Русская классическая школа — фундамент наших побед 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Русская классическая школа — фундамент наших побед



 

Деградация советской системы образования началась не с перестройки, она имеет давнюю историю. Глубже всех этот процесс рассмотрел наш замечательный педагог и учёный И.П. Костенко, посвятивший исследованию его свою книгу «“Реформы” образования России 1918–2018»[286]. Нынешняя «непрерывная реформа» российского образования стала следствием реформы 1970–1977 гг., которая в свою очередь уходит своими корнями в период коренной ломки русской школы, осуществлявшейся троцкистами-педологами в первые послереволюционные годы и вплоть до конца 1920-х годов.

Но был и короткий период созидательной реформы 1930-х годов, в основе которой лежали принципы русской классической гимназии конца XIX — начала XX век и которая позволила вывести наше образование на недостижимый для Запада уровень. Как пишет И.П. Костенко, «существенно новыми качествами восстановленной школы стали ее глубокий демократизм и широчайшая массовость. Эти качества позволяют назвать новую школу советской. Но фундаментом и главным условием её поразительной успешности явились традиции русской гимназии, прежде всего традиции методические»[287].

Поэтому когда наши люди задаются вопросом «что делать с нашим образованием?», мы должны помнить, что у нас есть этот уникальный опыт, который нужно не только изучать, но превратить в руководство к действию.

В данном случае хотелось бы сконцентрировать внимание на особом этапе в процессе возрождения русской школы, когда она приобрела такое качество преподавания и воспитания, что американский адмирал Риковер, возглавлявший комиссию по изучению советского образовании в начале 1960-х годов, заявил следующее: «Серьёзность вызова, брошенного нам Советским Союзом, состоит не в том, что он сильнее нас в военном отношении, а в том, что он угрожает нам системой образования».

Великая Отечественная война — действительно важнейший период в истории развития народного образования в нашей стране, требующий самого пристального внимания. В годы смертельной опасности, когда встал вопрос о выживании нашего государства, на пике наивысшего напряжения сил советского народа, была выработана уникальная система просвещения, вобравшая в себя как лучшие традиции русской дореволюционной школы, так и новые советские достижения.

Надо начать с того, что в 1920-е годы Россия пережила период радикального разрушения культуры и образования. Уже в 1918 г. Госкомиссия по просвещению, возглавляемая А.В. Луначарским и П.Н. Лепешинским, разработала документ о принципах построения новой школы, подписанный Я.М. Свердловым. В качестве главных принципов выдвигались следующие.

Во-первых, это создание «трудовой школы», под видом которого скрывалось широкомасштабное экспериментаторство, вылившееся в разрушительные дела. Оправдывалось это методической установкой министерства, в соответствии с которой «общеобразовательная работа заключается не в обучении, а в решении проблем, выдвигаемых жизнью». Отметим, что один к одному теми же установками руководствуются и современные «инноваторы».

Во-вторых, это борьба с «авторитарной» педагогикой — «учиться надо свободно, без давления». В соответствии с этим запрещалось наказание нарушителей дисциплины, не допускались задания и уроки на дом, были отменены оценки и экзамены (включая вступительные), диктанты (как принудиловка), в результате чего в течение короткого времени стала процветать безграмотность.

В качестве ведущей идейной основы экспериментаторства выступала педология, представлявшая собой возникшее на рубеже XIX–XX вв. течение в психологии и педагогике, в рамках экспериментальной психологии и обусловленное распространением эволюционных идей, разработкой прикладных отраслей психологии и экспериментальной педагогики. Выступая в качестве самостоятельной науки, педология в действительности представляла собой одну из разновидностей психоанализа 3. Фрейда. В распространении его в Советской России активную роль играл Л. Троцкий, считавший, что совмещение революционных подходов К. Маркса и 3. Фрейда к человеку и обществу способно породить по-настоящему нового человека и новое общество. Речь шла о тотальной переделке личности и формировании «сверхчеловека».

Действительно, в стране была создана целая сеть психоаналитических учреждений и институтов, занятых разработкой педологии. О том, как понимали тогдашние лидеры её значение, говорят их речи на первом Педологическом съезде 1928 г. Так, Луначарский заявил: «Педология, изучив, что такое ребёнок, по каким законам он развивается, тем самым осветит перед нами самый важный процесс производства нового человека параллельно с производством нового оборудования, которое идёт по хозяйственной линии». Ему вторил Н. Бухарин: «Нам сейчас свои силы нужно устремлять… на то, чтобы в кратчайший срок произвести определённое количество живых рабочих; квалифицированных, специально вышколенных машин, которые можно было бы сейчас завести и пустить в общий оборот». И опять-таки, как это созвучно современной установке на формирование людей «одной кнопки».

Несмотря на активность педологов, их идеология и применяемая ими школьная система оказались настолько чужды ценностям нашего народа, что они не смогли закрепиться на российской почве. Партийное руководство выявило в итоге крайне опасный характер их деятельности, охарактеризованной как издевательской и вредной, основанной на поиске негативных фактов и применении «инквизиторских методов». В конце 1920-х годов руководство страны осознало, что дела в образовании зашли в тупик, и всё руководство Наркомпроса во главе с А.В. Луначарским было смещено, а численность его аппарата была сокращена с 8,5 тыс. до 355 человек.

