Социальная работа с пожилыми людьми в Республике Тыва 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социальная работа с пожилыми людьми в Республике Тыва



В целях реализации основных направлений государственной политики Республики Тыва в области социальной поддержки граждан пожилого возраста утверждена республиканская целевая программа "Социальная поддержка пожилых людей в Республике Тыва" на 2011 - 2013 годы [24].

Настоящая Программа разработана в целях дальнейшего проведения мероприятий по реализации основных направлений государственной политики Республики Тыва в области социальной поддержки граждан пожилого возраста.

Программа направлена на комплексное решение проблем в жизни граждан пожилого возраста путем усиления их правовой защиты, предоставления мер социальной поддержки, повышения качества предоставляемых социальных услуг, способствующих нормальной жизнедеятельности данной категории граждан.

Одним из направлений государственной социальной политики Республики Тыва является создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие всех граждан, поддержание социальной стабильности в обществе, установление и поддержание баланса между интересами различных возрастных и социальных групп.

Современная демографическая ситуация в Республике Тыва характеризуется динамичным увеличением доли лиц старшего поколения. По состоянию на 1 января 2011 г. в республике насчитывается 78246 лиц, получающих трудовую пенсию, из них: население в возрасте 60 лет и старше составляло 23942 человека, в том числе женщин - 14913 (62%), мужчин - 9029 (38%).

Городское население данной категории составляет 52%, сельское население - 48% от общей численности населения 60 лет и старше. Старение населения - сложный процесс роста удельного веса лиц в возрасте 60 лет и старше в общей численности населения [27].

Старение населения как социально-демографический процесс не является следствием увеличения продолжительности жизни, а проходит одновременно с возрастающей общей смертностью населения. В период до 2016 года прогнозируется устойчивое увеличение численности пожилых людей в составе населения Республики Тыва.

В силу возрастных особенностей пожилым людям трудно адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим условиям. В различных сферах жизнедеятельности им необходима гарантированная помощь со стороны государства.

Сложное социально-экономическое положение граждан пожилого возраста обусловлено такими показателями, как низкое материальное обеспечение, неудовлетворительное состояние здоровья, различие в продолжительности жизни между мужчинами и женщинами, смертность в результате различных форм заболеваний, имеющая не только возрастной, но и социальный характер.

Повышение уровня и качества жизни граждан пожилого возраста на основе предоставления социальных услуг и адресной помощи, способствующих нормальной жизнедеятельности, остается одной из целей социальной политики в Республике Тыва.

Социальное обслуживание граждан пожилого возраста в республике осуществляют учреждения социального обслуживания, которые призваны оказывать и удовлетворять потребности граждан пожилого возраста (в силу ограниченных возможностей для полноценной жизнедеятельности) в социально-бытовых, социально-медицинских, социально-психологических и других видах социальных услуг. Развитие и совершенствование системы социального обслуживания граждан пожилого возраста свидетельствуют о постоянном спросе и потребности в ней, особенно на современном этапе, в сложных для данной категории граждан социально-экономических условиях.

В Республике Тыва функционируют 8 стационарных учреждений социального обслуживания, в них проживает 978 подопечных.

Главным фактором, сдерживающим развитие социальной инфраструктуры для пожилых людей, остается недостаточное материальное обеспечение учреждений социального обслуживания по сравнению с их потребностями. В настоящее время требуется проведение капитального ремонта жилых корпусов, благоустройства территории, а также обновление изношенного оборудования некоторых стационарных учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста. Решение указанных проблем позволит создать комфортные условия проживания граждан пожилого возраста, обеспечить необходимым объемом реабилитационных услуг, оказываемых данной категории граждан, что в целом повлияет на качество их жизни.

Подавляющее большинство граждан пожилого возраста нуждаются в получении социальных услуг в учреждениях социального обслуживания нестационарного типа. На начало 2011 года в Республике Тыва функционирует 19 нестационарных учреждений социального обслуживания, которые оказывают социальные услуги гражданам пожилого возраста и инвалидам. О возрастающем спросе на социальные услуги и потребности в получении качественного социального обслуживания свидетельствует рост числа граждан пожилого возраста, впервые и повторно воспользовавшихся различными видами социального обслуживания. Так, в 2008 году численность граждан, воспользовавшихся услугами нестационарных социальных учреждений, составила 444 человека, 2009 году - 579, в 2010 году - 788 человек.

