I. Постановка целей и задач урока. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

I. Постановка целей и задач урока.



I. Постановка целей и задач урока.

Учитель: Ребята, а сейчас посмотрите внимательно на тему нашего урока и скажите, о   чем мы сегодня будем говорить с вами? Чему учиться?

IV. Введение новой информации.

От того, как мы прочитаем стихотворение, зависит, возникнет или нет то чувство, которое хотел передать поэт, создастся художественный образ, видимый художником, составными частичками которого являются художественные средства, использованные им.

Все значимо в стихотворении, все обдумано. И чем больше мы сумеем увидеть, тем лучше поймем творение.

Работа над стих. «На севере диком»

Чтение стихотворения

                         На севере диком стоит одиноко

                         На голой вершине cocнa.

                         И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим

                         Одета, как ризой, она.

                         И снится ей все, что в пустыне далекой —

                         В том крае, где солнца восход,

                         Одна и грустна на утесе горючем

                         Прекрасная пальма растет.

Вопросы к классу.

1.Мы познакомились с пейзажной лирикой М.Ю. Лермонтова. Как вы понимаете, что такое пейзажная лирика?

2.Можно ли это стихотворение отнести к пейзажной лирике?

3. А только ли оно о природе?

4. А что вам помогло сделать такой вывод?

5.Значит, что можно сказать о стихотворении, какой оно несет в себе смысл?

- Вывод: Речь в стихотворении идет не только о красоте природы, но и  об отношениях между людьми.

2. История создания стихотворения «На севере диком …»

Слово учителя

Незадолго до отъезда в ссылку на Кавказ в 1841 г. Лермонтов написал стихотворение. «На севере диком…». Это был перевод стихотворения великого немецкого поэта Г.Гейне, “Der Fichtenbaum” («Сосна»), написанного в 1822 году. Это произведение входило в большой цикл стихотворений о любви. В стихотворении Гейне «Сосна» выражена горечь неразделенной любви.

- Вашему вниманию предлагается оригинал и подстрочник перевода этого стихотворения.

3. Чтение учителем стихотворения Г. Гейне.

Сосна стоит одиноко
На севере на холодной вершине.
Она дремлет, белым покрывалом
Окутывают её лёд и снег.

Она мечтает о пальме,
Которая далеко на востоке
Одиноко и молча печалится
На пылающей скале.

 

4. Сопоставление стихотворение Г. Гейне и М. Лермонтова.

Учитель: Интересно, что Лермонтов в первой редакции поставил к стихотворению эпиграф из произведения Генриха Гейне, которое и стало основой шедевра русского поэта («На севере диком – вольный перевод»), а во второй редакции он этот эпиграф снял, убрав все указания на немецкий источник.

Попытаемся понять, почему он это сделал, посмотрим, какие изменения и зачем внёс в стихотворение русский поэт.

Заполните пробелы в таблице.

  Г. Гейне М.Ю. Лермонтов
О чем стихотворение Мечта о далекой возлюбленной.  
Где мы видим описываемую картину     На севере диком На голой вершине (сильнее выражена пустота, обездоленность, бесприютность)
Какие слова берет для описания сосны   Одета снегом сыпучим, как ризой (торжественность, парадность, усилено великолепие убранства)
О чем мечтает сосна На пылающей скале (синонимы: огненной, горящей). На ….

 

В стихотворении Гейне сосна и пальма ассоциируются с понятиями «он» и «она», что сразу приводит нас к мысли о любви. У Лермонтова эта ассоциация снята, и важной становится не идея любви, а стремление просто к родной душе, желание объединиться с ней в общей судьбе. Главным оказывается желание духовной гармонии.

У Гейне просто «север», у Лермонтова он дикий (усилено настроение пустоты и одиночества). Скала, на которой обитает пальма, названа Гейне «пылающей». А у Лермонтова она растёт на «утёсе горючем».

  Почему он выбрал отличный от гейневского эпитет?

Для русского поэта важно показать одиночество пальмы, её грусть. Потому-то он и выбрал близкий к народной речи эпитет «горючий». У Гейне же акцент сделан не на печали, а на зное и жаре.

Лермонтов обогатил стихотворение Гейне с помощью более выразительных средств.

5. Продолжение анализа стихотворения. Ознакомьтесь с вопросами и ответами.

А.Вивальди «Зима»

I. Постановка целей и задач урока.

Учитель: Ребята, а сейчас посмотрите внимательно на тему нашего урока и скажите, о   чем мы сегодня будем говорить с вами? Чему учиться?

IV. Введение новой информации.

От того, как мы прочитаем стихотворение, зависит, возникнет или нет то чувство, которое хотел передать поэт, создастся художественный образ, видимый художником, составными частичками которого являются художественные средства, использованные им.

Все значимо в стихотворении, все обдумано. И чем больше мы сумеем увидеть, тем лучше поймем творение.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-19; просмотров: 41; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.26.246 (0.007 с.)