Заполните «Словарь терминов» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Заполните «Словарь терминов»



Занятие 4

Тема: Воспаление.

Мотивация изучения темы:

Человек сталкивается с воспалением на протяжении всей жизни. Воспаление – не только патологический процесс во время которого происходит повреждение тканей. Это реакция защиты организма, которая ведет к восстановлению тканей и способствует выздоровлению. Но воспаление может оказывать вредное воздействие на организм. Различные формы воспаления лежат в основе многих заболеваний, с которыми столкнутся будущие медицинские работники в своей клинической практике.

Средние медицинские работники оказывают неоценимую помощь в предупреждении и лечении болезней, которые сопровождаются воспалением и лихорадкой. Поэтому данная тема имеет большое значение для будущей практической деятельности студентов, а также для изучения клинических дисциплин.

 

 Цели занятия:

Учебные цели:

       Студент должен иметь представление: о статистике воспалительных заболеваний

  • знать: этиологию, патогенез, классификацию воспаления, морфологические изменения тканей при воспалении, признаки, виды роста воспаления, характеристику видов воспаления;
  • уметь: пользоваться медицинской терминологией,
  • объяснять положительную и отрицательную роль воспалительных процессов;
  • распознавать местные проявления воспаления;
  •  решать ситуационные задачи по теме с применением дифференциальной диагностики. -объяснять патологические изменения в организме при воспалении;
  • Способствовать формированию соответствующих профессиональных и общих компетенций:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них от-ветственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ПК 1.1. Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения, пациента и его окружения.

ПК 1.2. Проводить санитарно-гигиеническое воспитание населения.

ПК 1.3. Участвовать в проведении профилактики инфекционных и неинфекционных за-болеваний.

ПК 2.3. Оказывать доврачебную помощь при острых заболеваниях, несчастных случаях, чрезвычайных ситуациях и в условиях эпидемии.

    Воспитательные цели:

· - раскрыть этические и деонтологические моменты при работе с больными с воспалениями;

· - воспитывать у студентов чуткое отношение к больным, умение общаться с ними и их родственниками.

   Развивающие цели:

· - способствовать развитию у студентов понимания сущности и социальной значимости своей будущей профессии, устойчивого интереса к ней;

· - развивать творческое мышление, профессиональную речь, познавательную деятельность студентов;

· - формировать и развивать у студентов способность анализировать, проводить сравнение;

· - развивать умение использовать полученные знания на других дисциплинах.

4. Интеграционные связи (внутри- и межмодульные, внутридисциплинарные, связь с другими учебными дисциплинами):

Дисциплина Знать
Обеспечивающие: Латинский язык Анатомия и физиология   Медицинские термины Строение и функции тканей
Обеспечиваемые: Технология оказания медицинских услуг Теория и практика сестринского дела     Методику ухода за пациентами с воспалительными процессами Условия, способствующие и препятствующие эффективному общению медсестры с пациентом
Внутридисциплинарные связи Лихорадка

5. Оснащение:

Рабочая программа, методическая разработка, тесты, дополнительная литература, графологическая структура темы, учебно-методическая литература, учебно-наглядные пособия, раздаточный материал: таблицы, схемы,, рисунок «Геморрагическая пневмония», макропрепараты, микроскоп, микропрепарат «Гнойный свищ», «Дифтеритическое воспаление», «Гриппозная геморрагическая пневмония», «Серозный дерматит», проблемно-ситуационные задачи.

6. Этапы занятия:

Название этапа Время этапа
1 Организационный момент   3 мин
2 Проверка исходного уровня знаний   10мин
3 Практическая часть 45 мин.
4 Итоговый контроль 20 мин
5 Подведение итогов занятия 7 мин
6 Задание на дом 5 мин

7. Список литературы:

Основная:

1.  Алабин И. В. Основы патологии / И. В. Алабин, В. П. Митрофаненко. – М.:            Геотар-Медиа, 2013. – 272 с.

 2.   Пауков В. С. Патологическая анатомия и патологическая физиология: учебник для медицинских училищ и колледжей / В. С. Пауков, П. Ф. Литвицкий. – М.: Геотар-Медиа, 2012. – 256 с.

         Дополнительные источники:

1.    Патологическая анатомия: учебник / А. И. Струков, В. В. Серов. – М.: Литтерра, 2010. – 880 с.

2.    Пальцев М. А. Патологическая анатомия: учебник / М. А. Пальцев, Н. М. Аничков. – М.: Медицина, 2000. – 528 с.

