Изображение тяжелой жизни русского народа. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Изображение тяжелой жизни русского народа.



Портрет «Н. А. Некрасов и крестьянские дети»

Дворянин по происхождению, Некрасов был с детства хорошо знаком с жизнью крепостных: наблюдал и тяжёлый труд сельских жителей, и барское своеволие. И, как многие представители интеллигенции, с сочувствием и состраданием относился к крестьянской доле. Поэт не мог не откликнуться на такие терзания простого человека, голосом народа зазвучали в русской литературе стихотворения Некрасова

Народная тема у Некрасова раскрыта в описании крестьянской жизни. Страдания простого человека — основной мотив его творчества. Поэт считал своим долгом беззаветно служить Родине и нести свет истины, справедливости и добра.

«Опять она, родная сторона,

С её зеленым, благодатным летом,

И вновь душа поэзией полна…

Да, только здесь могу я быть поэтом!»

 

С любовью и благоговением писатель воспевает красоту природы русской земли:

«Всё рожь кругом, как степь живая,

Ни замков, ни людей, ни гор…

Спасибо, сторона родная,

За твой врачующий простор!»

 

Тема Родины является основной и в некрасовских поэмах 50-60-х годов. В этих произведениях поэт воспевает жизнь народа.

«Я наслушался шума инова...

Оглушённый, подавленный им,

Мать-природа! иду к тебе снова

Со всегдашним желаньем моим —

Заглуши эту музыку злобы!

Чтоб душа ощутила покой

И прозревшее око могло бы

Насладиться твоей красотой»

 

Некрасов пишет о тягостном подневольном труде крестьян, об их нищете и голоде.

«В полном разгаре страда деревенская...

Доля ты! — русская долюшка женская!

Вряд ли труднее сыскать...

...Зной нестерпимый: равнина безмолвная,

Нивы, покосы да ширь поднебесная —

Солнце нещадно палит.

Бедная баба из сил выбивается...»

 

Автор тепло говорит об открытости и добродушности крестьян, несмотря на трудную жизнь:

«Всё серые, карие, синие глазки —

Смешались, как в поле цветы.

В них столько покоя, свободы и ласки,

В них столько святой доброты!»

Некрасов испытывает светлые чувства к крестьянским детям, которые рано взрослеют, отягощённые тяжёлым трудом. В его стихотворении «Крестьянские дети» любовь смешивается с чувством боли.

Однако же зависть в дворянском дитяти

Посеять нам было бы жаль.

Итак, обернуть мы обязаны кстати

Другой стороною медаль.

Положим, крестьянский ребёнок свободно

Растёт, не учась ничему,

Но вырастет он, если богу угодно,

А сгибнуть ничто не мешает ему.

Положим, он знает лесные дорожки,

Гарцует верхом, не боится воды,

Зато беспощадно едят его мошки,

Зато ему рано знакомы труды...

 

В 1861 году происходит важное событие для России: Александр II подписывает манифест об отмене крепостного права. Крестьяне получают свободу, но за использование земли должны платить, оставаясь при этом временно обязанными. Светлые ожидания Некрасова от этой реформы рушатся, так как положение деревни остаётся тяжёлым. В этот же период поэт теряет многих своих друзей: из-за раскола среди сотрудников журнала «Современник», редакцию покидают Анненков, Боткин, Тургенев, умирает Добролюбов, позже попадает под арест Чернышевский.Все эти события, несомненно, влияют на Некрасова. Слог поэта приобретает более суровый, разоблачающий характер.

 

Состояние деревни остаётся крайне тяжёлым: проблемы с количеством земель, неурожаи, голод преследуют крестьян. Положение бывших крепостных почти не изменяется — их силой отправляют на заработки, заставляют платить непомерные подати, работать на невыгодных условиях. Свободны они были формально.Некрасов создаёт ряд произведений, посвящённых описанию жизни крестьян после отмены крепостного права: «Мороз, Красный нос», «Коробейники», «Железная дорога».

Наравне с помещиками, давними угнетателями народа, Некрасов называет и нового эксплуататора — богатеющего буржуа-подрядчика, получившего дешёвую рабочую силу. Поэма «Железная дорога» посвящена скорбным периодам жизни рабочих, их бедственному положению:

Мы надрывались под зноем, под холодом,

С вечно согнутой спиной,

Жили в землянках, боролися с голодом,

Мёрзли и мокли, болели цингой.

Грабили нас грамотеи-десятники,

Секло начальство, давила нужда...

Всё претерпели мы, божии ратники,

Мирные дети труда!

