Секция: «Русский язык и социум» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Секция: «Русский язык и социум»



(Номинация: «Русский язык в ХХI веке»)

Исследовательская работа:

«О чём расскажут названия магазинов поселка Светлый?»

                                                  Автор работы: учащаяся 9в класса

                                 МОУ «СОШ №2 городского округа

                                      ЗАТО Светлый Саратовской области

                      Колесова Дарья Петровна

                                        Руководитель: учитель русского языка

и литературы

                                       Толстова Екатерина Владимировна

2020

Введение:

Глава I. (теоретическая) Ономастика и эргонимика.

1. Что такое ономастика?

2. Эргонимика как раздел ономастики.

3. Определение понятия «эмпороним».

 Глава 2 (практическая). Эмпоронимы посёлка Светлый.

1. Тематические группы.

2. Лексические группы.

3. Структурные особенности.

4. Морфологические группы.

5. Изучение общественного мнения: влияния названий магазинов на их посещаемость (результаты опроса учащихся 7-х классов)

Заключение

Приложения

Источники информации

Введение

Мы живём в мире слов. Известный русский философ Н.Бердяев писал: «Слова имеют огромную власть над нашей жизнью, власть магическую, мы заколдованы словами и в значительной степени живем в их царстве». Мы редко задумываемся, почему предмет или явление носит именно это название. А ведь у слов, как и у людей, есть своя история, своя судьба. Слово может рассказать о своей «национальности», о «родителях» и «родственниках», о своём происхождении. Задуматься над этим меня заставил случай.

Летом ко мне в гости приезжала сестра из другого города. В первый день мы пошли в магазин «Околица», который располагается в моем дворе. Сестра спросила меня, почему магазин так называется, что значит это слово. Мне было стыдно, потому что я не знала ответов на её вопросы. Мы спросили у моей мамы, и она пояснила значение слова «околица».

После этого я заинтересовалась названиями других магазинов нашего посёлка. Это занятие оказалось таким увлекательным, что в результате появилась исследовательская работа на тему «О чем расскажут названия магазинов посёлка Светлый?»

Объект исследования: названия магазинов (эмпоноримы) посёлка Светлый.

Предмет исследования: тематические и лексические группы имён собственных в эмпоронимах.

Цель: проанализировать название магазинов нашего поселка, выявить специфические особенности эмпоронимов.

Задачи:

- изучить литературу по теме исследования (понятия «ономастика», «эргонимика», «эмпороним»);

- выделить тематические и лексические группы эмпоронимов;

- определить структурные особенности и морфологические группы названий магазинов;

- провести опрос учащихся 7-х классов с целью изучения влияния названий магазинов на их посещаемость;

- сделать выводы;

- подготовить презентацию исследовательской работы.

Методы исследования:

- поиск информации (книги, интернет – источники);

- сбор и анализ данных;

- опрос.

Гипотеза исследования: Названия магазинов нашего посёлка яркие, привлекательные для покупателей.

Актуальность работы: Мы считаем, что человек, любящий свою родину, должен бережно и внимательно относиться к родному языку, родному слову. Подтвердим свою мысль словами К.Г. Паустовского: «Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку. Человек, равнодушный к родному языку, - дикарь». В свете сказанного выше исследовательская работа на лингвистическую тему не может быть неактуальной.

Практическая значимость: работа была представлена на классном часе краеведческой тематики («Моя малая родина – посёлок Светлый»).

Материалы работы могут быть использованы на внеклассных мероприятиях по русскому языку в рамках предметной недели.

 

 

Глава I. (теоретическая) Ономастика и эргонимика.

Что такое ономастика?

В Большой советской энциклопедии мы прочитали следующее определение ономастики:

Ономастика (от греч. onomastikos - относящийся к наименованию, onoma - имя, название), 1) раздел языкознания, изучающий собственные имена, историю их возникновения и преобразования в результате длительного употребления в языке-источнике или в связи с заимствованием в др. языки. 2) Собственные имена различных типов (ономастическая лексика), онимия, которая в соответствии с обозначаемыми объектами делится на антропонимику, топонимику, зоонимию (собственные имена животных), астронимию, космонимию (название зон и частей Вселенной), теонимию (имена богов) и др.

В Большом российском энциклопедическом словаре ономастика определяется, как собственные имена различных типов. Раздел языкознания, изучающий собственные имена.

В Словарь русской ономастической терминологии (Подольская Н. В.) дано следующее толкование:

Онома́стика (от др.-греч. ὀνομαστική — искусство давать имена) — раздел языкознания, изучающий любые собственные имена[1], историю их возникновения и трансформации в результате длительного употребления в языке-источнике или в связи с заимствованием из других языков. В более узком значении ономастика — это собственные имена различных типов, совокупность ономастических слов, — ономастическая (онимическая) лексика.

Лингвистический энциклопедический словарь даёт следующее определение понятия:                              

Онома́стика

[от греч. ὀνομαστική (τέχνη) — искусство давать имена] — раздел языкознания, изучающий собственные имена. Термином «ономастика» называют также совокупность собственных имён, которая обозначается и термином «онимия». В некоторых работах термин «ономастика» употреблялся в значении антропонимика.

Ономастика традиционно членится на разделы в соответствии с категориями объектов, носящих собственныеимена: антропонимика изучает имена людей, топонимика - названия географических объектов, зоонимика - клички животных, астронимика - названия отдельных небесных тел и т. д. Ономастика делит собственные имена на реалионимы (имена существовавших или существующих объектов) и мифонимы (имена вымышленных объектов).

На основании изученных определений понятия «ономастика» мы выработали собственное определение:

Ономастика – 1. Совокупность имён собственных; 2. Раздел лингвистики, изучающий собственные имена. Ономастика делится на разделы: антропонимика (имена людей), топонимика (названия географических объектов), зоонимика (собственные имена животных), астронимка (названия небесных тел), космонимка  (название зон и частей Вселенной), теонимика (имена богов) и др. (более подробно разделы ономастики представлены в Приложении №1).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-19; просмотров: 158; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.198.21 (0.008 с.)