Особенности сценария массового праздника. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности сценария массового праздника.



Сценарий массового праздника сам по себе уже является понятием комплексным, синтезирующим воедино работу драматурга, режиссера, ху­дожника, композитора, организатора.

Особенности сценария массового праздника • Нельзя особенно в массовом празднике, имеющем в своей основе конкретную праздничную ситуацию, вызывающую личностные ассоциации у каждого, рассказывать о войне, репрессиях и т.д. • Действие массового зрелища, представления лишено прямой последовательности и содержит в себе отступления, остановки, задержки, возвращения событий, переключение словесного материала на пластический, от пластического -к музыке, от музыки -к слову и т.д. И поэтому сюжет излагается в свободной драматургической структуре, где остановки действия приобретают большое значение. • Своеобразие сюжетного хода в сценарии массового праздника состоит в том, что он обязательно должен быть образным, зрительным, отвечающем одновременно замыслу сценариста и режиссёра. • В сценарии нужна экспозиция, т.е. ввод в действие короткого рассказа о событиях, предшествующих возникновению конфликта, вызывающих его. Экспозиция в сценарии обычно перерастает в завязку. Экспозиция и завязка должны быть предельно чёткими и лаконичными. Они несут большую психологическую нагрузку. • Следующая часть композиций - основное действие, т.е. изображение процесса борьбы и её переплетений, цепи событий столкновений, в которых решается конфликт. Эта часть сценария должна подчинятся следующим основным требованиям: • 1) Строгая логичность построения темы. • 2) Нарастание действия. • 3) Законченность каждого отдельного эпизода. • 4) Конкретность построения. • Действие обязательно должно быть подведено к кульминации, т.е. к наивысшей точки в развитии действия • После кульминационного момента должна следовать развязка, финал действия.  

 

Тема- это круг жизненных явлений, отобранных сценаристом и режис­сером.

Идея- это основной вывод, основная мысль, авторская оценка изоб­ражаемых событий.

Тема обычно задана в самом начале праздника, а к идее как к общему главному выводу сценарист и режиссер должны подвести собравшихся зри­телей. Тема и идея неразрывно связаны друг с другом и вместе составля­ют идейно-тематическую основу сценария.

В драматургии массового праздника вступают в силу свои особенности. Экспозиция, конфликт, кульминация приобретают в драматургии массового зрелища, действа специфические черты, обусловленные монтажной структу­рой, где конфликтность существует не в результате возникающего контр­действия и противоборствующих сил, а в монтажном соединении, " сбор-кеб" разнородных эпизодов, номеров и "аттракционов". Само соединение различных явлений в единую монтажную структуру конфликтно по своей су­ти, обладает определенной возможностью возникновения противоборствую­щих сил. В результате этой борьбы сплавляется единая монтажная струк­тура, дающая в конечном итоге новое качество- драматургию, основой ко­торой является не традиционное действие и контрдействие, приводящее к конфликту, а некая диалогичность различных тем и жанровых разновиднос­тей.

Нельзя особенно в массовом празднике, имеющем в своей основе конкретную праздничную ситуацию, вызывающую личностные ассоциации у каждого, рассказывать о войне, вообще о пятилетке и т.д.

Действие массового праздника, представления лишено прямой последова­тельности и содержит в себе отступления, остановки, задержки, возвраще­ния событий, переключение словесного материала на пластический, от пла­стического -к музыке, от музыки -к слову и т.д. И поэтому сюжет излагается в свободной драматургической структуре, где остановки действия приобре­тают большое значение.

Своеобразие сюжетного хода в сценарии массового праздника состоит в том, что он обязательно должен быть образным, зрительным, отвечающем одновременно замыслу сценариста и режиссёра. Поиски такого хода,являются специфичными для сценариста и режиссёра массового действия. Заданный драматургический ход, двигающий развития сюжета, является ос­новным связывающим моментом при монтаже эпизодов сценария, он как бы показывает всё действие. При этом патетика может чередоваться с комиче­скими моментами, трагическое со светлым, радостным. Это находит выра­жение в специальном подборе художественного материала. В сценарии друг за другом могут идти песни, танец, отрывок из спектакля, кинофрагмент, они чередуются с публицистическими выступлениями, массовыми действиями участников.

В сценарии нужна экспозиция, т.е. ввод в действие короткого рассказа о событиях, предшествующих возникновению конфликта, вызывающих его. Экспозиция в сценарии обычно перерастает в завязку. Экспозиция и за­вязка должны быть предельно чёткими и лаконичными. Они несут большую психологическую нагрузку.

