия, за внешними проявлениями которых скрываются индивидуальные черты личности ребенка (отзывчивость, конфликтность, страх, агрессия, тревожность и др.), в-третьих, действия, позволяющие лишь предположить наличие определенных свойств личности (мотивы, потребности идр.). Основу программы наблюдения составляют предлагаемые в «Карте развития ребенка» параметры. Для получения информации о ребенке могут быть использованы разные виды наблюдения (Л. А.Регуш1996). психолого-педагогического обследования ребенка в дошкольном учреждении наиболее продуктивным является ситуационное наблюдение. Оно предполагает создание ситуаций, стимулирующих ребенке к участию в каких-то определенных видах деятельности, которые станут источником информации о его знаниях, умениях, способах взаимодействия, эмоциональных реакциях, особенностях поведения, индивидуальных личностных проявлениях и т. п. Каждая ситуация создает ся путем включения ребенка в определенный вид деятельности (игра# конструирование, рисование, труд и др.). Одному ребенку или небольшой группе детей предлагается решить какие-то практические иль игровые задачи. При этом важно, чтобы предлагаемая ситуация была детьми добровольно принята. Необходимо найти такие способы воздействия на ребенка с целью его привлечения к деятельности, чтобы у него сложилось впечатление, что он выбрал ее сам. Содержание деятельности детей определяется прямым предложением взрослого, предлагаемыми предметами и игрушками, местом, в котором она должна проходить. Вместе с тем в тех случаях, когда предметом наблюдения становится не столько сама деятельность, сколько, например, взаимо отношения детей, характер деятельности могут определять и пожелания детей. В связи с этим нескольким детям или одному ребенку можно предложить принять участие в игре, рисовании, труде и т. п., либо решить какую-то практическую или игровую задачу.
Ситуационное наблюдение — это целенаправленное восприятие поведения ребенка в созданных наблюдающим определенных условиях, стимулирующих проявление ребенком ожидаемых способов поведения. Таким образом, этот вид наблюдения объединяет, с одной стороны, черты наблюдения, с другой — естественного психолого-педагогического эксперимента, интегрируя самые сильные стороны одного и другого. Использование ситуационного наблюдения позволяет за относительно короткий срок получить о каждом воспитаннике группы большое количество разнообразной информации, необходимой для построения коррекционно-развивающей работы. При проведении наблюдения важно добиться того, Чтобы дети не ощущали, что являются объектом пристального интереса и внимания. Это может оказывать влияние на их поведение. Присутствие наблюдающего должно быть для них естественным. Это особенно важно тогда, когда для фиксирования их деятельности и поведения используются аудиовизуальные средства. Достоверность получаемой информации требует проведения нескольких наблюдений в определенных ситуациях. Только имея их результаты, можно приступить к оценке параметров, отраженных в Карте развития ребенка».
Карте развития ребенка». Индивидуальный естественный психолого-педагогический эксперимент. Значимое место в процессе комплексного психолого- педагогического обследования ребенка с проблемами в развитии в до] школьном учреждении занимает индивидуальный естественный! психолого-педагогический эксперимент как самостоятельный способ получения информации о ребенке. Для него характерно следующее: 1) организовано в привычных, естественных для ребенка условиях; 2) предполагает проведение как минимум трех отсроченных во времени (начало, середина, конец учебного года) замеров развития всех сфер психического развития ребенка (сенсорная, моторная, познавательная, эмоционально-волевая, личностная), изменения в которых происходят под влиянием организованной в дошкольном учреждении коррекционно-воспитательной работы. В связи с этим сравнение результатов этого эксперимента позволяет судить об эффективности этой работы, а также вносить коррективы в ее программу и планирование. Проведение индивидуального естественного психолого-педагогического эксперимента предполагает организацию индивидуального взаимодействия исследователя с ребенком, в ходе которого ему предлагается решить игровые и практические задачи, а исследователь имеет возможность вмешаться в процесс его деятельности. Это позволяет выяснить восприимчивость ребенка к помощи, определить уровень актуального развития, «зону ближайшего развития» и др. При этом обстановка такого взаимодействия должна положительно настроить ребенка на предстоящую деятельность и взаимодействие со взрослым. Совершенно недопустимо, чтобы у дошкольника возникло ощущение экзамена, проверки его знаний и умений. Каждая встреча с ребенком — это интересное для него проведение времени, даже если предлагаемые для решения практические и умственные задачи являются довольно сложными. Обеспечивается это привычностью окружающей обстановки (кабинет, групповая или игровая комната), особым) эмоциональным и деловым настроем взрослого, привлекательностью и доступностью игровой задачи и предлагаемого материала, обеспечением ребенку успеха в деятельности, положительной оценкой его действий, усилий и поведения и др.
