Тема 9. Либеральная политическая мысль 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 9. Либеральная политическая мысль



В РОССИИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX В.

К.Д. Кавелин (1818 – 1885 гг.). Деятельность в кружке западников. Статья «Взгляд на юридический быт древней России». Государственное и личностное начала в истории России. Полемика Кавелина с Самариным. Славянофильская и западническая трактовки свободы личности. Разногласия между Кавелиным и Герценом в оценке роли самодержавия в русской истории. «Самодержавная республика» как политическая цель России, ее особенности.

Б.Н. Чичерин (1828–1904 гг.) – основатель и виднейший представитель «государственной школы» в отечественной историографии.

Неогегельянство как методологическая основа политической философии Чичерина. Этатизм и личная свобода. Типы общественных союзов: семья, гражданское общество, церковь, государство. Государство как высшее развитие идеи человеческого общества. Предназначение государства.

Зависимость формы государства от степени развития общества и от конкретно-исторических условий. Преходящий характер абсолютизма и сословного строя. Теория развития конституционализма в России. Конституционная монархия как высшая форма развития идеи государства. Этапы перехода к ней.

Концепция разделения государственной власти, компетенция ее отдельных отраслей. Социально-экономические функции государства. Отношение к правовому и имущественному равенству.

С.А. Муромцев (1850–1910 гг.). Либеральная социология права. Принцип свободы личности и общества как система юридических норм.

Правоведение как раздел социологии. Политика права как прикладная наука, ее задачи. Политические реформы как изменение правовых отношений с целью предотвращения революции.

Необходимость защиты господствующих в обществе отношений. Организованная (юридическая) и неорганизованная защита. Идея трансформации полицейского самодержавного государства в государство правовое. Разработка правовых основ парламентаризма в России.

М.М. Ковалевский (1851–1916 гг.). Марксизм и позитивизм как два основных источника социально-политической концепции Ковалевского. Сравнительно-исторический метод. Государство и право как закономерные продукты развития человеческого общества. Отрицание «субъективной социологии» народников. Теория социального прогресса.

Происхождение государства. Психологические причины его появления. Изменение содержания государственной формы в зависимости от исторической стадии развития данного общества. Необходимость сглаживания классовых противоречий в интересах свободы индивида и всеобщего благоденствия.

Н.М. Коркунов (1853–1904 гг.). Психологическая теория «субъективного реализма», ее применение к политике. Совокупность личных и групповых интересов как содержание социальной жизни. Право как разграничение интересов. Объективный и субъективный аспект права. Государство как средство проведения в жизнь права. Психологическая трактовка политической власти.

Необходимость ограничения российского абсолютизма правом. Политический идеал Коркунова – «правомерная, но самодержавная монархия».

 

Темы семинарских занятий

Тема 1. Политические взгляды либералов «государственной школы»

1. К.Д. Кавелин, его исторические, этические и психологические воззрения, их влияние на формирование его политического идеала.

2. Либеральный консерватизм Б.Н. Чичерина.

 

Тема 2. Политико-правовые концепции русских либералов

Второй половины Х IX в.

1. Социологическая теория государства и права С.А. Муромцева.

2. М.М. Ковалевский, его политические и правовые взгляды.

3. Политическая теория государства и права Н.М. Коркунова.

 

Методические указания

Важно обратить внимание на специфические условия и особенности развития русского либерализма пореформенного периода, на его соотношение с западными либеральными доктринами. Существенным моментом является соотношение теоретической разработанности и практической действенности либеральной концепции правового государства в России изучаемого периода.

Вопросы для самоконтроля

 

1. Как К.Д. Кавелин трактует соотношение государственного и личностного начала в истории России?

2. Что такое «самодержавная республика» с точки зрения Кавелина?

3. Каковы основные идеи «государственной школы»?

4. Как соотносятся этатизм и личная свобода в концепции Б.Н. Чичерина?

5. Как повлияла позитивистская философия на политические идеи русских либералов второй половины XIX в.?

 

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

Источники

Кавелин К.Д. Наш умственный строй: статьи по философии русской истории и культуры. М., 1989 (ст. «Взгляд на юридический быт древней России», «Разговор с социалистом-революционером», «Мысли и заметки о русской истории»); Чичерин Б.Н. Курс государственной науки. Ч. 1–2. М., 1894–1896; Чичерин Б.Н. Отношение общества к государству // Журнал социологии и социальной антропологии. 2003. №4; Чичерин Б.Н. Несколько современных вопросов. М., 2002; Чичерин Б.Н. Тексты // Мухаев Р.Т. Хрестоматия по теории государства и права, политологии, истории политических и правовых учений. М., 2000; Коркунов Н.М. Тексты // Там же; Кавелин К.Д. Тексты // Антология мировой политической мысли: в 5-ти т. Т. 4. Политическая мысль в России. Вторая половина XIX в. М., 1997. С. 33–59; Чичерин Б.Н. Тексты // Там же. С. 129–157; Ковалевский М.М. Тексты // Там же. С. 236–244; Коркунов Н.М. Тексты // Там же. С. 261–293; Опыт русского либерализма: антология. М., 1997.

