Минобрнауки Российской Федерации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Минобрнауки Российской Федерации



МИНОБРНАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

СТЕРЛИТАМАКСКИЙ ФИЛИАЛ

ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

 

ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ

для студентов 1 курса, обучающихся по направлению 40.03.01 «Юриспруденция», заочная форма обучения

(бакалавриат)

 

 

Выполнил: студент I курса

юридического факультета

заочной формы обучения (3)

группа ZSГОС11

ФИО

 

Научный руководитель:

к.и.н., доцент

Косых Е.С.

 

 

Стерлитамак 2019


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

История государства и права зарубежных стран является историко-правовой дисциплиной. Задачей истории государства и права зарубежных стран является подготовка современных юристов. Это обусловлено тем, что понять современные тенденции развития государства и права невозможно без знания прошлого. Концентрируя в себе мировой опыт государственно-правового развития различных стран и народов, история государства и права является важным фактором формирования современной правовой культуры, юридического мышления.

Целью истории государства и права зарубежных стран является изучение процессов, происходящих в развитии государственных и правовых учреждений с древнейших времен до наших дней. Во многом благодаря истории государства и права становятся понятными и объяснимыми те различия в развитии правовых систем и государственных институтов, которые свойственны современным обществам.

Государство и право являются во многом результатом развития культуры, сознания, психологии народа, его мироощущения, в соответствии с которым он и создавал государственные институты, правовые учреждения, поэтому культурная составляющая позволяет лучше понять логику исторического развитии государства и права, их значение и роль в жизни каждого народа. При этом учитывается влияние экономических, географических, исторических условий на процесс государствообразования и правообразования.

Особая актуальность учебного курса истории государства и права зарубежных стран для подготовки российских юристов связана с тем, что он позволяет лучше осмыслить особенности развития государственно-правовых институтов России, понять мировые тенденции в их изменении на рубеже ХХ–ХХI вв.

Преобладающим методом, который используется при изучении курса, является сравнительный метод. Его достоинство состоит в возможности выявить различия и сходства в процессах развития государства и права и в этом смысле видеть преимущества того или иного пути развития, как и его недостатки.

Курс основан на последовательном анализе характерных признаков государства и права во времени и пространстве. Время объемлет всю историю складывания и развития государств и их правовых систем, во всех их видоизменениях, взаимопроникновениях и взаимообогащениях. Пространство – это вся территория нашей планеты с государствами и народами совершенно уникальных цивилизационных возможностей и воплощений.

Электронная рабочая тетрадь разработана в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и учебным планом юридического факультета Стерлитамакского филиала БашГУ. Электронная рабочая тетрадь по истории государства и права зарубежных стран включает контрольные задания по ключевым темам курса, списки источников и литературы, вопросы к зачету и экзамену, тесты, контрольные задачи, глоссарий юридических понятий.

В электронной рабочей тетради в основном используется страноведческий подход. Вместе с тем введены комплексные, проблемные темы, которые охватывают несколько стран и народов, которые посвящены европейски или всемирно значимым явлениям истории государства и права. Студент должен уметь проанализировать содержание правового документа в конкретно-исторических условиях его составления, оценить его значимость для развития мировой правовой мысли, ответить на поставленные вопросы, выполнить предложенные задания и решить контрольные задачи.


Задание 1. Заполните таблицу «Государства Древнего Востока»

Государство Дата возникновения Прекратило существование
Древний Египет XXVII в. до н.э. VI в. до н.э.
Древний Вавилон XXVIII в. до н.э. VI в. до н.э.
Древняя Индия XXIII в. до н.э. V в. н.э.
Древний Китай XVIII в. до н.э. II в. н.э.
     
     

 

Задание 2. Заполните таблицу «Общественный строй Древнего Вавилона»

Правитель
Свободные
Рабы (Вардум)
Полноправные (Авилум)
Неполноправные (Мушкенум)
Военнопленные и порабощенные рабы
Бесправные свободные


Задание 3. Впишите в таблицу представителей общественной пирамиды Вавилона напротив характерного для него высказывания:

 

Представитель вавилонского общества Высказывание
Земледелец, должник «Я смогу вернуть выросший долг, только продав весь урожай, но как тогда жить?»
Ростовщик, кредитор, богач, вельможа «Я согласен взять вместо серебра твоего старшего сына, чтобы он как раб трудился на моем поле».
царь «Подростков и женщин можете забрать в рабство, а мужчин всех убить – они опасные противники».
жрец «Тень закрыла солнце (Шамаша) – нас ожидает суровая непогода».