В процессе индивидуального естественного психолого-педагогического эксперимента точнее всего решаются задачи выявления конкретных знаний детей, изучения их когнитивных процессов и функций (восприятия, мышления, памяти, внимания), конструктивных и изобразительных умений, особенностей личности и межличностных отношений, которые требуют применения системы специально разработанных для этого заданий. Для решения этих задач целесообразно использовать задания, предлагаемые, в частности, указанных в параграфе 2.3 пособия. При этом для хорошей организации обследования необходимо подобрать такие задания, которые могут использоваться с учетом возраста и особенностей развития воспитанников каждой конфетной группы.
Изучение продуктов деятельности детей. Изучение продуктов деятельности детей (построек, рисунков, аппликаций, поделок и др.) может стать источником большого количества разнообразной информации о развитии детей. Однако этот метод может давать объективную информацию о ребенке только в том случае, если он используется исследователем в сочетании с другими: наблюдением за процессом деятельности ребенка, приводящим к достижению конкретного результата, и беседой с ним о полученном результате и процессе его достижения. Тщательно проведенный анализ детских работ отражает не только степень овладения ребенком умениями в конкретном виде деятельности, но и может являться источником информации о методических находках педагогов или о недочетах в их работе, что важно для совершенствования процесса обучения. Беседа. Беседа — вопросно-ответная форма устной речи, выступающая одновременно как метод обследования. Ее использование предполагает получение от детей ответов на заранее подготовленные вопросы. Возможности использования беседы как самостоятельного метода в рамках проведения комплексного обследования ребенка ограничены, что связано с выраженными недостатками в развитии речи, имеющими место у разных групп детей. В связи с этим беседа используется чаще всего для получения дополнительной информации о ребенке от родителей или других членов семьи. Однако беседа обязательно сопровождает проведение психолого-педагогического эксперимента, помогая получить разнообразную информацию о ребенке и оказывая существенное влияние на процедуру проведения обследования. Применяя беседу в процессе обследования дошкольников (в тех случаях, когда это целесообразно), следует помнить о том, что ее результаты не обладают высокой степенью достоверности и нуждаются в подтверждении с помощью других методов. Анкетирование и опрос. Анкетирование и опрос предполагает получение в письменной форме ответов от респондентов на сформулированные вопросы. Они применяются для получения информации от родителей, в частности, об условиях воспитания ребенка в семье, об отношении к ребенку в семье, о занятиях и поведении ребенка дома и др. Для этого разрабатываются опросники и анкеты различного содержания с учетом следующих требований: — содержание анкеты или опроса, должно четко соответствовать задачам обследования, а вопросы должны позволить их решить; — характер анкеты или опроса, а соответственно и вопросов, определяется спецификой изучаемого явления. Могут использоваться два вида вопросов: открытые вопросы, позволяющие респонденту высказать свое мнение, или закрытые вопросы, в которых предлагаются варианты ответов; — количество вопросов должно быть незначительным, но достаточным для получения необходимой информации; — формулировки вопросов должны быть точными, понятными, конкретными, однозначными; — респондентов следует познакомить с целью анкетирования или опроса и положительно настроить на участие в них, что в значительной мере повысит достоверность ответов. Полученная путем анкетирования или опроса информация должна быть тщательно проанализирована, а выводы использованы для организации коррекционно-развивающей работы. Взаимодействие специалистов Взаимодействие специалистов, как уже отмечалось, является одним из важнейших условий успешности комплексного психолого-педагогического обследования дошкольника с проблемами в развитии. Предложенная в «Карте развития