Понятие морфемы. Отличие морфемы от фонемы и от слова. Типы морфем по значению, по положению относительно корня и по функции. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие морфемы. Отличие морфемы от фонемы и от слова. Типы морфем по значению, по положению относительно корня и по функции.



 

Морфема (от греч. morphe 'форма') - минимальная значимая часть слова, которая не членится на более мелкие единицы того же уровня.

Характерная черта - повторяемость в структуре разных слов (дом, домашний, домовой или учитель, писатель, читатель и т. д.), что позволяет выявлять значение морфемы, так как оно определяется лишь в ряду слов, содержащих данную морфему.

Фонема – минимальная, далее неделимая, единица фонетического уровня языка, в которой обобщается определенная совокупность релевантных (существенных, значимых) признаков множества звуков речи и которая служит для отождествления и различения значимых единиц, морфем и слов, а также их строения.

Морфема vs Фонема

1) Смысловая завершенность морфемы (знак, а не фигура)

2) Грамматическое значение морфемы

3) Фонема - сигнификативная функция, а морфема - словообразовательная

 

Слово - основная единицы языка, служит для передачи какого-либо понятия. Сочетает в себе форму и значение.

Морфема vs Слово

1) слово членится на более мелкие значимые отрезки. Морфема же дальнейшему членению не поддается, её можно делить на слоги, звуки, но это уже будут незначимые единицы;

2) слово обладает признаком грамматической оформленности, морфема же грамматически не оформлена; Сравните: красный - краснота - красн;

3) слово обладает смысловой завершенностью, морфема не обладает;

4) местоположение морфемы в слове строго фиксировано, морфемы в слове переставлять нельзя. Слова в предложении могут переставляться;

5) слово имеет самостоятельное употребление, морфема же несамостоятельна, она существует только в слове

6) основная функция слова - номинативная, морфемы - создание новых слов

 

В зависимости от роли:

1) Корневая морфема (непроизводная основа) - главная морфема слова, несет ЛЗ, может употребляться без аффиксов, не привязана к одной части речи

Примеры: -дом-, -ход-, -

2) Служебные морфемы (аффиксы) - передают словообразование и ГЗ, не употребляются без корня, имеют абстрактное значение

a) префиксы: при-ходить

b) постфиксы (суффиксы: машин-к-а, флексии: мор-е, постфиксы: напить-ся)

c) инфиксы: sta-n-d

d) конфиксы/циркумфиксы: на-столь-н-ый

e) интерфиксы: каш-е-вар

f) трансфиксы: КаТаБа

g) нулевой аффикс: брось/0\

В зависимости от функции:

1) Словообразовательные (деривационные) - служат для создания новых слов, обладают лексико-грамматическим или деривационным значением. ПРЕФИКСЫ, СУФФИКСЫ

Примеры: при-, пере-, -и-, -л-, -ся

2) Словоизменительные (формообразовательные) - выражают отношения между элементами речи, обладают реляционным значением. ФЛЕКСИИ, ФОРМООБР. АФФИКСЫ

Примеры: -а, -е, -ть-

 

Морфема имеет морфы – конкретная реализация морфемы в слове, возникающая вследствие видоизменения фонетических и морфологических условий.

Виды морфов:

алломорфы – тождественные по значению морфы, употребление которых обусловлено их позицией в словоформе. рус. –чик/-щик

варианты – морфы, тождественные не только по значению, но и по позиции; характеризуются свободной взаимозаменяемостью: окончания –ой/-ою у сущ. в твор. падеже ед. ч. ж.р.: водой/водою, мамой/мамою

 

23. Основные понятия словообразования: словообразовательная пара, словообразовательная цепочка, словообразовательная парадигма, словообразовательное гнездо, словообразовательный тип. Основа слова. Типы основ по структуре и функции.

