Как же оформить культурно-досуговую Программу. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Как же оформить культурно-досуговую Программу.



Выше уже отмечалось, что по своей структуре и оформлению одна часть такого рода программ значительно отличается от дополнительных образовательных программ, другая их часть, наоборот, имеет много схожих с образовательной программой компонентов.

Однако в любом случае педагогу, приступающему к разработке культурно-досуговой программы, важно знать о специфике ее целей и задач, содержания, форм и методов реализации.

Приведем некоторые общие рекомендации по разработке культурно-досуговых программ.

Особенности целей и задач культурно-досуговых программ:

Цели таких программ связаны, прежде всего, с созданием условий для развития общей культуры обучающихся, раскрытия их творческой индивидуальности, формирования положительной "Я"-концепции.

Эти цели могут достигаться через комплекс примерно следующих задач:

· развитие творческих способностей и эмоциональной сферы детей;

· приобщение к основам художественной, коммуникативной, артистической культуры;

· формирование опыта социального взаимодействия, веры в свои возможности;

· укрепление здоровья детей;

· формирование опыта организации содержательного досуга.

Содержание культурно-досуговой программы связано с:

приобщением детей к культуре, и более всего к художественной;

овладением ими первоначальными основами культуры исполнения и культуры восприятия;

развитием у детей творческого мышления, интеллектуальных, художественных и специальных способностей;

постижением искусства общения, поведения, культуры речи;

воспитанием гуманности, толерантности;

формированием навыков социально приемлемых способов организации собственного досуга и досуга сверстников;

освоением школьниками основ культуры быта (особенно в условиях совместной жизнедеятельности в период летних лагерей, экспедиций, многодневных экскурсий, выездов на фестивали, конкурсы, соревнования).

То или иное сочетание вариативных блоков, соответствующих перечисленным выше направлениям, может составлять содержание культурно-досуговых программ.

В содержании любой из них может быть вычленено, по меньшей мере, четыре раздела, связанных с:

· приобщением детей к художественной культуре,

· воспитанием у них культуры общения,

· формированием культуры организации досуга,

· обучением их основам культуры быта.

Безусловным при этом остается следование принципу возрастного подхода к отбору содержания.

Особый раздел культурно-досуговой программы – составляет характеристика конкретных форм ее реализации. Речь идет о тех или иных мероприятиях, через которые программа воплощается в жизнь.

У разных авторов можно найти разные подходы к классификации подобного рода мероприятий. Так, М.Е. Кульпетдинова выделяет четыре группы мероприятий, обеспечивающих наиболее успешную реализацию культурно-досуговой программы (основанием ее классификации является масштаб мероприятия, фактически определяемый количеством участников):

1) традиционные массовые мероприятия образовательного учреждения в целом (фестивали, олимпиады, балы, турниры, конкурсы и др.);

2) досуговые дела отдельного детского объединения (класса, учебной группы в системе дополнительного образования) - экскурсии, конкурсы, литературные и музыкальные гостиные и др.;

3) совместные досуговые дела нескольких детских объединений - нескольких классов одной параллели, кружков, студий, клубов (вечера, огоньки, КВН, походы, соревнования);

4) "репертуарные" мероприятия (спектакли театров, концерты художественных коллективов и т. п.), в которые одни дети вовлекаются в качестве исполнителей, другие – в качестве зрителей.

Каждое из мероприятий, исходя из общей цели и задач программы, должно иметь свою конкретную (частную) цель, решать конкретные задачи, быть ориентировано на достижение определенных результатов.

Другую классификацию мероприятий, через которые реализуются культурно-досуговые программы, предлагает Н.С. Карпова – педагог-психолог Загородного центра детско-юношеского творчества «Зеркальный» (Санкт-Петербург). Ее классификация построена в соответствии с тремя основными этапами развития личности ребенка школьного возраста, на каждом из которых, по мнению автора, должны использоваться преимущественно те или иные формы досуговых мероприятий, максимально подходящие возрасту детей.

I этап – возраст от 6 до 10 лет. Это период научения детей определенным правилам и нормам. В этом возрасте дети ждут четких указаний; определенные ограничения как бы очерчивают для них некую зону безопасности, в которой маленький ребенок чувствует себя защищенным. Исходя из этого, основным способом осуществления культурно-досуговой деятельности с младшими детьми является действие по образцу, а формами ее реализации –

· всевозможные игры (игры с правилами, с игрушками, с синхронными действиями),

· чтение вслух,

· рисование,

· коллекционирование,

· драматизация,

· праздники.

