Использование элементов других стилей 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Использование элементов других стилей



Наиболее часто этот аспект проявляется в прямой речи, когда автор передает слова того или иного персонажа. В таких случаях, в зависимости от типа, персонаж может использовать любой из стилей речи, однако наиболее популярным в этом случае является разговорный.

Пример художественного стиля №5

Монах выхватил посох и встал на пути нарушителя:

– Зачем ты пришел к нам в монастырь? – спросил он.
– Какое тебе дело, пшел вон с дороги! – огрызнулся чужак.
– Уууу…– Многозначительно протянул монах. – Похоже, манерам тебя не учили. Ладно, я сегодня как раз в настроении, преподам тебе несколько уроков.
– Ты меня достал, монах, ангард! – прошипел незваный гость.
– Моя кровь начинает играть! – с восторгом простонал церковник, – Пожалуйста, постарайся не разочаровать меня.

С этими словами оба сорвались со своих мест и сцепились в беспощадной схватке.

Инверсия

Инверсия – это использование обратного порядка слов для усиления тех или иных фрагментов и придания словам особой стилистической окраски.

Примеры инверсии

· Итак, звалась она Татьяной…

· Мудрости потоки отрокам впитывать пора начать бы

· Не к месту глупостью тягаться

Выводы

В художественном стиле текстов могут встречаться как все из перечисленных элементов, так и только некоторые из них. Каждый выполняет определенную функцию, но все служат одной цели: насытить текст и наполнить его красками, чтобы максимально вовлечь читателя в передаваемую атмосферу.

Упражнения по теме «Художественный стиль речи»

Упражнение 1

Назовите признаки художественного стиля речи. Где применяется художественный стиль речи? Каковы его главные особенности?

Упражнение 2

Определите стиль речи, аргументируйте свой ответ. Какова тема и главная мысль данного текста? Какие чувства вызывает у вас данный текст? Какими средствами художественной выразительности автор создает поэтические образы и передает общий эмоциональный настрой стихотворения?

  * * * Мне нравится, что вы больны не мной.                           Мне нравится, что я больна не вами. Что никогда тяжелый шар земной Не уплывет под нашими ногами. Мне нравится, что можно быть смешной – Распущенной – и не играть словами, И не краснеть удушливой волной, Слегка соприкоснувшись рукавами. Мне нравится еще, что вы при мне Спокойно обнимаете другую, Не прочите мне в адовом огне гореть за то, что я не вас целую. Что имя нежное мое, мой нежный, не Упоминаете ни днем, ни ночью – всуе… Что никогда в церковной тишине Не пропоют над нами: аллилуйя! Спасибо вам и сердцем и рукой За то, что вы меня - не зная сами! – Так любите: за мой ночной покой, За редкость встреч закатными часами, За наши не-гулянья под луной, За солнце не у нас над головами, - За то, что вы больны – увы! – не мной, За то, что я больна – увы! – не вами.        (М. Цветаева)
 
 

Упражнение 3

Определите стиль речи, аргументируйте свой ответ. Какова тема и главная мысль данного текста? Найдите в тексте сравнения, метафоры и олицетворения, какова их роль в тексте?

Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка несешься? Дымом дымится под тобою дорога, гремят мосты, все отстает и остается позади. Остановится пораженный божьим чудом созерцатель: не молния ли это, сброшенная с неба? Что значит это наводящее ужас движение? И что за неведомая сила заключена в сих неведомых светом конях? Эх, кони, кони, что за
кони! Вихри ли сидят в ваших гривах? Чуткое ли ухо горит во вашей жилке? Заслышали с вышины знакомую песню, дружно и разом напрягли медные груди и, почти не тронув копытами земли, превратились они в вытянутые линии, летящие по воздуху, и мчится вся вдохновенная богом!.. Русь, куда же несешься ты? Дай ответ. Не дает ответа. Чудным звоном заливается колокольчик; гремит и становится ветром разорванный в куски воздух; летит мимо все, что ни есть на земле, и, косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства.