Началась реставрация русской школы, которая осуществлялась решительно и быстро. Надо отметить, что на возврате школы к дореволюционной гимназии настоял лично И.В. Сталин, взявший на себя руководство этим процессом, возглавив Отдел школ ЦК ВКП(б). С 1930 по 1936 гг. был принят целый ряд Постановлений ЦК ВКП(б) и СНК СССР, в силу которых стало возможно восстановление традиционного образования. Как пишет исследователь И.П. Костенко, «новшество было одно — идеологизация гуманитарного образования, но она не коснулась естественнонаучного, которое вернулось к дореволюционным формам, программам, учебникам и методике»[288]. Что касается педологии, то этому масштабному эксперименту конец был положен Постановлением ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях в системе Наркомпроса» от 4 июля 1936 г.: педология была ликвидирована и на уровне теории, и на уровне практики, а все педологические учреждения и факультеты были закрыты, как и сама специальность.

В результате принятых мер было введено всеобщее обязательное начальное обучение, стали переходить к всеобщему обязательному обучению в объёме школы-семилетки в промышленных городах, была развёрнута сеть пединститутов и педтехникумов, были установлены пять степеней оценки успеваемости и началась разработка обязательных для всех школ норм оценки.

Благодаря сочетанию социальных достижений с традициями русской гимназии, советская школа, как пишет исследователь С. Кара-Мурза, «воспитала уверенных в себе, духовно свободных людей с широким кругозором и внутренним достоинством. В боевой обстановке выявилась суть единой общеобразовательной школы, не делящей людей на массу и элиту»[289].

Именно на этой основе в годы Великой Отечественной войны были сформированы все лучшие черты, отличавшие в последующем советское образование. Как это произошло?

Первые два года войны оказались для системы образования, как и для других сфер жизни, самыми тяжёлыми. На фронт были мобилизованы руководящий состав органов просвещения, директора школ, часть учителей, большинство выпускников. В силу этого к руководству пришло много новых, случайных людей, а часть работников оказалась в растерянности и проявляла пассивность. В результате в ряде районов началась самоликвидация учреждений Наркомпроса не только в прифронтовой полосе, но и в глубоком тылу. В феврале 1942 г.

правительство мобилизовало в промышленность и строительство 3 млн. гражданского населения РСФСР, в том числе 1,8 млн. подростков. В итоге в 1941–1942 гг. 25 % учеников не посещали занятия. Резкое уменьшение числа учащихся старших классов влекло за собой угрозу общего недостатка рабочих кадров со средним образованием.

В этой экстремальной ситуации, в середине 1942 г. принимаются два правительственных постановления, содержащие новую концепцию работы системы народного образования страны, приспособленной к военным условиям. Речь шла о вовлечении в школы всех детей школьного возраста, при этом школьные курсы стали тесно связаны с военной жизнью, а содержанию образования был придан более практический характер. В соответствии с временным планом в 1942/43 учебном году была обеспечена углублённая подготовка учащихся к обороне страны. Был введён предмет «Военное дело», программа которого включала строевую, лыжную, огневую и противохимическую подготовку, изучение стрелкового оружия, техники рукопашного боя, военно-санитарного дела. Создавались учебно-производственные мастерские для практической деятельности.

В связи с этим встал вопрос и о возвращении раздельного обучения и воспитания мальчиков и девочек, ликвидированного в 1918 г. Впервые об этом заговорили ещё до войны, в 1941 г., но к решению его перешли после разгрома немецких войск под Москвой, когда была устранена нависшая над страной угроза катастрофы.

Вводили раздельное обучение постепенно и поэтапно. В октябре 1942 г. в соответствии с постановлением Совнаркома СССР оно было введено в начальной школе и на занятиях по допризывной военной подготовке, на которых эта дисциплина изучалась по различным программам для мальчиков и девочек начиная с пятого класса. А в мае 1943 г. обучение стало раздельным в средних школах.

Согласно инструкции Наркомпроса РСФСР, каждая мужская или женская школа была обязана иметь отдельное учебное здание, как и дореволюционная классическая гимназия, считавшаяся элитным средним общеобразовательным учебным заведением. Советские школы также стремились сделать в некотором смысле элитными, образцовыми по сравнению с обычными совместными. Они должны были иметь всё необходимое военноучебное, спортивное и лабораторное оборудование. При этом в мужских учебных заведениях, учитывая специфику профессиональной ориентации юношей того времени, предполагалось значительно увеличить лабораторные и практические работы по физике, химии, биологии. Показательно, что мероприятия по переводу мальчиков и девочек в разные школы курировал лично председатель Совнаркома РСФСР А.Н. Косыгин[290].