II этап – возраст 11-13 лет. Детям этого возраста чрезвычайно важно согласовывать свои действия со сверстниками, они хотят участвовать в общем деле и знать, как их деятельность может выражаться в денежном эквиваленте. Подросткам этого возраста взрослый нужен как организатор, способный направить их бурную энергию в «мирное» русло, помочь сделать самостоятельные шаги к самоутверждению. Здесь ведущий способ проведения досуга – организация коллективной творческой деятельности, а наиболее популярными ее формами являются:

· игры на местности,

· игры на восприятие друг друга,

· спортивные игры, туризм,

· вечеринки,

· встречи с кумирами (наяву, через рассказы, видеофильмы),

· система зарабатывания каких-либо благ,

· праздники,

· драматизация.

III этап – возраст 14-17 лет. В этом возрасте подростки проходят период формирования чувства идентичности, «самости», осознания собственной индивидуальности, стремятся выразить себя. На данном этапе формируются жизненные цели личности, складывается мировоззрение, осваиваются навыки взаимодействия с противоположным полом. В этом возрасте подросткам интересен взрослый, способный выступить в роли консультанта, советчика, старшего и более опытного товарища. Учитывая эти особенности, старшим подросткам, как и в предыдущем случае, целесообразнее всего предлагать различные варианты коллективной творческой деятельности, но с учетом их запросов и интересов. Это могут быть:

· вечера современной музыки,

· диско-шоу,

· вечера авторской песни,

· спортивные игры,

· дискуссии,

· тренинги,

· всевозможные формы общественно-полезной деятельности (благотворительные акции; выезды с концертными программами; целевые экспедиции - этнографические, экологические, археологические, фольклорные; трудовые дела с возможностью личного заработка и т.д.).

Таким образом, планируя любое дело, предлагая детям те или иные проекты, следует ориентироваться на объективные процессы в становлении личности. Это поможет уйти от простой опеки над детьми и создать необходимые условия для развития личности ребенка.

Завершая разговор о формах реализации культурно-досуговых программ, важно остановиться на принципах, которые должны быть положены в основу массовых мероприятий с детьми. М.Е. Кульпетдинова выделяет 6 таких принципов: информационной насыщенности, эмоциональности, массовости, активности, диалогичности, преемственности и последовательности приобщения детей к ценностям культуры, формирования у них опыта социального взаимодействия.

Охарактеризуем некоторые из них.

Принцип информационной насыщенности предполагает наличие в содержании проводимого дела (в зависимости от его целевой установки) исторических, краеведческих, этнических, научно-технических, художественно-культурных, этических и других сведений и фактов.

В качестве пояснения приведем пример организации детского фольклорного фестиваля, ежегодно проводимого в г. Омске, в котором традиционно участвуют и школы, и учреждения дополнительного образования детей. В структуре фестиваля выделяется не менее 5-ти направлений:

· занятия детей в творческих мастерских (по изготовлению «обереговой» куклы, свитых и плетеных поясов, лоскутной мозаики, изделий из бересты, соломки, глины);

· участие детей в конкурсах (народного костюма, народных инструментов, народных промыслов, частушек, народной сказки, хоровода);

· сочинение участниками фестиваля докучных сказок и загадок;

· участие детей в народных играх;

· просмотр детьми спектакля по народным мотивам.

Такая информационная насыщенность предлагаемых детям видов деятельности обеспечивает не просто их развлечение, а реальное пополнение знаний и практических навыков школьников, расширяет диапазон их актуальной культуры.

Принцип массовости предусматривает участие в досуговых мероприятиях всех желающих. Обеспечить массовость может применение следующих приемов:

1) проведение единых тематических общешкольных мероприятий, в которых могут одновременно участвовать школьники одной или нескольких параллелей;

2) привлечение детей (особенно это касается подростков) ко всем фазам досуговых мероприятий – от разработки сценария, оформления школьного вестибюля, зала, сцены до участия в реализации конкретного мероприятия в самых разных ролях – артистов, костюмеров, художников, рабочих сцены, осветителей, диск-жокеев, ведущих, зрителей.

