Наблюдение над функционированием лексических единиц в собственной речи, выработка навыка составления текстов (устных и письменных) с лексемами различных сфер употребления. 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Наблюдение над функционированием лексических единиц в собственной речи, выработка навыка составления текстов (устных и письменных) с лексемами различных сфер употребления.



Практическая работа № 7

Наблюдение над функционированием лексических единиц в собственной речи, выработка навыка составления текстов (устных и письменных) с лексемами различных сфер употребления.

Учебная цель: совершенствовать умение находить и исправлять в тексте лексические ошибки, ошибки в употреблении фразеологизмов.

Учебные задачи:

1. Научиться находить и исправлять в тексте лексические ошибки, ошибки в употреблении фразеологизмов

2. пользоваться толковыми, фразеологическими, этимологическими словарями, словарём устаревших слов русского языка.

Образовательные результаты, заявленные в ФГОС третьего поколения

Студент должен:

уметь:

- владеть нормами словоупотребления;

- определять лексическое значение слова;

- уметь пользоваться толковыми, фразеологическими, этимологическими словарями, словарём устаревших слов русского языка.

знать:

- нормы словоупотребления.

-изобразительные и выразительные особенности русской лексики.

Задачи практического занятия:

1. Повторить теоретический материал по теме практической работы.

2.Ответить на вопросы для закрепления теоретического материала.

3. Выполнить предложенные задания.

4. Записать выполненные задания в тетради для практических работ.

Обеспеченность занятия (средства обучения)

1. Учебник по русскому языку.

2.Тексты заданий.

3. Тетради для практических работ.

Вопросы для закрепления теоретического материала по теме:

  1. Что изучают этимология, лексикология, фразеология, лексикография и лингвистика?
  2. Что такое лексическое и грамматическое значение слова?
  3. Расскажите об однозначных и многозначных словах; прямом и переносном значении слова.
  4. Расскажите об омонимах и их разновидностях.
  5. В чем различие омонимов и паронимов?
  6. Что вы знаете о синонимах и антонимах?
  7. Фразеологический оборот, фразеологизм, устойчивое сочетание слов, несвободное словосочетание, фразеологическое выражение – одинаково ли их значение?
  8. Назовите группы фразеологизмов по их происхождению?
  9. Назовите виды словарей русского языка

Задания для практического занятия

Задание 1

Лексический анализ предложенного текста.

1. Запишите по 2-3 примера к каждой лексической группе (синонимы, антонимы и др.).

Используя словари, определите значения многозначного слова корпус в различном контексте.

1. Владимир Дубровский воспитывался в кадетском корпусе. 2. Генерал-майор Голицын, со своим корпусом, должен был заградить Московскую дорогу. 3. Окна во всех корпусах были ярко освещены, и оттого на громадном дворе казалось очень темно. 4. Мимо протянулась трибуна, высокое деревянное здание в двести лошадиных корпусов длиною. 5. Ухающие раскаты вздымленной воды, удары о железный корпус судна, завывание в рангоуте, свист в углах надстроек, беспрерывный гул всего простора – все эти звуки сливались в одну нескладную, но чрезвычайно могучую симфонию. 6. Весь корреспондентский корпус был захвачен этой веселой работой. 7. Типография обладала в то время богатейшим набором шрифтов… В математическом шрифте было 4 размера букв: корпус, петит, мелкий петит и конпарель. 8. Фон картины был написан корпусом. 9. В библиотеке был корпус басен Крылова.

3. Подберите синоним и антоним к прилагательным свободный, свежий в следующих словосочетаниях:

1) свободный народ, свободный вход, свободное дыхание, свободное платье, свободная квартира, свободное время;

2) свежий хлеб, свежий вечер, свежий огурец, свежий вид, свежий взгляд, свежий снег.

  4. Составьте словосочетания паронимов деловитый – деловой – дельный – деляческий со словами: отношения, хватка, походка, работник, женщина, характер, критика, секретарь, муравей, рассказ, картина, книга, статья.

Задание 2

Выполните тестовые задания

1. Укажите неверное утверждение:

а) части речи выделяются на основе определенной общности лексического и грамматического значений слова;

б) могут быть лексические и контекстуальные омонимы

в) омоформы, омофоны и омографы обладают признаками омонимии;

г) могут быть контекстуальные антонимы

д) среди неологизмов встречаются и устаревшие слова;

е) историзмы и архаизмы в речи используются по-разному.

 

2. Укажите словосочетания, в которых выделенные курсивом слова употреблены в прямом значении:

а) защита диссертации;

б) класс работает;

в) чувство локтя;

г) переход через горы;

л) играли Шекспира;

е) простые люди.

 

3. Найдите словосочетания, в которых выделенные курсивом слова являются омонимами:

а) коренной житель — коренной вопрос;

б) человек худой — характер худой;

в) больной заснул — больной ребенок;

г) спутник Марса — спутник в дороге;

д) пачка папирос — пачка балерины;

е) звезда эстрады — звезда на небе.

 

4. Укажите, какая из омонимичных форм использована в предложении:

Не вы, но Сима страдала невыносимо, водой Невы носима.

                                                                                (В. Маяковский.)

а) омоформы;

б) омофоны;

в) омографы.

 

Задание 3

Задание 4

 

Найдите и исправьте языковую неточность.

1. Она страшно красивая.

2. Он ужасно хорошо выступил.

3. Миша не пойдет в школу, у него температура.

4. Спортсмен сегодня в форме.

5. Танцуют в темпе.

6. У нее две пары часов, и обе не ходят.

7. Я сменил пять пар Чулков и носков.

8. Мы купили пару сапогов и две пары ботинков, пару пиджаков и брюк.

9. Машины понавезли сюда кирпичей и пески.

10.  В магазине есть разные маслы.

11.  Сорок семь орешки есть к меня.

12.  Ядро одно – много ядров.

 

Практическая работа № 7

Наблюдение над функционированием лексических единиц в собственной речи, выработка навыка составления текстов (устных и письменных) с лексемами различных сфер употребления.

Учебная цель: совершенствовать умение находить и исправлять в тексте лексические ошибки, ошибки в употреблении фразеологизмов.

Учебные задачи:

1. Научиться находить и исправлять в тексте лексические ошибки, ошибки в употреблении фразеологизмов

2. пользоваться толковыми, фразеологическими, этимологическими словарями, словарём устаревших слов русского языка.

Образовательные результаты, заявленные в ФГОС третьего поколения

Студент должен:

уметь:

- владеть нормами словоупотребления;

- определять лексическое значение слова;

- уметь пользоваться толковыми, фразеологическими, этимологическими словарями, словарём устаревших слов русского языка.

знать:

- нормы словоупотребления.

-изобразительные и выразительные особенности русской лексики.

Задачи практического занятия:

1. Повторить теоретический материал по теме практической работы.

2.Ответить на вопросы для закрепления теоретического материала.

3. Выполнить предложенные задания.

4. Записать выполненные задания в тетради для практических работ.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-19; просмотров: 1085; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.249.77 (0.006 с.)