Последующие события стали ещё более значимыми. Летом 1943 г. нужды детей и подростков были приравнены к нуждам фронта, что стало серьёзным шагом для дальнейшего преобразования учреждений народного образования. В этом году принимается ряд важных решений, определивших работу народного образования страны на многие годы вперёд. Речь идёт о введении обязательного семилетнего обучения (детей и подростков в возрасте от 8 до 15 лет) и обучения подростков, работающих на предприятия через организацию вечерних школ рабочей молодёжи; о введения раздельного обучения в 82 городах СССР; об определении главных обязанностей детей в учении и поведении (как часть борьбы с безнадзорностью и беспризорностью). Позже вводится обучение детей с 7 лет и пятибалльная система оценивания.

Особое внимание было уделено военному обучению мальчиков. 21 августа 1943 г. в соответствии с Постановлением Совнаркома «О неотложных мерах по восстановлению хозяйства в районах, освобождённых от немецкой оккупации» были созданы Суворовские училища, названные так по инициативе И.В. Сталина. К 1944 г. существовало уже 17 заведений, и в том же году были основаны два Нахимовских военно-морских училища (в Ленинграде и Риге), в которых стали воспитывать и обучать сыновей воинов ВМФ, Красной Армии и партизан Великой Отечественной войны.

Вместе с тем, поскольку многие учителя ушли на фронт, остро встал вопрос о подготовке новых педагогических кадров и повышении квалификации учительского состава. Это невозможно было сделать без развития педагогической науки, и в 1943 г. была основана Академия педагогических наук РСФСР во главе с народным комиссаром просвещения РСФСР, академиком В.П. Потёмкиным. В её задачи входило изучение теоретических вопросов и проблем педагогики и повышение качества педагогического образования.

В августе 1943 г. был принят закон о повышении заработной платы учительству в результате чего за год фонд заработной платы в ассигнованиях на школу вырос почти в два раза. В школу была возвращена часть учителей, работавших не по специальности, стала развиваться система заочного педагогического образования, открывались институты усовершенствования учителей, организовывалась помощь лучшихучителей молодым педагогам. Проводились областные, краевые, городские и районные совещания по народному образованию в целях правильной организации учебно-воспитательной работы. Для всех учителей начальных классов были организованы инструктивно-методические совещания по вопросам повышения качества знаний учащихся по русскому языку, арифметике, преподавания истории и географии. Для начинающих учителей проводились краткосрочные курсы по русскому языку и арифметике. Активно развивалась методическая работа в школах, а также в районных и городских педагогических кабинетах.

В 1944 г. принимаются меры, направленные на дальнейшее повышение образовательного уровня молодёжи и заключавшиеся в восстановлении традиций русской школы. Вводятся обязательные экзамены за начальную и семилетнюю школу, а также экзамены на аттестат зрелости по всем предметам, как это было в дореволюционных гимназиях. При этом билеты на этих экзаменах охватывали материал, пройденный за предыдущие годы, начиная с пятого класса. Учреждаются золотые и серебряные медали для лучших выпускников школ. Вводятся также «переводные» экзамены во всех классах, начиная с четвёртого.

Главной государственной задачей, которую В.П. Потёмкин ставил перед учителями и управленцами всех уровней, было повышение качества преподавания и воспитания. Об этом говорилось на всероссийских совещания по народному образованию в 1944 и 1945 гг., на которых коренным недостатком в знаниях учащихся был назван формализм. Кроме этого «основными недостатками знаний были их поверхностность, неполнота, отрывочность и непрочность». Для решения этих проблем В.П. Потёмкин предложил следующую методологию решения: раскрытие понятия формализма, указание причин, его порождающих и определение средств его преодоления.

Формализм был определён как «механическое усвоение учебного материала, содержание которого не раскрыто и не продумано; заучивание школьниками словесных формул, лишённых для них конкретного смысла; отсутствие связи между приобретаемыми знаниями и жизнью практической». Причинами, порождающими формализм, были названы слабая теоретическая, практическая и общекультурная подготовка части учителей; недостаточная методическая помощь им со стороны органов образования; скудость литературы, которой пользуются учителя; слабая работа учителей над самообразованием; забвение ими основного дидактического правила, требующего конкретного обучения и связи знаний с практической жизнью;

не изжитая погоня за формально высокими показателями успеваемости; непривычка многих учащихся к самостоятельному труду и не устранённое несовершенство программ и учебников.

Соответственно были предложены и средства преодоления формализма. Они заключались, во-первых, в укреплении знаний путём систематического повторения и регулярной проверки, причём проверка касалась пройденного материала как за курс данного года обучения, так и за предшествующие классы; во-вторых, — в улучшении контроля за работой школ и учителей и постановки учёта знаний учащихся, но контроль должен быть не надзирающим, а помогающим. Инспектор должен был быть инструктором и учителем учителей, направляющим их на методически верный путь, выработанный вековым развитием отечественной педагогики и методики.

Крайне важным было то, что особое внимание уделялось системе составления, улучшения и отбора учебников, при которых был нейтрализован монополизм отдельных авторских коллективов. Учебники отбирались путём проведения их через специальные жюри. В результате такой работы формализм во многом был преодолён. Способствовали его устранению и отмена соцсоревнования, как среди учащихся, так и среди учителей, а также осуждение процентомании.