Интересный опыт в этом плане накоплен в одной из московских школ – Центре образования «Москва-98» №1953. Здесь многие зрелищные мероприятия (День учителя, Новый год, День святого Валентина, Последний звонок и др.) организуются как коллективные творческие дела в рамках целых школьных параллелей. Например, объявляется единая тема новогоднего праздника «Все флаги просим в гости к нам!», и каждый класс (с 8-го по 11-й) готовит свое особое выступление в зрительном зале школы, представляя ту или иную страну (по выбору учащихся) с помощью театрализованного представления, поданного в юмористическом духе, в контексте новогоднего праздника. Внесение элементов соревновательности, а также участие детей сначала в качестве актеров, затем – в качестве зрителей делают их мобильными, порождают стремление учащихся максимально проявить свои таланты, повысить статус своего класса в глазах сверстников, стимулируют массовость художественного творчества школьников, развивают в детях чувство сопереживания, умения радоваться успехам - своим и сверстников.

Принцип диалогичности означает равноправное взаимодействие педагогов и учащихся в подготовке и реализации всех досуговых мероприятий. Этому может способствовать активное вовлечение в этот процесс вместе с детьми не только педагогов-организаторов, непосредственно отвечающих за подготовку и проведение досуговых мероприятий, но и учителей-предметников, классных руководителей, родителей, желающих и способных принять участие в КТД школы. Подобное объединение взрослых и детей одной общей идеей способствует сплочению школьного сообщества, формированию у учащихся ответственности, единения, гордости за свою школу.

Методы осуществления культурно-досуговых программ достаточно многообразны. В зависимости от типа и содержания программы можно использовать:

· игровые методы,

· упражнения.

· обсуждения,

· создание, проигрывание и анализ ситуаций,

· творческие задания (на внимание, ловкость, сообразительность, быстроту реакции, логику, эрудицию и т.д.),

· театрализации.

Мы не ставим своей целью характеризовать здесь перечисленные методы, поскольку многие из них раскрыты в главе IV «Педагогические технологии в дополнительном образовании детей».

Любая культурно-досуговая программа должна быть ориентирована на достижение определенного результата. В качестве ожидаемых результатов может быть запланировано:

· осмысление детьми (в рамках своего возраста) досуга как ценности, его значимости для развития и самореализации личности;

· осознание детьми своих возможностей и способностей, путей и способов их реализации в свободное от учебы время;

· изменение установок детей на способы и формы проведения своего досуга;

· приобретение детьми практических навыков организации досуговых дел, умения содержательно и разнообразно проводить свободное время;

· освоение детьми основных средств общения, основ зрительской культуры;

· повышение культуры взаимоотношений детей и их поведения во взаимодействии со сверстниками и взрослыми;

· изменение атмосферы в классе, детском объединении, учреждении в целом на основе массового участия детей в совместных досуговых мероприятиях;

· формирование традиций образовательного учреждения.

Отслеживание результатов реализации культурно-досуговых программ можно осуществлять с помощью: систематических наблюдений за детьми и фиксации происходящих в них изменений; проведения социологических опросов детей и родителей; бесед с родителями; организации самодиагностики детей и отслеживания изменений в их самооценке (самохарактеристике); анализа творческих работ школьников.

С помощью этих приемов можно достаточно адекватно оценить изменения культурного уровня участников досуговых программ.

 

Таким образом, правильно разработанная и полноценно реализованная культурно-досуговая программа может содействовать введению детей в мир культуры, развитию их творческого мышления, приобретению опыта самореализации в совместной со сверстниками творческой деятельности.

В заключение приведем примерную схему анализа досугового мероприятия, которая может быть полезна и методисту, и руководителю, осуществляющему контрольные функции. В процессе анализа целесообразно зафиксировать и оценить следующие моменты.

1. Общая характеристика детской группы: состав, возраст, учет возрастных и индивидуальных особенностей, интересов, запросов детей.

2. Место и время проведения.

3. Тема, цель, форма проведения.

4. Анализ качества подготовки мероприятия:

· наличие плана проведения;

· определение задач;

· активность детей и педагога;

· участие и заинтересованность родителей и др.

5. Анализ хода мероприятия:

· содержание и воспитательная направленность;

· отношение учащихся к мероприятию, увлеченность, творчество, инициатива;

· характеристика педагогических средств;

· проявление качеств педагога, его авторитет;

· создание условий для влияния на детей.

6. Выводы, замечания, предложения:

· оценка методического своеобразия и эффективности мероприятия;

· недостатки в ходе подготовки и проведения мероприятия, пути их устранения;

· пожелания по улучшению подготовки, содержания и форм организации мероприятия.

