Развитие плавания в первобытном обществе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие плавания в первобытном обществе



Развитие плавания в первобытном обществе

Плавание появилось на заре развития человеческого общества и развивалось благодаря своей прикладной и военно-прикладной ценности. Реки и озера, вблизи которых расселялись первобытные люди, были источниками добывания пищи, служили удобными путями сообщения и обмена между племенами. Находки археологов, историков, древние папирусы, наскальная живопись и другие источники свидетельствуют о том, что задолго до новой эры люди умели плавать и нырять. Умение плавать люди ценили всегда.В одной из первых книг по плаванию (1808) Т. Мельхесидек отмечает: «Все земные народы, почитая ремесло плавателя, не столько способностью, естественно свойственной человеку, а как настоящее искусство, тщательно старались научить оному детей своих с самого младенчества».

Плавание в странах Древнего Востока (Древний Египет, Ассирия)

О планомерном обучении плаванию свидетельствует также древний египетский папирус, в котором знатный египтянин с гордостью сообщает, что он обучался плаванию вместе с детьми фараона. Поддерживающим средством для обучения плаванию в Древнем Египте служили высушенные тыквы. На папирусе, написанном за 3 400 лет до н.э., дана характеристика движений спортсмена, плывущего брассом. Источниками сведений о распространении плавания в странах Древнего Востока служат рисунки, надписи, изображения на камне, скульптуры и другие памятники материальной культуры. Плавание было широко распространено в Древнем Египте, расположенном в долине реки Нил, богатой сетью каналов и водоемов, по которым осуществлялась торговля с другими странами. Фреска на одной из гробниц Древнего Египта изображает соревнования между пловцами. Плавание использовалось не только в хозяйственной деятельности, но и в военных целях. Надпись на стенах храма Рамзеса II, относящаяся к 1250 г. до н.э., повествует о том, что египетские войска в сражении потеснили азиатов-хеттов под крепостью Кадеш и сбросили их в реку Оронт. На рисунке один из воинов плывет способом, похожим на кроль, выполняя попеременные гребки двумя руками.Навыками плавания владели также и женщины. Во многих музеях мира есть художественно выполненные древнеегипетские туалетные коробочки и ложечки для жертвоприношений в виде плывущей девушки, держащей в вытянутых руках чашу в форме цветка лотоса.Другой высокоразвитой страной Древнего Востока была Ассирия. Представители этой воинственной страны оставили ряд барельефов на камне, изображающих применение плавания в мирной и военной обстановке.

Плавание в Новое время

После окончания средневекового периода возрождение плавания в Европе шло крайне медленно, отставая от развития большинства физических упражнений. В результате оно применялось в среде неимущих классов в качестве гигиенического средства, доступного физического упражнения и развлечения. Были разработаны специальные инструкции по обучению плаванию для личного состава, открыты и первые европейские народные купальные школы в Австрии (1781), Франции (1787), Германии (1877).Были сделаны первые попытки научного обоснования плавания и методики обучения. Наиболее удачной является книга итальянского автора Орионцио де Бернарди «Полный курс искусства плавания, основанный на новейших опытах об удельном весе человеческого тела» (1794). В этой книге автор объяснял, как человек, набирая в легкие воздух, увеличивает свою плавучесть, в ней приведен ряд упражнений в статическом положении на мелком месте. После усвоения этих упражнений О. Бернарди рекомендовал приступать к изучению техники движений на глубоком месте.Другой выдающийся автор, основатель немецкой гимнастики И. ГУтс-Мутс в своем произведении «Краткое руководство по плаванию» (1798) сделал попытку научно обосновать технику движений, классифицируя и анализируя каждое из них. Он описал способы обучения плаванию на груди, спине, нырянию и прыжкам в воду. Первый специальный спортивный бассейн размером 37,9 х 13 м был открыт в 1842 г. в Вене. Так, в 1850-е гг. английские пловцы заимствовали у австралийцев и применили как новинку способ плавания на боку с проносом руки по воздуху, получивший название «over arm» и обеспечивавший увеличение скорости, плавания. В 1873 г. при плавании этим способом пловец, лежа на груди с поднятой головой, выполнял поочередные движения руками (подобно движениям в кроле) и одновременные движения ногами на боку. в 1870-х гг. в Великобритании начала культивироваться игра в водное поло. Во второй половине XIX в. получили развитие и прыжки в воду. Вначале прыжки в воду использовали как средство развлечения, трюкачество. В 1908 г. в Лондоне была основана Международная федерация любителей плавания (FINA). Начиная с IV Олимпийских игр в Лондоне соревнования по плаванию проводились уже по общепринятым единым правилам. В 1926 г. была организована Европейская любительская лига плавания, которая начала проводить чемпионаты Европы по плаванию, прыжкам в воду и водному поло. в 1922 г. Д. Вейсмюллер первым в мире проплыл дистанцию 100 м способом кроль быстрее 1 мин (59,8 с), а в 1928 г. — установил новый мировой рекорд — 57,6 с, продержавшийся 8 лет. В 1927 г. появился новый способ плавания — баттерфляй. В период Второй мировой войны развитие плавательного спорта в большинстве стран приостановилось.