Задание 4. Заполните таблицу «Общественный строй Древней Индии»

(РУКИ) – военные, гос.чиновники, землевладельческая знать
Шудры («слуги»)
(БЕДРА) – купцы, скотоводы, ростовщики, земледельцы
Даса (рабы) – пленные, рожденные от рабынь, купленные на рынке, подаренные, доставшиеся по наследству, должники, преступники, приговоренные к рабству
ВАРНЫ
Брахманы («мудрецы»)
(УСТА) –жрецы, повара, учителя, врачи и т.д.
(ИЗ СТУПНЕЙ) – низшая варна, слуги, кожевники, ткачи, прачки, пастухи, музыканты, гончары
Чандалы (неприкасаемые) – могильщики, охотники, рыбаки.  
Неприкасаемые (парии)
Вайшьи («свободные общинники»)
Кшатрии («воины»)


Задание 5. Впишите в таблицу представителей общественной пирамиды Индии напротив характерного для него высказывания:

 

Представитель индийского общества Высказывание
шудры «Я леплю горшки, готовясь к лучшему перерождению».
брахманы «Мы ведем по звездам календарь, лечим болезни».
вайшьи «Мы учим своих детей пахать землю и пасти скот».
брахманы «Я, произнося заклинания, бросаю жертвенное мясо в пламя бога Агни, который дымом возносит эти людские дары к небесным богам».
Йог-отшельник Садху, "добродетельный человек", который отрёкся ото всех желаний: «Деньги, еда, одежда - не имеют для меня никакого значения»

Задание 6. Восточная деспотия – это единовластие, единобожество, единодумство: неограниченная форма правления с наследственной властью монарха; обоготворение его лица, сосредоточение в его руках религиозной власти; признание монарха верховным собственником земли, единоособным законодателем и высшим судьей; централизованное государство с тоталитарным режимом,разветвленным чиновничьим аппаратом.

Задание 7. В чем состояли особенности восточной деспотии в Древней Индии?

Еще до объединения государств Индии под властью Маурьев государственная власть носила характер восточной деспотии. В империи Маурьев эта форма государства получила наивысший расцвет. Среди населения всячески поддерживался культ царя и распространялось учение о божественном происхождении царской власти. Однако обожествление личности царя не мешало тому, что дворцовые интриги, перевороты, междоусобицы были в древней Индии самыми обычными явлениями. [«По свидетельству древних писателей, царь Магадхи был вынужден каждую ночь менять свою спальню, чтобы сбить с толку возможных заговорщиков» Кучма В.В. Государство и право Древнего мира и Средних веков. Волгоград, 2001. С. 19.]

Основой системы варн являлось закрепление уже сложившегося общественного неравенства и установление порядка привилегированности, согласно которому высшей считалась варна брахманов, за ней шла варна кшатриев, затем -- вайшьев и, наконец, -- шудр. Для каждой варны идеологами господствующего класса была сформулирована своя дхарма, т. е. закон образа жизни. Государственное управление оставалось в ведении двух высших варн, причём исполнение жреческих обязанностей было привилегией брахманов, военное дело--кшатриев. Вайшьям было предписано заниматься земледелием, скотоводством, ремёслами и торговлей. Шудрам предписывалось находиться в услужении у трёх высших варн. Позднее вайшьи стали мало отличаться от шудр вследствие дальнейшего падения роли свободных общинников в общественной жизни. Линия раздела стала тогда проходить уже между знатью -- брахманами и кшатриями, с одной стороны, и простонародьем -- вайшьями и шудрами--с другой.

Задание 8. Ордалия – это (от англосакс. ordol, лат. ordalium — приговор, суд) — в широком смысле то же, что и «Божий суд»; в узком — суд путём испытания огнём и водой. Ордалии считаются одним из видов архаического права, впервые подобные испытания упоминаются ещё в законах Хаммурапи.