 

Ход занятия

№ п/п Название этапа Учебные цели в уровнях усвоения Описание этапа. Методы контроля и обучения. Материалы методического обеспечения (контроль, наглядность, алгоритмы, инструкции) Время этапа
1. Организационный момент   Отмечаются отсутствующие и внешний вид студентов и аудитории, сообщается тема, цели с проведением мотивации, сообщается план проведения занятия. Инструктаж по охране труда.   3 мин
2. Проверка исходного уровня знаний   а) проверка исходного уровня знаний.     в) подведение итогов контроля: Преподаватель обращает внимание на допущенные ошибки, вносит коррективы в ответы, отмечает лучших студентов и дает рекомендации, пояснения тем, кто допустил ошибки. Приложение №1 (задания для проверки исходного уровня знаний цифровой диктант по теме «Воспаление»)  Приложение №2 (Эталоны ответов на цифровой диктант по теме «Воспаление»)  10мин
3. Практическая часть   а) подготовка студентов к самостоятельной работе: проведение инструктажа по выполнению заданий Инструкции к практическому занятию   Б) самостоятельная работа студентов: Зарисовка рисунков микропрепаратов «Гнойный свищ», «Дифтеритическое воспаление», «Гриппозная геморрагическая пневмония», «Серозный дерматит»,         ответы на индивидуальный устный опрос   решение проблемно-ситуационных задач, Преподаватель следит за ходом самостоятельной работы, где необходимо, делает конкретные рекомендации студентам, отвечает на их вопросы.   В) подведение итогов самостоятельной работы   Приложение № 3 Инструкции к практическому занятию   Приложение № 4 (рисунки микропрепаратов «Абсцесс легкого», «Дифтеритическое воспаление», «Гриппозная геморрагическая пневмония», «Серозный дерматит»,)             Приложение №5 (индивидуальный устный опрос)  Приложение №6  (Проблемно – ситуационные задачи),     Приложение№7 (Эталоны ответов решения проблемно – ситуационных задач)   45 мин.
4. Итоговый контроль   Итоговый контроль     Критерии оценок Приложение №8(Тестовые задания –итоговый контроль)   Приложение №9 (Эталоны ответов на тестовые задания)   Приложение №10 (Критерии оценок) 20 мин
5. Подведение итогов занятия     Преподаватель кратко анализирует занятие и дает критическую оценку каждого его этапа, обращает внимание на хорошие результаты и на допущенные ошибки, выделяет лучшие работы и указывает на отставание, недостаточную подготовленность к занятию, отмечает прогресс в учебной деятельности студентов.   7 мин
5. Задание на дом:   Преподаватель дает четкие рекомендации по подготовке к следущему занятию, акцентируя внимание на главных вопросах Приложение №11 (Домашнее задание) 5 мин

 

 

Задания для контроля исходного уровня знаний

Задания для основного этапа занятия

3. Напишите латинские названия воспаления органов:

 

Заполните таблицу

Местные признаки воспаления Механизм развития
   
   
   
   
   

 

Задания для заключительного этапа занятия

Решите ситуационные задачи:

Задача 1

На вскрытии трупа больного, умершего от хронической почечной недостаточности, обнаружены изменения сердца: листки сердечной сорочки тусклые, эпикард с серыми наложениями в виде легко снимающихся пленок. Эпикард полнокровен, с обилием точечных кровоизлияний.

1) Какой патологический процесс в серозной оболочке сердца?

2) Дайте образное название сердца.

3) Уточните разновидность воспаления?

4) Укажите варианты благоприятного исхода процесса.

Задача 2

В затылочной области головы у юноши 16 лет образовался резко болезненный участок кожи с напряжением тканей, затруднением движений шеи. При осмотре кожа выбухает, резко гиперемирована, в центре определяется желтоватый участок в виде углубленного стержня.

1) Назовите общепатологический процесс.

2) Классифицируйте его по характеру реакции тканей.

3) Перечислите возможные исходы процесса.

Задача 3

При лапаротомии у больного 17 лет найден утолщенный червеобразный отросток с тусклой брюшиной, покрытой пленками грязно-зеленого цвета. В просвете удаленного отростка – зеленая вязкая жидкость.

1) Назовите заболевание.

2) Определите форму патологического процесса.

3) Укажите вариант процесса по длительности заболевания.

Задача 4

У женщины 38 лет в результате ожога на коже лица появились пузыри с мутноватым жидким содержимым и резкой гиперемией окружающих тканей.

1) Определите характер общепатологического процесса.

2) Классифицируйте его.

3) Назовите жидкость внутри пузыря, ее состав.

4) Опишите исходы процесса.

Задача 5

На секции умершего 61 года в правой доле печени найден очаг округлой формы, диаметром 4,5 см, содержащий густую, вязкую, зеленую жидкость. Стенка полости толщиной до 3 мм, белесоватого цвета, границы очага четкие. Внутренняя поверхность полости неровная, серо-красного цвета.