(Н.В. Гоголь)

Упражнение 4

Спишите. Составьте план сравнительной портретной характеристики Хоря и Калиныча — персонажей рассказа И. Тургенева.


I. На п..роге избы встретил меня старик лысый низкого роста плечистый и плотный сам Хорь. <...> Склад его лица напом..нал С.крата такой же высокий шишковатый лоб такие же маленькие глазки такой же курносый нос. <...>
Он казалась чу(?)ствовал своё достоинство говорил и двигался медленно изредк.. поеме..вался из(под) длинных своих усов.
II. Мы поехали шагом за деревней догнал нас человек лет сорока высокого роста худой с небольшой загнутой назад головкой. Это был Калиныч. Его добр., душное смуглое лицо (кое)где отмеченное ряб..нками мне понрав..лось (с)первого взгляда. Калиныч как узнал я после каждый день ходил с бар..ном на охоту... Калиныч был человек самого весёлого самого кроткого нрава беспрестанно напевал (в)полголоса безз..ботно погляд..вал во все стороны говорил немного (в)нос улыбаясь прищур..вал свои (светло)голубые глаза и часто брался рукою за свою жи..кую клиновидную бородку. Ходил он нескоро но большими шагами слегка подп..раясь длинной и тонкой палкой. <...>
Я долго любовался его лиц..м кротким и ясным как вечернее небо.
III. Хорь был человек положительный практический админ..стративная голова рац..оналист Калиныч напрот..в принадлежал к числу идеалистов романтиков людей восторженных и мечтательных. <...> Калиныч стоял ближ.. к природе Хорь же к людям к обществу...


1. Найдите в полном тексте рассказа другие портретные детали Хоря и Капиныча. Выпишите их.
2. Подготовьте сравнительную портретную характеристику названных персонажей.
3. Напишите о хорошо знакомом вам человеке, сходном, по вашему мнению, с Хорем или Калинычем. Какой тип человеческой личности вызывает у вас симпатию?


Упражнение 5


Разберите художественный текст.


Князь Андрей, облокотившись о перила, молча смотрел вдоль по блестящему от заходящего солнца разливу. <...>
— Надо жить, надо любить, надо верить, — говорил Пьер, — что живём не нынче только на этом клочке ли, а жили и будем жить вечно там, во всём (он указал на небо).
Князь Андрей стоял, облокотившись на перила парома, и, слушая Пьера, не спускал глаз, смотрел на красный отблеск солнца по синеющему разливу. Пьер замолк. Было совершенно тихо. Паром давно пристал, и только волны течения с слабым звуком ударялись о дно парома. Князю Андрею казалось, что это полосканье5 волн к словам Пьера приговаривало: «Правда, верь этому».
Князь Андрей вздохнул и лучистым, детским, нежным взглядом взглянул в раскрасневшееся восторженное, но всё робкое перед первенствующим другом лицо Пьера.
— Да, коли бы это так было! — сказал он. — Однако пойдём садиться, — прибавил князь Андрей, и, выходя с парома, он поглядел на небо, на которое указал ему Пьер, и в первый раз после Аустерлица он увидел то высокое, вечное небо, которое он видел, лёжа на Аустерлицком поле, и что-то давно заснувшее, что-то лучшее, что было в нём, вдруг радостно и молодо проснулось в его душе. Чувство это исчезло, как скоро князь Андрей вступил опять в привычные условия жизни, но он знал, что это чувство, которое он не умел развить, жило в нём. Свидание с Пьером было для князя Андрея эпохой, с которой началась хотя по внешности и та же самая, но во внутреннем мире его новая жизнь.
Вечером князь Андрей и Пьер сели в коляску и в Лысые Горы. Князь Андрей, поглядывая на Пьера, прерывал изредка молчание речами, доказывавшими, что он находился в хорошем расположении духа. <...>
Пьер думал о том, что князь Андрей несчастлив, что он заблуждается, что он не знает истинного света6 и что Пьер должен прийти на помощь ему, просветить и поднять его. Но как только Пьер придумывал, как и что он станет, он предчувствовал, что князь Андрей одним словом, одним аргументом уронит всё его ученье, и он боялся начать, боялся выставить на возможность осмеяния свою любимую святыню.
— Нет, отчего же вы думаете, — вдруг начал Пьер, опуская голову и принимая вид бодающегося быка, — отчего вы так думаете? Вы не должны так думать.
— Про что я думаю? — спросил князь Андрей с удивлением.
— Про жизнь, про назначение человека. <...>
Князь Андрей молча, глядя перед собой, слушал речь Пьера. Несколько раз он, не расслышав от шума коляски, переспрашивал у Пьера нерасслышанные слова. По особенному блеску, загоревшемуся в глазах князя Андрея, и по его молчанию Пьер видел, что слова его не напрасны, что князь Андрей не перебьёт его и не будет смеяться над его словами. (Л. Толстой.)