При испытании водой нужно было достать кольцо из кипятка, прыгнуть в реку с быстрым течением, испытуемого опускали в холодную воду связанным и так далее.

Испытание огнём состояло в том, что испытуемый должен был держать руки на огне, проходить через горящий костёр, держать руками раскалённое железо. Выдержавший эти испытания признавался оправданным, не выдержавший — виновным.

 Задание 9. Талион – это (лат. tālĭo, от talis — такой же) — категория юриспруденции и морали, также известная как равное (симметричное) возмездие. Принцип назначения уголовного наказания за преступление, согласно которому мера наказания должна точно, буквально соответствовать вреду, причинённому вследствие совершения преступления («око за око, зуб за зуб»).

Задание 10. Проверьте свои знания

1. Как назывался император в Древнем Китае:

а) хуанди;

б) ван;

в) рабиану.

2. Какая империя наиболее прославилась в истории Древней Индии:

а) империя Юстиниана;

б) империя Александра Македонского;

в) империя Маурьев.

3. Какое наименование носили государства Древнего Египта:

а) полисы;

б) номы;

в) трибы.

4. Назовите территории, где раньше всего возникли государства:

а) Западная Европа;

б) Северная Африка;

в) Передняя Азия и Северо-Восточная Африка.

5. Древнее Двуречье находилось между реками:

а) Тигр и Евфрат;

б) Евфрат и Нил;

в) Нил и Тигр.

6. Какой священный титул в Древнем царстве стал присваиваться египетским фараонам:

а) «сын бога Солнца»;

б) «сын бога»;

в) «сын бога Луны».

7. В Вавилоне все учетные записи оформлялись на:

а) глиняных табличках;

б) камнях;

в) папирусе.


ТЕМА 2. ЗАКОНЫ ХАММУРАПИ

Задание 1. Источники права стран Древнего Востока:

В странах Древнего Востока право, как и государство, возникло раньше, чем в античном мире, но их развитие шло гораздо медленнее. Но при этом сохранялась преемственность исторически сложившихся правовых обычаев. Так, непосредственным предшественником Законов Хаммурапи являются законы, происходящие из царства Эшнунны и многие положения семейного, долгового права совпадают. Правовые обычаи содействовали и закреплению царской власти на основе ее божественного происхождения, устанавливали смертную казнь за бунт, покушение на правителей и чиновников, покушение на религиозные основы.

Большую роль в становлении правовых норм играли судебные органы, защищавшие прежде всего интересы имущих и привилегированных каст, классов. Они содействовали разрушению устаревших обычаев родового строя, закрепляли в своих решениях те обычаи, которые отвечали новым порядкам.

Становление государственности требовало все боле прочного закрепления правовых норм. С появлением письменности эти нормы получают закрепление в первых законах верховной власти, которые были ориентированы прежде всего на защиту собственности, личности знати и ее неприкосновенности, власти высших каст или сословий над низшими, рабовладельца над рабом или наемным работником. Интересам богатых и знати служили нормы о праве наследования и многие другие. Такого рода правовые нормы нашли отражение в широко известных исторических памятниках древнейших государств: Законах царя Хаммурапи, Законах Ману и т. д.

Религии Древнего Востока сберегали, хранили многие нормы общечеловеческой нравственности, в том числе уважение к достоинству человека, осуждали злобность, зависть, самодовольство, спесивость, безволие, безответственность, мрак ума. Эти понятия зафиксированы в древнейших памятниках права -- в Авесте, Артхашастре и Законах Ману.

 

Задание 2. Авилум – это привилегированная категория свободных жителей Вавилона, полноправные общинники, владевшие наряду с большими служебными наделами участками общинной земли.

