Вся его жизнь – это игра» А.С. Макаренко 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вся его жизнь – это игра» А.С. Макаренко



Вся его жизнь – это игра» А.С. Макаренко

 

Актуальность темы

Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Не удивительно, что проблема игры привлекала и привлекает к себе внимание исследователей: педагогов, психологов, философов, социологов, искусствоведов, биологов.В исследованиях Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина игра определяется как ведущий вид деятельности, который возникает не путѐм спонтанного созревания, а формируется под влиянием социальных условий жизни и воспитания. В игре создаются благоприятные условия для формирования способностей производить действия в умственном плане, осуществляет психологические замены реальных объектов. Игра - ведущий вид деятельности ребенка. В игре он развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будет зависеть успешность его социальной практики. Игра является полигоном для социальных проб детей, т. е. тех испытаний, которые выбирается детьми для самопроверки и в процессе которых ими осваиваются способы решения возникающих в процессе игры проблем межличностных отношений. В игре создается базис для новой ведущей деятельности - учебной. Поэтому важнейшей задачей педагогической практики является оптимизация и организация в ДОУ специального пространства для активизации, расширения и обогащения игровой деятельности дошкольника.

Единственный язык, который легко даѐтся детям - это язык ИГРЫ. Именно игра позволяет скорректировать возникающие возрастные проблемы и сложности в отношениях. Без игры жизнь ребѐнка невозможна! Игровая деятельность влияет на формирование произвольности поведения и всех психических процессов, от элементарных до самых сложных. Выполняя игровую роль, ребенок подчиняет этой задаче все свои сиюминутные импульсивные действия. В условиях игры дети лучше сосредоточиваются и запоминают, чем по прямому заданию взрослого.

Главной и ведущей деятельностью дошкольного возраста являются творческие игры. Сюжетно-ролевая игра одна из творческих игр. В сюжетно-ролевой игре дети берут на себя те или иные функции взрослых людей и в специально создаваемых ими игровых, воображаемых условиях воспроизводят (или моделируют) деятельность взрослых и отношения между ними. В такой игре наиболее интенсивно формируются все психические качества и особенности личности ребенка.

Основная цель педагогического руководства - будить воображение ребенка, создавать условия для того, чтобы как можно больше изобретательности, творчества проявили сами дети. Каждый вид игры отвечает своим целям и задачам и определяет организацию игрового пространства в группе.

Так для детей младшего возраста педагоги создают личное игровое оснащение (ширмы, строитель, атрибуты для ролевых игр, предметы -заместители, дидактические игры, дающие опыт разнообразного использования объекта, на собственном примере показывают детям, как пользоваться ролевой речью, звукоподражанием, подсказывают реплики, объясняют действия.

В группе среднего дошкольного возраста воспитатели вместе с детьми изготавливают множество предметов - заместителей, так как задача педагога научить детей отражать роль словесного, без опоры на реальный предмет.

В средней группе педагоги выделяют игровые зоны, в которых дети разворачивают любые сюжетно – ролевые игры, объединяясь в небольшие группы. Организуя игру, педагог занимает позицию включѐнного партнѐра: он просит ребѐнка пояснить смысл действий, побуждая к ролевой речи и беря на себя определѐнную роль.

В старшей группе педагоги организуют игровое пространство, ведущее место, в котором занимают опорные, специальные игрушки и предметы. Дети свободно проявляют свои игровые умения, самостоятельно сочиняют игру, моделируют еѐ среду, изменяя еѐ в ходе развития сюжета, свободно двигаясь от роли к роли, соблюдая правила игры. Дети старшего возраста проявляют большой интерес к режиссѐрским играм. Опорой для них служат уже не только образные мелкие игрушки зайчики, куколки, но и разнообразные предметы (ткань, шарик, брусок и т. д.) Педагогическое сопровождение игр направлено на сохранение самостоятельной игры и побуждения игрового творчества. Педагоги стремятся пробудить у детей способность к импровизации, насыщении сюжетов оригинальными событиями. Таким образом, к феномену игры стоит относиться как к уникальному явлению детства.