Плавание в России

Плавание как навык получило довольно широкое распространение среди древних народов, населявших территорию нашей страны, и в первую очередь среди славян. Распространению плавания способствовало географическое положение, теплый климат, особенно в южных районах, где были первые поселения славян, на берегах природных водоемов — морей, рек и озер, которыми богата Русь. Древние славяне с любовью относились к воде. Купание и омовение соединялись у них с религиозными обрядами. У древних славян всевышний бог олицетворялся в виде трех стихийных сил, одним из представителей которых был Варун — бог воды. Н. М. Карамзин в «Истории государства Российского» указывал, что славяне легко переправлялись через реки, мужественно выдерживали пребывание в воде. Будучи внезапно настигнутыми врагом, они погружались в воду и держали во рту специально подготовленные большие выдолбленные внутри стебли камышей, доходившие до поверхности воды, а сами лежали навзничь на дне реки и дышали с их помощью, иногда в течение многих часов. Большое внимание физической подготовке войск и, в частности, их обучению плаванию уделял великий русский полководец А. В. Суворов. Он считал, что плавание — один из важнейших прикладных навыков, применяемых во время учений и военных действий, связанных с форсированием водных рубежей. Первые школы плавания в России появились в первой половине XIX в. Родоначальником создания первых специальных школ плавания стал Санкт-Петербург. В 1891 г. в Москве открылся бассейн при Центральных банях, а в 1895 г. — при Сандуновских банях. В самом начале XX в. на Николаевской набережной Санкт-Петербурга был сооружен первоклассный для того времени крытый плавательный бассейн размером 17,5 х 8 м. С 1906 г. в этом бассейне начали регулярно проводиться учебные занятия и спортивные состязания по плаванию для воспитанников морских кадетских корпусов.

