Историческое развитие концертной деятельности. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Историческое развитие концертной деятельности.



 Еще пятьдесят лет назад функционирование музыкального искусства главным образом ассоциировалось с публичными выступлениями профессиональных исполнителей. В настоящее время, в силу бурного развития любительской концертной деятельности, а также чрезвычайного усиления мощности каналов массового распространения информации, профессиональное концертирование составляет лишь часть общей концертной деятельности. Популярность эстрадной песни, заменившей фольклор, и одновременно явно противоположная тенденция к приоритетности развития филармонических жанров музыкального искусства, которая определилась курсом, выработанным государственным руководством концертной деятельностью, обусловили появление коллективов синтетических жанров.

     Проблемы зрелищности, праздничности концертного представления, качества звука в наше время актуальны для всех музыкальных жанров, но в первую очередь – для эстрады. Необходимо развитие режиссуры эстрадных представлений, художественного оформления, наличие аппаратуры высокого класса. В условиях ограниченных ресурсов подобные требования накладывают существенные ограничения на сеть эстрадных коллективов, стремящихся отвечать современным эталонам.

      Организационное разделение концертов на филармонические и эстрадные у нас в стране сложилось в 1930-е годы, когда, с одной стороны, существовали филармонии с академическими, народными коллективами и исполнителями, а с другой – эстрадные организации. Но с тех пор прошло много десятилетий, и ситуация, в том числе и организационная в корне изменилась.

        Легкие концертные жанры отличаются большей общедоступностью, легкостью художественного языка, не требующего для понимания особой предварительной подготовки. Им свойственна жанровая раскованность: новые синтетические соединения здесь образуются и распадаются достаточно легко и свободно.

 Виды концертов - это самостоятельные программы, своеобразие которых определяется задачами вечера, художественно-культурным опытом зрителя, эстетическими запросами определенной аудитории, имеющимися в распоряжении организаторов артистическими силами. В практике выделились
следующие виды:

  Сольный концерт одного исполнителя- виртуоза, популярность которого в сочетании с глубоким и ярким репертуаром способны на протяжении всего вечера поддерживать неослабевающий интерес. К
сольным концертам относятся также концерты одного ансамбля, хора, оркестра, хореографического коллектива как единого организма.

Подготовка сольной концертной программы имеет свои специфические трудности. Один солист – исполнитель обязан в течение полутора часов быть интересным для собравшейся аудитории, поэтому ему приходится чередовать и сочетать произведения по жанровому контрасту или сходству. В художественной самодеятельности практически отсутствуют такие программы, потому что в силу своей непрофессиональной подготовленности исполнители не могут «держать» публику в течение полутора часов.

 Моноспектакль (или моноконцерт)- чтецкая программа, исполняемая одним актером. Это может быть исполнение классики или
произведения современного автора, занимающее
два отделения, стихотворений одного или
нескольких поэтов, цикла рассказов, объединенных общей темой, композиции из произведений одного или нескольких авторов и т. д.

Сборный (с мешанный) концерт- определяется выступлением артистов разных жанров.

Его программу необходимо составить из номеров, наилучшим образом характеризующих работу коллектива. Отчетные концерты занимают важное место в жизни коллективов художественной самодеятельности, так как являются итогом работы за текущий творческий год, по которым определяются статус коллектива и рост исполнительского мастерства.

          Необходимость придания сборному концерту большей стройности и разнообразия в подаче материала нередко сталкивается с дефицитом ярких оригинальных номеров, способных захватить и удержать интерес зала. Но следует помнить, что сборный концерт – не сумма различных номеров, а целостное самостоятельное произведение. Композиция сборного концерта подчиняется существующим правилам, разнообразию жанров и нарастанию темпо-ритма. Зрительский интерес в таком концерте должен постоянно нарастать. При составлении программы не нужно ставить номера, одинаковые по характеру и по жанру, стилю и темпо-ритму. Такой концерт необходимо завершить так называемым «ударным номером» – апофеозом всего действа. Элементы театрализации обогатят и украсят программу любого сборного концерта.