Свои мысли о назначении человека Пьер изложил в предшествующей, XI главе второй части второго тома романа — в с Андреем Болконским. Изложите их тезисно (письменно) и подготовьте устное сообщение о них.

 

Упражнение 6

Запишите слова в две колонки. Для каждого из общеупотребительных слов (1-я колонка) найдите соответствующее по значению слово высокого, поэтического стиля (2-я колонка).


Бездыханный, безжизненный, бессердечие, братство, будущий, вечный покой (после смерти), вещий, влачился, во имя, восстань, в присутствии кого-либо, встань, выя, глагол (речь, слово), глаза, глас, голос, город, град (город), грядущий, губы, десница, для пользы кого-либо, чего-либо, достигать, единение всех людей, основанное на христианском понимании любви, милосердия, взаимопонимании; жестокосердие, исполнись, ланиты, лоб, мужи, мужья, мучить, на благо, наполнись, обет, обладающий даром предвидения, отчизна, очи, перед лицом чего-либо, кого-либо; под знаком, правая рука, произошло, ради, ради кого-либо, чего-либо; родина, свершилось, скитался, слово (речь), снедать, стяжать, судией, судьёй, сынов, сыновей, сыновья, сыны, торжественное обещание, умереть, упокоение, упокоиться, уста, учители, учителя, характеризуясь чем-либо, цветик, цветок, чело, шея, щёки.


В каждом слове высокого стиля найдите морфему, включая корень, или другие звуковые, морфологические особенности, придающие ему стилистическую окраску. Сделайте вывод о средствах, придающих слову оттенок торжественности, риторичности. (Устно.)

 

Упражнение 7

Прочитайте текст. В чём вы видите отличие поэтического языка, или языка художественной литературы, от повседневного, обиходного языка? (Письменно.)


Язык художественной литературы это:

1) язык, на котором создаются художественные произведения (его лексикон, грамматика, фонетика);

2) поэтический язык — система правил, лежащих в основе художественных текстов, как прозаических, так и стихотворных, их создания и прочтения (интерпретации); эти правила всегда отличны от соответствующих правил обиходного языка, даже когда, как, например, в современном русском языке, лексикон, грамматика и фонетика обоих одни и те же; в этом смысле язык художественной литературы, выражая эстетическую функцию национального языка, является предметом поэтики... (Ю. С. Степанов.)

 

Упражнение 8

В романе «Евгений Онегин» А. Пушкин широко использует лексику, обороты речи, характерные для языка того или иного персонажа — Онегина, Ленского и других, характерные для них словесные образы. Выделите по два-три отрывка, в которых при внимательном чтении можно выявить элементы языка, словесные образы, характерные:

а) для Онегина;

б) для Ленского;

в) для Татьяны Лариной.

Прокомментируйте их: с какими реалиями действительности связаны лексика и словесные образы, как они характеризуют персонаж, какие преобладают стилевые оттенки и интонации? Подготовьте чтение проанализированных отрывков, стараясь интонацией передать внутренний мир персонажа.

Срок выполнения:27.10.20

Контакты: +38-066-93-64;+38072-178-68—55(Вотсап)- Минакова Елена Михайловна

 

Группа №101

Дисциплина: Русский язык

Дата: 26. 10. 20



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 547; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.26.176 (0.021 с.)