Следующая часть композиций - основное действие, т.е. изображение про­цесса борьбы и её переплетений, цепи событий столкновений, в которых решается конфликт. Эта часть сценария должна подчинятся следующим основ­ным требованиям:

1) Строгая логичность построения темы.

2) Нарастание действия.

3) Законченность каждого отдельного эпизода.

4) Конкретность построения.

Действие обязательно должно быть подведено к кульминации, т.е. к наи­высшей точки в развитии действия.

После кульминационного момента должна следовать развязка, финал дей­ствия.

Особенности режиссуры массового праздника:

Это весьма важная часть композиции. Приступая к созданию постановочного плана, режиссёр строит его на основе сценария массового представления. Здесь в работу непосредственно вступают композитор, дирижер, балетмей­стер, хормейстер, режиссёр спортивных эпизодов и номеров оригинального жанра.

Большое внимание уделяется работе с художником, потому что образно -пластическое решение массового представления во многом определяет его идейно - художественную силу. В решении этой задачи участвует и худож­ник по свету, и режиссёр - монтажёр киноматериала, и звукооформитель (подготовка и запись фонографии). Одна из трудных проблем - нахождения верного темпа-ритма массового эпизода. Здесь многое может прояснить му­зыка. Точно найденный характер звукового ряда является важным компо­нентом в нахождении нужного темпа-ритма и образного решения массовых сцен. К сводным репетициям основные эпизоды и номера должны быть от­репетированы.

Режиссёр обязан решать и вопросы подготовки массовых групп, их приход на сцену, эвакуацию массы со сцепы. Работу режиссёра при постановки те­атрализованного представления можно определить как творчески -организаторскую.

Массовый праздник имеет разновидные средства эмоционального воздей­ствия. Это прежде всего живое слово, создающие образы, речь ведущего, за­нимающая в себе важную цель, соединяющая эпизоды, поэтическое слово, имеющее сильное воздействие на зрителей, а также средства искусства (музыка, песня, художественное и документальное кино, живопись, хорео­графия, спорт, свет, звук...), которые эмоционально настраивают участников массового праздника, усиливают воздействие происходящего на сцениче­ской площадке событий, передают чувства действующих лиц, дополняют и двигают вперёд действия.

Отличительной особенностью драматургии и режиссуры массовых пред­ставлений является то, что они построены на действии смены людей. Чело­век в ситуации массового праздника должен быть участником, а не зрителем, поэтому в сценарной и режиссёрской разработки предусмотреть пути его ак­тивизации, каналы по которым может развиваться активная деятельность нужного участника во время праздника. Специфичность драматургии и ре­жиссуры массового праздника заключается в представлении собой не только и не столько организацию действия на сценической площадке, сколько орга­низацию действия аудитории, силой массы участников. А также во внесение во внесении в массовое действие элементов импровизационной творческой игры, психологическая потребность в которой присуща людям всех возрас­тов.

Сущность общей методики технологии режиссёрской деятельности заключа­ется в процессах отбора и разработке специфических эмоционально-выразительных средств и приёмов воздействия на зрителей в организации форм типов постановок:

• создание эпизодов и их художественная организация в комплексную форму целостной досуговой программы;

• использования определённых методов режиссуры «театрализации», «иллюстрирования», «игратизации»;

• сочетание различной видов деятельности: творческой, исследователь­ской, педагогической, драматургической, исполнительской и других различ­ных условиях (театрально-сценических, семейно-застольных, масштабно-открытых, природно-площадных и т.д.);

• организационные работы с различными категориями людей (профессиональными специалистами, актёрами, ведущими, самодеятельны­ми коллективами, участниками реальных событий и игровых массовых дей­ствий;

• использования в постановках разнообразных эмоциональных вырази­тельных средств (художественных, документальных, игровых, технических, живого слова и зрелищных эффектов, действия, пластики, музыки, изобрази­тельных и выразительных);

· использования в синтезе отдельных компонентов и структурных элементов композиции разнообразных приёмов монтажа (последовательного, контраст­ного, ассоциативного, параллельного, ретроспективного и др.), типов связок (сюжетных, тематических, состязательных, конфликтных, проблемных, ин-термедийных и др.).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-19; просмотров: 749; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.193.172 (0.011 с.)