Академические, или филармонические(<гр. phileo - люблю и harmonia - гармония) -концерты, проводимые концертной организацией, ставящей своей целью пропаганду высокохудожественных музыкальных произведений (а иногда и различных видов эстрадного искусства и исполнительского мастерства. Используемые в таких концертах жанры достаточно сложны по форме н содержанию, требуют особой подготовленности от аудитории.

Камерный (позднелат. camera - комната, свод,палата) по звучанию репертуара (инструментальная или вокальная музыка, романсы, песни), по характеру исполнительства (сольные сочинения, различного рода небольшие ансамбли- дуэты, трио и др.) предназначенный для небольшого помещения, для небольшого круга слушателей.

Тематические - «концерт одной главенствующей темы». Она, как стержень, нанизывает и группирует вокруг себя все художественные
компоненты концерта.

Ревю (фр. revue - панорама, обозрение) -обозрение на определенную тему, его сюжет, его «ход», логика подачи номеров различных
жанров, возможности соединения патетического и комического. Условно ревю можно разделить на два вида: ревю-феерия и камерное ревю. В
первом случае определяющим является сочетание значительности содержания с яркой зрелищностью. Постановка ревю-феерий характерна для мюзик-холла и эстрадных коллективов подобного типа. В ревю-феериях основными компонентами являются разнообразные эстрадные, цирковые и
драматические номера, большие коллективы -танцевальные группы, эстрадные оркестры. В ревю-феериях важнейшую роль играет музыка.
Сценическое решение ревю-феерий отличает эффектное использование технических возможностей сцены (мгновенная перемена мест действия, всевозможные превращения, сложное в техническом отношении оформление, особенная световая партитура, использование киноматериалов, радиоаппаратуры и т. д.).

Театрализованный концерт - концерт, имеющий единый художественный сценический образ, для создания которого используются выразительные средства, присущие театру, театральному действию. А именно: сюжетный ход, ролевая персонификация           ведущих, сценография. т еатральный костюм, грим, сценическая атмосфера.

Концерт народного творчества строится на подлинных образцах фольклора.

Эстрадный («легкий») концерт - вершина раз влекательности, в них меньше внимания уделяется камерной, особенно инструментальной музыке и серьезным жанрам и произведениям и больше - юмору, танцу, эстрадной песне, оригинальным жанрам.

          Эстрадный концерт-спектакль многими своими элементами сходен с театрализованным концертом. Но сценарий эстрадного спектакля обычно предусматривает специальную драматургическую и режиссерскую разработку значительной части игровых эпизодов, и для их воплощения используются самые различные виды искусства, компоненты сценической техники и приемы сценической выразительности. Исполнителями могут быть артисты театрального коллектива и участники коллективов художественной самодеятельности.

Гала-концерт (<фр. gala - большой) –особенно праздничное торжественное, привлекающее публику зрелище.

Шоу (< англ, show) - пышное зрелище с участием «заезд» эстрады, цирка, спорта, джаз- оркестров, балета на льду и т.д., в котором звучащее слово как наиболее полный выразитель содержательности исполняемого произведения оказывается скрытым за эффектным антуражем декораций, света, технических усовершенствований.

Концерт-спектакль сходен с театрализованным концертом, но его сценарий предусматривает специальную драматургическую и режиссерскую разработку значительной части игровых эпизодов.

Стадионный - массово-зрелищный концерт. Его специфика обусловлена необычностью условий - огромным стечением зрителей, размером
«концертного зала» под открытым небом.

Детский - рассматривается как одна- из форм педагогики, поэтому проводится по программе, составленной с учетом возраста и психологии
детского восприятия, с актерами, специализирующимися в весьма тонкой области детской художественной работы.

Митинги-концерты    включают острое политическое слово (речь оратора, стихи в исполнении чтецов), демонстрации слайдов и кинокадров, выставки политических плакатов и т. п.

3онг - концерт - сценическое представление, построенное на репертуаре трех-четырех профессионально очень сильных коллективов клубов
(или ансамблей) политической песни.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-19; просмотров: 338; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.26.176 (0.009 с.)