Шуваловская школа плавания

Мощный толчок в развитии плавания в Санкт-Петербурге и в России дала организация Шуваловской школы плавания. Идея создания этой школы на озере в местечке Шувалово принадлежала доктору медицины Владимиру Николаевичу Пескову. В Городской управе Санкт-Петербурга, узнав, что при школе предусматривается сооружение семиметровой вышки для прыжков в воду, вынесли резолюцию: «Строительство клуба самоубийц запретить!» Но еще до этой резолюции В. Н. Пескову удалось получить одобрение и средства на сооружение школы по линии Всероссийского общества спасения на водах. Шуваловская школа плавания имела тип свайной постройки. В июле 1908 г. постройка была закончена. Она представляла собой большую (длиной 32 м и шириной 24 м) подковообразную, построенную на сваях, купальню с внутренним бассейном размером 25 х 15 м для обучения плаванию. При ней имелось еще три комнаты: одна для обучения гимнастике и две раздевальни — мужская и женская. Кроме того, имелось помещение для сторожа и комната для чайного буфета. Со стороны берега были устроены крытые трибуны для зрителей на 200 мест. На этой базе была организована работа по четырем главным направлениям: обучение новичков спортивным способам плавания, подготовка спортсменов-пловцов, подготовка инструкторов по плаванию, еженедельное проведение водно-спортивных праздников с приглашением иногородних и зарубежных участников. Шуваловская школа отличалась дисциплиной, методической стройностью в работе, спортивными традициями. Серьезная организация обучения позволила Шуваловской школе стать методическим и спортивным центром всей России. Эта школа оказала значительное влияние на развитие плавания в дореволюционной России. Звание магистра плавания, которое получали выпускники школы, давало возможность преподавать на всей территории России. Каждое лето школа собирала до 400 «активных членов».

Плавание в СССР

В 1920 г. в Петрограде по инициативе доктора В. Н. Пескова, основателя Шуваловской школы, было организовано общество плавания «Дельфин». С 1921 г. спортивная работа по плаванию развернулась во многих крупных городах страны. Организованы первые советские общества и школы плавания. С этого же года начали проводиться крупнейшие соревнования. Важную роль в развитии массового плавания сыграло введение в 1931 г. комплекса ГТО («Готов к труду и Обороне!»), а в 1934 г. — комплекса БГТО («Будь готов к труду и обороне!»). Это потребовало усовершенствования системы массового обучения плаванию, в связи с чем в 1931 г. в Ленинграде был разработан «Метод трех ступеней». На каждой ступени решались конкретные задачи, связанные с подготовкой и сдачей норм соответствующей ступени комплекса ГТО.С 1926 г. развернулась работа по строительству спортивных баз. В 1920-х гг. в нашей стране начала складываться система тренировки пловцов. В годы Великой Отечественной войны пловцам-спортсменам, находившимся в рядах Красной армии и Военно-морского флота, приходилось выполнять вплавь разнообразные боевые задания в самых сложных условиях: в холодной воде, против течения, в открытом море при сильной волне, в ночное время суток, плавая в одежде и транспортируя за собой грузы, иногда на виду у противника, и они всегда выполняли порученные им боевые задания. Только после вступления Всесоюзной федерации плавания в Международную федерацию любителей плавания в 1947 г. рекорды наших пловцов стали официальными. В послевоенные годы изменился календарь спортивных мероприятий. Начали регулярно проводиться соревнования на первенство городов, областей, республик, ДСО, ведомств, личное и командное первенства СССР по плаванию, прыжкам в воду и водному поло. Выдающимся событием в спортивной жизни страны стали спартакиады народов СССР, проводимые с 1956 г.

Плавание на 1-14 ОИ

В 1894 г. был создан Международный Олимпийский комитет (МОК), в состав которого вошли 14 представителей из 12 стран. Начиная с I Олимпийских игр, соревнования по плаванию занимали достойное место среди всех видов состязаний, проводимых на Олимпиадах. Между тем отсутствие единых правил соревнований до 1908 г. позволяло организаторам первых трех Олимпиад проводить соревнования по плаванию по разнообразной программе. Размеры дистанций также не были стандартными. В связи с организацией FINA в 1908 г. с IV Олимпийских игр в Лондоне соревнования по плаванию начали проходить по стабильной программе. В 1912 г. в Стокгольме проводились V Олимпийские игры на открытой стометровой дорожке. Значительное улучшение результатов на всех дистанциях показали пловцы на VIII Олимпийских играх в 1924 г.