Мушкенум – это соц. термин, к-рым в клинописных текстах обозначался довольно обширный слой свободного, но неполноправного населения Др. Вавилонии. М. противопоставл. в законах из Эшнунны (18 в. до н.э.) и в законах Хаммурапи (18 в. до н.э.) представителям полноправных граждан, назыв. там «сыновьями мужа» (мар авилим), или просто «мужами» (авилум), а в Амарнской переписке (15 — 14 вв. до н.э.) они презрит. приравниваются к ханигалбатцам (хурритам). Как и полноправные граждане, мушкенумы принадлежали к эксплуататорскому классу и могли владеть землей и рабами (это отражено в законах). Но их жизнь, здоровье, имущество и интересы защищались законом в меньшей степени, нежели жизнь, здоровье, имущество и интересы "сыновей мужа", или просто "мужей". В отношении последних действовал древний принцип равного возмездия (принцип талиона).

Баирум, редум – это в Древнем Вавилоне профессиональные воины, получавшие за свою службу от царя (лугаля – патеси) землю и скот в пожизненное пользование, но без права отчуждения.

Надитум, энтум, зикрум – это В соответствии с важным государственным значением религии и храмов в Вавилонии почетное положение среди других профессий занимают храмовые служащие. Из них в Законах Хаммурапи отмечаются только лица женского пола: Надитум, Энтум, Зикрум (п. 179).

Жрицы-надитум, то в переводе означает «брошенная». Почему «брошенная»? Потому, что сама не могла родить детей своему мужу, предоставляла ему для такого дела рабыню и, чаще всего, становилась жрицей. По-видимому, сравнительно мало обремененные культовыми обязанностями, занимались также частной хозяйственной деятельностью (через братьев или нередко через агентов, так как свобода их передвижения за пределами обители была ограничена). Эта деятельность нисколько не изменилась и после того, как вся обитель вошла в состав царского хозяйственного сектора, а ее люди стали царскими слугами. Почти все надитум происходили из богатых фамилий, среди них и царевны. Освобожденные от мук деторождения в антигигиенических условиях и от домашних забот, они, бывало, доживали до глубокой старости, а свой достаток передавали приемным дочерям (не обязательно из родственниц), которые тоже должны были принять сан надитум. При вступлении в обитель надитум получали приданое в виде кольцевидных слитков серебра, дальних предшественников монеты. За время жизни в обители они приобретали частную собственность и сдавали в наем поля, дома и финиковые плантации, давали в рост серебро, а также участвовали в торговле.

 

En (шум.) или Entum (аккад.) – высший чин жрицы в культах мужских божеств, равный рангу верховного жреца в культе Инаны в Уруке, уступавший только царскому званию. Так именовались жрицы-супруги бога Луны Нанны (Сина) в Уре. Некоторые являлись царевнами. Как считал крупнейший шумеролог А. Фалькенштейн, в последней четверти III тысячелетия до н.э Entum могли иметь детей от «священного брака».

Задание 3. Ордалия – это (от англосакс. ordol, латинский ordalium — приговор, суд) — в широком смысле то же, что и «Божий суд»; в узком — суд путём испытания огнём и водой.

При испытании водой нужно было достать кольцо из кипятка, испытуемого опускали в холодную воду связанным и т.п.
Испытание огнём состояло в том, что испытуемый должен был держать руки на огне, проходить через горящий костёр, держать руками раскалённое железо.
Выдержавший эти испытания признавался оправданным, не выдержавший — виновным.
Ордалии имели распространение у многих народов, встречались и в период Высокого Средневековья.

Задание 4. Талион – это ТАЛИОН (лат. talio, talionis, от talis в значении “такой же”, — наказание, равное по силе преступлению) — категория истории нравов, более известная в общественном сознании и литературе под названием равного возмездия; древний обычай, регулировавший взаимоотношения между кровнородственными объединениями на основе равенства в оскорблении и обязывавший ограничиваться в воздаянии ущербом, точно соответствующим повреждению. Классической считается ветхозаветная формула талиона: “душу за душу, глаз за глаз, зуб за зуб, руку за руку, ногу за ногу” (Втор. 19:21). Генетически талион восходит к кровной мести. Обязанность кровной мести, для первобытного человека безусловная и первейшая, — один из специфических признаков рода. Кровная месть категорически исключалась во внутриродовых (позже в семейнородственных) отношениях и была столь же обязательной по отношению к представителям других общностей. ина закрепляет и упорядочение воспроизводит разделение людей на “своих” и “чужих”.

