Первичный анализ источников и научной литературы. Сбор фактического материала 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Первичный анализ источников и научной литературы. Сбор фактического материала



 

Изучение источников и научной литературы – это весьма трудоемкая и серьезная часть работы над выпускным исследованием. Рационально разделить этот процесс на следующие этапы: ознакомление с произведением по оглавлению; беглый просмотр всего содержания; чтение в последовательном порядке или выборочное чтение отдельных частей произведения; фиксация материала, представляющего интерес; критическая оценка выписанных фрагментов, цитат, их редактирование.

Главным критерием оценки прочитанного должна служить возможность практического применения материала в ВКР. Поэтому при изучении источников и литературы используется только та информация, которая имеет непосредственное отношение к теме исследования.

Проводя первичный анализ, нужно одновременно обдумывать найденную информацию. Желательно фиксировать возникшие в процессе работы собственные умозаключения, замечания, которые являются важными элементами нового знания и могут в дальнейшем лечь в основу главной авторской идеи или даже послужить поводом для принципиально новой интерпретации темы выпускной работы.

Изучая научную литературу, нужно тщательно подходить к оформлению выписок: грамотная фиксация найденного материала позволяет в дальнейшем легко им пользоваться.

Вполне возможно, и даже наверняка часть собранного материала не найдет своего применения в тексте выпускной работы. Это своего рода «побочный эффект» процесса научного творчества, подразумевающего значительную часть черновой работы и тщательное отделение действительно важной информации от менее значительной и вообще лишь косвенно затрагивающей тему исследования. Поэтому необходим критический подход к источникам и научной литературе.

Студент должен собирать не просто факты, а научные факты. Это понятие значительно шире: научный факт понимается как элемент научного знания, отражающий объективные свойства вещей и процессов.

На основании научных фактов делаются обобщения, определяются взаимосвязи и закономерности, формулируются тезисы и строятся научные теории.

Достоверность научных фактов напрямую зависит от достоверности того источника, в котором он содержится. Вполне понятно, что официальные издания государственных или общественных организаций содержат достоверные материалы. Однако в процессе работы полезно бывает провести сравнительный анализ информации по одному и тому же вопросу, содержащейся в разных изданиях (например, при работе со статистикой): иногда результаты бывают весьма неожиданными.

Монография или научный сборник, включающий материалы научной конференции, имеют важное научное значение и принадлежат к числу достоверных научных ресурсов. Что касается научных статей, то достоверность их содержания зависит от достоверности исходной информации. Но и в случае монографического исследования, и в случае научных статей, важное значение имеет позиция самого автора, традиции научной школы, в рамках которой он работает. Поэтому следует критически относиться к найденному материалу, не забывая о субъективизме, присущем любому произведенному человеком продукту.

Наиболее трудоемким является изучение архивных материалов, что связано со значительным объемом, разной степенью сохранности рукописей, зачастую с трудностью их прочтения. Поэтому работа в архиве является своеобразным вызовом для студентов, требует большого количества времени, усидчивости и терпения.

Для получения допуска в архив студент обязан оформить специальный документ – отношение со стороны учебного заведения или научного учреждения, подписанное руководителем учреждения или его заместителями. Иногда в архив необходимо представить план работы, в соответствии с которым сотрудниками архива подбираются нужные документы. Неоценимую помощь в поиске архивных материалов оказывают указатели, путеводители, каталоги, описи, а также консультации архивариусов.

В отношении достоверности архивных материалов действуют общие правила, применимые ко всем остальным видам источников и научной литературы. Необходимо учитывать и такие факторы, как время и место создания источника, его авторство, подлинность, условия, в которых он создавался (так называемая внешняя критика источника), а также полноту представленной информации, социальную позицию, культурную, этническую принадлежность автора, его политические предпочтения (внутренняя критика источника). Таким образом, критический подход должен быть постоянным ориентиром исследователя при работе с источниковым материалом и научной литературой в процессе подготовки выпускной работы.

Особой формой фактического материала являются цитаты. Они используются для максимально точной передачи мысли автора первоисточника, для подтверждения отдельных умозаключений автора ВКР.

При цитировании необходимо соблюдать главное правило: цитаты нельзя вырывать из общего контекста фразы или абзаца, ограничивать словами, которые содержат только часть мысли, например, ту, которая, на взгляд автора, больше соответствует его собственным выводам. Таким образом, при цитировании необходимо избегать искажений и неточностей. Это касается и прямого, и косвенного цитирования, когда прибегают к пересказу текста первоисточника.

После первичной обработки найденной научной литературы отобранный фактический материал необходимо классифицировать. Собственно говоря, группировка и сопоставление информации происходит еще в процессе сбора, однако перед тем, как приступить к написанию текста выпускной работы, на классификации следует остановиться отдельно, поскольку она является одной из важнейших частей общей методологии научного исследования.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 109; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.127.141 (0.005 с.)