Игра - это не только имитация жизни, это очень серьезная деятельность, которая позволяет ребенку самоутвердиться, самореализоваться. Участвуя в различных играх, ребенок выбирает для себя персонажи, которые наиболее близки ему, соответствуют его нравственным ценностям и социальным установкам. Игра становится фактором социального развития личности.

Игра — это работа ребенка, а игрушки — его инструменты. Игра детям нужна не меньше пищи и вашей любви. В игре ребенок изучает мир, поэтому для него необходимо создавать обучающую среду, с разными игрушками и занятиями.

Ребенку также необходимо общение с другими детьми. Это помогает ему понять, что кроме него существует еще кто-то. Он должен научиться понимать нужды других людей, игра становится репетицией более взрослой жизни, в которой есть свои правила сотрудничества и уважения.

Пояснительная записка.

Одна из основных форм осуществления интегративного подхода в ДОУ - игровая деятельность, позволяющая объединить различные области знаний.

Игра — наиболее доступный для детей вид деятельности, это способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. По мнению Н.Ф.Губановой, она выполняет роль комплексного развития всех аспектов целостной личности, оказывает влияние на весь ход и результат развития дошкольника.

Большинство психологов и педагогов рассматривают игру в дошкольном возрасте как деятельность, определяющую психическое развитие ребенка, как деятельность ведущую, в процессе которой возникают психические новообразования.

 

Актуальность.

Единственный язык, который легко дается детям- это язык игры. Именно игра позволяет скорректировать возникающие возрастные проблемы и сложности в отношениях. Без игры жизнь ребенка невозможна! Игровая деятельность влияет на формирование произвольности поведения. Выполняя игровую роль, ребенок подчиняет этой задаче все свои сиюминутные и импульсивные действия. В условиях игры, считает Губанова, дети лучше сосредоточиваются и запоминают, чем по прямому заданию взрослого.

 

Цель:

Раскрытие личностных способностей детей через актуализацию познавательного опыта в процессе игровой деятельности.

Задачи:

- Достигнуть высокого уровня мотивации, осознанной потребности в усвоении знаний и умений за счёт собственной активности ребёнка.

- Подобрать средства, активизирующие деятельность детей и повышающие её результативность.

 

Значение игровой технологии не в том, что она является развлечением и отдыхом, а в том, что при правильном руководстве становится: способом обучения; деятельностью для реализации творчества; методом терапии; первым шагом социализации ребёнка в обществе.

На современном этапе игровая деятельность в качестве самостоятельной технологии может быть использована: для освоения темы или содержания изучаемого материала; в качестве занятия или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля); как часть образовательной программы.

Главный компонент игровой технологии, по мнению Губановой - непосредственное и систематическое общение педагога и детей.

Её значение:

- активизирует воспитанников;

- повышает познавательный интерес;

- вызывает эмоциональный подъём;

- способствует развитию творчества;

- максимально концентрирует время занятий за счёт чётко сформулированных условий игры;

- позволяет педагогу варьировать стратегию и тактику игровых действий за счёт усложнения или упрощения игровых задач в зависимости от уровня освоения материала.

 

Губанова считает, что нужно уделять внимание активизации творческих проявлений детей, самостоятельной игре, развитию педагогического творчества. В играх с правилами следует обращать внимание на сочетание увлекательной задачи и активной деятельности на основе умственного усилия; это мобилизует интеллектуальный потенциал ребенка.

Планируемые результаты освоения технологии:

- Расширение кругозора, познавательная деятельность; формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности; развитие трудовых навыков.

- Воспитание самостоятельности, воли; формирование определенных подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок; воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности.

- Развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, воображения, фантазии; творческих способностей, рефлексии, умения находить оптимальные решения; развитие мотивации учебной деятельности.

- Приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды; стрессовый контроль, саморегуляция; обучение общению; психотерапия.

План

1.Внедрение игровых технологий – одно из требований ФГОС ДО.

2. Применение игровых технологий в ДОУ.

3. Современные игровые технологии обучения в ДОУ

Игра – вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе.

Игра является составной частью педагогических технологий.

Педагогическая технология – это совокупность психолого-педагогических подходов: формы, методы, способы, приёмы и средства.

Игровая технология – это организация педагогического процесса

в форме различных педагогических игр,   формы взаимодействия педагога и детей через реализацию определенного сюжета (игры, сказки, спектакля).

