Тема. Имя прилагательное как часть речи. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема. Имя прилагательное как часть речи.



Тема. Имя прилагательное как часть речи.

 

Цели и задачи урока. Обобщить и систематизировать знания об имени прилагательном; совершенствовать умения определять разряды и образовывать степени сравнения прилагательных, употреблять их в речи; формировать культуру устной и письменной речи; осуществлять нравственно - эстетическое воспитание, внимание к слову и окружающему миру.

 

Тип урока: урок формирования умений и навыков.

 

Ход урока

I.Актуализация знаний.

Записать в тетрадь определения, запомнить написание слов.

Толерантность – терпимость к чужим мнениям и верованиям.

Иммиграция – въезд иностранцев в какую-либо страну на постоянное место жительства.

Эмиграция – переселение из какой-либо страны в другую, вызываемое различными причинами (экономическими, религиозными, политическими).

2. Усвоение знаний. Записать определения.

Лексико-грамматические разряды.

Имя прилагательное обозначает признак предмета, его качество: хороший, большой, медный — и отвечает на вопросы: «Какой?», «Чей?»

Имена прилагательные изменяются по родам:

красный, красная, красное;

по числам: красный, красные;

по падежам (им. п.: белый, род. п.: белого, дат. п.: белому, вин. п.: белый, тв. п.: белым, пр. п.: (о) белом).


Грамматические категории имени прилагательного полностью зависят от существительного, с которым оно согласуется, и, следовательно, являются несамостоятельными.

Определяя признак предмета, прилагательное в предложении чаще всего выступает в роли определения.

Пример:

«Отговорила роща золотая берёзовым, весёлым языком...» (С. Есенин).

Прилагательное может также входить в состав сказуемого.

Пример:

«В миг кораблекрушения вода нам показалась чрезвычайно холодной, но мы скоро обтерпелись» (И. Тургенев).

Лексико-грамматические разряды имён прилагательных

По лексическому значению и грамматическим признакам имена прилагательные делятся на разряды: качественные, относительные и притяжательные.


Качественные прилагательные обозначают признак предмета, определяющий его качество:

красивый цветок, сладкая ягода, жаркий день.

 

Лексическое значение качественных прилагательных разнообразно:

они могут обозначать цвет, физические свойства, вкус, запах и т. д.

Качественные прилагательные могут употребляться с уменьшительно-ласкательными суффиксами (зелёный — зелёненький)

и с наречиями меры и степени:

весьма, очень, гораздо, совершенно и т. п.: очень холодный, весьма приятный.


От качественных прилагательных можно образовать:
наречия на –о(–е):

горячий — горячо,

певучий — певуче;


отвлечённые имена существительные:

красный — краснота,

белый — белизна,

молодой — молодость и т. д.


Относительные имена прилагательные называют признак по отношению к материалу, месту, действию, отвлечённому понятию:

железная дверь, золотое кольцо, морской воздух, городская площадь.

 

Относительные прилагательные имеют параллельные синонимические формы, выраженные предложно-именными сочетаниями.

Пример:

каменный дворец — дворец из камня;

серебряный шар — шар из серебра;

институтское здание — здание института.

Относительные прилагательные не имеют степеней сравнения и кратких форм.


Притяжательные имена прилагательные обозначают принадлежность предмета к какому-либо лицу или животному.

Пример:

отцов дом, бабушкины очки, лисий хвост.

Притяжательные прилагательные образуются только от одушевлённых существительных с помощью суффиксов –ий, –ов(–ев), –ин(–ын), –овск(–евск), –инск(–ынск).

Пример:

лисий, отцова, мамина, курицын, отцовский, материнский.

Закрепление знаний

Выполните задания в тетради. Вставьте пропущенные буквы.

Задание 1.

Авиаци...…ый, единств……ый, промышл……ый, берест……ой, крыс……ый, обыкнов……ый, вод……ой, жизн……ый, искусств……ый, станци……ый, коллекци……ый, муравь…..ый, письм……ый, серебр……ый, стекл……ый, мужеств……ый.

 

Задание 2.От данных словосочетаний образуй прилагательные, обозначь суффиксы.

 

Ложка из серебра - ___________________

Сироп из клюквы - ___________________

Шляпка из соломы - ___________________

Ручка из дерева - ___________________

Чашка из глины - ___________________

Статуэтка из олова - ___________________

Замок из песка - ___________________

Желе из лимона - ___________________

Портфель из кожи - ___________________

Дверь из стекла - ___________________

Скатерть из полотна - ___________________

 

Задание 3. Запишите пословицы, кратко объясните их значение.

1. Согласие крепче камен…ых стен.

2. К дому друга дорога никогда не бывает длин…ой.

3. Овся…ая каша сама себя хвалит, а гречневую – люди.

4. И в мыши…ую нору проникает луч солнца.

5. Всегда имей сердце доброе, а дух мужестве…ый.

Задание4.. Выписать словосочетания прилагат. с –н- и –нн- + существит., объяснить их правописание.

Кто из вас не слышал это удивительное слово берёста? А знаете ли вы, что так называют наружный слой березовой коры, не пропускающий влагу и воздух.

Берестяные туеса сохраняли грибы и огурцы дольше, чем деревянные бочки, придавая продуктам особый пряный вкус. Берёсту прозвали отечественным папирусом за то, что еще в былинные времена она служила материалом для письма. Не гусиными перьями, а костяными писалами выдавливали на берёсте рельефные буквы.

Может показаться невероятным, но во времена оккупационного* режима в 1942 году в Белоруссии на берёсте печатали газету «Партизанская правда»..

 

Задание 5. Выделите суффиксы прилагательных.

Брезентовый, золотистый, серебряный, куриный, собачий, лисий, маленький, желтоватый, пунцовый, приветливый, узорчатый, бревенчатый, фасонистый, лебединый, масляный, истинный, болезненный, яблоневый, увертливый.

Закрепление знаний

Выполните тест в тетради.

Тест по теме «Имя прилагательное»

Тема. Имя прилагательное как часть речи.

 

Цели и задачи урока. Обобщить и систематизировать знания об имени прилагательном; совершенствовать умения определять разряды и образовывать степени сравнения прилагательных, употреблять их в речи; формировать культуру устной и письменной речи; осуществлять нравственно - эстетическое воспитание, внимание к слову и окружающему миру.

 

Тип урока: урок формирования умений и навыков.

 

Ход урока

I.Актуализация знаний.

Записать в тетрадь определения, запомнить написание слов.

Толерантность – терпимость к чужим мнениям и верованиям.

Иммиграция – въезд иностранцев в какую-либо страну на постоянное место жительства.

Эмиграция – переселение из какой-либо страны в другую, вызываемое различными причинами (экономическими, религиозными, политическими).

2. Усвоение знаний. Записать определения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 86; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.66.13 (0.01 с.)