Всё это показывает, насколько глубоко советское руководство осознавало ключевое значение качественного образования в жизни народа для выживания страны и достижения победы в тяжелейшей войне. То, что оно занимало приоритетное место в государственной политике, показывает и тот факт, что в 1945 г. ассигнования на народное просвещение только по системе народного комиссариата достигли 9 млрд. 281 млн. руб., в то время, как в 1941 г. они составляли 5 млрд. 961 млн. руб. Одновременно с этим сильно изменилось и отношение к науке, проявившееся не только в резком возрастании оплаты труда учёных, но и в повышении престижа и авторитета научного сообщества.

Та огромная работа, которая была проведена в годы Великой Отечественной войны в деле просвещения, сыграла определяющую роль в формировании фундаментального качественного образования послевоенных лет, обеспечившего мощный скачок в развитии советской науки в 50-е годы и лидирующие позиции СССР в ключевых сферах технического прогресса.

 


[1] Lacroix М. Une mise en garde bienvenue //Actualite des Religio. 2000, Avril, № 48. P.S6.

 

[2] Харкив В. Сознание «Нью Эйдж» — религия Антихриста? — Режим доступа: https://refdb.ru/look/2 975221.html

 

[3] https://w2.vatican.va/roman_curia/pontifical_councils/interelg/ documents/rc_pc_interelg_doc_20030203_new-age_fr.html

 

[4] Алиса Бейли. Новая группа мировых служителей. — Режим доступа: http://www. theosophy.ru/lib/aab-ngms.htm

 

[5] Аватара — в индуистской философии — нисхождение-воплощение бога Вишну из духовного мира в более низкие сферы бытия

 

[6] Бейли А. Новая группа мировых служителей // http://www. theosophy.ru/lib/aab-ngms.htm

 

[7] Как указывала Бейли, человечество уже прошло через две такие чистки — Первую и Вторую мировую войны. О значении их она пишет так: «Надо понимать, что война, со всеми её необыкновенными ужасами, жестокостью и всеми её разрушениями, была средством, благодаря которому Отец всех (Саната Кумара) убрал препятствия, которые загораживали путь для возвращения Сына». В другом тексте для определения Второй мировой войны Бейли даже использует понятие «холокост».

 

[8] Epiphanius. Ma^onnerie et sectes secretes: le cote cache de l’histoire. Publications du “Courrier de Rome”. Nouvelle edition, 2005. P. 490.

 

[9] Тимоти Лири: уровни сознания. — Режим доступа: https:// hannib al — md Л ive j ournal. com/77652.html

 

[10] Супер-квест Тимоти Лири. Интерактивная душа сквозь грани реальности. Режим доступа: https://www.zakonia.ru/analytics/57/52795

 

[11] Фрик (от английского Freak, что значит уродец) — человек, старающийся выделиться из толпы одеждой, внешним видом и чьё поведение идёт вразрез с общепринятыми нормами.

 

[12] Дэвис Э. Техногнозис: миф, магия и мистицизм в информационную эпоху. — Режим доступа: https://www.e-reading.by/ bookreader.php/102873/Devis_-_Tehnognozis__mif%2C_magiya_i_ misticizm_v_informacionnuyu_epohu.html

 

[13] Это было подробно описано одним из модных гностиков «Нью Эйдж» Э. Золла в его книге «Выходы из мира» (он также является автором книги «Андрогин. Примирение мужского и женского». См.: Е. Zolla. Uscite dal mondo. Milan, Adelphi, 1992.

 

[14] См. Четверикова O.H. Диктатура «просвещённых». Дух и цели трансгуманизма. М., 2016; Четверикова O.H. Трансгуманизм в российском образовании. Наши дети как товар. М., 2018.

 

[15] Экстропия — степень живучести или организованности системного интеллекта.

 

[16] Течения в трансгуманизме. — Режим доступа: http://wiki-linki.ru/ Page/1357872

 

[17] Дэвис Э. Указ. соч.

 

[18] Там же.

 

[19] Что такое трансгуманизм. Российское трансгуманистическое движении. — Режим доступа: http://transhumanism-russia.ru/ content/view/6/l 10/

 

[20] La secte derriere les nanotechnologies. — Режим доступа: http:// www.piecesetmaindoeuvre.com/spip.php7article24

 

[21] Dickès J.-P. L’ultime transgression. Refaconner l’homme. Paris, Editions de Chire, 2012. P.236.

 

[22] Датаизм как новая религия. Кто придет на смену Homo sapiens? — Режим доступа: https://republic.ru/posts/88564. Кстати, сам Б. Гейтс работает на «Нью Эйдж»: его с женой фонд является попечителем (финансовым членом) «Новой группы мировых служителей» подразделения важнейшей ньюэйджеровской структуры «Люцис Траст», на сайте которой он был отмечен наряду с Дж. Соросом и К. Аннаном как выдающийся филантроп и гуманист. См.: Bill Gates: Satanist in Sheep's Clothes? — Режим доступа: http://www.savethemales.ca/001614.html

 

[23] Историк Ной Харари: «Взлом» человечества уже близок. И цифровая диктатура — тоже//Новые Известия. 29 января 2018 г. — Режим доступа: https://newizv.ru/article/general/29-01-2018/istorik-noy-harari-vzlom-chelovechestva-uzhe-blizok-i-tsifrovaya-diktatura-tozhe

 

[24] Толерантность. М.: Республика, 2004. С. 203.