Целью игровой технологии

*является создание полноценной мотивационной основы для формирования навыков и умений деятельности в зависимости от условий функционирования дошкольного учреждения и уровня   развития детей.

Главное не менять ребёнка и не переделывать его, не учить его каким- то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании

взрослого.

Задачи:

* Достигнуть высокого уровня мотивации, осознанной потребности

в усвоении знаний и умений за счёт собственной активности ребёнка.

* Подобрать средства, активизирующие деятельность детей

и повышающие её результативность.

*формирования эмоциональной связи ребёнка с воспитателем.

 

Этапы развития игры

Известный психолог Д.Б.Эльконин (1978) связал развитие игры с динамикой развития ребенка. Развитие игры у детей проходит четыре этапа.

Первый этап. Основным содержанием игры являются действия с предметами. Они осуществляются в определенной последовательности, хотя эта последовательность часто нарушается. Цепочка действий носит сюжетный характер. Основные сюжеты бытовые. Действия однообразны и часто повторяются. Роли еще не обозначаются. На первом этапе сюжетно-ролевой игры дошкольники охотно играют со взрослыми. Самостоятельная игра кратковременна. Как правило, стимулом возникновения игры является игрушка или предмет-заменитель, ранее использованный в игре.

Второй этап. Как и на первом уровне, основное содержание игры – действия с предметом. Однако теперь эти действия развертываются последовательно, в соответствии с ролью, которая уже обозначается словом. Последовательность действий становится правилом. Возникает первое взаимодействие между участниками на основе использования общей игрушки. Объединения играющих кратковременны. Основные сюжеты бытовые. Игра многократно повторяется. Игрушки дети используют одни и те же – любимые. В игре объединяются 2-3 человека.

Третий этап. Основное содержание игры – по-прежнему действия с предметами. Однако они дополняются действиями, направленными на установление контактов с партнерами по игре. Роли четко обозначены и распределены до начала игры. Игрушки и предметы подбираются (чаще всего по ходу игры) в соответствии с ролью. Логика, характер действий и их направленность определяются ролью и становится основным правилом. Игра чаще протекает как совместная, хотя взаимодействие перемежается с параллельными действиями партнеров, не связанных друг с другом, несоотнесенных с ролью. Продолжительность игры увеличивается. Сюжеты становятся более разнообразными: дети отражают в игре не только быт, но и труд взрослых, яркие общественные явления.

Четвертый этап. Основное содержание игры – отражение отношений и взаимодействий взрослых друг с другом. Тематика игр разнообразная: она определяется не только непосредственным, но и опосредованным опытом детей (обыгрывание сцен литературных произведений, кинофильмов, телепередач и т. п.). Игры носят совместный, коллективный характер. Объединения участников устойчивы. Они строятся на интересе детей к одним и тем же играм или на основе личных симпатий и привязанностей. Игры одного содержания не только длительно повторяются, но и развиваются, обогащаются, существуют продолжительное время.В игре выделяется подготовительный этап: распределение ролей, отбор игрового материала, а иногда и его изготовление (игрушек-самоделок). Количество вовлеченных в игру до 5-6 человек.

Как играть с детьми?

Целесообразно начинать с наблюдения за играми детей, выявления их игровых умений и интересов. В процессе воспитатель обращает внимание на начало игры (кто инициатор), на ход игры (как дети переходят от эпизода к эпизоду в сюжете, какие игровые умения используются, на речевые проявления детей, что отражается в содержании игры, эмоции), конец игры (было ли логическое завершение и т.д.)

Косвенное (непрямое) развитие игры должно обеспечить развитие положительного отношения детей к явлениям окружающей действительности, которые могут отражаться в игре. Для этого необходимо обогащать представления детей о социальной действительности через экскурсии, чтение книг, беседы, дидактические игры и т.д. Косвенное развитие игры связано с созданием развивающей предметно-игровой среды. В предметно-игровой среде детского сада равномерно должны быть представлены как готовые игры и игрушки, так и материалы для синтеза игры с художественной и трудовой деятельностью, позволяющие включать в игру самоделки, сочетать игру с рисованием.

