Тема нашего урока сегодня: «Культура речи. Нормы русского литературного языка». 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема нашего урока сегодня: «Культура речи. Нормы русского литературного языка».



Теряева А.Г.

Урок-ролевая игра по русскому языку в 11 классе "Культура речи. Нормы русского литературного языка"

Цели урока:

1) Раскрыть значение культуры речи.

2) Усвоить понятие “норма современного русского языка”.

3) Закрепить умения различать речь нормированную и ненормированную.

4) Формировать навык в использовании нормированной речи.

5) Закрепить умение различать грамматические ошибки, навыки владения орфоэпическими, лексическими, грамматическими нормами языка.

6) Разобрать задания ЕГЭ, связанные с речевыми нормами и культурой речи.

Оборудование: компьютер, проектор; мультимедиа-презентация игры «Самый умный»; раздаточный материал с тестами.

 

Ход урока

Организационный момент

Класс делится на 5 команд, каждой соответствует определенное цветовое обозначение (оно необходимо для подсчета баллов и для игры во 2 туре по цветным ячейкам): красный, синий, желтый, голубой, розовый.

Мотивация и актуализация

Эпиграф к уроку:

«Для интеллигентного человека
дурно говорить так же неприлично,
как не уметь читать и писать».
А. П. Чехов

Вступительное слово учителя:

Язык является средством общения людей. Он, как и человечество, живет и развивается. Исследователи русского языка отмечают 2 наиболее отрицательные тенденции в современной языковой ситуации в нашей стране:

1) отступления от норм русского литературного языка, вульгаризация русской речи;

2) воздействие на русский язык американского варианта английского языка, что отражается в СМИ, рекламе, массовой культуре.

Все это может привести к разрушению языка. Чтобы не дать нашему языку деградировать и исчезнуть, мы должны заботиться о нем, соблюдая речевые нормы.

Тема нашего урока сегодня: «Культура речи. Нормы русского литературного языка».

Целью нашего урока является – обобщить и закрепить ваши знания по различным разделам языкознания, связанным с речевыми нормами – орфоэпией, лексикой, словообразованием, грамматикой – морфологией и синтаксисом. А работать мы будем в форме любимой вами игры «Самый умный».

В начале игры команды отвечают на задание «Дешифровщик». Таким образом определяется порядок выступления команд. В первом туре команды по очереди отвечают на вопросы, за каждый правильный ответ начисляется 1 балл.

Во втором туре порядок участия команд определяется по количеству баллов первого тура. Каждому цвету ячеек соответствует определенный раздел: красный – орфоэпические нормы, синий – лексические нормы, желтый – словообразовательные нормы, голубой – морфологические нормы, розовый – синтаксические нормы. Команды выбирают ячейки своего цвета (за правильный ответ – 1 балл, за ответ на вопрос соперника – 2 балла).

Работа по теме урока.

«Самый умный». 1 тур

  1. Какая речь считается правильной? Речь, в которой соблюдены нормы литературного языка.
  2. Что такое литературный язык? Общий язык письменности народа, официально-деловых документов, школьного обучения, письменно-бытового общения, науки, публицистики, художественной литературы, всех проявлений культуры, выражающихся в словесной форме.
  3. Что такое нормы литературного языка? Общепринятые в речевой практике языка правила произношения, образования, употребления слов, словосочетаний, предложений.
  4. Какие нормы русского языка отражают правила произношения, ударения, использования интонации? Орфоэпические
  5. Какие нормы русского языка отражают правила употребления слов в точном соответствии с их значением? Лексические
  6. Какие нормы русского языка отражают правила образования слов? Словообразовательные
  7. Какие нормы русского языка отражают правила образования форм слов разных частей речи? Морфологические
  8. Какие нормы русского языка отражают правила построения словосочетаний и предложений? Синтаксические
  9. Произнесите правильно слово ДИСПАНСЕР диспансе’р [сэ]
  10. В каком слове ударение падает на второй слог: КИЛОМЕТР ПОЗВОНИМ ХОДАТАЙСТВО? ходАтайство
  11. В каком случае синоним подобран неверно:
    1) ринуться – устремиться
    2) ревизия - пересмотр, изменение
    3) превратный - решающий, поворотный
  12. Какая норма нарушена в следующих примерах: описывание характера, продажничество, беспросвет? словообразовательная
  13. Исправьте словообразовательные ошибки: подчерк, уклонство, полность. Почерк, уклонение, полнота
  14. В каком из примеров нарушена морфологическая норма:
    1) черная вуаль
    2) царящиеся порядки ˅
    3) красивейший цветок
  15. Исправьте грамматическую ошибку в предложении «Сегодня она пела более лучше, чем вчера». Пела лучше…
  16. Выберите правильный вариант продолжения предложения:
    Уезжая с дачи,
    1) все двери были заперты.
    2) родители закрыли все двери. ˅

 «Самый умный». 2 тур


1. В каком слове ударение падает на первый слог?

понявший

брала

свекла свЁкла

Вернувшись из путешествия,

1) нам рассказали много интересного.

2) друга ждали новые заботы.

3) друг рассказал нам много интересного. ˅

4) книга была закончена.

Осознавая свои ошибки,

1) это обогащает опыт каждого.

2) может обнаружиться неожиданное решение.

3) накапливается жизненный опыт.

4) человек не повторит их в дальнейшем. ˅

Подведение итогов урока.