 

[25] Lenoire F. Un phenomene diabolise ou banalise. Controverses passionnees a propos des sectes // Le Monde diplomatique. Mai 1999. P.26.

 

[26] Кроме CESNUR, подобную позицию занимают также организации CAPLS (Координация ассоциаций и частных лиц за свободу совести) и CICNS (Справочно-информационный центр новых культов). Их официальные сайты: www.coordiap.com и www. cicns.net

 

[27] Bousquet J.-P. Sectes et entreprises: practiques sectaries et activites professionnelles //www.psyvig.com/sectes. php?page=8

 

[28] Assemblee nationale. Rapport fait au nom de la Comission d’enquete sur les sectes (document № 2468) — President: M. Alain Gest, Rapporteur: M. Jacques Guyard, Deputes. Enregistre a la Presidence de PAssamblee nationale le 22 decembre 1995//http://aipl.free.fr/ ovni/sectes.htm

 

[29] Ibid.

 

[30] Rapport de la Comission d’enquete parlementaire beige sur les pratiques illegales des sectes — Vers une ebauche de definition — Conclusions de la comisssion: sectes, organisations sectaires nuisibles, associations de malfaiteurs. 28 mars 1997 // www. reseauvoltaire.net/article7315.html

 

[31] Ou’est-cequ’une secte?//www.psyvig.com/sectes.php?page=6

 

[32] Licht D. Les sectes sous influence «new age»//Liberation. 13 janvier 2005.

 

[33] Chambre des represantants de Belgique. Rapport fait au nom du groupe de travail charge d’assurer le suivi des recommendations de la Commission d’enquete parlamentaire «Sectes» par M. Jean-Pierre Malmendier (Document 51 2357/001). 23 mars 2006.

 

[34] Introvigne M. Le New Age des origins a nos jours. Courants, mouvements, personnalites. Dervy, 2005. P.13.

 

[35] Впервые термин «интегральный» применительно к духовности использовал индийский йог Ауробиндо Гхош, автор «интегральной йоги». Об интегральной эволюции говорил и основатель антропософии Рудольф Штайнер, противопоставляя её теории Дарвина, ограничивающейся описанием физической эволюции человека и животных.

 

[36] Никитенко А.М. Интегральная экология. — Режим доступа: www. potopalsky.kiev.ua/docs/materiali%20forumu/ozdorovlennia/7c.doc

 

[37] Рябов А. Оккультизм и интеллигенция. — Режим доступа: http:// www.ezoznan.ru/articleO.htm

 

[38] Charles В. Comment le phenomene sectaire se banalise. — Режим доступа: http://www.psyvig.com/sectes.php?page=9

 

[39] Ariès P. La Scientologie: laboratoire du future? Les secrets d’une machine infernale. Editions Golias, 2008. P.12.

 

[40] А. Невеев А. Психологический оккультизм. — Режим доступа: http://neveev.ru/articles/psy-occultism/

 

[41] Les mormons a la conquete du pouvoir? — Режим доступа: https:// fr.sputniknews.com/actualite/201210101022483299-etats-unis-mitt-romney-presidentielles/

 

[42] Fournier A., Picard С. Sectes, democratic et mondialisation. Presses Universitaires de France, 2002. P. 36.

 

[43] Ariès P. Op. cit. Р.10.

 

[44] Панарин А.С. Искушение глобализмом. М.: Русский Национальный Фонд, 2000. С. 123.

 

[45] Практика глобализации: игры и правила новой эпохи. М.: ИНФРА-М,2000. С. 57.

 

[46] Кривельская Н.В. Причины распространения в России деструктивных религиозных организаций. Информационно-психологическое воздействие на человека. — Режим доступ: www.geocities.com/Athens/Cyprus/6460/mreview/4-99.html

 

[47] Цит. по: Ariès P. Op. cit. Р.14.

 

[48] Панарин А.С. Указ. соч. С. 116–117.

 

[49] Кунде Й. Корпоративная религия. Создание сильной компании с яркой индивидуальностью и корпоративной душой. Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге, 2002.

 

[50] Известно, что сегодня большую часть рыночной стоимости корпорации составляет её репутация. Поэтому, организуя через средства массовой информации и другие каналы соответствующие потоки информации, можно, меняя имидж корпорации в ту или иную сторону, решающим образом влиять на ее рыночную стоимость.

 

[51] Аткин Д. Культ брэндов: как сделать покупателя единомышленником. М.: ACT МОСКВА; Транзиткнига, 2005. С.19.

 

[52] Там же. С. 32–33.