Непосредственное (прямое) развитие игры также должно обеспечить обогащение содержания, развитие сюжета и игровых умений, развитие взаимоотношений между детьми. Прямое развитие игры связано с влиянием педагога на детей через собственное ролевое поведение, участие педагога в игре как равного партнера. Педагог помогает детям придумывать сюжеты, ролевые диалоги и т.д. Отношения становятся партнерские, равноправные. Игровой процесс должен протекать естественно, у детей не должно возникать ощущение, что их «обучают» в игре. Нарастание самостоятельности детей в игре зависит от руководства игровой деятельности педагога. Вначале педагог как партнер (носитель игровых идей и умений организационного общения в игре). Далее, педагог выступает как координатор игровых замыслов и общения детей (оказывает оперативную помощь в случаях затруднения в развертывания сюжете). Когда опыт осуществления игры освоен, педагог становится наблюдателем за играми детей (оказывает непрямую помощь при возникающих затруднениях, это изменение предметной среды, проблемная ситуация, совет, вопрос, рассказ о собственных детских играх).

Игра «Громко — тихо»

Цель: Учить детей менять силу голоса: говорить то громко, то тихо. Воспитание умения менять силу голоса.

Подготовительная работа. Педагог подбирает парные игрушки разных размеров: большую и маленькую машины, большой и маленький барабаны, большую и маленькую дудочки.

Ход: Взрослый показывает 2 машины и говорит: «Когда едет большая машина, она подает сигнал громко: «би-би». Как подает сигнал большая машина?» Дети громко произносят: «би-би». Педагог продолжает: «А маленькая машина сигналит тихо: «би-би». Как сигналит маленькая машина?» Дети тихо произносят: «би-би». Педагог убирает обе машины и говорит: «Сейчас будьте внимательны. Как только поедет машина, вы должны дать сигнал, не ошибитесь, большая машина сигналит громко, а маленькая - тихо».

Аналогично обыгрываются остальные игрушки.

Методические указания: В зависимости от количества детей в группе на занятии можно использовать одну пару игрушек или 2-3. Следить, чтобы при тихом произнесении звукоподражаний дети не переходили на шепот.

«Угадай по голосу»

Цель: уточнять и закреплять правильное произношение звука у изолированно и в словах; учить образовывать глаголы от звукоподражательных слов.

Материал: корзина с игрушками.

Ход:

В: Кто это к нам пришел? (Это (достает петушка, лягушка, утка)…

Д: Петух

В: А это, дети (показывает картину), кукушка. Как кукует кукушка? Ку-ку, ку-ку! А это чей голос? Кто так крякает?: кря-кря7

Дети: Утка.

В: Кто квакает ква-ква?....

В: Кто кукарекает: кукареку?...

В: А как кукушка кукует?

В: Сейчас мы с вами поиграем. Вот петушок (показывает игрушечного петушка). Как он поет? Когда петушок поет «Кукареку!», он что делает? (кукарекает)

В: А это кукушка (показывает картинку). Как она подает голос? (ку-ку)

Д: Когда кукушка говорит ку-ку, она что делает? (кукует)

В: Покажите, как летает кукушка. (Дети поднимаются с ковра и летают.) Как кукушка кукует? (дети кукуют.) Покажите как машет крыльями петушок. (дети показывают.) как он кричит кукареку? (Дети кукарекают) Что вы сейчас делали, как петушок? (кукарекали.)

Послушайте слова: кукушка, петух, утка, лягушка. В этих словах слышится звук «у». потяните его: «ууу». Назовите слова со звуком у: кукууушка, петууух, лягууушка, ууутка. (Произносит вместе с детьми)

Игрушки остаются для свободной игры детей.

Подбери нужное слово

Цель: развивать образное мышление, речь.

Воспитатель начинает произносить фразу, а детям предлагает ее закончить, подобрав соответствующее слово.

Воспитатель. В аквариуме плавают... Кто плавает?

Дети. Рыбки.

Рекомендуемые предложения:

Высоко на дубу сидит и каркает... Кто? (Ворона.)

На лугу пасется... (корова).

На огороде вырос большой зеленый... (огурец).

У Вовы лопнул красный... (шар).

Хорошо водит машину... (шофер).