Задание 5. Копьеносец Даян-Уцур был пленен во время похода против хурритов. Пробыв в плену пять лет, он был продан в Элам, где его приобрел тамкар Иддин-Мардук. По прибытии в Вавилон Даян-Уцур обратился в суд, оспаривая свое рабское положение. За время его отсутствия его жена вышла замуж за конного стрелка Балунда, от которого прижила двоих детей. Какое решение должен принять судья по делу Даян-Уцура?

____________________________________________________________________________

Судья должен принять решение, взяв за основу статью №27 ЗХ. В ней сказано, что если редум или баирум будет уведен в плен, будучи на царской службе,, а после того вернется и достигнет своего поселения, должно возвратить ему поле и сад, и он будет сам нести свою повинность. А жена (по статье №135 ЗХ), если её муж будет уведен в плен и в его доме нет средств для пропитания, может войти в дом другого и родить детей, когда её муж вернется и достигнет пределов своей общины, то эта женщина должна вернуться к своему первому супругу; дети следуют за их отцами.

Копьеносец Даяр-Уцур реабилитирует свой статус, его жена возвращается к нему.

Ст. 280,ст. 134

 

Задание 5. Вавилонянин Акургал был ограблен неизвестными лицами на территории одной из сельских общин. По прошествии времени он обнаружил свои похищенные драгоценности, выставленные для продажи. Продавец заявил, что он купил драгоценности у наследников недавно умершего известного ювелира. Лица, могущие засвидетельствовать факт этой сделки, по словам продавца, находятся временно в отсутствии. Какие возможны варианты судебного решения по Законам Хаммурапи?

Сделки с отчуждением вещи в силу традиционных представлений о тесной связи вещи с жизнью индивида требовал выполнения более строгих условий: письменного договора, клятвы, присутствия свидетеля и пр. К ним относились в том числе договоры купли-продажи. В письменном договоре купли-продажи требовалось точное обозначение объекта купли, удостоверение собственнических прав продавца на вещь, чтобы оградить покупателя от иска со стороны третьего лица, от обвинения в краже, от притязаний государства. Этот договор мог включать в себя обоюдный или односторонний отказ от иска и обещание не оспаривать законченную сделку, скрепляемую часто специальной прибавкой к договорной цене («вартум»). После уплаты цены договор купли-продажи мог быть расторгнут только при определенных обстоятельствах1.

Законник Хаммурапи предусматривает три условия действительности договора купли-продажи: чтобы имущество не было изъято из оборота; чтобы продавец был действительным собственником вещи и мог гарантировать нового приобретателя от эвикции, то есть истребования проданной вещи ее настоящим собственником; чтобы оформление сделки происходило в присутствии свидетелей.

Если оказывалось лицо, заявлявшее, что оно является действительным собственником проданной вещи, покупатель обязывался привести продавца и свидетелей сделки. Если он не мог этого сделать, то наказывался смертной казнью "как вор". Если он мог это сделать, продавец должен был назвать прежнего собственника вещи или доказать свое право на вещь иным образом, иначе ему грозила смерть. Если, наконец, заявитель не мог привести свидетелей, знающих его "пропавшую вещь", наказывался смертью он сам, ибо он "лжец, который возводит клевету"2.

Согласно ст. 9 Законов Хаммурапи: Если человек, у которого нечто пропало, обнаружил свою пропавшую вещь в руках другого человека, и тот, в чьих руках была обнаружена пропавшая вещь, сказал: "Продавец-де мне ее продал, при свидетелях-де я ее купил", а хозяин пропавшей вещи сказал: "Я приведу свидетелей, знающих мою пропавшую вещь", затем покупатель привел продавца, который продал ему эту вещь, и свидетелей, при которых он ее купил, и хозяин пропавшей вещи привел свидетелей, знающих его пропавшую вещь, то судьи должны рассмотреть их дело, а свидетели, перед которыми покупка была совершена, и свидетели, знающие пропавшую вещь, должны рассказать перед богом то, что они знают, и тогда продавец - вор, он должен быть убит. Хозяин пропавшей вещи может забрать свою пропавшую вещь, а покупатель может взять из дома продавца серебро, которое он отвесил.

