Тема 2.6. Психологические основы воспитания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 2.6. Психологические основы воспитания



Воспитание — определение понятия, цели и задачи воспитания. Основные идеи и противоречия современного воспитания. Взаимосвязь обучения и воспитания Психологические теории воспитания. Психологические закономерности воспитания. Содержание и направления воспитания. Нравственное воспитание. Самовоспитание. Формирование социального интеллекта. Формирование характера. Ранние и поздние возрастные проявления характера у детей. Трансформация характера в течение жизни. Самовоспитание. Роль труда в формировании характера. Сила характера по Э. Дакворт.

Институты воспитания, их функции и возможности. Роль семьи в воспитании детей. Воспитание в неполной семье. Стиль родительского поведения и воспитание детей. Типичные ошибки воспитания. Условия успешного воспитания.

Тема 2.7. Педагогическое общение

Педагогическое общение. Основные компоненты общения. Установление и поддержание контакта. Способы повышения эффективности взаимопонимания педагога с детскими группами. Конфликты в школе, их предупреждение и разрешение стили педагогического общения. Уровни педагогического общения. Функции педагогического общения: информационная, контактная, побудительная, эмотивная. Направленность педагогического процесса. Модели педагогического общения: учебно-дисциплинарная, личностно-ориентированная. Социально-психологические аспекты педагогического общения. Основные стороны педагогического общения: перцептивная, коммуникативная, интерактивная (Г. М. Андреева). Механизмы межличностного восприятия в педагогическом процессе: проецирование, децентрация, идентификация, эмпатия, стереотипизация. Социально-перцептивные стереотипы (А. А. Реан, Я. Л. Коломинский). Факторы социально-перцептивных искажений в учебном процессе. Эффект «ореола». Эффект «проецирования». Эффект «первичности». Эффект «последней информации». Барьеры педагогического общения. Личностные, социально-психологические, физические.

 

4. Фонд оценочных средств по дисциплине

Текущий контроль

Темы ЗУВ Оценочное средство

1.1. Проблема возраста и возрастной периодизации психического развития

Знает основные понятия психологии развития и периоды психического развития Тест 1
Умеет вывить норму развития исходя из соответствия поведения периодизации развития Кейс 1, Кейс 2
Владеет навыками самодиагностики и самоанализа собственных индивидуальных особенностей и рефлексии профессионально важных качеств педагога Эссе 1

1.2. Психологические особенности младшего школьника

Знает основные подходы к исследованию психического развития младшего школьника Тест 2
Умеет разрабатывать и реализовывать индивидуальную траекторию развития и индивидуально-ориентированные образовательные программы с учетом личностных и возрастных особенностей Кейс 3, Кейс 4
Владеет навыками адекватной самоатрибуции успехов и неудач, как основных атрибутов творческого самопроектирования жизненного и профессионального пути эссе 2

1.3. Психологические особенности подростка

Знает основные психологические проблемы пубертатного периода Тест 3
Умеет разрабатывать и формировать проект развития индивидуальности подростка Кейс 5, Кейс 6
Владеет навыками распознавания механизмов совладания как способа самоорганизации жизненного мира подростка Эссе 3

1.4. Психология ранней юности

Знает основные подходы к исследования проблем раннеюношеского возраста Тест 4
Умеет разрабатывать и формировать стратегию саморазвития молодого человека, исходя из соотнесения уровня притязаний и самооценки Кейс 7, Кейс 8
Владеет навыками распознавания проблем с социальным самоопределением и выбором профессионального пути Эссе 4

1.5. Педагог как субъект педагогической деятельности

Знает основные подходы к рефлексии профессионально важных качеств педагога и своих способностей Тест 5
Умеет разрабатывать и формировать проект саморазвития педагогических способностей Кейс 9, Кейс 10
Владеет навыками рефлексии профессионального выбора Эссе 5

2.1. Научение и учение

Знает технологии повышения эффективности учения и оптимизации своих способностей Тест 7
Умеет разрабатывать и реализовывать образовательные программы с учетом разных механизмов научения Кейс 13
Владеет различными приемами оптимизации мышления, креативности и коммуникативной активности обучаемых Кейс 14

2.2. Психология учебной деятельности

Знает современные психолого-педагогические технологии для организации образовательного процесса Тест 8
Умеет разрабатывать и реализовывать программы организации образовательного процесса с учетом возможностей различных категорий обучающихся Кейс 15
Владеет навыками анализа образовательных возможностей различных категорий обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями. Эссе 7

2.3. Мотивация учебной деятельности

Знает основные подходы к формированию учебной мотивации Тест 9
Умеет разрабатывать и реализовывать индивидуальную траекторию саморазвития и индивидуально-ориентированные образовательные программы с разных образовательных потребностей Кейс 16
Владеет навыками адекватной самоатрибуции успехов и неудач, как основных атрибутов самомотивирования учащихся с разными образовательными потребностями Эссе 8

