Конструктивно-технологическая характеристика деталей. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Конструктивно-технологическая характеристика деталей.



Основные конструктивные элементы зубчатых колес - зубья и их ступицы, шлицевых валов - шлицы, шейки под подшипники, втулки синхронизаторов и резьбы. Точность размеров шеек валов по 6-7 квалитетам, шлицев и зубьев - по 9-10 квалитетам; отклонения формы и расположения не более 0,01 и 0,025 мм соответственно.

В качестве установочных баз используют для зубчатых колес фаски в ступицах, для шлицевых валов — центровые фаски.

Вид и характер дефектов. Способы их устранения. Зубья колес работают в условиях трения скольжения и качения, воспринимают и передают большие статические и динамические нагрузки. Рабочая поверхность зубьев испытывает многократные повторные нагрузки, у корня зуба возникает концентрация напряжений. Шлицы валов испытывают напряжения смятия и подвержены воздействию трения скольжения.

Износы зубьев по толщине достигают 0,4 мм, а боковых поверхностей шлицев до

0,1 мм. На рабочих поверхностях появляются устапостное выкрашивание, задиры.

 

 

Рис. 17. Схема измерения зуба тангенциальным зубомером

 

Зубья колес с предельными износами и механическими повреждениями выбраковываются (см. РК), изношенные шлицы валов наплавляются. Наибольшие износы зуба имеют место по длине постоянной хорды Sr (рис. 17,а), которая равна отрезку прямой, соединяющей точки на правой и левой эвольвентных боковых поверхностей зуба. Положение этих точек определяется нормалями, проведенными к боковым поверхностям зуба из точки пересечения делительной окружности зубчатого колеса с осью зуба. Отклонения длины постоянной хорды лежат в пределах 0,30 мм.

Для измерения постоянной хорды необходимо знать расстояние h между касательной bb к вершине зуба и постоянной хордой. Расстояние h зависит от модуля зубчатого колеса. Расстояния h..для корригированных и для некорригированных колес приведены в табл. 9

 

Таблица 12

 

m 2 2,25 2,5 3 3,5 4 4,5 5 5,5
hc 1,50 1,68 1,87 2,24 2,62 2,99 3,36 3,74 4,11
hck 1,48 1,66 1,85 2,21 2,58 2,95 3,30 3,68 4,04

 

Штангензубомер применяют для определения толщины зуба по постоянной хорде. На шкале 1 устанавливают расстояние hc или hck по нониусу, упор упирают в выступ зуба, измерительные губки подводят к боковым поверхностям и отсчитывают длину постоянной хорды, которая соответствует толщине зуба 5С. Точность отсчета 0,02 мм.

Тангенциальный зубомер или зубомер смещения применяют для определения смещения исходного контура и длины постоянной хорды зуба. Зубомер состоит из корпуса, закрепленного в нем индикатора часового типа, измерительных губок и винта, который свинчивает обе губки, помещенные в пазах корпуса. На одной половине винта нарезана правая, на другой — левая резьба. Благодаря этому губки при вращении винта перемещаются по пазам корпуса навстречу одна другой или в разные стороны, но всегда располагаются симметрично относительно оси индикатора. В нужном положении губки фиксируются винтами. Измерительные плоскости губок наклонены по отношению к вертикальной оси под углом а = 20° и совместно с касательной ЬЬ к окружности выступов воспроизводят номинальный исходный контур зуба. Настройка зубомера заключается в том, что по точному ролику 5 или по эталонным Призмам измерительные плоскости губок и измерительный наконечник индикатора устанавливают по размерам 3 и соответствующим размерам номинального контура проверяемого зуба, показанного на рисунке сплошной линией.

Для контроля зубьев зубомер устанавливают на зубья проверяемого зубчатого колеса так, чтобы его измерительные плоскости касались боковых поверхностей реального контура зуба и по показаниям стрелки индикатора определяют смещение исходного контура.

Пользуясь зависимостью, выражающей связь между реальным смещением исходного контура и утоньшением зуба, определяют его действительную толщину (д,) по постоянной хорде: S= Sс - hс = sinα; где; hс ~ уменьшение высоты зуба, мм; а - угол зацепления, равный 20°

Для контроля толщины зуба по постоянной хорде определяют его допустимое значение без ремонта по технической документации и, подставляя в формулу выражение


находят значение hс, при котором зубчатое колесо по состоянию зуба должно быть выбраковано. При меньшем значении зубчатое колесо пригодно к эксплуатации. Ниже приводится технологическая инструкция на дефектацию зубчатого колёса и шлицевого вала.

Содержание работы

 

Содержание перехода Указания по выполнению
Ознакомиться с организацией рабочего места, назначение и расположение места и проверить его        комплектность.                           Уяснить специализацию рабочего оборудования, оснастки, деталей, документов и справочной информации, уровень механизации труда. Проверить по описи комплектность.
Изучить конструктивно-технологическую характеристику деталей, условия работы и                возможные дефекты.   Уяснить конструктивные элементы деталей и технологические требования к ним, вид и роль трения, характер воспринимаемых нагрузок, агрессивность среды, вид и характер дефектов, способы и средства дефектации, методы устранения дефектов и технологию ремонта.
Изучить оборудование и оснастку.                                  Уяснить правила пользования инструментом и правила техники безопасности. Подготовить инструмент к работе.
Подготовить исходные данные Назначить конструктивные элементы,                                  подлежащие дефектации (зубчатое колесо - зубья: вал ведомый — шлицы под ступицу синхронизатора первой и второй передач, то же третьей и четвертой передач). Для каждого конструктивного элемента определить значения параметров, способы и средства их дефектации.
Проверить состояние центровых отверстий шлицевого вала Осуществляется визуально: на центровых отверстиях не должно быть забоин, При наличии - удалить шабером.
Установить вал в центры Устанавливается с разрешения преподавателя. Предварительно надевается зубчатое колесо.
Определить состояние зубчатого колеса. Осмотреть зубчатое колесо Установить наличие выбраковочных.                   признаков, а при их отсутствии - места расположения и характер рисок, царапин, выработки и других видимых дефектов.
Замерить толщину (t) зуба, мм Штангензубомером и тангенциальным                                 зубомером замерить три зуба, расположенных под углом 120° в одном поясе (посередине).
Определить состояние шлицевого вала. Осмотреть шлицевой вал. Установить наличие выбраковочных.                   признаков, а при их отсутствии - места расположения и характер рисок, царапин, выработки и других видимых дефектов.
Определить состояние шлицев под ступицу синхронизатора первой и второй передач, мм Измерить наружный диаметр (d) шлицев микрометром в двух поясах (пояса расположены от окончания шлицев на расстоянии 1/4 их общей длины), в двух взаимно перпендикулярных плоскостях. Измерить шгангензубомером ширину трех шлицев (t), расположенных под углом 120°, в двух поясах.
Тоже, для шлицев третьей и червертой передач, мм См. п 8.2

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-19; просмотров: 446; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.198.43 (0.006 с.)