ребенка» программа обследования может быть полностью и четко реализована только при согласованной деятельности всех специалистов, работающих с каждой группой воспитанников. Такое взаимодействие осуществляется на всех этапах проведения обследования: при его планировании, проведении и подведении итогов. Например, на этапе планирования важно: согласовать график проведения групповых и индивидуальных процедур обследования, с тем чтобы рационально использовать все отведенное для обследования время, не перегружая при этом детей; определить время, место и содержание совместных наблюдений, распределить компетенции, учитывая содержание проводимой коррекционно- развивающей работы. Так, учитель-дефектолог целенаправленно осуществляет обследование сформированно у детей элементарных математических представлений (пространственных, количественных, временных), воспитатель же, организуя режимные моменты или деятельность детей, обращает внимание на то, используют ли они эти представления и как это делают в различных ситуациях. Эти сведения существенно дополнят полученные учителем-дефектологом данные и позволят сделать оценку более объективной. Аналогично воспитатель изучает изобразительную деятельность, а учитель-дефектолог дополняет полученные им данные результатами своих наблюдений за процессом выполнения детьми графических заданий и анализа созданных ими рисунков и т. п. Подведение итогов обследования Оформление результатов обследования. Оформление результатов — очень ответственный, сложный и трудоемкий этап в проведении комплексного психолого-педагогического обследования. От него в значительной степени зависит успешность дальнейшей коррекционно-развивающей работы с каждым ребенком в отдельности и со всей группой воспитанников. После завершения процедур обследования осуществляется первичный анализ и осмысление полученных результатов, а также их оформление в «Карте развития ребенка».
Примечания: 1. Для обозначения первых параметров характеристики (диагноз, сопутствующие проблемы в развитии, логопедический диагноз, социальный статус) может применяться собственная форма краткой записи. В структуре «Карты» выделены следующие разделы: формальные данные о ребенке, анамнестические данные, раннее психомоторное развитие, перенесенные заболевания, данные медицинского обследования, содержание и результаты обследования, выводы по результатам обследования, консультации специалистов, сотрудничество с семьей. Наиболее объемным является раздел «Содержание и результаты обследования», в котором перечислены все параметры развития ребенка, подлежащие изучению, и даны графы для фиксирования результатов. При этом предусмотрена возможность отражения результатов обследования ребенка в течение четырех лет его пребывания в детском саду, а внутри каждого года еще в начале, середине и в конце. В графы «Карты» вписываются цифры от 0 до 6, каждой из которых соответствует определенная качественная характеристика изучаемого параметра. Примечания:
«Карту развития» оформляет учитель-дефектолог, который включает в нее данные, полученные не только лично им, но и результаты, предоставленные другими участниками комплексного обследования. Заключительная оценка, которая присваивается по каждому параметру «Карты развития ребенка» является по сути дела результатом проводимой психолого-педагогической экспертизы, в которой участвуют все специалисты, работающие с конкретной группой воспитанников дошкольного учреждения. Каждый из них сначала осуществляет первичный анализ и осмысление полученных результатов, соотносит их с предложенной шкалой оценки, которая представлена в разделе II данного пособия. После этого предполагаемые оценки по каждому из изучаемых параметров коллективно обсуждаются, что гарантирует высокую степень их объективности. Именно эти оценки заносится в «Карту развития ребенка». Такая форма представления результатов обследования не трудоемка на этапе записи, наглядного показывает наличие происходящих в развитии ребенка изменений, дает возможность определить уровни его развития по отдельным группам параметров (эмоционально-волевая сфера, двигательная сфера, мышление, знания