 

Но есть в произведении и нотки оптимизма, писатель верит в победу добра и справедливости:

Вынесет всё — и широкую, ясную

Грудью дорогу проложит себе.

Жаль только — жить в эту пору прекрасную

Уж не придётся — ни мне, ни тебе.

 

В 1869 году в журнале «Отечественные записки выходят три главы первой части поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Некрасов планирует создать «народную книгу», много думает над произведением, которое должно дать ответ на вопрос: какой дорогой идёт Россия, что будет дальше? Работа над поэмой продолжается 13 лет, автор называет её «делом своей жизни». С первых строк через названия деревень угадывается трагическое положение крестьянства:

Подтянутой губернии,

Уезда Терпигорева,

Пустопорожней волости,

Из смежных деревень —

Заплатова, Дырявина,

Разутова, Знобишина,

Горелова, Неелова,

Неурожайна тож...

Читатель следит, как меняется некогда сильный мужик, униженный крепостным правом, фабрикантами и другими эксплуататорами.

Грудь впалая; как вдавленный

Живот; у глаз, у рта

Излучины, как трещины

На высохшей земле;

И сам на землю-матушку

Похож он: шея бурая,

Как пласт, сохой отрезанный,

Кирпичное лицо,

Рука — кора древесная,

А волосы — песок.

 

Тяготы подневольного труженика продолжаются и на мнимой свободе.

Работаешь один,

А чуть работа кончена,

Гляди, стоят три дольщика:

Бог, царь и господин!

Долгожданная отмена крепостного права приводит к ещё большему обнищанию деревни, жизнь крестьян не меняется в лучшую сторону. Но Некрасов видит в народе источник силы, которая однажды сможет разорвать узы угнетателей и достичь справедливости.

 

Некрасов — поистине народный поэт. Его творчество стало отображением крестьянской жизни, а нравственные проблемы, которые подняты в его лирике, до сих пор не теряют остроты и актуальности. Поэт не только сочувствовал народу, но и отождествлял себя с ним, поэтому образы в его стихах настолько реалистичные и трогательные, а голос автора порой звучит из уст героев. Некрасов старается заглянуть в потаённые уголки человеческой души и проникнуться болью народа. Некрасовский лирический герой — простой человек с широкой русской душой, твёрдыми гражданскими принципами, сильными нравственными идеалами, но в то же время способный тонко откликаться на страдания народа. Именно эти качества были присущи самому писателю и побудили его к творчеству

Любовная лирика.

 

Лирическая поэзия не может существовать без темы любви. Некрасов обращается к ней по-новому, проявляя своё оригинальное художественное видение. Его стихотворения, наполненные душевными переживаниями, сомнениями и чувствами, жизненны, в них не происходит идеализации любви.

 

Некрасов — тончайший лирик. Он, как и многие другие поэты, был страстной натурой, постоянно находящейся в творческом поиске, ему нужна была не только муза, но и соратница. Поэтому в его любовной лирике так много сильных женских образов, а житейская мудрость всегда приходит на помощь в трудную минуту, не давая унынию взять верх. Лирический герой, напротив, находится в постоянных раздумьях, колеблется и сомневается. Однако любовь рассеивает его грустные мысли, помогает глядеть в будущее с надеждой.

«…Хорошо ли, искренно, сердечно ли (а не умозрительно только, не головою) убеждены вы, что цель и смысл жизни — любовь (в широком смысле). Без неё нет ключа ни к собственному существованию, ни к существованию других…. Человек брошен в жизнь загадкой для самого себя, каждый день приближает его к уничтожению — страшного и обидного в этом много! На этом можно и с ума сойти. Но вот вы замечаете, что другому (или другим) нужны Вы — и жизнь вдруг получает смысл, и человек уже не чувствует той сиротливости, обидной своей ненужности, и так круговая порука…. Человек создан быть опорой другому, потому что ему самому нужна опора», — так представляет Некрасов это вечное чувство, любовь. Его «Поэзия сердца» не имеет признаков романтизма, но наполнена психологическим анализом чувств и взаимоотношений.

Любовная лирика автора делится на несколько циклов, которые созданы в разные периоды жизни. Но особое место занимают стихотворения, посвящённые возлюбленной, талантливой и яркой женщине Авдотье Панаевой, с которой Некрасов прожил целых 16 лет. Они объединены в так называемый «Панаевский цикл».

В стихотворении «Ты всегда хороша несравненно…» ощущается необычайная лёгкость: лирический герой любуется красотой, жизнерадостностью и молодостью героини, он глубоко признателен ей за понимание и поддержку. Любовь наполняет его гармонией и дарит надежду на прекрасное будущее.