Сначала воспитатель переспрашивает детей, потом они отвечают без дополнительного вопроса. Воспитатель обращает внимание на то, чтобы они точно подбирали слова, правильно произносили звук [р], [р'] в словах. Ответы должны быть индивидуальные.

Занятие проводится в быстром темпе.

Средняя группа:

«Найди ошибку»

Цели: учить отчетливо произносить многосложные слова громко, развивать слуховое внимание.

Ход игры: Воспитатель показывает игрушку и называет заведомо неправильное действие, которое якобы производит это животное. Дети должны ответить, правильно это или нет, а потом перечислить те действия, которые на самом деле может совершать данное животное. Например: «Собака читает. Может собака читать?» Дети отвечают: «Нет». А что может делать собака? Дети перечисляют. Затем называются другие животные.

«Какая, какой, какое?»

Цели: учить подбирать определения, соответствующие данному примеру, явлению; активизировать усвоенные ранее слова.

Ход игры: Воспитатель называет какое-нибудь слово, а играющие по очереди называют как можно больше признаков, соответствующих данному предмету. Белка — рыжая, шустрая, большая, маленькая, красивая.

Пальто — теплое, зимнее, новое, старое ….

Мама — добрая, ласковая, нежная, любимая, дорогая …

Дом — деревянный, каменный, новый, панельный …

Дидактическая игра «Закончи предложение»

Цели: учить дополнять предложения словом противоположного значения, развивать внимание.

Ход игры: Воспитатель начинает предложение, а дети его заканчивают, только говорят слова с противоположным значением.

Сахар сладкий, а перец - …. (горький).

Летом листья зеленые, а осенью (желтые).

Дорога широкая, а тропинка (узкая).

Дидактическая игра «Какое что бывает?»

Цели: учить классифицировать предметы по цвету, форме, качеству, материалу, сравнивать, сопоставлять, подбирать как можно больше наименований, подходящих под это определение; развивать внимание.

Ход игры: Расскажите, что бывает:

зеленым — огурец, крокодил, листик, яблоко, платье, елка ….

широким — река, дорога, лента, улица …

Выигрывает тот, кто больше назовет слов.

Старшая группа:

Игра «Что значит слово»

Воспитатель называет слово, а дети говорят, что оно значит:

Аня – имя девочки

Петров – фамилия

Стол – предмет мебели

Сыр – продукт питания

Сок – напиток из фруктов

Жучка – кличка собаки

Сосна – название дерева

Новый год – название праздника

Суббота – день недели и т. д.

Игра «Коза – стрекоза»

Воспитатель называет слово, дети подбирают к нему слово похожее по звучанию:

Коза – стрекоза

Чашка – ромашка

Кошка – лукошко

Сук – барсук

Шина – машина

Жар – пожар

Ложка – дорожка

Оса – коса и т. д.

Игра «Дом – домище»

Воспитатель говорит:

-Я назову вам слово, а вы найдите к нему такое слово, чтобы этот предмет стал огромным.

Дом – домище

Рука – ручище

Сапоги – сапожищи

Волк – волчище

Медведь – медведище и т. д.

Можно играть наоборот: стол – столик, дуб – дубочек, река – речка, туча – тучка и т. д.

Игра «Найди другое слово»

Воспитатель называет слова, а дети придумывают слова противоположные по смыслу:

Длинный – короткий

Мягкий – твердый

Легкий – тяжелый

Тонкий – толстый

Сильный – слабый

Храбрый – трусливый

Здоровый – больной и т. д.

Игра «Закончи фразу»

Подушка мягкая, а скамейка…. жесткая.

Пластилин мягкий, а камень…. твердый.

Ручей мелкий, а речка…глубокая.

Ягоды смородины мелкие, а клубники…. крупные.

Кашу варят густую, а суп….жидкий.

Лес бывает густой, а бывает….редкий.

После дождя земля сырая, а в солнечную погоду….сухая.

Покупаем картофель сырой, а едим…. вареный.

Купили хлеб свежий, а он стал….черствый.

Летом едим огурцы свежие, а зимой…соленые.

Подготовительная группа:

Игра «Нужные знаки»

Цель: Развивать речевой аппарат детей, отрабатывать дикцию, закреплять способы обозначения предложений.