 

[53] Максим Швейц. Культовые бренды. Стив Джобс как икона, Эппл как культ. — Режим доступа: http://www.gazetaprotestant. ru/2011/10/stiv-dzhobs-kak-ikona-eppl-kak-kult/

 

[54] Связь культа Стива Джобса с акциями Apple. — Режим доступа: http://macoblog.ru/news/10-svyaz-kulta-stiva-dzhobsa-s-

akciyami-apple.html

 

[55] Панарин А.С. Указ. соч. С. 119.

 

[56] Зомбарт В. Буржуа. Этюды по истории духовного развития современного экономического человека. М.: Наука, 1994. С. 134.

 

[57] Fournier A., Picard С. Op. cit. Р. 55.

 

[58] Ibid.

 

[59] Бюшкен И. Возьми клиента в заложники: как это делается. М.: ИД «Секрет фирмы», 2006.

 

[60] Шейнов В.П. Психотехнология влияния. Технология скрытого управления людьми. М.: ACT; Минск: Харвест, 2005. С. 208.

 

[61] Fournier А., С. Picard. Op. cit. P.27.

 

[62] Bousquet J.-P. Op. cit.

 

[63] Sectes et enterprises. Strategie de secte: infiltrer l’entreprise par les organisms de developpement personnel //www.unadfi.org/themes/ formation.htm

 

[64] Assemblee nationale. Rapport… (document № 1687).

 

[65] Le marche de la formation et le risque d’emprise sectaire dans les enterprises //www.psyvig. com/sectes.php? page

 

[66] Официальный сайт организации: http://www.wise.org/en_US/ index.html

 

[67] WISE — Режим доступа: https://wise.ru/

 

[68] Ariès P. Op. cit. Р.80.

 

[69] Fournier A., Picard С. Op. cit. P.35.

 

[70] Scientologie et McDo: тёше Combat! — Режим доступа: http: www.prevensectes.com/aries.htm

 

[71] См. офиц. сайт: https://wise.ru/

 

[72] Пресс-релиз: 22 Ежегодная конференция WISE СНГ и Балтии! — Режим доступа: https://wise.ru/newslist/press-reliz-osen-2018. html

 

[73] Гамбургская конференция FECRISa. — Режим доступа: http:// www.iriney.ru/sects/raznoe/022.htm

 

[74] Ноэтика. Международный ноэтический институт. Что такое Ноэтическая Динамика? — Режим доступа:/http://www.noetic.ru/ institut/about/what-is-noetic-dynamics

 

[75] Institute of Noetic sciences actively promotes “Matreya”. — Режим доступа:

http://cumbey.blogspot.ru/2008/07/institute-of-noetic-sciences-actively.html

 

[76] Ноэтика. Международный ноэтический институт. Что такое Ноэтическая Динамика? — Режим доступа: http://www.noetic.ru/ institut/about/what-is-noetic-dynamics

 

[77] Там же.

 

[78] Les derives du coaching. — Режим доступа: https://www.franceinter. fr/emissions/secrets-d-info/secrets-d-info-17-novembre-2018

 

[79] Коучинг — опасное подобие сект. — Режим доступа: http://russtu. ru/index.php/articles/view/176

 

[80] Coaching: les tentations sectaires. — Режим доступа: https://www. franceinter.fr/emissions/l-enquete-de-secrets-d-info/l-enquete-de-secrets-d-info-16-novembre-2018

 

[81] Les derives du coaching.

 

[82] Agenda Bilderberg 2013 et monte en puissance du Google-berg et de son agenda totalitaire technocratique. — Режим доступа: http://www. alterinfo.net/Agenda-Bilderberg-2013-et-monte-en-puissance-du-Google-berg-et-de-son-agenda-totalitaire-technocratique_a90394. html

 

[83] В России переведена и издана под названием «Новый цифровой мир. Как технологии меняют жизнь людей, модели бизнеса и понятие государства».

 

[84] Haski Р. L’avenir selon Google: si vous n’etes pas connecte, vous etes suspect // http://www.rue89.com/2013/05/07/lavenir-selon-google-si-netes-connecte-etes-suspect-242084

 

[85] Забельский М. Google и искусственный интеллект: 3 задачи Рэя Курцвейла. — Режим доступа: https://republic.ru/posts/29935

 

[86] Жданов С. Хроники цифрового фашизма: что ждет Facebook, где сидит поколение Z и какими станут соцсети будущего. — Режим доступа: https:/Anife.media/sm-future/

 

[87] Там же.

 

[88] Шваб К. Четвёртая промышленная революция. М., 2017. С. 85.

 

[89] Там же. С. 87.

 

[90] Слово из молодёжного сленга, обозначающее нечто замечательное, хорошее, являющееся неиссякаемым источником положительных эмоций, обозначает не какую-нибудь конкретную вещь, а нечто нематериальное.