Если покупатель не привел продавца, продавшего ему эту вещь, и свидетелей, перед которыми он ее купил, а хозяин пропавшей вещи привел свидетелей, знающих его пропавшую вещь, тогда покупатель - вор, он должен быть убит, а хозяин пропавшей вещи может свою пропавшую вещь забрать (ст. 10).

Если хозяин пропавшей вещи не привел свидетелей, знающих его пропавшую вещь, то он - лжец, он возвел напраслину и должен быть убит (ст. 11).

В данном случае согласно ст. 13 Законов Хаммурапи судья должен назначить шестимесячный срок для явки свидетелей, которые могут подтвердить сделку купли-продажи: «Если свидетелей этого человека нет поблизости, то судьи должны назначить ему срок до шести месяцев, а если в течение шести месяцев он не привел своих свидетелей, то этот человек - лжец; он должен нести наказание по этому делу»3.

 

Задание 6. Авилум Забар решил жениться на дочери мушкенума Римуша. Забар принес родителям дары и выкупную плату. Но за неделю до свадьбы Забар отказался жениться и потребовал вернуть дары и выкуп. Отец девушки Римуш отказался вернуть подарки. Забар обратился в суд. Прав ли он по Законам Хаммурапи?

Условием заключения брака было внесение женихом выкупной платы семье невесты, но это условие было не обязательным (139). Невеста имела приданное, которое было больших размеров чем выкупная плата жениха. Выкупная плата жениха представляла собой задаток. В случае нарушения женихом условий брачного договора выкупная плата (задаток) оставалась у семьи невесты, а в случае нарушения брачного договора со стороны семьи невесты, последняя возвращала выпуклую плату (задаток) в двойном размере.

Задание 7. Ордалия – это (от англосакс. ordol, латинский ordalium — приговор, суд) — в широком смысле то же, что и «Божий суд»; в узком — суд путём испытания огнём и водой.

При испытании водой нужно было достать кольцо из кипятка, испытуемого опускали в холодную воду связанным и т.п.
Испытание огнём состояло в том, что испытуемый должен был держать руки на огне, проходить через горящий костёр, держать руками раскалённое железо.
Выдержавший эти испытания признавался оправданным, не выдержавший — виновным.
Ордалии имели распространение у многих народов, встречались и в период Высокого Средневековья.

____________________________________________________________________________

Задание 8. Талион – это (лат. talio, talionis, от talis в значении “такой же”, — наказание, равное по силе преступлению) — категория истории нравов, более известная в общественном сознании и литературе под названием равного возмездия; древний обычай, регулировавший взаимоотношения между кровнородственными объединениями на основе равенства в оскорблении и обязывавший ограничиваться в воздаянии ущербом, точно соответствующим повреждению. Классической считается ветхозаветная формула талиона: “душу за душу, глаз за глаз, зуб за зуб, руку за руку, ногу за ногу” (Втор. 19:21). Генетически талион восходит к кровной мести. Обязанность кровной мести, для первобытного человека безусловная и первейшая, — один из специфических признаков рода. Кровная месть категорически исключалась во внутриродовых (позже в семейнородственных) отношениях и была столь же обязательной по отношению к представителям других общностей. ина закрепляет и упорядочение воспроизводит разделение людей на “своих” и “чужих”.

 

Задание 9. Кигал – молодой человек, влюбленный в надитум, не жившую в обители, был отвергнут ею. Взбешенный, он перед судом свидетельствовал, что будто бы она пила в корчме сикеру, но слов своих ничем подтвердить не смог. Что ожидает Кигала по Законам Хаммурапи?

Ответ: Согласно статьям 1, 2, 3, 4 закона Хаммурапи, защита чести и достоинства граждан. Наказание очень строгое — «обвинитель его должен быть убит». Кигала могут убить, если он не докажет свои слова.