о себе и др.), позволяет использовать их для исследовательской работы. Завершает процесс психолого-педагогического обследования проведение в каждой группе воспитанников психолого-медико-педагогического совещания (консилиума), в котором принимают участие все специалисты и представители администрации образовательной организации. В процессе обсуждения подробно со всех сторон раскрывается картина развития каждого ребенка, четко прослеживаются его индивидуальные особенности и возможности. Это позволяет определить конкретные пути реализации индивидуального и дифференцированного подхода в педагогическом процессе и создать индивидуальные коррекционно-образовательные программы. Результаты ежегодного обследования ребенка завершаются оформлением выводов. В них следует кратко отразить основные проблемы в его развитии, которые определят главные задачи коррекционно-развивающей работы, а также отметить относительно сохранные процессы и функции, на которые можно опереться в процессе коррекционной работы. По итогам совещаний составляется психолого-медико-педагогическая характеристика группы, примерная форма которой предложена в приложении 2. В ней в обобщенном виде отражаются: — данные результатов медицинского обследования ребенка (невропатолог, психиатр, отоларинголог, ортопед, окулист, педиатр идр.); — диагноз; — социальный статус; — особенности общения; — особенности поведения; — особенности эмоционально-волевой сферы; — индивидуальные проявления личности; — работоспособность; — логопедический диагноз; — сформированность умений и навыков; — характеристика семьи. Такая форма представления результатов обследования раскрывает обобщенную картину развития всех воспитанников группы, позволяет четко увидеть как сильные стороны, так и конкретные проблемы в развитии отдельных детей, требующие обязательного решения в процессе их воспитания и обучения. Количественная интерпретация результатов. Полученные в процессе психолого-педагогического обследования результаты могут быть использованы специалистами для решения задач исследовательской работы. Условные баллы, присвоенные каждому «шагу» в развитии всех умений (знаний, функций, качеств ит.п.), позволяют провести математическую обработку данных, выявить определенные тенденции и сделать обобщения. В частности, можно определить уровни развития, например, представлений о себе, о цвете, о форме, математических представлений, изобразительной деятельности и др. Способ определения уровней проиллюстрируем на примере представлений о величине. Так, в «Карте развития ребенка» предлагается 10 параметров для оценки развития у воспитанников этих представлений. Максимальная оценка каждого параметра составляет 6 баллов, соответственно ребенок, полностью владеющий представлениями о величине, может достичь максимального результата — 60 баллов (10 х 6 = 60). Наиболее целесообразным, на наш взгляд, является определение следующих четырех уровней развития представлений о величине (так же как и других знаний, умений, качеств, свойств и др.): I уровень (очень низкий) —1-15 баллов. II уровень (низкий) —16-30 баллов. III уровень (средний) — 31-45 баллов. IV уровень (высокий) — 46-60 баллов. Все данные заносятся в таблицы (см.приложение №1, 2) Сенсорное развитие таблица 1(Б2.1)
Конструирование таблица 2(В3
Представление о себе и об окружающем мире таблица 3(Б3.1)
Развитие речи таблица 4(Б2.4)
Игровая деятельность
таблица 5(В.1) Сводная таблица данных мониторинга по образовательным областям за учебный год
таблица 6
*Начало учебного года Середина учебного года Конец учебного года ФЭМП- формирование элементарных математических представлений таблица 7
*Начало учебного года Середина учебного года Конец учебного года ФЭМП- формирование элементарных математических представлений Критерии оценки по образовательным областям
Образовательная область «Познавательное развитие» Сенсорное развитие 1 уровень (очень низкий)-0-70баллов 2 уровень (низкий)- 71-140баллов 3уровень (средний)-141-210баллов
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 106; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.84.155 (0.099 с.) |