Блок II . Коррекция фонематического недоразвития речи. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Блок II . Коррекция фонематического недоразвития речи.



I. Пояснительная записка

Актуальность программы.

Данная коррекционно-развивающая программа разработана в целях оказания логопедической помощи старшим дошкольникам, имеющим нарушение звукопроизношения с фонематическими нарушениями речи.

Овладение правильным произношением речевых звуков является одним из очень важных звеньев в развитии речи ребенка. Заканчивается процесс становления звукопроизношения к 5-6 летнему возрасту, когда ребенок правильно может произносить все звуки (Парамонова Л.Г.). Однако благополучное формирование звукопроизносительной стороны речи происходит далеко не всегда. У многих детей дефекты звукопроизношения, возникнув и закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы и могут сохраниться на всю жизнь.

Недостатки устной речи могут являться причиной ошибок в письменной речи. У 16,7% будущих первоклассников имеются предпосылки к артикуляторно-акустической дисграфии (Парамонова, 2006). У детей с нечёткой артикуляцией необходимо проводить дифференциацию звуков родного языка.

Кроме того, научными исследованиями в области дефектологии доказано: исключительно важное значение раннего распознавания речевого недоразвития и его более ранней коррекции, что позволяет предупреждать затруднения детей при обучении в школе (Т.А.Власова, 1972). Коррекционно-воспитательная работа с детьми дошкольного возраста приводит к значительной их компенсации.

Научная обоснованность

Программа написана в соответствии с современными представлениями науки о механизмах формирования звукопроизношения у ребёнка.  

Теоретической основой программы являются положения о соотношении коррекции и развития, разработанные Л.С. Выготским, П.Я. Гальпериным, Б.Д.Элькониным.

В программе также нашли отражения идеи ряда учёных: Г. А. Волковой, Л.С. Волковой, В. А. Ковшикова, Р. И. Лалаевой, Л. Г. Парамоновой, О.В  Правдиной, Т. Б. Филичивой, Т.Б.Чиркиной, М. Ф. Фомичёвой, М. Е. Хватцева, по проблеме коррекции устной речи.

Базисным тезисом при разработке данной программы стала теория Н.А.Бернштейна об уровневом принципе формирова­ния навыков. Согласно этой теории, любой навык на началь­ном этапе своего формирования под контролем сознания, но по мере совершенствования навыка отдельные операции авто­матизируются и их регуляция осуществляется уже в более свер­нутом виде, вне контроля сознания. В завершении этого про­цесса под контролем сознания остается только конечный результат всей цепочки операции. Эта схема применима к на­выкам правильного звукопроизношения.

Программа опирается на следующие принципы:

• системный;

• комплексный;

• деятельностностный;

• онтогенетический;

• обходного пути;

• общедидактический: наглядность, доступность, индиви­дуальный подход, сознательность.

Направленность

Цель программы: коррекция нарушений звукопроизношения и недостатков в формировании фонематической стороны речи.

Задачи программы:

• Развитие артикуляционной и мелкой моторики, просодических компонентов.

• Развитие речевого дыхания.

• Постановка звуков и ввод их в речь.

• Развитие и совершенствование фонематических процессов: анализа, синтеза, восприятия и представлений.

• Создание предпосылок (лингвистических, психологических) к полноценному усвоению общеобразовательной программы по русскому языку в школе, профилактика психологических трудностей, связанных с осознанием речевого дефекта.

• Уточнение слухопроизносительных дифференцировок фонем.

• Развитие лексико-грамматического строя, совершенствование связного высказывания в процессе работы над фонетико-фонематической стороной речи.

• Профилактика нарушений письменной речи.

• Развитие  психических функций: слухового и зрительного   внимания, слуховой и зрительной памяти, логического мышления, пространственной ориентировки в системе коррекционной работы, направленной на устранение фонетико-фонематического недоразвития у детей старшего дошкольного возраста.

Адресат программы: дошкольники 6-7 лет, имеющие нарушения:

1) звукопроизношения;

2) фонематического слуха.

 

Содержание

Содержание программы разделено на 2 блока:

 Блок I. Коррекция звукопроизношения.

I этап. Подготовительный.

