Философия А. Шопенгауэра это философия аскета, поглощенного собст- 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Философия А. Шопенгауэра это философия аскета, поглощенного собст-



венным одиночеством. Одиночество – центральная проблема в философии А.

Шопенгауэра, одиночество рассматривается как социальный феномен обла-

дающий как положительными свойствами, так и отрицательными. Однако, ос-

новная задача для Шопенгауэра состояла в том, чтобы перевести философию из

области абстрактно-систематической в практическую, сделать ее полезной для  жизни действительного человека, человека живущего на земле. По поводу своей философии он заметил, что “… она не дала ему никаких доходов, но избавила от очень многих трат”.

Критикуя идею разумности человеческого существования и необоснован-

ность претензий на отыскание вечных истин, А. Шопенгауэр устанавливает

пределы рационализма, заявляет о его неспособности проникнуть в сущность

сложных глубинных явлений посредством логики. Сложным явлением Шо-

пенгауэр считал человека и его внутренний мир. Уделяя большое внимание

рассмотрению опыта действительного человека, он показал, что большая часть

человеческих поступков совершается вопреки доводам разума и поэтому по-

ступки человека аффективны, мистичны, их невозможно объяснить. Не только

поступки, но и рождение, и вся жизнь человека также неразумны. В качестве

обоснования данной идеи А.Шопенгауэр обращается к культуре, которая все-

гда воспевала безумие и страсти человеческие, а не разум и не рассудок. Так

обнаружил он мир бессознательного и стал его исследовать.

Утверждая идею вечности философии и ее гения-вдохновителя – смерть,

А.Шопенгауэр отметил тесную связь философии с искусством, её независи-

мость от науки и социального фона, провозгласил волю единственной реаль-

ностью, корнем всего существующего, сердцем мира из которого все выраста-

ет и служит ей. Так А.Шопенгауэр разрушил иллюзию и предрассудок о ра-

циональности западного мира, доказал, что разумность западного человека, в

отличии от восточного, очередной европейский миф. С колыбели европейская

мысль всегда содержала как рациональный, так и иррациональный моменты в

себе, только в разной пропорции.

Парадоксальность философии А.Шопенгауэра заключается в том, что, не-

смотря на своё собственное заключение о непознаваемости «мировой воли»

как «вещи в себе» ни рассудком, ни разумом, он всё же хотел её познать. Спе-

цифика философии Шопенгауэра определяется его представлением о человеке, сущность которого зависит не от разума, а от воли. «В силу своей воли че-

ловек есть то, что он есть, и его характер составляет в нём его коренное нача-

ло». Благодаря познанию себя самого человек узнаёт свой характер. Познание

есть качество воли. Единственное преимущество человека перед животным

это возможность выбора. А.Шопенгауэр подчеркивает, что связь человека с

миром строится на алчности, страхе, зависти и гневе, и мир, в котором живёт

человек - это обитель страданий, поэтому Шопенгауэр считал, что Данте для

своего ада весь материал нашёл в земной жизни, где для рая нет места. Эти

положения позволяют обозначить ещё одну существенную черту философии

Шопенгауэра – пессимизм вселенского характера, противопоставленный «ура

– оптимизму» рационализма. И это в то время, когда идеал прогресса был все-

общим, когда еще не было потрясений, разрушивших его впоследствии, когда

почти все считали, что они идут вперед во всех сферах общественной жизни.

Именно в это время Шопенгауэр, современник Гегеля, совершенно сознатель-

но назначает и читает лекции в одно и тоже время, что и Гегель, и в этих лек-

циях дает философское обоснование пессимизма.

По мнению А. Шопенгауэра мир обнаруживается нами и как воля и как

представление. Мир как представление – это объективированная воля, суще-

ственной чертой которого является отсутствие свободы, поэтому человек – раб

своей воли, т.к. служит не себе, ни своим интересам, а воле. Воля заставляет

человека жить, каким бы жалким не было человеческое существование.

«Мировая воля» представлена как некий импульс, сила, энергия свобод-

ная и не от чего не зависящая. Особенный интерес в шопенгауэрской концеп-

ции воли представляет собой идея о том, что «мир как представление», т.е.

субъективная человеческая воля или объективированная воля имеет причину

своего существования, как и все в природе. Причиной субъективной воли яв-

ляется характер человека, который передается каждому человеку генетическим путем. Так А. Шопенгауэр заложил основу для будущей науки – харак-

терологии.

Серен Кьеркегор (1813-1855) родился в Дании в г. Копенгагене, был

седьмым ребенком в семье. Родился незаконнорожденным. Личная жизнь и

творчество Кьеркегора тесно связаны. На Западе о Кьеркегоре написано много

работ как о личности и как философе, в них отмечается его эгоцентризм, по-

тому что все, что он написал, касалось лично его самого. Он болезненно ко-

пался в своей душе, был неуравновешенным, взвинченным, замкнутым в себе

и одиноким человеком. Ничто не отвлекало Кьеркегора от самосозерцания, он жил в себе и для себя. Одиночество было его стихией, и в нем он находил блаженство. Врачи поставили Кьеркегору диагноз: маниакально-депрессивный психоз, считали его мазохистом, эпилептиком, бессознательным гомосексуалистом, шизофреником и нарциссом.

Философские взгляды Кьеркегора сложились под влиянием немецкого ро-



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-19; просмотров: 139; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.79.59 (0.008 с.)