Всего за 2010 год обслужено граждан пожилого возраста и инвалидов в количестве 1824 человек, в том числе мужчин - 875, женщин - 949, инвалидов 1 группы - 405, инвалидов 2 группы - 532, инвалидов 3 группы - 267 и одиноко проживающих граждан пожилого возраста - 620 человек.

Из общей численности обслуженных 63% проживают в сельской местности, 37% - в городской [27].

Очередность на надомное социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов, частично или полностью утративших способность к самообслуживанию, с каждым годом увеличивается. В 2010 году очередность увеличилась по сравнению с 2009 годом на 30%. На очереди для принятия на надомное обслуживание состоит более 1000 граждан.

На обеспечение пожилых людей полноценным социальным обслуживанием оказывает влияние слабая информированность и правовая безграмотность граждан в сфере получения социальных услуг и льгот.

Существует острая необходимость развития социального и социально-медицинского обслуживания граждан пожилого возраста, проживающих в отдаленных населенных пунктах Республики Тыва. Для них актуальна проблема недоступности широкого спектра социальных услуг. Причины возникновения данной ситуации обусловлены слабо развитой материально-технической базой нестационарных социальных учреждений, в частности, недостаточной социальной инфраструктурой населенного пункта, а также сокращением и удорожанием автоперевозок. Подобные неблагоприятные последствия влияют на качество жизни граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, таких, как инвалиды и пожилые, в том числе ветераны войны. Данные обстоятельства требуют развития мобильных форм социального обслуживания, обеспечивающих равную доступность социальных услуг для жителей отдаленных населенных пунктов Республики Тыва.

Наиболее тяжелым становится материальное положение у пенсионеров в возрасте 50 - 55 лет, что связано с падением уровня доходов в связи с выходом на пенсию граждан, и в возрасте 71 - 75 лет, когда резко возрастает доля одиноких граждан пожилого возраста. Сокращается численность работающих пенсионеров. Из общего числа граждан пожилого возраста лишь незначительная их часть может улучшить свое материальное положение продолжением трудовой деятельности. Статистика свидетельствует, что только 1/5 часть граждан, достигших пенсионного возраста, продолжает трудиться на прежнем месте работы. У неработающих пенсионеров более выражено чувство социальной незащищенности.

В значительной мере сохранению социальной активности пожилых людей способствуют общественные объединения ветеранов, клубы по интересам, созданные при центрах социального обслуживания.

Опираясь на имеющийся положительный опыт применения программно-целевого метода в решении задач по улучшению положения социально-незащищенных слоев населения и особенно граждан пожилого возраста, необходимо продолжить данное направление работы, требующее комплексного подхода по внедрению в практику эффективных моделей социального обслуживания граждан пожилого возраста, форм и методов социальной поддержки и социальных услуг.

Положение граждан пожилого возраста нуждается в коренном улучшении на основе комплексного подхода к решению связанных с этим задач.

Дальнейшее совершенствование механизмов и форм социального обслуживания приведет к динамичному увеличению численности обслуженных граждан пожилого возраста, получающих социальные услуги, удовлетворению их спроса на получение качественных и комплексных социальных услуг.

Основной целью Программы является создание условий для повышения качества и уровня жизни граждан пожилого возраста.

В рамках Программы предусматривается решение следующих задач:

Ø развитие материально-технической базы стационарных учреждений социального обслуживания населения Республики Тыва, оказывающих социальные услуги гражданам пожилого возраста;

Ø обеспечение доступности к социальным услугам граждан пожилого возраста, проживающих в сельской местности Республики Тыва;

Ø создание условий для самореализации граждан пожилого возраста в жизни общества, удовлетворения их культурно-образовательных потребностей;

Ø обеспечение граждан пожилого возраста информацией о предпринимаемых мерах по улучшению их правового, социально-экономического положения, о предоставляемых социальных услугах учреждениями социального обслуживания;

Ø оказание социально-бытовой помощи гражданам пожилого возраста;

Ø повышение эффективности медицинской, профессиональной и социальной реабилитации пожилых людей;

Ø совершенствование материального обеспечения и социально-бытового обслуживания лиц пожилого возраста;

Ø расширение сотрудничества с общественными организациями ветеранов и инвалидов.

Срок реализации Программы - 2011 - 2013 годы.

Программа содержит комплекс мероприятий по решению приоритетных задач по повышению качества и уровня жизни граждан пожилого возраста на территории Республики Тыва.

Финансирование мероприятий Программы планируется осуществлять за счет средств республиканского бюджета Республики Тыва и средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации.