1) Диагностируйте патологический процесс.

2) Дайте его определение.

3) Опишите структуру стенки.

4) Опишите состав содержимого полости.

Задача 6

Больной 21 года обратился по поводу болей в области предплечья, припухлости, красноты. При осмотре температура ткани повышена. Общее состояние удовлетворительное. Заболевание связывает с бытовой травмой. Поставлен диагноз: флегмона предплечья.

1) Классифицируйте процесс.

2) Какие изменения тканей наблюдаются в зоне поражения.

3) Перечислите клинические признаки воспаления по-латыни.

Задача 7

У мужчины 43 лет в биоптате легочной ткани обнаружены гранулемы, построенные из лимфоидных, эпителиоидных и гигантских клеток Пирогова – Лангханса. В центре – участок казеозного некроза.

1) Диагностируйте патологический процесс.

2) Какова предположительная этиология процесса?

3) Назовите возможные исходы.

Задача 8

Больному 60 лет удалена часть желудка по поводу рака. Через 3 месяца больной умер. При микроскопическом исследовании области анастомоза вокруг шовного материала определяются очаговые скопления лейкоцитов, макрофагов, гигантских многоядерных клеток, небольшое

количество фибробластов.

1) Какой вид воспаления развился в области анастомоза?

2) Укажите его морфологическую разновидность.

3) Как называются гигантские многоядерные клетки в зоне воспаления?

4) Назовите возможные варианты исхода патологического процесса.

Домашнее задание:

Нарушение терморегуляции. Лихорадка. В.С.Пауков Н.К.Хитров «Патология» стр.114-121, с.р.112-114

Занятие 4

Тема: Воспаление.

Мотивация изучения темы:

Человек сталкивается с воспалением на протяжении всей жизни. Воспаление – не только патологический процесс во время которого происходит повреждение тканей. Это реакция защиты организма, которая ведет к восстановлению тканей и способствует выздоровлению. Но воспаление может оказывать вредное воздействие на организм. Различные формы воспаления лежат в основе многих заболеваний, с которыми столкнутся будущие медицинские работники в своей клинической практике.

Средние медицинские работники оказывают неоценимую помощь в предупреждении и лечении болезней, которые сопровождаются воспалением и лихорадкой. Поэтому данная тема имеет большое значение для будущей практической деятельности студентов, а также для изучения клинических дисциплин.

 

 Цели занятия:

Учебные цели:

       Студент должен иметь представление: о статистике воспалительных заболеваний

  • знать: этиологию, патогенез, классификацию воспаления, морфологические изменения тканей при воспалении, признаки, виды роста воспаления, характеристику видов воспаления;
  • уметь: пользоваться медицинской терминологией,
  • объяснять положительную и отрицательную роль воспалительных процессов;
  • распознавать местные проявления воспаления;
  •  решать ситуационные задачи по теме с применением дифференциальной диагностики. -объяснять патологические изменения в организме при воспалении;
  • Способствовать формированию соответствующих профессиональных и общих компетенций:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них от-ветственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ПК 1.1. Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения, пациента и его окружения.

ПК 1.2. Проводить санитарно-гигиеническое воспитание населения.

ПК 1.3. Участвовать в проведении профилактики инфекционных и неинфекционных за-болеваний.

ПК 2.3. Оказывать доврачебную помощь при острых заболеваниях, несчастных случаях, чрезвычайных ситуациях и в условиях эпидемии.

    Воспитательные цели:

· - раскрыть этические и деонтологические моменты при работе с больными с воспалениями;

· - воспитывать у студентов чуткое отношение к больным, умение общаться с ними и их родственниками.

   Развивающие цели:

· - способствовать развитию у студентов понимания сущности и социальной значимости своей будущей профессии, устойчивого интереса к ней;

· - развивать творческое мышление, профессиональную речь, познавательную деятельность студентов;

· - формировать и развивать у студентов способность анализировать, проводить сравнение;

· - развивать умение использовать полученные знания на других дисциплинах.

4. Интеграционные связи (внутри- и межмодульные, внутридисциплинарные, связь с другими учебными дисциплинами):

Дисциплина Знать
Обеспечивающие: Латинский язык Анатомия и физиология   Медицинские термины Строение и функции тканей
Обеспечиваемые: Технология оказания медицинских услуг Теория и практика сестринского дела     Методику ухода за пациентами с воспалительными процессами Условия, способствующие и препятствующие эффективному общению медсестры с пациентом
Внутридисциплинарные связи Лихорадка

5. Оснащение:

Рабочая программа, методическая разработка, тесты, дополнительная литература, графологическая структура темы, учебно-методическая литература, учебно-наглядные пособия, раздаточный материал: таблицы, схемы,, рисунок «Геморрагическая пневмония», макропрепараты, микроскоп, микропрепарат «Гнойный свищ», «Дифтеритическое воспаление», «Гриппозная геморрагическая пневмония», «Серозный дерматит», проблемно-ситуационные задачи.