2.4. Индивидуализация обучения

Знает основные критерии индивидуализации учебной деятельности Тест 10
Умеет разрабатывать и формировать индивидуальные маршруты развития учащихся исходя из соотнесения уровня притязаний и самооценки способностей Кейс 17
Владеет навыками распознавания индивидуально-психологических и возрастных особенностей учащихся и дифференциации групп обучаемых, исходя из различий стиля учения Эссе 11

2.5. Психологические основы развивающего обучения

Знает современные психолого-педагогические технологии для организации образовательного процесса Тест 11
Умеет разрабатывать и реализовывать программы организации образовательного процесса с учетом возможностей различных категорий обучающихся Кейс 18
Владеет навыками анализа образовательных возможностей различных категорий обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями. Эссе 12

2.6. Психологические основы воспитания

Знает основные подходы к развитию индивидуально-личностных особенностей обучающихся и их способностей Тест 12
Умеет разрабатывать и реализовывать индивидуальную траекторию саморазвития и индивидуально-ориентированные образовательные программы с учетом личностных и возрастных особенностей обучающихся Кейс 19
Владеет навыками адекватной атрибуции успехов и неудач обучаемых, как основных атрибутов творческого самопроектирования академической успешности учащихся Кейс 20

2.7. Педагогическое общение

Знает основные коммуникативные технологии, способствующие эффективности педагогического общения Тест 13
Умеет выявлять коммуникативный стиль участника образовательных отношений и составлять программу коррекции учебно-воспитательных воздействий Кейс 21
Владеет навыками диагностики и анализа собственных индивидуальных особенностей педагогического общения и рефлексии способов взаимодействия в педагогическом общении Кейс 22

4.2. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации по дисциплине

Индекс компетенции Индикатор(ы) компетенции Дескрипторы Оценочные средства[u4]

ОПК-6

ИОПК 6.1.Анализирует и учитывает при отборе психолого-педагогических технологий индивидуально-личностные и возрастные особенности развития различных категорий обучающихся.

Знает основные понятия психологии индивидуальности и возрастные особенности учащихся Тест 13
Умеет выявлять индивидуальные различия учащихся с учетом возрастной динамики их развития Кейс 21
Владеет анализа индивидуально-психологических особенностей учащихся и навыками дифференцировать категории обучающихся Кейс 22

ИОПК 6.2. Владеет приемами вовлечения в образовательный процесс обучающихся с разными образовательными потребностями.

Знает основные подходы к формированию учебной мотивации Тест 9
Умеет разрабатывать и реализовывать индивидуальную траекторию саморазвития и индивидуально-ориентированные образовательные программы с разных образовательных потребностей Кейс 16
Владеет навыками адекватной самоатрибуции успехов и неудач, как основных атрибутов самомотивирования учащихся с разными образовательными потребностями Эссе 8

ИОПК 6.3. Отбирает и применяет психолого-педагогические технологии для организации образовательного процесса с учетом возможностей различных категорий обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями.

Знает современные психолого-педагогические технологии для организации образовательного процесса Кейс 18
Умеет разрабатывать и реализовывать программы организации образовательного процесса с учетом возможностей различных категорий обучающихся Тест 11  
Владеет навыками анализа образовательных возможностей различных категорий обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями. Эссе 12

ИОПК 6.4.Владеет способами конструирования индивидуальных образовательных маршрутов с учетом индивидуальных особенностей и потребностей обучающихся.

Знает основные критерии индивидуализации учебной деятельности Тест 12
Умеет разрабатывать и формировать индивидуальные маршруты развития учащихся исходя из соотнесения уровня притязаний и самооценки способностей Кейс 19
Владеет навыками распознавания индивидуально-психологических и возрастных особенностей учащихся и дифференциации групп обучаемых, исходя из различий стиля учения Кейс 20
Индекс компетенции Индикатор(ы) компетенции Дескрипторы Оценочные средства[u5]

ОПК-7

ИОПК 7.1. Анализирует и определяет способы взаимодействия с участниками образовательных отношений в рамках реализации образовательных программ.

Знает основные коммуникативные технологии, способствующие эффективности педагогического общения Тест 13
Умеет выявлять коммуникативный стиль участника образовательных отношений и составлять программу коррекции учебно-воспитательных воздействий Кейс 21
Владеет навыками диагностики и анализа собственных индивидуальных особенностей педагогического общения и рефлексии способов взаимодействия в педагогическом общении Кейс 22

ИОПК 7.2. Организовывает взаимодействие в группе обучающихся (классе) с учетом индивидуально-личностных особенностей обучающихся.

