Тема занятия « сценическая речь. Артикуляционная гимнастика. Художественное слово: знание приемов дыхания, характерных для театрального искусства» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема занятия « сценическая речь. Артикуляционная гимнастика. Художественное слово: знание приемов дыхания, характерных для театрального искусства»



Тема занятия «Сценическая речь. Артикуляционная гимнастика. Художественное слово: знание приемов дыхания, характерных для театрального искусства»

Составитель: педагог дополнительного образования Марковникова Лариса Викторовна.

Здравствуйте, ребята! Сегодня очень важная тема, ее нужно серьезно изучить, уделить ей много внимания.

    Сценическая речь - одно из основных профессиональных средств выразительности ак т ера. Входит в основной курс обучения актерскому мастерству. Комплекс обучения предусматривает переход от бытовой, упрощённой речи, свойственной большинству абитуриентов, к выразительному яркому сценическому звучанию голоса актёра. В первую очередь в предмет «Сценическая речь» входит постановка голоса, дикции, освоение норм орфоэпии и логико-интонационных закономерностей устной речи.   Обучение сценической речи также неразрывно связано с формированием пластической свободы, развитием эластичности и подвижности дыхательной и голосовой аппаратуры, совершенствованием речевого слуха.

Сценическая речь. Упражнения по сценической речи: чтобы ваш голос услышали

    Наш голос – эффективный инструмент, который позволяет достигать целей, но в неподходящее время он способен предательски задрожать и испортить впечатление о нас. Как избавиться от того, что мешает говорить, найти «свой» голос, сделать так, чтобы ваш голос услышали?

    Вот несколько упражнений для того, чтобы ваш голос услышали. Их делают учащиеся в театральных объединениях.

Правильное дыхание — это когда вам легко

    Важно прислушаться к себе: кое-где в разговоре мы замедляем дыхание, притормаживаем. Кто-то – на выдохе, некоторые – на вдохе. Не потому ли и перехватывает голос в ответственный момент?

    Работа над голосом начинается с постановки правильного дыхания. «Дышать полной грудью, так, чтобы она вздымалась вверх, – забудьте об этом, правильное дыхание – брюшное. Не только у нас, людей, но и во всем животном мире: вы когда-нибудь видели кота, который бы дышал грудью?»

    Наша речь – это звучащий выдох. Значит, набирать полные легкие воздуха, как перед прыжком в воду, не нужно. Наша цель – мощный короткий вдох и легкий, неосознаваемый выдох без напряжения. Учитесь «дышать спиной» – чувствовать, как ребра раскрываются, словно жабры у рыбы.

    Но самое главное ощущение, которое должно быть у вас перед тем, как заговорить, – вам легко! Так, как бывает легко в море парить над глубиной с маской, или скользить на лыжах, или катиться с горы. У каждого есть такое воспоминание – найдите его и вспоминайте эту картинку накануне выступления.

Мы не говорим «в пространство». У наших слов всегда есть адресат, мы передаем их ему, как ценную посылку

Упражнение 1. Убрать мышечные зажимы как можно дальше от горла

Обдумывая то, что мы собираемся сказать, мы забываем, что перед выступлением точно так же нужно подготовить и наше тело. Нужны простые энергичные движения, чтобы снять напряжение в теле.

    Поднять обе руки вверх и резко сбросить их вниз с выдохом: «Ха!» Повращать головой, максимально резко бросить плечи вверх, «к ушам», затем вниз.

    Встряхнуть кисти рук, несколько раз поболтать руками, как тряпичная кукла.

    Произнести «рррр» (это называется – «шампанское для языка»), прокричать «ла-ла-ла», протянуть «иииии», чтобы звук упал от самой верхней ноты к самой нижней.Вспомните, как мы любили это делать в детстве!

Упражнение 2. Бросать звук точно в цель

    Как мы говорим? Торопливо или куда-то в сторону. А ведь сказать: «Алексей!» – это как добросить мячик этому Алексею прямо в руки. И то, как именно вы произносите это слово, для него очень важно.

    Потренируйтесь обращаться друг к другу, бросая теннисный мяч. Упражнение полезно для тех, кто не часто смотрит на собеседника: не установив контакт глазами, можно промазать.