 
1. Общая артикуляционная гимнастика. 2. Специальный комплекс артикуляционных упражнений.   - Развитие мелкой моторики. - Развитие физиологического и речевого дыхания. - Выработка плавного и длительного выдоха. - Работа над силой выдоха. - Активизация познавательных процессов. - Развитие слухового внимания, памяти. - Развитие фонематичес­кого восприятия (см. блокII) 3

Длительность программы.

Работа по коррекции звукопроизношения начинается с 1 ноября, после завершения обследования. Её продолжительность во многом обусловлена индивидуальными особенностями ребёнка, определяющими интенсивность использования блоков.

Блок «Коррекция звукопроизношения» разработан из расчёта 1 академический час в неделю на протяжении того времени, которое необходимо для коррекции звукопроизношения, исходя из индивидуальных особенностей ребёнка и структуры его дефекта (9 занятий).

Блок «Коррекция фонематического недоразвития речи» рассчитан на 12 занятий (1 академический часа в неделю).

 

 

6) Условия реализации программы.

- Логопедический кабинет МАОУ СШ№10, оборудованный в соответствии санитарно-гигиеническими нормами.

- Для успешной коррекции звукопроизношения необходимо следующее оборудование: настенное и/или индивидуальные зеркала, шпатели, салфетки, приспособления для работы над силой выдоха, дидактический и игровой материал.

 

- Существенно сокращает время коррекции недостатков в развитии речи сотрудничество с семьей ребёнка-логопата.

- Продолжительность логопедических занятий -30 мин.

- Наиболее выигрышным видом сотрудничества с ребёнком дошкольного возраста является игра. В связи с этим в программе предусмотрены методические рекомендации к проведению занятий, включающие в себя разнообразные игры в качестве основы логопедической работы на занятии.

I. К нам пришел гость.

1) он хочет посмотреть и послушать, что ребёнок умеет делать и как умеет произносить;

2) гость не умеет делать артикуляционную гимнастику или произносить правильно звук и просит его научить;

3) гость принёс с собой разные задания для ребёнка и просит их выполнить.

В каждом варианте ребёнок выполняет предложенные ему задания.

II. Идём в гости.

В гости отправляется сам ребенок или игровой персонаж. По дороге ему приходится преодолевать различные препятствия, выполняя задания логопеда или встреченных в пути персонажей (оборудовать и провести такое занятие можно как настольный театр).

III. Мы пришли в гости.

1) удивим хозяев, приготовив для них сюрприз; покажем им, что умеем делать;

2) поможем хозяевам, которые никак не могут в чём-то разобраться.

IV.Посылка.

Логопед приносит на занятие посылку, отправитель которой известен сразу или его имя выясняется в ходе занятия. Разбирая посылку (игрушки, картинки, карточки и т.д.), ребёнок выполняет приготовленные для него отправителем задания.

V. План.

Ребёнку предлагается план, согласно которому в кабинете находятся конверты с заданиями. Двигаясь по кабинету, ребёнок находит и выполняет приготовленные для него задания. План может подсказать ребёнку порядок их выполнения (например, «Сначала выполни задание из синего конверта, потом из зеленого…» или «Это задание предложила белка, а кто готовит следующее – посмотри по плану»).

VI. Путь по карте («Остров сокровищ», «Зарытый клад»).

Ребёнку предлагается рисованная карта (можно использовать готовую настольно-печатную игру). Передвигаясь от одного пункта к другому, обозначая при этом свой путь фишкой (хорошо использовать игрушки от киндер-сюрприза), ребёнок выполняет задания, преодолевая преграды. Прохождение по пути по карте возможно в ходе одного занятия, а может растянуться на несколько. В конце пути ребёнка ждет сюрприз.

VII. «Поле Чудес».

Перед ребенком на карточках или из букв разрезной азбуки выложено слово. Чтобы перевернуть и узнать очередную букву, ребёнку нужно выполнить задание логопеда. После того как все слово будет раскрыто, ребёнок сам или с помощью логопеда читает его. Как вариант, это может быть какой-нибудь персонаж, имя которого нужно отгадать. Когда ребёнок прочитает имя, логопед выставляет картинку с его изображением или игрушку.