Знает основные подходы к развитию индивидуально-личностных особенностей обучающихся и их способностей Тест 12
Умеет разрабатывать и реализовывать индивидуальную траекторию саморазвития и индивидуально-ориентированные образовательные программы с учетом личностных и возрастных особенностей обучающихся Кейс 19
Владеет навыками адекватной атрибуции успехов и неудач обучаемых, как основных атрибутов творческого самопроектирования академической успешности учащихся Кейс 20

ИОПК 7.3. Владеет способами взаимодействия с родителями (законными представителями) обучающихся при решении образовательных, воспитательных и коррекционных задач;

Знает основные способы педагогического взаимодействия с родителями как участниками педагогического процесса Тест 12
Умеет разрабатывать и реализовывать программы образовательных, воспитательных и коррекционных мероприятий с привлечением родителей Кейс 19
Владеет навыками анализа личностных ресурсов родителей и других законных представителей детей Кейс 20

ИОПК 7.4. Осуществляет взаимодействие с педагогическими работниками как участниками образовательных отношений для реализации основных и дополнительных образовательных программ.

Знает основные способы педагогического взаимодействия с коллегами, вовлеченными в педагогический процесс Тест 6
Умеет разрабатывать и формировать проект развития способностей и социально желательных качеств, при сотрудничестве с другими специалистами в области детской психологии и педагогики Кейс 11, Кейс 12
Владеет навыками распознавания психолого-педагогических компетенций других специалистов, содействующих оптимизации развития ребенка эссе 6

*Фонд оценочных средств для проведения аттестации по дисциплине представлен в приложении к рабочей программе дисциплины.

 

Учебно-методическое обеспеччение

Печатные

 

1. Болотова, А.К. Психология развития и возрастная психология: учебник / А.К. Болотова. - М.: НИУ Высшая школа экономики, 2012. - 528 с. - (Учебники Высшей школы экономики). - ISBN 978-5-7598-0731-5; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=136796 (19.01.2015).

2. Волкова, Т.Г. Психология самосознания: учебное пособие / Т.Г. Волкова. - М.: Директ-Медиа, 2013. - 296 с. - ISBN 978-5-4458-2242-4; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=137239 (19.01.2015).

3. Корецкая, И.А. Психология развития и возрастная психология: учебно-практическое пособие / И.А. Корецкая. - М.: Евразийский открытый институт, 2011. - 119 с. - ISBN 978-5-374-00299-7; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=90709 (19.01.2015).

4. Лях, Т.И. Психология. Учебное пособие / Т.И. Лях, М.В. Лях. - 2-е изд. - Тула: ТГПУ им. Л. Н. Толстого, 2010. - Вып. 2. Возрастная психология. - 171 с.; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=230709 (19.01.2015).

5. Чернобровкина, С.В. Психология развития и возрастная психология: учебно-методическое пособие / С.В. Чернобровкина. - Омск: Омский государственный университет, 2010. - 128 с. - ISBN 978-5-7779-1192-6; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=238154 (19.01.2015).

6. Чурекова, Т.М. Возрастная психология: учебное пособие / Т.М. Чурекова, Д.Ф. Ахмерова, Ю.Ю. Моисеенко. - Кемерово: Кемеровский государственный университет, 2011. - 100 с. - ISBN 978-5-8353-1136-1 То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=232333 (19.01.2015).

7. Шабанова, Т.Л. Педагогическая психология: учебное пособие / Т.Л. Шабанова, А.Н. Фоминова. - 2-е изд., перераб., доп. - М.: Флинта, 2011. - 320 с. - ISBN 978-5-9765-1011-1; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=79468 (04.03.2015).

Электронные

1. Айсмонтас, Б.Б. Педагогическая психология. Схемы и тесты / Б.Б. Айсмонтас. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2006. - 208 с. - (Схемы). - ISBN 5-305-00067-X; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=56617 (04.03.2015).

2. Ванюхина, Н.В. Возрастная психология: учебное пособие: в 2-х кн. / Н.В. Ванюхина; Институт экономики, управления и права (г. Казань). - Казань: Познание, 2008. - Кн. 1. - 208 с. - ISBN 978-5-8399-0252-7; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=258026

3. Волков, Б.С. Возрастная психология. Учебное пособие для вузов / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. - М.: Академический проект, 2008. - 672 с. - (Gaudeamus). - ISBN 978-5-8291-0928-8; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=210889 (19.01.2015).

4. Волков, Б.С. Психология подростка: учебное пособие / Б.С. Волков. - М.: Академический проект, 2005. - 208 с. - ISBN 5-8291- 0567-5; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=220603 (19.01.2015).

5. Казанская, К.О. Детская и возрастная психология. Конспект лекций: учебное пособие / К.О. Казанская. - М.: А-Приор, 2010. - 160 с. - (Конспект лекций). - ISBN 978-5-384-00295-6; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=56289 (19.01.2015).