Заборчик

 

 улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы

 

  Хоботок

 

  с напряжением вытянуть вперед губы (зубы сомкнуты)

 

Часики

 

 улыбнуться, открыть рот  кончик языка (как часовую стрелку) переводить из одного уголка рта в другой

 

Блинчик

  улыбнуться

 приоткрыть рот

 положить широкий язык на нижнюю губу

 

  Чистим зубки

 

 улыбнуться, открыть рот

  кончиком языка с внутренней стороны "почистить" поочередно нижние и верхние зубы

 

Горка

 

  губы в улыбке, рот открыт

  кончик языка упирается в нижние зубы

 выгнуть язык горкой, упираясь кончиком языка в нижние зубы

 

Качели

 улыбнуться

 открыть рот

  кончик языка за верхние зубы

  кончик языка за нижние зубы

 

Артикуляционная гимнастика

 

    Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

 

Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики:

 

1.Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут.

2.Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.

3.При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.

4.Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

    Выполнение артикуляционных упражнений полезно в любом возрасте, так как четкая артикуляция – основа хорошей дикции. Артикуляционные упражнения для детей с нарушениями звукопроизношения – необходимость. Они подготавливают артикуляционный аппарат ребенка к постановке звуков.

 

Художественное слово:

- знание приемов дыхания, характерных для театрального

исполнительства;

- знание строения артикуляционного аппарата;

- знание основных норм литературного произношения текста;

- умение использовать голосовой аппарат в соответствии с особенностями театрального исполнительства;

- умение работать с литературным текстом;

- умение устанавливать непосредственное общение со слушателями;

- навыки по использованию голосового аппарата, владению дыханием;

- навыки владения выразительными средствами устной речи;

- навыки по тренировке артикуляционного аппарата.

 

 

Особенности дыхания в театральном искусстве, на примере занятий по актёрскому мастерству

 

Задачи для учащихся:

1.научиться понимать работу дыхательного и голосового аппаратов;

2.научиться правильно дышать во время произношения речи;

3.научиться правильно использовать дикцию.

 

Дыхание. Все недоразумения начинаются с проблемы дыхания. В конце XIX и начале XX вв. европейские специалисты, занимающиеся проблемами голоса, почти повсеместно приняли положение, что полноту голосу придает так называемое «брюшное дыхание».

Одни теоретики и практики рекомендуют пользоваться исключительно брюшным дыханием. Это означает, что во время дыхания живот должен выполнять движение вперед и назад, грудь же, напротив, оставаться неподвижной. Другие считают - и с практической точки зрения это более очевидно, так как более естественно, - что дыхание должно иметь брюшную доминанту, но к нему, как бы на втором плане, следует присоединять грудную клетку. Первостепенная роль правильного брюшного дыхания.

 

 

Домашнее задание

1. Выучить новые скороговорки:

1. Все бобры добры для своих бобрят.

2. У Аграфены и Арины растут астры, георгины.

3. Трое трубачей трубили в трубы.

4. Тридцать три корабля лавировали, лавировали,

Да не вылавировали.

5. Прокатился Колобок, а на дороге коробок.

Удивился Колобок и закатился в коробок.

6.Топали да топали, до тополя дотопали,

До тополя дотопали, да ноги-то оттопали.

 

Тема занятия «Сценическая речь. Артикуляционная гимнастика. Художественное слово: знание приемов дыхания, характерных для театрального искусства»

Составитель: педагог дополнительного образования Марковникова Лариса Викторовна.

Здравствуйте, ребята! Сегодня очень важная тема, ее нужно серьезно изучить, уделить ей много внимания.

    Сценическая речь - одно из основных профессиональных средств выразительности ак т ера. Входит в основной курс обучения актерскому мастерству. Комплекс обучения предусматривает переход от бытовой, упрощённой речи, свойственной большинству абитуриентов, к выразительному яркому сценическому звучанию голоса актёра. В первую очередь в предмет «Сценическая речь» входит постановка голоса, дикции, освоение норм орфоэпии и логико-интонационных закономерностей устной речи.   Обучение сценической речи также неразрывно связано с формированием пластической свободы, развитием эластичности и подвижности дыхательной и голосовой аппаратуры, совершенствованием речевого слуха.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-19; просмотров: 174; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.27.178 (0.019 с.)