Ход: Воспитатель называет предложение. Дети определяют, с какой интонацией оно было произнесено, в соответствии с этим поднимают

карточку с нужным знаком.

Игра «МНОГО - МАЛО»

Цель: Упражнять в образовании множественного числа существительных с окончанием – «и»

Ход.

1 вар. Игорь ходит в детский сад и очень любит его, потому что здесь его друзья. А ещё потому, что здесь всего много.

Дома у него один стульчик, а здесь стульчики.

Далее педагог называет слова в единственном числе, а дети образуют множественное число.

Примерный набор слов: танк, маска, краска, тетрадь, собака, куртка, машинка, значок.

2 вар. Звук «ы» – очень зажиточный звук. У его соседей только один сад, а у звука «ы» – сады.

Пример говорит воспитатель. Далее множественное число образуют дети.

У соседей выросла груша, а у звука ы - …(груши).

У соседей ягода, а у звука ы - … (ягоды).

У соседей перед домом клумба, а у звука ы - … (клумбы).

У соседей на клумбе цветок, а у звука ы - … (цветы).

На скотном дворе не корова, а …(коровы); не курица, а …(курица); не овца, а …(овцы); не коза, а …(козы).

И дома у звука ы не комната, а … (комнаты); не диван, а …(диваны) и т.д.

Игра «КТО ЭТО? ЧЬЁ ЭТО?»

Цель: Упражнять в образовании прилагательных от существительных.

Ход.

Педагог показывает картинки с изображением лисы, волка, белки, мышки, поросёнка, петуха. Спрашивает: «Кто это?». Дети отвечают полным ответом: «Это лиса». И т.д.

Затем воспитатель другие картинки с изображением хвостов. Просит назвать, чьи это хвосты. Дети отвечают: «Это лисий хвост» и т.д.

Игра «ПОДБЕРИ ПРАВИЛЬНО»

Цель: упражнять в использовании местоимений он, она, оно, они.

Ход.

О ком или о чём можно сказать: он, она, они, оно. Воспитатель называет слова, дети подбирают соответствующее местоимение. В начале игры педагог даёт образец: воспитательница – она, дети – они, стул – он, окно – оно (песок, море, волна, лодка, Вова, Оля, цветок, солнце).

Игра «КТО ЧТО ДЕЛАЕТ?»

Цель: Учить детей подбирать глаголы действия к предложенным существительным.

Ход: Воспитатель показывает детям разные картинки – дети подбирают к ним глаголы действия.

Муха – летала, жужжала, надоедала.

Машина – ехала, остановилась, везла.

Морковь – росла, зеленела.

Макароны – варились, лежали, жарились.

Мышка - бежала, пищала.

Мальчик – прыгал, бегал, рисовал, лежал, играл.

 

v Подвижные игры

Цель подвижных игр — это: Давать выход запасам энергии ребенка. Развитие координации движений. Повысить положительный настрой и укрепить психоэмоциональное здоровье. Развитие навыков общения. Умение оценивать ситуацию и делать соответствующие выводы. Развивать быстроту реакции. Игры подвижные: методика, любая игра направлена на решение задач по развитию и оздоровлению детей. Основными задачами игр, в том числе и подвижных игр на свежем воздухе являются. Образовательные. Эта цель достигается созданием процесса.

Задачи подвижных игр:

Развитие опыта и обогащение его новыми, более сложными движениями.
Совершенствование двигательных навыков и их использование в изменяющихся игровых ситуациях.
Развитие креативных возможностей и физических качеств.
Воспитание самостоятельности и активности новыми, более сложными движениями
Приобщение к элементарным нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.

Картотека подвижных игр

Подвижная игра «Найди мяч»

Цель: Развивать у детей наблюдательность, ловкость.

Описание: Все играющие становятся в круг вплотную, лицом к центру. Один играющий становится в центр, это говорящий. Играющие держат руки за спиной. Одному дают в руки мяч. Дети начинают передавать мяч друг другу за спиной. Водящий старается угадать у кого мяч. Он может попросить каждого из играющих показать свои руки, сказав «руки». Играющий протягивает обе руки вперед, ладонями к верху. Тот у кого оказался мяч или кто уронил его, становится в середину, а водящий на его место.