VIII. Стройплощадка.

Ребёнок из деталей конструктора или частей разрезной строит дом (детский сад, школу, или любое другое здание). При этом чтобы завершить каждый элемент постройки или получить нужную деталь конструктора, часть картинки, ребёнок выполняет задание логопеда. Постройка не должна быть сложной, а количество деталей должно быть таковым, чтобы ребёнок уложился в отведенное для занятия время (например, домик может быть из нескольких кубиков и готовой крыши, а картинку можно предложить из шести-девяти деталей, в зависимости от возраста ребенка).

IX. Проявляющаяся картинка.

Перед ребёнком на столе изображением вниз лежит разрезная картинка. После каждого выполненного задания части картинки переворачиваются, постепенно проявляя изображение. Это может быть подарок для ребёнка (изображение цветка, игрушки и др.) или портрет персонажа, который и приготовил все задания.

X. Цирк.

Цирковые артисты (это могут быть картинки или игрушки) не просто выступают в цирке, а выполняют задания, при этом ребёнок им активно помогает: например, жонглер ловит мячи с заданным звуком; а попугай передразнивает, повторяя слова; умный слон топает столько раз, сколько слогов в слове и т.п.

XI. Занятие- сказка.

В ходе рассказывания и наглядной демонстрации хорошо знакомой ребенку сказки логопед предлагает помочь персонажам, выполнив различные задания (замесить вместе с бабушкой тесто, «пробежаться» с Колобком по дорожке, перехитрить лису и т.д.). На таком занятии может быть использована и авторская сказка, которую логопед придумывает сам и разыгрывает вместе с ребёнком с помощью картинок или игрушек. Ребёнок не только смотрит и слушает, но и является активным участником сказки, выполняя предложенные логопедом задания.

Конечно, это далеко не полный список форм индивидуальных занятий, которые можно использовать в работе с детьми дошкольного возраста. Каждый логопед может продолжить его своими наработками и идеями.

В итоге логопедической работы ребёнок должен:

· правильно артикулировать все звуки речи в различных фонетических позициях и формах речи;

· чётко дифференцировать все изученные звуки;

· называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;

· производить элементарный звуковой анализ и синтез;

· находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове;

· различать понятия «звук», «слог», «предложение» на практическом уровне;

· овладеть интонационными средствами выразительности речи в пересказе, чтении стихов.

IV. Список литературы.

1. Л.И.Белякова., Гончарова Н.Н., Методика речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи. – М.: «Книголюб» 2004

2.  Богомолова А.И. Нарушение произношения у детей. — С-Пб.: Библиополис, 1994.

3. Большакова С.Е. Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей.- Методическое пособие. М.: «Сфера» 2007.

4. Борисова Е.А.. Индивидуальные логопедические занятия с дошкольниками. Методическое пособие. – М.:ТЦ Сфера, 2008

5. Гадасина Л.Я. Ивановская О.Г. Воспитание звуком. – С-Пб.: 2003.

6. Зяблицева М.А. Развитие памяти и воображения у детей. Игры и упражнения. Ростов –на – Дону «Феникс» 2005.

7. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Индивидуально-групповая работа по коррекции звукопроизношения. Пособие для логопедов. – М.: «Гном-Пресс», «Новая школа», 1998.

8.  Ковшиков В.А.Исправление нарушений различения звуков. – СПб.:1995

9.  Корнев А. Н. Нарушение чтения и письма у детей. – СПб.: 1995.

10. Лалаева Р.И. Нарушение процесса овладения чтением у школьников.- М.: 1983

11. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998.

12. Османова Г.А Новые игры с пальчиками для развития мелкой моторики: картотека пальчиковых игр. СПб.: КАРО 2010.

13. Парамонова Л.Г., Головнева Н.Я. Подготовка к школе. – СПб.: Дельта, 1998.

14. Парамонова Л.Г. С возрастом не пройдет! – СПб, 1994

15. Пожиленко Е.А Методические рекомендации по постановке у детей звуков. Пособие для логопедов. –СПб.: КАРО, 2009

16.  Рогов Е.И.Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн.- М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 1998.

17.Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи.- М.: «Просвещение», 2008г.

I. Пояснительная записка

Актуальность программы.

Данная коррекционно-развивающая программа разработана в целях оказания логопедической помощи старшим дошкольникам, имеющим нарушение звукопроизношения с фонематическими нарушениями речи.