 

[91] Либералам лучше не смотреть. Ашманов в Политкафе. 4 января 2019 г. — Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=Ixv3-FnoHrc

 

[92] Цифровая экономика и риски цифровой колонизации — BIS SUMMIT ST. PETERSBURG 5 апреля 2018. — Режим доступа: https:// www.youtube.com/watch?v=fP71LjHXt8

 

[93] Игорь Ашманов. Новый виток цифровой колонизации России. — Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=uuwOCPsOLwU

 

[94] Малинецкий: никакой цифровой экономики не будет. — Режим доступа: https://aftershock.news/?q=node/692267&full

 

[95] «Друзьями» группы являются Росатом, Россети, Роснефть, Лукойл, Роснано, Р-Фарм, Министерство промышленности и торговли, Министерство транспорта, Мировой общественный форум диалога цивилизаций, Российское управленческое сообщество участников президентской программы подготовки управленческих кадров (РУС) и др.

 

[96] Само название программы скопировано с американской Национальной нанотехнологической инициативы.

 

[97] «Сбербанк» начал выдавать электронные паспорта в России. — Режим доступа: https://akket.com/raznoe/137981-sberbank-

nachal-vydavat-elektronnye-pasporta-v-rossii.html

 

[98] Венчурный фонд Sistema VC получил инвестиции от Сбербанка и «Магинвеста». — Режим доступа: https://incrussia.ru/news/ venchurnyy-fond-sistema-vc-poluchil-investitsii-ot-sberbanka-i-kompanii-maginvest/

 

[99] Зелинский С.А. Психотехнологии гипнотического манипулирования сознание: https://psyfactor.org/lib/zelinski2-03.htm

 

[100] Песков призвал всех запомнить две грустные вещи о будущем. — Режим доступа: https://indicator.ru/news/2017/09/21/asi-peskov-5-100/

 

[101] Как возможно управление в России в эпоху перманентной технологической революции. Видео. Агентство стратегических инициатив. 25 декабря 2016 г. — Режим доступа: https://www. youtube. com/watch?v=pd5_RVUYYDU

 

[102] Английский физик-теоретик, космолог, писатель, директор по научной работе Центра теоретической космологии Кембриджского университета. Умер в марте 2018 г.

 

[103] Греф боится общества, где все имеют равный доступ к информации. — Режим доступа: http://www.ridus.ru/news/37577/

 

[104] Герман Греф в БФУ им. И. Канта: «Вы не сможете делать бизнес, не обладая цифровой платформой». — Режим доступа: https:// www.kantiana.ru/news/142/211897/

 

[105] Индийский гуру рассказал сотрудникам Сбербанка об отсутствии завтра. — Режим доступа: https://www.rbc.ru/finances/10/ 11/2017/5а05665е9а794707се355аЬ2; https://www.youtube.com/ watch?v=EAnRJaasw60

 

[106] Бельский В. Свидетели Сбербанка: сектантские штучки на службе у банкиров. — Режим доступа: http://protoinfo.ru/svideteli-sberbanka-sektanskie-shtuchki-na-sluzhbe-u-bankirov/

 

[107] ИТ-директор «Сбербанка» превратил работу в религию. — Режим доступа: http://www.cnews.ru/news/top/itdirektor_ sberbanka_prevratil_rabotu

 

[108] В поисках третьего глаза. Как сказываются на делах Сбербанка оккультные увлечения Германа Грефа? — Режим доступа: https:// versia.ru/kak-skazyvayutsya-na-delax-sberbanka-okkultnye-uvlecheniya-germana-grefa

 

[109] Иванов А. Сбербанк России возглавляет сектант, адепт фаллического культа? http://zavtra.ru/events/sberbank_rossii_vozglavlyaet_ sektant_adept_fallicheskogo_kul_ta

 

[110] Просветление от Грефа: чему индийский йогин научил гостей Петербургского форума. — Режим доступа: https://thebell. io/prosvetlenie-ot-grefa-chemu-indijskij-jogin-nauchil-gostej-piterskogo-foruma/

 

[111] Ушёл в нирвану: как Николай Цветков строил корпоративную культуру в «Уралсибе». — Режим доступа: http://www.forbes.ru/ milliardery/300507-ushel-v-nirvanu-kak-nikolai-tsvetkov-stroil-korporativnuyu-kulturu-v-uralsibe

 

[112] Приглашенный Германом Грефом йог Садхгуру предсказал человечеству будущее. 24 мая 2018. Видео. — Режим доступа: https:// www.youtube.com/watch?v=VhFFIG8LWfs

 

[113] Индийский гуру посоветовал Путину изменить восприятие России в мире. — Режим доступа: https://www.rbc.rU/business/26/05/2 018/5b0980fd9a7947623fl41a56?story=5af980859a7947b069a0a9d3

 

[114] В поисках третьего глаза. Как сказываются на делах Сбербанка оккультные увлечения Германа Грефа? — Режим доступа: https:// versia.ru/kak-skazyvayutsya-na-delax-sberbanka-okkultnye-uvlecheniya-germana-grefa

 

[115] Сбербанк разрастается до экосистемы. — Режим доступа: https:// cont.ws/@ alexman/42 2303

 

[116] Сам термин «экосистема» пришёл из экологии и означал «экологическая система». В 1993 г. англичанин Джеймс Мур ввёл этот термин применительно к бизнес-среде, которую он рассматривает как искусственную экосистему. В последнее время совместное употребление терминов «бизнес», «инновация», «предпринимательство» и биологической категории «экосистема» стало широко распространено среди бизнесменов. В их лексикон прочно вошли термины «предпринимательская экосистема», «инновационная экосистема». Сам Мур дал следующее определение бизнес-системы: «Это динамичные и совместно развивающиеся сообщества, состоящие из разнообразных субъектов, получающих новое содержание в процессе взаимодействия и конкуренции».