История развития ВП

Водное поло — интересная и зрелищная игра, которая требует от спортсмена хорошей плавательной подготовки и умения владеть мячом, воспитывает коллективизм, настойчивость в борьбе за победу, волевые качества. В программу Олимпийских игр водное поло включено в 1908 г. для мужчин, а с 2000 г. и для женщин. Каждая команда состоит из 7 игроков, одним из которых является вратарь, и 6 резервных игроков. Водное поло изобретено во второй половине XIX века в Великобритании Уильямом Уилсоном. Прототипом игры послужило регби. Ранние версии игры разрешали использование силы в борьбе за мяч, удержание соперника под водой для овладения мячом. Вратарь находился за пределами поля, и старался предотвратить попытки соперника положить мяч на причал. Игра приобрела современную форму в 1880-х годах. Чемпионат мира по водному поло среди мужчин проводится с 1973 года, среди женщин — с 1986 года. На прошедших 14 мужских чемпионатах мира призовые места доставались только европейским сборным (чемпионами становились 6 разных команд). На женских чемпионатах европейки не имеют такого преимущества — успешно выступают американки, австралийки, канадки, в 2011 году награды впервые завоевали китаянки.

Современное состояние ВП

Современное состояние СП

Прыжки в воду на ОИ

В программу Олимпийских игр прыжки в воду включены впервые на третьих Олимпийских играх (1904 года) и с тех пор бессменно присутствуют на Олимпиадах. Синхронные прыжки появились в программе Игр в Сиднее в 2000 году.В настоящее время олимпийская программа включает в себя 8 комплектов медалей, по 4 комплекта разыгрываются у мужчин и у женщин в прыжках с 3-метрового трамплина (одиночные и синхронные) и 10-метровой вышки (одиночные и синхронные). Программа чемпионатов мира и Европы состоит из 10 соревнований, дополнительно включает в себя индивидуальные прыжки с метрового трамплина. Кроме того, на чемпионатах мира в 2013 году появились соревнования по хай-дайвингу.Крупные соревнования, включая Олимпиады и чемпионаты мира, проводятся в три этапа. После первого, квалификации, определяются 18 лучших участников, которые в полуфинальной серии прыжков выявляют 12 финалистов. Оценки, полученные в финале, ранее суммировались с оценками полуфинала, однако с 2007 года новые правила FINA предписывают начинать финал «с нуля». На каждом этапе спортсмены выполняют по очереди для женщин 5, для мужчин 6 прыжков. Перед началом каждого этапа спортсмены заявляют программу прыжков, а судьи утверждают коэффициент сложности для каждого прыжка. По ходу соревнования заменять один прыжок другим или менять порядок их выполнения не разрешается.