 

6.2 Технология подготовки и проведения школьных и студенческих культурно- досуговых программ.

Данные исследований показывают, что досуговая самореализация молодёжи осуществляется, как правило, вне учреждений культуры и обусловлена воздействием телевидения — наиболее влиятельного источника эстетического и социализирующего воздействия. Народная культура (традиции, обычаи, фольклор и т.п.) большинством молодых людей воспринимаются как анахронизм. Попытки внесения этнокультурного содержания в процесс социализации в большинстве случаев ограничивается пропагандой древнерусских обычаев и православия. На этом фоне активно развиваются молодежные субкультуры, появившиеся еще в 70-х годах и к концу 20 века принимающие все более агрессивные черты (к более или менее мирным хиппи, панкам, металлистам добавились байкеры, скинхеды, сатанисты и другие агрессивные неформальные группировки).

 

 

Молодые люди выбирают демократическую форму правления, учитывая даже негативные стороны современного социального развития общества. Рассчитывать на эффективную культурную самореализацию молодого поколения в больном обществе не приходится, тем более, что и культурный уровень других возрастных и социально-демографических групп населения также постепенно снижается. Наблюдается тенденция к деморализации в содержании искусства, что проявляется прежде всего в принижении и разрушении образа человека (сцены и эпизоды насилия и секса, жестокости), что противоречит законам человеческой нравственности и оказывает негативное воздействие на молодёжную (в частности) аудиторию. Это воздействие подтверждается многочисленными исследованиями.

 

Ситуация в нашем массовом искусстве, особенно в экранных видах искусства, стала резко изменяться, приобретая всё более негативный характер. В частности "идолы потребления" (поп-/рок-/и т.п. музыканты, шоумены, королевы красоты, культуристы, астрологи,...) вытеснили собой на теле/кино/видеоэкранах "идолов производства". Репертуар телевидения конца 20 – начала 21 на 90% состоит из зарубежных фильмов, жанровый репертуар которых возглавляют боевик и эротика.

 

 В создавшейся ситуации именно культурно-досуговым учреждениям приходится выполнять роль «очага культуры», привлекать в свои объединения молодежь и подростков для организации их социального досуга, прививать молодым людям художественный вкус.

 

Формы работы со старшеклассниками и молодежью

Работа в студиях и кружках, коллективах художественной самодеятельности (ВИА, эстрадные и хореографические студии и кружки, изостудии, студии молодежной моды, профессиональные студии – журналистские, телевизионные)

Оздоровительные мероприятия, в число которых входит туризм, беседы с врачами-специалистами, профилактические мероприятия, массовые посещения бассейна, тренажерного зала, занятия аэробикой, фитнес-клубы)

Конкурсные мероприятия развлекательной и познавательной направленности (ринги, КВНы, клубы эрудитов).

 

 

Вечера отдыха (тематические дискотеки, праздничные вечера, вечера общения и знакомств, молодежные балы)

Камерные формы работы – литературные, художественные и музыкальные салоны и гостиные

Диспут-кулубы, ток-шоу, брифинги, научные и нравственные конференции, коммунарские сборы.

Экскурсионная работа – ознакомление с художественными и историческими ценностями, памятниками культуры, местами былой славы.

Встречи с интересными людьми, построенные в различных формах - беседы, «темные», программы по сюжетам телевизионных передач («большая стирка», «маска-откровение», «моя семья». Широко практикуются встречи с ветеранами ВОВ и Афганистана, встречи с создателями и участниками молодежных объединений для обмена опытом работы.

Концерты и фестивали, конкурсы с участием творческой молодежи и самодеятельных молодежных коллективов, выставки работ молодых художников, поэтов, начинающих писателей. Постановка молодежных спектаклей и мюзиклов, шоу с участием молодых исполнителей и коллективов.

 

Для реализации цели необходимо решение следующих взаимосвязанных задач:

  • способствовать формированию культуры досуга;
  • способствовать повышению культурного уровня студенчества на основе приобщения к достижениям отечественной и мировой художественной культуры;
  • создать условия для развития творческих способностей студентов;
  • обеспечить условия для воспитания уважения к культурному наследию многонационального народа Казахстана;
  • способствовать творческой самореализации;
  • способствовать формированию лидерских качеств;
  • развивать качества личности, способствующие её индивидуализации и конкурентоспособности.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-19; просмотров: 166; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.131.238 (0.066 с.)