 

[117] Кошельник Д. Финансовая империя Alibaba Group: от одного платёжного сервиса до гиганта китайского рынка. — Режим доступа: https://vc.ru/story/24990-ant-financial-story

 

[118] Сбербанк разрастается до экосистемы.

 

[119] Стратегия 2020: как Греф обещал «отобрать свой завтрак» у Google и Amazon. — Режим доступа: https://www.rbc.ru/finances/ 14/12/2017/5а3298649а79479Ь6882а13а

 

[120] Сбербанк создал отдел SberX для развития экосистемы нефинансовых сервисов. — Режим доступа: https://vc.ru/finance/53444-sberbank-sozdal-otdel-sberx-dlya-razvitiya-ekosistemy-nefinansovyh-servisov

 

[121] Замахина Т. Роботу нужны поправки. — Режим доступа: https:// rg.ru/2017/09/25/parlamentarii-rassmotriat-zakonoproekty-o-cifrovoj

 

[122] Второй международный форум для представителей власти, финансового и реального секторов российской экономики. 11–12 апреля 2019 г. — Режим доступа: http://petersburg.digital/

 

[123] Кудрин рассказал, сколько процентов ВВП России составят Москва и Петербург к 2025 году. — Режим доступа: http://expert. ru/2018/07/17/kudrin-rasskazal-skolko-protsentov-vvp-rossii-sostavyat-moskva-i-peterburg-k-2025-godu/

 

[124] Остановит ли «город-драйвер» Сибири поток в Москву? Радио REGNUM. — Режим доступа: https://regnum.ru/news/polit/2496675. html

 

[125] Планы: 20 агломераций (супергородов). — Режим доступа: http:// www.umk.virmk.ru/MEDIA-INT-HTML/RUSSIA/RUS-new/aglomer-ru.htm

 

[126] Загорянский протестует против объединения. — Режим доступа: https://www.kommersant.ru/doc/3806711

 

[127] Александр Калинин. Пустилище пространства. — Режим доступа: http://tochka-py.ru/index.php/ru/glavnaya/entry/5 35 — 547895621

 

[128] Власти скрывают недостаток врачей в Москве. — Режим доступа: https://news.ru/obshestvo/vlasti-vrachi-moskva/

 

[129] Столичные аудиторы обнаружили недостаток врачей и медсестер в Москве. — Режим доступа: https://www.rbc.rU/society/l 1/01 /2019/5c362dba9a794727da2ca596

 

[130] Два района Москвы остались без больниц в результате «оптимизации» здравоохранения:

https://msk.newsru.com/article/17Apr2018/nohospitaLhtml

 

[131] Цифровые вершины. 11 декабря 2018 в ЦДП на Покровке 2018. — Режим доступа: https://digitarsummit.ru/digitarsummit-partners-2018.pdf

 

[132] Финал национальной ИТ-премии «Цифровые вершины 2018». Полное видео. — Режим доступа: https://www.youtube.com/ watch?v=rm2a5WFTGeM

 

[133] «Цифровые вершины»: в Москве назвали самое успешное «цифровое ведомство» и «цифровой регион». — Режим доступа: https://riafan.ru/1130627-cifrovye-vershiny-v-moskve-nazvali-samoe-uspeshnoe-cifrovoe-vedomstvo-i-cifrovoi-region

 

[134] Москва «Умный город — 2030». Городская стратегия. — Режим доступа: https://2030.mos.ru/netcat_files/userfiles/documents_2030/ strategy_tezis.pdf

 

[135] Малинецкий Г. Никакой цифровой экономики не будет. — Режим доступа: https://zen.yandex.ru/media/freeconomy/nikakoi-cifrovoi-ekonomiki-ne-budet-5bb6841191897d00ae3d846e

 

[136] «Нет задачи улучшить жизнь граждан». Нацпроект строительства цифровой экономики требуют «рассекретить». — Режим доступа: https://www.nakanune.ru/news/2018/10/19/22522543/

 

[137] Credit Suisse: 10 % россиян владеют 82 % всего личного богатства в России. — Режим доступа: https://www.vedomosti.ru/economics/ news/2018/10/18/784032-10-го ss iy an

 

[138] Такой социальной несправедливости Россия не видела с 1905 года. — Режим доступа: http://svpressa.ru/politic/article/216386/

 

[139] Бедность в России: десятки миллионов за чертой. — Режим доступа: https://www.gazeta.ru/business/2018/05/09/11745109.shtml

 

[140] В 46 регионах России пенсии не дотягивают до средних, а самыми «богатыми» пенсионерами названы жители Чукотки. — Режим доступа: https://www.newsru.com/russia/10dec2018/high_pension.html

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-19; просмотров: 160; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.184.90 (0.27 с.)