Правила: Мяч передают в любом направлении. Мяч передают только соседу. Нельзя передавать мяч соседу после требования водящего показать руки.

Варианты: Ввести в игру два мяча. Увеличить число водящих. Тому у кого оказался мяч дать задание: попрыгать, станцевать и т. п.

Подвижная игра «Два мороза»

Цель: Развивать у детей торможение, умение действовать по сигналу (по слову). Упражнять в беге с увертыванием в ловле. Способствовать развитию речи.

Описание: На противоположных сторонах площадки отмечаются линиями два дома. Играющие располагаются на одной стороне площадки. Воспитатель выделяет двух водящих, которые становятся посередине площадки между домами, лицом к детям. Это Мороз Красный Нос и Мороз Синий Нос. По сигналу воспитателя «Начинайте», оба Мороза говорят: «Мы два брата молодые, два мороза удалые. Я - Мороз Красный Нос. Я - Мороз Синий Нос. Кто из вас решиться, в путь-дороженьку пуститься?» Все играющие отвечают: «Не боимся мы угроз и не страшен нам мороз» и перебегают в дом на противоположной стороне площадки, а Морозы стараются их заморозить, т. е. коснуться рукой. Замороженные останавливаются там, где их захватил мороз и так стоят до окончания перебежки всех остальных. Замороженных подсчитывают, после они присоединяются к играющим.

Правила: Играющие могут выбегать из дома только после слова «мороз». Кто выбежит раньше и кто останется в доме, считаются замороженными. Тот, кого коснулся Мороз, тотчас же останавливается.

Подвижная игра «Мышеловка»

Цель: Развивать у детей выдержку, умение согласовывать движения со словами, ловкость. Упражняться в беге и приседании, построении в круг и ходьбе по кругу. Способствовать развитию речи.

Описание: Играющие делятся на две неравные группы. Меньшая образует круг- «мышеловку», остальные «мыши»- они находятся вне круга. Играющие, изображающие мышеловку, берутся за руки и начинают ходить по кругу, приговаривая: «Ах, как мыши надоели, все погрызли, все поели. Берегитесь же, плутовки, доберемся мы до вас. Вам поставим мышеловки, переловим всех сейчас». Дети останавливаются и поднимают сцепленные руки вверх, образуя ворота. Мыши вбегают в мышеловку и выбегают из нее. По слову воспитателя: «хлоп», дети стоящие по кругу, опускают руки и приседают- мышеловка захлопнулась. Играющие, не успевшие выбежать из круга, считаются пойманными. Пойманные мыши переходят в круг и увеличивают размер мышеловки. Когда большая часть мышей поймана, дети меняются ролями. Правила: Опускать сцепленные руки по слову «хлоп». После того, как мышеловка захлопнулась, нельзя подлезать под руки

Варианты: Если в группе много детей, то можно организовать две мышеловки и дети будут бегать в двух.

Примеры игр с палочками Кюизенера.

1. Перемешайте палочки на столе. Попросите показать по очереди оранжевую, красную, голубую и т. п.

2. Назвать цвет самой короткой и самой длинной палочки.

3. Показать не синюю и не оранжевую.

4. Собрать палочки одного цвета, построить из них домик.

5. Соединить вместе короткую и длинную палочку, спросить какая из них длинная, какая короткая.

6. Найти палочки равные по длине.

7. Выставить палочки по возрастанию – от самой короткой до самой длинной и наоборот.

8. Угадай-ка. Выставить палочки в ряд. Ребенок загадывает одну палочку. Вы задаете вопросы: эта палочка короче красной? Она длиннее желтой?

9. Составить одну палочку из синей и красной чтобы синяя была слева (справа).

10. Построить башню из палочек. Какая палочка ниже оранжевой, выше красной?

11. Белая палочка – это единица. Придвиньте к ней еще одну, чтобы они составили одно целое. Нужно найти такую палочку, которая равнялась бы длине двух составленных.

12. Вы называете число, ребенок находит палочку.

13. Покажите, как можно складывать – прибавлять одну палочку к другой. Отнимать – из двух одну забрать.

14. Из каких палочек можно составить оранжевую?

15. Какие три нужно, чтобы получилась черная.