Правила соревнований

Акватлон - Поединок ведется на ринге 5×5 м, обозначенного маркерами на поверхности воды, и состоит из трех раундов продолжительностью по 30 секунд с перерывами между раундами не менее 1,5 минут. Снаряжение участников: купальный костюм, маска для подводного плавания, ласты, 2 манжеты на щиколотках, 2 матерчатые ленты, прикрепляемые к манжетам. Апноэ (фридайвинг) - Апноэ в ластах (бассейн) — требуется преодолеть на задержке дыхания максимальное расстояние в длину.Апноэ без ласт (бассейн) — требуется преодолеть на задержке дыхания максимальное расстояние в длину.Апноэ в ластах (соревнования на открытой акватории) (Jump Blue) — требуется преодолеть максимальное расстояние по траектории вдоль граней куба со стороной 15х15 метров.Снаряжение спортсменов: моноласта (для динамического апноэ), маска, гидрокостюм(плавательный костюм). Дайвинг - Дайвинг — дисциплина подводного спорта, проводимая в бассейне. Соревнования проводятся по двум программам: «дайвинг — комбинированное плавание 300 метров» и «дайвинг — полоса препятствий 100 метров». Ориентирование - Для подводного ориентирования применяется автономный дыхательный аппарат на сжатом воздухе, магнитный компас, лаг (счетчик расстояний) и глубиномер. Задача спортсмена — пройти специально обозначенную дистанцию по компасу с максимальной точностью и за наименьшее время при видимости под водой на глубине до 3-х метров. Плавание в ластах - наряжение спортсмена: плавательный костюм, маска, биласты или моноласта. Цель соревнований — преодоление различных по длине дистанций за наименьшее время. В этой группе дисциплин существует очень большое количество соревновательных дистанций, ряд которых проходится с использованием автономного дыхательного аппарата. Подводная охота (подводная рыбалка) - Задача спортсмена — добыть определенные виды рыбы разшешённого размера, ныряя на задержке дыхания и используя для добычи специальное подводное ружье или арбалет. Использование дыхательных аппаратов не допускается. Цель — добыча максимального количества определенных видов рыб за ограниченный промежуток времени на заданном участке акватории. Подводная фотосъемка - Задача спортсменов — за ограниченное время и имея ограниченное количество кадров выполнить наиболее удачную с художественной точки зрения фотографию. Снаряжение — цифровой фотоаппарат, базовый комплект снаряжения дайвера. Соревнования проводятся в категориях: Макросъемка Широкий угол Съемка рыб. Регби - Цель соревнования — забить мяч, имеющий отрицательную плавучесть, в корзину соперника, расположенную на дне бассейна. Размеры игрового поля 10-12 метров в ширину, 15-18 метров в длину, глубина варьируется от 3,5 до 5 метров. Спортивная подводная стрельба - Задача спортсмена — на задержке дыхания выполнить ныряние, в ходе которого с определенного расстояния произвести выстрел по мишени из подводного ружья. Оцениваются точность выстрела, чистота выхода на рубеж и скорость выполнения. Хоккей - дисциплина подводного спорта. В ходе состязания (игры) соревнуются две команды спортсменов, каждая из которых состоит из 6 игроков, экипированных ластами, масками, трубками и клюшками. Цель игры — забить шайбу, проталкивая её по дну бассейна к воротам противника.

Основные понятия особенности организации и проведения соревнований

39. Организация занятий по новым методикам (гидроаэробика, гидропрофилактика, гидрошейпинг)

Гидроаэробика — это вид оздоровительно-рекреативной физической культуры, в которой используется сочетание традиционных и нетрадиционных упражнений, выполняемых в аэробном режиме нагрузки в водной среде с музыкальным сопровождением для повышения двигательной активности, получения удовольствия и сохранения здоровья. Целями занятий гидроаэробикой являются: улучшение самочувствия, повышение двигательной активности во время занятий в воде». Гидрошейпинг — это комплексная система физических тренировок, включающая в себя упражнения по освоению с водой, плавательные упражнения, динамичные упражнения аэробного характера, упражнения локального воздействия на отдельные группы мышц, их растягивание и расслабление, а также дыхательные упражнения. Все движения выполняются под музыку. Немаловажной частью этой системы физических тренировок является рациональное питание, а если необходимо, то и специальная диета. Цель занятий гидропрофилактикой — улучшение состояния здоровья, самочувствия и повышения уровня функциональных возможностей занимающихся.

Развитие плавания в первобытном обществе

Плавание появилось на заре развития человеческого общества и развивалось благодаря своей прикладной и военно-прикладной ценности. Реки и озера, вблизи которых расселялись первобытные люди, были источниками добывания пищи, служили удобными путями сообщения и обмена между племенами. Находки археологов, историков, древние папирусы, наскальная живопись и другие источники свидетельствуют о том, что задолго до новой эры люди умели плавать и нырять. Умение плавать люди ценили всегда.В одной из первых книг по плаванию (1808) Т. Мельхесидек отмечает: «Все земные народы, почитая ремесло плавателя, не столько способностью, естественно свойственной человеку, а как настоящее искусство, тщательно старались научить оному детей своих с самого младенчества».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-19; просмотров: 519; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.157.45 (0.014 с.)