Овладение правильным произношением речевых звуков является одним из очень важных звеньев в развитии речи ребенка. Заканчивается процесс становления звукопроизношения к 5-6 летнему возрасту, когда ребенок правильно может произносить все звуки (Парамонова Л.Г.). Однако благополучное формирование звукопроизносительной стороны речи происходит далеко не всегда. У многих детей дефекты звукопроизношения, возникнув и закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы и могут сохраниться на всю жизнь.

Недостатки устной речи могут являться причиной ошибок в письменной речи. У 16,7% будущих первоклассников имеются предпосылки к артикуляторно-акустической дисграфии (Парамонова, 2006). У детей с нечёткой артикуляцией необходимо проводить дифференциацию звуков родного языка.

Кроме того, научными исследованиями в области дефектологии доказано: исключительно важное значение раннего распознавания речевого недоразвития и его более ранней коррекции, что позволяет предупреждать затруднения детей при обучении в школе (Т.А.Власова, 1972). Коррекционно-воспитательная работа с детьми дошкольного возраста приводит к значительной их компенсации.

Научная обоснованность

Программа написана в соответствии с современными представлениями науки о механизмах формирования звукопроизношения у ребёнка.  

Теоретической основой программы являются положения о соотношении коррекции и развития, разработанные Л.С. Выготским, П.Я. Гальпериным, Б.Д.Элькониным.

В программе также нашли отражения идеи ряда учёных: Г. А. Волковой, Л.С. Волковой, В. А. Ковшикова, Р. И. Лалаевой, Л. Г. Парамоновой, О.В  Правдиной, Т. Б. Филичивой, Т.Б.Чиркиной, М. Ф. Фомичёвой, М. Е. Хватцева, по проблеме коррекции устной речи.

Базисным тезисом при разработке данной программы стала теория Н.А.Бернштейна об уровневом принципе формирова­ния навыков. Согласно этой теории, любой навык на началь­ном этапе своего формирования под контролем сознания, но по мере совершенствования навыка отдельные операции авто­матизируются и их регуляция осуществляется уже в более свер­нутом виде, вне контроля сознания. В завершении этого про­цесса под контролем сознания остается только конечный результат всей цепочки операции. Эта схема применима к на­выкам правильного звукопроизношения.

Программа опирается на следующие принципы:

• системный;

• комплексный;

• деятельностностный;

• онтогенетический;

• обходного пути;

• общедидактический: наглядность, доступность, индиви­дуальный подход, сознательность.

Направленность

Цель программы: коррекция нарушений звукопроизношения и недостатков в формировании фонематической стороны речи.

Задачи программы:

• Развитие артикуляционной и мелкой моторики, просодических компонентов.

• Развитие речевого дыхания.

• Постановка звуков и ввод их в речь.

• Развитие и совершенствование фонематических процессов: анализа, синтеза, восприятия и представлений.

• Создание предпосылок (лингвистических, психологических) к полноценному усвоению общеобразовательной программы по русскому языку в школе, профилактика психологических трудностей, связанных с осознанием речевого дефекта.

• Уточнение слухопроизносительных дифференцировок фонем.

• Развитие лексико-грамматического строя, совершенствование связного высказывания в процессе работы над фонетико-фонематической стороной речи.

• Профилактика нарушений письменной речи.

• Развитие  психических функций: слухового и зрительного   внимания, слуховой и зрительной памяти, логического мышления, пространственной ориентировки в системе коррекционной работы, направленной на устранение фонетико-фонематического недоразвития у детей старшего дошкольного возраста.

Адресат программы: дошкольники 6-7 лет, имеющие нарушения:

1) звукопроизношения;

2) фонематического слуха.

 

Содержание

Содержание программы разделено на 2 блока:

 Блок I. Коррекция звукопроизношения.

Блок II. Коррекция фонематического недоразвития речи.

Эти два блока учитель-логопед   использует параллельно. Очередность изложения материала в блоках определена естественным (физиологическим) ходом формирования звукопроизношения и фонематического восприятия у детей в норме. Однако изменения вполне допустимы, если они продиктованы индивидуальными особенностями отдельных детей и способствуют успешному их продвижению.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-19; просмотров: 88; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.20.193 (0.053 с.)