Выставление оценок в журнал и дневники.

Рефлексия.

1. На уроке я работал    2. Своей работой на уроке я   3. За урок я  4. Материал урока мне был    1. Активно / пассивно 2. Доволен / не доволен 3. Не устал / устал 4. Понятен / не понятен полезен / бесполезен интересен / скучен

6. Домашнее задание.

В сборниках типовых тестовых заданий прорешать задания А1-А5; повторить стили речи и их особенности.

 

 

Теряева А.Г.

Урок-ролевая игра по русскому языку в 11 классе "Культура речи. Нормы русского литературного языка"

Цели урока:

1) Раскрыть значение культуры речи.

2) Усвоить понятие “норма современного русского языка”.

3) Закрепить умения различать речь нормированную и ненормированную.

4) Формировать навык в использовании нормированной речи.

5) Закрепить умение различать грамматические ошибки, навыки владения орфоэпическими, лексическими, грамматическими нормами языка.

6) Разобрать задания ЕГЭ, связанные с речевыми нормами и культурой речи.

Оборудование: компьютер, проектор; мультимедиа-презентация игры «Самый умный»; раздаточный материал с тестами.

 

Ход урока

Организационный момент

Класс делится на 5 команд, каждой соответствует определенное цветовое обозначение (оно необходимо для подсчета баллов и для игры во 2 туре по цветным ячейкам): красный, синий, желтый, голубой, розовый.

Мотивация и актуализация

Эпиграф к уроку:

«Для интеллигентного человека
дурно говорить так же неприлично,
как не уметь читать и писать».
А. П. Чехов

Вступительное слово учителя:

Язык является средством общения людей. Он, как и человечество, живет и развивается. Исследователи русского языка отмечают 2 наиболее отрицательные тенденции в современной языковой ситуации в нашей стране:

1) отступления от норм русского литературного языка, вульгаризация русской речи;

2) воздействие на русский язык американского варианта английского языка, что отражается в СМИ, рекламе, массовой культуре.

Все это может привести к разрушению языка. Чтобы не дать нашему языку деградировать и исчезнуть, мы должны заботиться о нем, соблюдая речевые нормы.

Тема нашего урока сегодня: «Культура речи. Нормы русского литературного языка».

Целью нашего урока является – обобщить и закрепить ваши знания по различным разделам языкознания, связанным с речевыми нормами – орфоэпией, лексикой, словообразованием, грамматикой – морфологией и синтаксисом. А работать мы будем в форме любимой вами игры «Самый умный».

В начале игры команды отвечают на задание «Дешифровщик». Таким образом определяется порядок выступления команд. В первом туре команды по очереди отвечают на вопросы, за каждый правильный ответ начисляется 1 балл.

Во втором туре порядок участия команд определяется по количеству баллов первого тура. Каждому цвету ячеек соответствует определенный раздел: красный – орфоэпические нормы, синий – лексические нормы, желтый – словообразовательные нормы, голубой – морфологические нормы, розовый – синтаксические нормы. Команды выбирают ячейки своего цвета (за правильный ответ – 1 балл, за ответ на вопрос соперника – 2 балла).

Работа по теме урока.

«Самый умный». 1 тур

  1. Какая речь считается правильной? Речь, в которой соблюдены нормы литературного языка.
  2. Что такое литературный язык? Общий язык письменности народа, официально-деловых документов, школьного обучения, письменно-бытового общения, науки, публицистики, художественной литературы, всех проявлений культуры, выражающихся в словесной форме.
  3. Что такое нормы литературного языка? Общепринятые в речевой практике языка правила произношения, образования, употребления слов, словосочетаний, предложений.
  4. Какие нормы русского языка отражают правила произношения, ударения, использования интонации? Орфоэпические
  5. Какие нормы русского языка отражают правила употребления слов в точном соответствии с их значением? Лексические
  6. Какие нормы русского языка отражают правила образования слов? Словообразовательные
  7. Какие нормы русского языка отражают правила образования форм слов разных частей речи? Морфологические
  8. Какие нормы русского языка отражают правила построения словосочетаний и предложений? Синтаксические
  9. Произнесите правильно слово ДИСПАНСЕР диспансе’р [сэ]
  10. В каком слове ударение падает на второй слог: КИЛОМЕТР ПОЗВОНИМ ХОДАТАЙСТВО? ходАтайство
  11. В каком случае синоним подобран неверно:
    1) ринуться – устремиться
    2) ревизия - пересмотр, изменение
    3) превратный - решающий, поворотный
  12. Какая норма нарушена в следующих примерах: описывание характера, продажничество, беспросвет? словообразовательная
  13. Исправьте словообразовательные ошибки: подчерк, уклонство, полность. Почерк, уклонение, полнота
  14. В каком из примеров нарушена морфологическая норма:
    1) черная вуаль
    2) царящиеся порядки ˅
    3) красивейший цветок
  15. Исправьте грамматическую ошибку в предложении «Сегодня она пела более лучше, чем вчера». Пела лучше…
  16. Выберите правильный вариант продолжения предложения:
    Уезжая с дачи,
    1) все двери были заперты.
    2) родители закрыли все двери. ˅

 «Самый умный». 2 тур


1. В каком слове ударение падает на первый слог?

понявший

брала

свекла свЁкла



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-19; просмотров: 294; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.71.237 (0.012 с.)