6. Этапы занятия:

Название этапа Время этапа
1 Организационный момент   3 мин
2 Проверка исходного уровня знаний   10мин
3 Практическая часть 45 мин.
4 Итоговый контроль 20 мин
5 Подведение итогов занятия 7 мин
6 Задание на дом 5 мин

7. Список литературы:

Основная:

1.  Алабин И. В. Основы патологии / И. В. Алабин, В. П. Митрофаненко. – М.:            Геотар-Медиа, 2013. – 272 с.

 2.   Пауков В. С. Патологическая анатомия и патологическая физиология: учебник для медицинских училищ и колледжей / В. С. Пауков, П. Ф. Литвицкий. – М.: Геотар-Медиа, 2012. – 256 с.

         Дополнительные источники:

1.    Патологическая анатомия: учебник / А. И. Струков, В. В. Серов. – М.: Литтерра, 2010. – 880 с.

2.    Пальцев М. А. Патологическая анатомия: учебник / М. А. Пальцев, Н. М. Аничков. – М.: Медицина, 2000. – 528 с.

 

Ход занятия

№ п/п Название этапа Учебные цели в уровнях усвоения Описание этапа. Методы контроля и обучения. Материалы методического обеспечения (контроль, наглядность, алгоритмы, инструкции) Время этапа
1. Организационный момент   Отмечаются отсутствующие и внешний вид студентов и аудитории, сообщается тема, цели с проведением мотивации, сообщается план проведения занятия. Инструктаж по охране труда.   3 мин
2. Проверка исходного уровня знаний   а) проверка исходного уровня знаний.     в) подведение итогов контроля: Преподаватель обращает внимание на допущенные ошибки, вносит коррективы в ответы, отмечает лучших студентов и дает рекомендации, пояснения тем, кто допустил ошибки. Приложение №1 (задания для проверки исходного уровня знаний цифровой диктант по теме «Воспаление»)  Приложение №2 (Эталоны ответов на цифровой диктант по теме «Воспаление»)  10мин
3. Практическая часть   а) подготовка студентов к самостоятельной работе: проведение инструктажа по выполнению заданий Инструкции к практическому занятию   Б) самостоятельная работа студентов: Зарисовка рисунков микропрепаратов «Гнойный свищ», «Дифтеритическое воспаление», «Гриппозная геморрагическая пневмония», «Серозный дерматит»,         ответы на индивидуальный устный опрос   решение проблемно-ситуационных задач, Преподаватель следит за ходом самостоятельной работы, где необходимо, делает конкретные рекомендации студентам, отвечает на их вопросы.   В) подведение итогов самостоятельной работы   Приложение № 3 Инструкции к практическому занятию   Приложение № 4 (рисунки микропрепаратов «Абсцесс легкого», «Дифтеритическое воспаление», «Гриппозная геморрагическая пневмония», «Серозный дерматит»,)             Приложение №5 (индивидуальный устный опрос)  Приложение №6  (Проблемно – ситуационные задачи),     Приложение№7 (Эталоны ответов решения проблемно – ситуационных задач)   45 мин.
4. Итоговый контроль   Итоговый контроль     Критерии оценок Приложение №8(Тестовые задания –итоговый контроль)   Приложение №9 (Эталоны ответов на тестовые задания)   Приложение №10 (Критерии оценок) 20 мин
5. Подведение итогов занятия     Преподаватель кратко анализирует занятие и дает критическую оценку каждого его этапа, обращает внимание на хорошие результаты и на допущенные ошибки, выделяет лучшие работы и указывает на отставание, недостаточную подготовленность к занятию, отмечает прогресс в учебной деятельности студентов.   7 мин
5. Задание на дом:   Преподаватель дает четкие рекомендации по подготовке к следущему занятию, акцентируя внимание на главных вопросах Приложение №11 (Домашнее задание) 5 мин

 

 

Задания для контроля исходного уровня знаний

Заполните «Словарь терминов»

Хемотаксис___________________________________________________________________

Фагоцитоз____________________________________________________________________

Воспаление ___________________________________________________________________

Альтерация.___________________________________________________________________

Экссудация___________________________________________________________________

Виды экссудата________________________________________________________________

Пролиферация_________________________________________________________________

Гранулёма____________________________________________________________________

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 224; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.175.113 (0.078 с.)