Общие затраты за счет источников республиканского бюджета - 37640,0 тыс. руб. (2011 г. - без финансирования, 2012 г. - 18130,0 тыс. рублей, 2013 г. - 19510,0 тыс. рублей).

Государственный заказчик и разработчик Программы - Министерство здравоохранения и социального развития Республики Тыва организует работу по исполнению программных мероприятий.

Межведомственную координацию и оценку реализации Программы осуществляет Координационный совет по реализации республиканской целевой программы "Социальная поддержка пожилых людей в Республике Тыва" на 2011 - 2013 годы.

Министерство здравоохранения и социального развития Республики Тыва ежемесячно представляет в Министерство экономики Республики Тыва и Министерство финансов Республики Тыва уточненные показатели эффективности реализации Программы на соответствующий год и отчитывается о ходе ее выполнения.

Министерство здравоохранения и социального развития Республики Тыва подготавливает проект отчета о ходе реализации Программы (за полугодие и за отчетный год) и представляет его в установленном порядке в Министерство экономики Республики Тыва.

Реализация мероприятий Программы обеспечит государственную поддержку отдельных категорий граждан, создание благоприятных условий для их комплексного развития и жизнедеятельности.

Реализация мероприятий Программы позволит к 2013 году:

Ø увеличить удельный вес численности пожилых граждан, получивших поддержку в рамках реализации Программы, в общей численности пожилых граждан с 17% до 18%;

Ø увеличить удельный вес пожилых граждан, прошедших санаторно-курортное лечение, в общей численности пожилых граждан с 0,13% до 0,18%;

Ø получить услуги по зубопротезированию пожилым гражданам - 0,6% от общей численности;

Ø увеличить удельный вес пожилых граждан, прошедших профилактические осмотры мобильными медицинскими бригадами, в общей численности пожилых граждан с 0,9% до 1,3%;

Ø увеличить удельный вес пожилых граждан, принявших участие в культурно-досуговых мероприятиях в рамках реализации Программы, в общей численности пожилых людей Республики Тыва с 6,3% до 8,9%.

За время реализации Программы:

- ежегодно будут организовываться различные семинары, совещания в целях оказания практической помощи специалистам социальной сферы и внедрения новых технологий по социальному обслуживанию пожилых людей;

- ежегодно будут изготовлены не менее 3 телевизионных роликов и не менее 4 рекламных щитов социальной направленности к знаменательным датам; будет издано около 150 справочных буклетов по вопросам социальной поддержки лиц пожилого возраста и пожилых инвалидов;

- будет оказана финансовая помощь Тувинской региональной всероссийской общественной организации ветеранов (пенсионеров) войны и труда, Вооруженных Сил и правоохранительных органов по оплате проезда для участия в совещаниях, конференциях, съездах; творческим клубам ветеранов в целях поддержки общественных объединений и стимулирования творчески активных пожилых людей;

- будут направлены около 150 человек на санаторно-курортное лечение;

- будут внедрены в практику районные службы мобильных бригад социального обслуживания.

 

Заключение

 

Учреждения социального обслуживания имеют большое значение в социальной защите пожилых и старых людей. Более того, можно сказать, что деятельность этих учреждений активно формирует не только отношение к пожилым людям в обществе, но и позицию престарелых людей: их взгляды на самих себя, на своё место и роль в социальной организации.

Хотя система социального обслуживания пожилых людей работает в основном устойчиво, необходимо признать, что пока далеко не в полной мере учитываются индивидуальные потребности пожилых людей при предоставлении социальных услуг. При высокой потребности в социальных услугах платное обслуживание развивается медленно.

Основной проблемой социального обслуживания населения остаётся вопрос финансирования учреждений и служб социального обслуживания. Объёмы выделяемых за счёт бюджетов всех уровней средств недостаточны, что сдерживает дальнейшее развитие сети и темпы работ по укреплению материально – технической базы. По–прежнему вызывает озабоченность уровень заработной платы работников социальной сферы, отрицательно складывающийся на стабильности кадрового состава.

В настоящее время в Российской Федерации вопросы социальной политики поставлены в ранг основных задач, решение которых позволит улучшить положение в стране в вопросах социального обслуживания пожилых людей.

Создание системы социальных услуг, соответствующей потребностям населения - одна из важнейших задач государства в период становления социально-ориентированной рыночной экономики. Необходима концентрация усилий всех заинтересованных сторон - представителей законодательной власти, исполнительных органов, исследователей, общественных объединений с тем, чтобы последовательно реализовать меры по развитию и укреплению системы социального обслуживания населения, обеспечивающей гарантированный государством уровень социальной защиты.