Задание 10. Проверьте свои знания

1. Определите три условия действительности для сделок купли-продажи по Законам Хаммурапи:

а) имущество не должно быть изъято из оборота, договор оформляется письменно;

б) имущество должно быть изъято из оборота (например, земли воинов); продавец должен быть действительным собственником вещи; оформление сделки должно обязательно происходить в присутствии свидетелей;

в) имущество не должно быть изъято из оборота; продавец должен быть действительным собственником вещи; оформление сделки должно обязательно происходить в присутствии свидетелей.

2. Судья, изменивший свое решение, приговаривался по Законам Хаммурапи:

а) к смертной казни;

б) к телесному наказанию и штрафу в размере стоимости иска;

в) к отстранению от должности и штрафу в размере 12-кратной стоимости иска.

3. Какие виды наследования отмечены в Законах Хаммурапи:

а) по завещанию;

б) по закону;

в) по закону и завещанию.

4. Если человек украдет достояние бога или дворца, а другой примет из его рук украденное, то какое наказание их ожидает по Законам Хаммурапи:

а) того, кто украл, нужно убить, а тот, кто примет краденное. Должен возместить стоимость украденного в 10-кратном размере;

б) обоих нужно убить;

в) по иску отвечает только тот, кто украл.

5. Если человек имел на себе долг и отдал за него в долговую кабалу жену, то при каких условиях ее можно вернуть из долговой кабалы по Законам Хаммурапи:

а) при условии, что жена отслужит 3 года;

б) при условии, что жена отслужит 4 года;

в) при условии, что жена отслужит 1 год.

ТЕМА 3. ЗАКОНЫ МАНУ

Задание 1. «Дважды рожденные» - это в традиционной Индии члены трех высших варн, прошедшие (обычно в возрасте 8 – 12 лет в доме наставника- гуру) обряд упанаяна, символизирующий второе рождение и дающий право на изучение Вед. Женщины, как правило, к обряду упанаяна не допускались и Веды не изучаи, хотя из этого правила были исключения. Шудры к нему не допускались безо всяких исключений.

Задание 2. Дхарма, дха́мма – это (санскр. धर्म dharma IAST , пали धम्म dhamma IAST «учение», «закон» и др.) — одно из важнейших понятий в индийской философии и индийских религиях. Дхарму можно описать как совокупность установленных норм и правил, соблюдение которых необходимо для поддержания космического порядка. Понятию дхармы трудно найти эквивалент. Слово «дхарма» буквально переводится как «то, что удерживает или поддерживает» (от санскритского корня дхар или дхри dhṛ IAST — «держать, поддерживать»). В зависимости от контекста, дхарма может означать «нравственные устои», «религиозный долг», «универсальный закон бытия» и т. п.

Дхарма играет первостепенную роль в доктринах индийских религий, каждая из которых исповедует и практикует дхармические принципы. В индийских религиозных традициях принято считать, что люди, живущие в соответствии с нормами дхармы, способны достичь мокши или нирваны. В индуистском обществе дхарма представляет собой религиозно-моральную доктрину о правах и обязанностях каждого индивида.

 

Дхармашастраэто Dharmaśāstra IAST в переводе с санкр. — «наставление в дхарме») — древнеиндийские тексты, излагающие религиозные правила поведения, а также древние законы. Были выработаны из ведийских дхармасутр (VI—V века до н. э.), с добавлением материала, почёрпнутого из грхьясутр (руководств домашней жизни), обычного права и т. д.[1] Если дхармасутры написаны большей частью эпическими двустишиями (шлоками), то а дхармашастры — главным образом прозой, и получили несравненно более широкое распространение, чем дхармасутры, всегда имевшие значение только для той или другой ведийской школы.[1]

Дхармашастры собственно являются наставлениями по выполнению религиозного долга. В Древней Индии дхармашастры составлялись различными школами богословов и использовались как религиозно-правовые трактаты.

Дхармашастры содержали различные нормы поведения: правовые, религиозные и морально-этические, такие нормы, которые были добродетельны с точки зрения брахманизма. Дхармашастры формально не были сборниками законов и не имели обязательной силы. Но они являлись основными предписаниями и правилами, которые определяли как должен был поступать человек в общественной и личной жизни в зависимости от того к какой касте или сословию он принадлежал.