 

Исследования

Борис Николаевич Чичерин // Русские мемуары: избранные страницы. 1826–1856 гг. М., 1990; Верещагин А.Н. Борис Чичерин – российский политолог // Вестник Российской Академии наук. 1995. Т. 65. №12; Графский В.Г. Политические и правовые взгляды русских народников. М., 1993; Егоров В.И. Муромцев С.А. и Победоносцев К.П. о соотношении права и справедливости // Свобода и справедливость. Диалог мировоззрений: материалы симпозиума. Н. Новгород. 1993. С. 110–112; Замалеев А.Д., Осипов И.Д. Русская политология: обзор основных направлений. СПб., 1994; Зорькин В.Д. Позитивистская теория права в России. М., 1987; Кизельштейн Г.Б. Борис Николаевич Чичерин // ВИ. 1997. №4; Киреев Г.Н. Ковалевский М.М. // Хрестоматия по истории философии (Русская философия): учебное пособие для вузов. Ч. 3. М., 1997. С. 516–519; Козловский В.В., Макейчик Е.А. С.А. Муромцев: синтез права и социологии // Вестник МГУ. 1993. №4; Константин Дмитриевич Кавелин // История государства Российского: Жизнеописания. XIX век. Вторая половина / М.А. Опалинская и другие. М., 1998. С. 112–113; Кукушкина Е.И. Русская социология XIX–XX вв. М., 1993; Купринц Н.Я. Из истории государственно-правовой мысли дореволюционной России (XIX в.). М., 1980; Купринц Н.Я. Ковалевский. М., 1978; Макаркин А. Председатель Первой Думы // Сегодня. 1995, 18 апр. С. 9; Максим Максимович Ковалевский // История государства Российского: Жизнеописания. XIX век. Вторая половина / М.А. Опалинская и другие. М., 1998. С. 290–300; Маркин А.В., Татарникова С.Н. «Редкий в России государственник»: о некоторых аспектах творчества Б.Н. Чичерина // СПН. 1992. №1; Медушевский А.Н. История русской социологии. М., 1993; Новикова Л., Сиземская И. Либерализм в России: модель Чичерина // Власть. 1997. №4; Платонова М.Г. Кавелин К.Д. // Хрестоматия по истории философии (Русская философия): учебное пособие для вузов. Ч. 3. М., 1997. С. 297–309; Политическая история России в партиях и лицах. М., 1994; Румянцева В.Г. Теория разделения властей в русской либеральной правовой мысли конца XIX – начала XX века // История государства и права. 2003. №6; Сорокин П.А. Духовный облик М.М. Ковалевского как мыслителя // Социс. 1989. №3; Спутникова М. Либерально-консервативная концепция государства и Россия // Власть. 2005. №6; Экимов А.И. Коркунов. М., 1983.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Китаев В.Д. От фронды к охранительству. М., 1972; Покровский В.С. Социально-политические и правовые взгляды М.М. Ковалевского // Советское государство и право. 1957. №4; Р озенталь В.Н. и др. Общественно-политическая программа русского либерализма в середине 50-х гг. XIX в. // Исторические записки. Т. 70. 1961; Розенталь В.Н. Революционная ситуация в России в 1859–1861 гг. М., 1953; Сафронов Б.Г. М.М. Ковалевский как социолог. М., 1960; Сладкевич Н.Г. Очерки истории общественной мысли. М., 1968; Тальников Д.К. Концепция Кавелина и исторические взгляды Белинского // ВИ. 1956. №9; Туманов В.А. Буржуазная правовая идеология. К критике учений о праве. М., 1971; Цамутали А.Н. Борьба течений в русской историографии второй половины XIX в. Л., 1977; Шевырин В.М. Предисловие к воспоминаниям М.М. Ковалевского // История СССР. 1969. №4; Шкуринов П.С. Позитивизм в России XIX в. М., 1980.

 

Тема 10. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИДЕИ

НЕОСЛАВЯНОФИЛЬСТВА

Неославянофильство, или почвенничество как консервативное политическое течение. Преемственность и различия в политических взглядах со «старшим» славянофильством. Исторические судьбы славянофильства в России.

И.С. Аксаков (1823–1886 гг.). Участие в кружке «старших» славянофилов и продолжение разработки славянофильских идей после реформы 1861 г. Критика дворянского конституционализма. Монархизм и идея личной и общественной свободы.

Создание теории «общества» как дополнения теории «земли» и «государства». Эволюция взглядов. Сближение с консервативным охранительством. Критика русского либерализма.

Взгляды Аксакова по славянскому вопросу. Выступления за политическую и культурную независимость славянских народов.

Н.Я. Данилевский (1822–1885 гг.). Использование выводов биологического органицизма для построения системы социально-политических взглядов. «Морфологический принцип» как противоположность теории естественного отбора и видообразования Дарвина. Социологическая теория «культурно-исторических типов» как идеологическая основа неославянофильства. Отрицание принципа христианского универсализма. Соотношение национального начала с культурным, экономическим, политическим, религиозным.

Законы развития культурно-исторических типов. Особенности славянского типа. Панславистская программа.

К.Н. Леонтьев (1831–1891 гг.). Эстетизм как мировоззренческое основание политических построений, его особенности по сравнению с традиционной русской моральной концепцией политики. Ницшеанские идеи в творчестве Леонтьева.

Критика либерализма и социализма. Соотношение «охранительной» и «прогрессивной» идеологии на разных этапах развития государственной формы. Оценка состояния западноевропейского общества конца XIX в. и движения России после 1861 г. по западному пути.

Программа практических мер по возрождению России. Модель гармонического социального бытия – феодальная структура. «Деспотизм формы» как определяющая черта государства. Византизм как основа национально-культурной традиции в России, его основные компоненты.

 

Тема семинарского занятия



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-19; просмотров: 83; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.238.159 (0.017 с.)