Модели социального обслуживания пожилых людей многообразны, различны по своему содержанию, удобны для пенсионеров, но из-за недостатка финансирования широкого и повсеместного распространения по регионам страны они пока не получили.

Наряду с развитием традиционных форм обслуживания, ориентированных на финансовые средства бюджетов соответствующих уровней, необходимо внедрять современные инновационные технологии, рассчитанные на широкое привлечение внебюджетных средств, а также развитие хозяйственной деятельности.

 

 

Список литературы

 

1. Баталова О.П. Социальная защита населения – приоритетное направление социальной политики администрации области// Социальная работа, 2008, № 1-с.17

2. Дементьева Н.Ф., Устинова Э.В. Роль и место социальных работников в обслуживании инвалидов и пожилых людей. –М.:, 2006.-214 с.

3.  Долгушин А.К. Введение в социальную реабилитацию. – М.:, 2004.-126 с

4. Иванова З.И. И осень жизни – это жизнь!// Инвалид 2007, № 11.-с.3

5. Карелова Г.С. Новые формы социального обслуживания прочно вошли в жизнь// Социальная работа 2007, № 3.-с.6

6. Кахуто С.В. Организация работы по оказанию социальных услуг в центре социального обслуживания// Работник социальной службы 2007, № 4.-с.34

7. Концепция социальной политики в отношении пожилых людей// Социальное обеспечение, 2006, № 1.-с.26

8. Корнеева Л.С. Социальные проблемы// Достоинство. 2005, № 46.-с.3

9. Краснова Н.Н., Зябрева Л.М. и др.Для одиноких престарелых и инвалидов// Работник социальной службы. 2007,№ 3.-с.8

10. Кресс В.М. Социальная защита населения – приоритетные направления социальной политики администрации области// Социальная работа, 2008, № 1.-с.24

11. Крупенко М.И., Казначеев С.В. и др. Проблемы современной социальной геронтологии.- Новосибирский областной геронтологический центр. 2006.-204 с.

12. Кучмаева О.В. Нестационарные учреждения социального обслуживания граждан пожилого возраста: состояние и развитие.// Работник социальной службы, 2007, № 3.-с.24

13. Лобанова Н.П. Социальная защита населения – приоритетное направление социальной политики администрации области// Социальная работа, 2008, № 5.-с. 24

14. Программа пенсионной реформы в Российской Федерации// Социальная защита.1998, № 7.-с.84

15. Постановление Правительства Российской Федерации от 29 января 2002 года № 70 «О федеральной целевой программе «Старшее поколение» на 2002 2004 г»//Работник социальной службы. 2002, № 4.-с.102

16. Разрабатывается концепция социальной политики в отношении пожилых людей// Социальное обеспечение.2005, № 1.-с.23

17. Рекомендации III Национальной конференции Ассоциации работников социальных служб «Социальное обеспечение населения»// Работник социальной службы.2004, № 2.-с.23

18. Республиканская целевая программа «Социальная поддержка пожилых людей в Республике Тыва» на 2011 — 2013 годы. Постановление от 04 июня 2011 года № 375

19. Сотникова Н.Б. Социальное обслуживание пожилых людей на основе индивидуального подхода. Из опыта работы. – Томск 2007 – с. 18.

20. Ускова Н.С. С душой и пониманием к людям – только такой должна быть наша позиция.// Социальная работа 2007, № 2 – с. 9

21. Федеральный закон «О внесении изменений в статью 6 Федерального закона «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» и дополнения в статью 2 Закона Российской Федерации «О стандартизации» от 29 января 2002 года № 70// Работник социальной службы. 2002, № 3.-с.12

22. Федеральный закон «Об основах социального обслуживания в Российской Федерации» от 15 ноября 1995 года// Работник социальной службы. 1997, № 1.-с.112

23. Федярина В.Н. Специальный жилой дом – новая модель оказания социальных услуг// Работник социальной службы. 2007, № 2.-с.13

24. Фролькис В.В. Синдромы старения – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС. 2006.-126 с.

25. Холостова Е. И. Пожилой человек в обществе. М.: Социально – технологический институт МГУС, 2007.-с.237

26. Щучкина Н.П. Самопомощь и взаимопомощь в работе с пожилыми людьми. – М., 2007.-с. 7

27. http://mintrud.tuva.ru

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 91; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.131.238 (0.043 с.)