До нашего времени дошло более двадцати дхармашастр, как целиком так и в отрывках. Большинство из них относится к I—IV векам нашей эры. Эти тексты предоставляют богатый материал для исследователей, по которому можно судить о жизни общества в Древней Индии.

Наиболее известными Дхармашастрами являются: «Ману-смрити» («Законы Ману»), «Нарада-смрити» и «Яджнавалкья-смрити».

 

Задание 3. Каста – это (через нем. Kaste или фр. caste от порт. casta «происхождение», изначально «чистая порода»[1]) — общее название социальных групп, на которые исторически разделялось индийское общество. Касты характеризуются эндогамией, наследственным закреплением и ограничениями по выбору профессии[2].

Изначально термин «каста» (casta) в испанском и португальском языках означал "происхождение по рождению", "порода", "сорт" и используется в этом значении до сих пор, например в отношении сортов винограда. В испанском языке он применялся к сословно-расовым группам в испанских колониях в Америке. В португальском языке после открытия морского пути в Индию в 1498 году он был применен для сословного деления в Индии и с тех пор распространился в других языках в основном по отношению к индийским варнам и джати. Существует принципиальная разница между латиноамериканскими кастами и индийскими варнами; между первыми, по крайней мере формально, допускалось смешивание любого рода, как правило, приводящее к перемещению потомства в другую касту; кроме того, латиноамериканские касты основывались в первую очередь на визуальных различиях. Смешение же между индийскими варнами в большинстве случаев было недопустимым, между джати (подразделами варн) было резко ограничено.

Индусы верят в перевоплощение и считают, что тот, кто соблюдает правила своей касты, в будущей жизни поднимется по рождению в более высокую касту, тот же, кто нарушает эти правила, потеряет социальный статус.

Во времена возвышения индуизма, последовавшего за упадком буддизма, из простой, незамысловатой системы четырёх варн выросла сложнейшая многослойная система джати, выстроившая строгий порядок чередования и соотношения разных социальных групп. Каждая варна обозначила в ходе этого процесса рамки для множества самостоятельных эндогамных каст (джати). Ни мусульманское нашествие, закончившееся формированием империи Моголов, ни установление британского господства не поколебали фундаментальных основ кастовой организации общества.

Джати (группа происхождения) связана с наследственной профессиональной деятельностью. Варна (группа врождённого «цвета») определяет положение джати в религиозно-ритуальной иерархии. Каждая из четырёх варн включает в свою структуру множество джати. Джати, стоящие вне системы варн — неприкасаемые.

Если варны у индуса может и не быть, то джати есть всегда. Обладая политическим равенством в Индии, члены разных джати имеют разный допуск к традиционным религиозным практикам. Запрещая официальное употребление категории «неприкасаемый» и приравняв термин «община» к «джати», правительство Индии создаёт благоприятные условия для санскритизации: создания неприкасаемыми мифологии о происхождении своих джати из групп, обладающих варной, и принятием на себя ритуальных правил более высоких джати — что даёт шанс постепенного изменения статуса джати. За жизнь одного-двух поколений неприкасаемая джати может оказаться включённой в число шудр или даже «дваждырожденных».

Задание 4. Кшатрий, достигнув брачного возраста, решил жениться по любви на шудрянке. Отец девушки воспротивился, и кшатрий предложил большое вознаграждение за дочь. Возможен ли такой брачный союз после уплаты вознаграждения по Законам Ману?

Законы Ману подчёркивали, что женщина не может быть предметом купли-продажи (ЗМ, III, 51, 53-54, IX, 98, 100). Вместе с тем, Законы Ману говорили о плате женихом отцу цены невесты (ЗМ, III, 29, 31, VIII, 366, 369, IX, 93, 97). Эти противоречия можно объяснить тем, что законы содержали постановления различных эпох. Редакторами законов были разные лица, проживавшие в разное время. Ко времени жизни позднейшего редактора законов Ману, по-видимому, уже вышла из употребления купля-продажа невесты, как действительный, а не обрядовый способ заключения брака 9.

«Разумному отцу не следует брать даже самого незначительного вознаграждения за дочь; ибо человек, берущий по жадности воз



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-19; просмотров: 197; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.86.134 (0.081 с.)