16. Получится ли составить оранжевую из четырех?

17. Из каких палочек можно составить число 10?

18. Выложите две дорожки, желтую и красную - какая дорожка длиннее? короче?

19. Найди все, короче фиолетовой.

20. Выложите: один поезд из синей палочки, второй - из черной. Какие две палочки нужно присоединить к короткому поезду, чтобы он стал такой длины, как длинный поезд.

21. Оранжевая и желтая – один поезд, красная и фиолетовая – другой, как уравнять поезда?

22. Составляйте из палочек геометрические фигуры.

· Блоки Дьенеша –

волшебным образом вобрали в себя черты конструктора и развивающей игры для маленьких математиков. Так в чем же их привлекательность и польза?

Применяя в работе блоки Дьенеша можно расширить границы познания не только узконаправленно (цвет, форма, размер, толщина, но и сформировать умение у детей комплексно оценивать свойства любых предметов, что также позволяет говорить о формирующихся логических операциях.

Целью методики является развитие математических способностей у детей дошкольного и младшего школьного возрастов.

Задачи использования блоков Дьенеша довольного разнообразны: развитие и совершенствование умения проводить анализ формы предметов; улучшение умения сравнивать предметы между собой по одному или нескольким параметрам; развитие фантазии и творческого начала у детей.

Процесс формирования логического мышления в каждый возрастной период:

Во второй младшей группе используются блоки Дьенеша для организации простого манипулирования геометрическими фигурами. Для этого мы предоставляется детям возможность самостоятельно знакомиться с логическими блоками, используя их по своему желанию в различных видах деятельности. В процессе манипулирования дети замечают, что блоки имеют различную форму, цвет, размер, толщину. Сначала выбираются игры и упражнения на развитие умения обобщать и классифицировать, сравнивать объекты по одному свойству. Когда ребенок без больших затруднений справляется с подобными заданиями, ему предлагаются игры и упражнения на развитие умения оперировать сразу двумя свойствами, а затем тремя и четырьмя.

С простейшими геометрическими фигурами (круг и квадрат) знакомим детей в экспериментальной деятельности. Они прокатывают через воротики эти фигуры и определяют предмет, который не катится (квадрат, и предмет, который катится (круг). Еще до проведения систематически организуемой совместной с педагогом деятельности используются блоки Дьенеша как строительный материал и как мозаику.

Для закрепления знаний об этих геометрических фигурах проводятся игры - поручения с двумя обручами, например:

• «Положи в красный обруч красные круги, а в синий обруч - синие квадраты!»;

«Положи в красный обруч круги, а в синий обруч - квадраты!»;

• «Положи в красный обруч маленькие круги, а в синий обруч - большие круги!»;

• «Положи в красный обруч большие квадраты, а в синий обруч - маленькие квадраты!».

В средней группе закрепляется умение различать и правильно называть круг, квадрат, треугольник и прямоугольник, выделять цвет, форму, размер, толщину. Полученные знания дети применяют в дидактических играх по группировке предметов (фигур) с использованием обручей. Большой интерес вызывает дидактическая игра «Клад», которая проводится со второй половины учебного года и позволяет формировать знания обо всех четырех свойствах предмета.

В старшей группе дети знакомятся с приемами кодирования. Для этого используются кодовые карточки, на которых с помощью символов обозначены свойства предметов. Карточки сгруппированы в специальных блокнотах, изготовленных родителями. Листы блокнота разрезаются на четыре части, соответствующие таким свойствам блоков, как цвет, размер, форма, толщина. В первой части блокнота в виде пятна красного, желтого или синего цвета обозначается цвет рассматриваемого блока. Во второй части с помощью двух изображений домиков показан размер блока (большой и маленький). В третьей части блокнота в виде геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник и прямоугольник) обозначены формы блоков. И в четвертой части показана толщина блока с помощью изображения тонкого или толстого человечка. Варьируя эти четыре свойства, можно составить 48 наборов.

Используя символы этих карточек, составляем карточки с образно- ассоциативными кодами, которые позволяют реализовывать дифференцированный подход к детям, ориентируясь на четыре уровня сложности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-19; просмотров: 483; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.28.144 (0.207 с.)