6. Корецкая, И.А. Психология развития и возрастная психология: учебно-практическое пособие / И.А. Корецкая. - М.: Евразийский открытый институт, 2011. - 119 с. - ISBN 978-5-374-00299-7; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=90709 (19.01.2015).

7. Нартова-Бочавер, С.К. Введение в психологию развития: учебное пособие / С.К. Нартова-Бочавер, А.В. Потапова. - 3-е изд. стер. - М.: Флинта, 2011. - 216 с. - (Библиотека психолога). - ISBN 978-5-89349-759-5; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=94688 (19.01.2015).

8. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология: учебник / Л.Ф. Обухова. - 4-е изд. - М.: Педагогическое общество России, 2004. - 402 с. - ISBN 5-93134-086-6; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=93278 (19.01.2015).

9. Хон, Р.Л. Педагогическая психология: Принципы обучения: учебное пособие / Р.Л. Хон. - 2-е изд. - М.: Академический проект, 2005. - 736 с. - (Gaudeamus). - ISBN 5-8291-0266-8; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=220394 (04.03.2015).

10. Чернобровкина, С.В. Психология развития и возрастная психология: учебно-методическое пособие / С.В. Чернобровкина. - Омск: Омский государственный университет, 2010. - 128 с. - ISBN 978-5-7779-1192-6; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=238154 (19.01.2015).

 

5.2. Электронные образовательные ресурсы, в т.ч. профессиональные базы данных и информационные справочные системы

http://library.uspu.ru Сайт ИИЦ-Научной библиотеки
http://opac.biblio.uspu.ru Электронный каталог ИИЦ-Научной библиотеки
http://elar.uspu.ru Электронная библиотека УрГПУ
http://biblioclub.ru ЭБС «Университетская библиотека онлайн»
http://e.lanbook.com ЭБС издательства ЛАНЬ
http://elibrary.ru Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU
http://www.ebiblioteka.ru Универсальная справочно-информационная база данных периодических изданий «ИВИС»
http://apps.webofknowledge.com/WOS_GeneralSearch_input.do?product=WOS&search_mode=GeneralSearch&SID=Z2pXBwFk6K2aJfdbcIn&preferencesSaved= Система "WebofScience" (WoS): рамках Национальной подписки
https://www.scopus.com/freelookup/form/author.uri База данных «Scopus»: рамках Национальной подписки
http://www.sciencedirect.com Полнотекстовая база данных ScienceDirect: рамках Национальной подписки
http://dvs.rsl.ru Электронная библиотека РГБ диссертаций
http://www.consultant.ru "КонсультантПлюс"
https://xn--b1a3bf.xn--p1ai Школа цифрового века
https://icdlib.nspu.ru Межвузовская электронная библиотека
http://opac.urfu.ru/consensus ConsensusOmnium: Корпоративная сеть библиотек Урала
https://arbicon.ru/services/mars_analitic.html Межрегиональная аналитическая роспись статей - сводный каталог периодики библиотек России
http://cyberleninka.ru НЭБ «КиберЛенинка»

5.3. Печатные и (или) электронные образовательные ресурсы для лиц с ОВЗ

Печатные и (или) электронные ресурсы в формах, адаптированных к нарушениям здоровья лиц из числа инвалидов и лиц с ОВЗ, представлены в Центре психолого-педагогического и информационного обеспечения образования студентов-инвалидов УрГПУ.

В Центре представлено специализированное оборудование, такое, как:

1. Читающая машина SARA CE

2. Видео-увеличитель стационарный электронный TOPAZ XL-20

3. Персональный компьютер с брайлевским дисплеем «Эверест».

Центр располагает также следующим программным обеспечением:

· программой экранного доступа JAWS версия 13.0;

· программой для чтения книг в текстовых форматах и перевода их в звуковые файлы БАЛАБОЛКА;

· программой экранного доступа NVDA;

· системой распознавания текста ADDYY Fine Reader;

· голосовым модулем АЛЁНА (ACAPELA GROUP).

Учебно-методические материалы для обучающихся из числа инвалидов и лиц с ОВЗ предоставляются в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья и особенностям восприятия и обработки поступающей учебной информации.

Для обучающихся с нарушениями зрения:

· в печатной форме увеличенным шрифтом и с необходимой контрастностью;

· в форме электронного документа (версия для слабовидящих);

· в форме аудиофайла;

· в печатной форме на языке Брайля.

Обучающиеся могут воспользоваться официальным сайтом Свердловской областной специальной библиотеки для слепых: http: //sosbs.ru/

Для обучающихся с нарушением слуха:

· в печатной форме;

· в форме электронного документа.

Для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата:

· в печатной форме;

· в форме электронного документа;

· в форме аудиофайла.

 



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 43; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.218.230 (0.057 с.)