Любовная лирика этих лет подобна диалогу, в котором участвуют двое, он и она, — люди необыкновенные, наделённые современными взглядами, причастные к творческому процессу.

 

Афанасий Фет пишет о Панаевой: «Это была небольшого роста, не только безукоризненно красивая, но и привлекательная брюнетка. Её любезность была не без оттенка кокетства. Её темное платье отделялось от головы дорогими кружевами или гипюрами; в ушах у неё были крупные бриллианты, а бархатистый голосок звучал капризом избалованного мальчика. Она говорила, что дамское общество её утомляет, и что у неё в гостях одни мужчины».

Эта любовь осветила жизнь поэта, по-настоящему вдохновила, хотя Авдотья Яковлевна долго не могла ответить на его чувства, так как была замужем.

 

Вместе с тем они всегда были вместе, даже в творчестве: в соавторстве с Панаевой написано несколько романов (Панаева писала под мужским псевдонимом).

Но этот союз не был идеальным. И хотя их многое объединяло — общие духовные интересы, совместная литературная работа, уважение и привязанность друг к другу, совместная жизнь была трудной.

Так это шутка? Милая моя,

Как боязлив, как недогадлив я!

Я плакал над твоим рассчитано -

суровым,

Коротким и сухим письмом;

Ни лаской дружеской, ни

откровенным словом

Ты сердце не порадовала в нём.

Я спрашивал: не демон ли раздора

Твоей рукой насмешливо водил?

Я говорил: «когда б нас разлучила

ссора —

Но так тяжёл, так горек, так уныл,

Так нежен был последний час

разлуки...

 

В период ссор и разлук появлялись новые кратковременные влюблённости, но чувства к Панаевой не уходили. Так, Некрасов на время увлёкся французской актрисой Селиной Лефрен, роман с которой скоротечно закончился, так как девушка уехала из России.

В стихотворениях, посвящённых Панаевой, Некрасов изобразил историю их противоречивой любви. Она заканчивается стихотворением «Прости».

Прости! Не помни дней паденья,

Тоски, унынья, озлобленья, –

Не помни бурь, не помни слёз,

Не помни ревности угроз!

Но дни, когда любви светило

Над нами ласково всходило

И бодро мы свершали путь, –

Благослови и не забудь!

 

Некрасов ставит лирического героя в ситуацию выбора, наблюдая за ним, за его внутренними переживаниями и смятением. Поэт описывает страдания от неразрешённости любовных ситуаций, от постоянных упрёков и разлук, которыми была наполнена его жизнь.

Весной 1870 года Некрасов в возрасте 48 лет встречает молодую привлекательную девушку Фёклу Анисимовну Викторову. Она пленяет его безмятежной лаской и открытой душой. Поэт называет её Зиной, так как ему не нравится имя Фёкла.

 

Они женятся. Первые годы их совместной жизни полны беззаботности и веселья, они много гуляют и посещают театры. Но здоровье Некрасова ухудшается. Зинаида Николаевна постоянно находится рядом, поддерживает поэта. После первого интенсивного приступа 18 мая 1876 года он сочиняет стихотворение, которое открывает цикл, посвящённый уже этой женщине.

Ты ещё на жизнь имеешь право,

Быстро я иду к закату дней.

Я умру — моя померкнет слава,

Не дивись и не тужи о ней!

Знай, дитя; ей долгим, ярким светом

Не гореть на имени моём:

Мне борьба мешала быть поэтом,

Песня мне мешала быть бойцом.

Кто, служа великим целям века,

Жизнь свою всецело отдаёт

На борьбу за брата человека,

Только тот себя переживет...

Писатель страдает от болезни и мучается, глядя на жену, которая проводит бессонные ночи рядом с мужем: «Сколько же дней длятся её страдания? Впрочем, можно точно сосчитать. Восемнадцатого мая был первый сильный приступ, а сегодня 4 декабря. Выходит, двести дней, ровно двести...»

Любовная лирика Некрасова формирует новый стиль в русской поэзии. В стихотворениях поэта возлюбленная является не только объектом обожания и благоговения, но и другом и единомышленником. Героиня всегда дополняет героя в беседах или воспоминаниях.

В некрасовской лирике любовь многогранна, она наполнена различными оттенками эмоций и противоречиями, она живая и реалистичная.

Это чувство для Некрасова было всеобъемлющим, в этом особенность поэта. В его стихотворениях любовь к женщине, Родине или народу непременно должна согревать, помогать держаться в борьбе с трагедией мира.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-22; просмотров: 1754; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.159.192 (0.045 с.)