 

словообразовательная пара - два слова, между которыми существует отношение словообразовательной производности

словообразовательная цепочка - ряд однокоренных слов, находящихся в отношении последовательной производности (мотивированности)

       писать - писатель - писательница

словообразовательная модель - схема построения слов определенной части речи, абстрагированная от конкретных лексических значений

       N + /к\ = N со значением лица женского пола

       N + /ик\ = N со значением предмета маленького размера

словообразовательный тип - совокупность производных слов, которые были образованы одним и тем же словообразовательным способом (основная единица классификации словообразовательной системы)

       княгиня, герцогиня, эрцгерцогиня, графиня

       домик, носик, котик, томик

словообразовательное гнездо - совокупность слов с тождественным корнем, упорядоченная в соответствии с отношениями словообразовательной производности (мотивированности)

      

словообразовательная парадигма - совокупность производных слов, связанных отношениями словообразовательной производности с одним и тем же производящим словом и находящиеся на одной ступени словопроизводства.

       веселиться ---> повеселиться, развеселиться

 

 

Основа слова – часть слова без флексии и формообразующих аффиксов, носитель и выразитель лексического значения слова.

По структуре:

1. Членимая – основа, в которой выделяются и корень, и аффиксы. Пригород, подготовка.

2. Нечленимая – основа, в которой присутствует только корень. Дом, город.

3. Прерывистая – разделена формообразующими аффиксами. Берегитесь, пройдитесь.

4. Непрерывная – не разделена формообразующими аффиксами. Пойте, машинистка.

По функции:

1. Производная (мотивированная) – членимое единство, состоящее из отдельных значимых частей слова (корня и аффиксов), но есть и другие варианты. Пригород, подготовка. NB выход от слова выходить

2. Непроизводная (немотивированная) – единое целое, которое далее со словообразовательной точки зрения расчленено быть не может. Дом, город.

3. Производящая – основа, от которой образована производная (редко непроизводная) основа. Например, для производной основы пригород производящая основа – город.

 

24. Понятие словообразовательной мотивации. Словообразовательный способ, словообразовательная модель. Основные способы словообразования в языках мира.

 

Словообразовательная производность (мотивированность) — отношения формально-смысловые, предполагающие формальную и/или семантическую соотнесенность деривата с производящей основой, т. е. необходим хотя бы один общий неграмматический компонент в значении двух слов, имеющих формальную общность (формальная и смысловая общность производного и производящего слов (химик и химия))

Словообразовательное значение — семантическое отношение производного слова к производящему, имеющее формальное выражение внутри слова; обычно это один и тот же формально выраженный тип значения в це­лой серии мотивированных слов (в словах учитель, читатель СЗ 'лицо, совершающее действие, названное производящим словом' выражено суффиксом -тель).

 

словообразовательная модель - схема построения слов определенной части речи, абстрагированная от конкретных лексических значений

       N + /к\ = N со значением лица женского пола

       N + /ик\ = N со значением предмета маленького размера

Признаки словообразовательной модели:

● Отвлеченность от конкретного ЛЗ

● Принадлежность к определенной ЧР

● Продуктивность

● Мотивация связи с производным словом

● Характер структурно-смысловых отношений ее компонентов

словообразовательный тип - совокупность производных слов, образованных одним словообразовательным способом

       студентка, машинистка, официантка

словообразовательный способ - более крупная единица словообразования, чем словообразовательный тип, объединяет в себе ряд словообразовательных типов. В языках мира соотношение способов словообразования и их продуктивности неодинаково; оно зависит от специфики структуры того или иного языка, его истории.

 

Основные способы словообразования:

Морфологический – создание новых слов путем сочетания морфем по существующим в языке правилам, т.е. это словопроизводство в полном смысле слова.

○ Аффиксация

■ префиксальный: ходить - заходить

■ суффиксальный: дом - домик

■ приставочно-суффиксальный: морочить - заморочка

■ сложносуффиксальный: голова + ломать = головоломка

■ постфиксальный: когда - когда-то

■ префиксально-постфиксальный: ждать - дождаться

■ суффиксально-постфиксальный: толпа - толпиться

○ нулевая аффиксация - создание нового слова на базе производящей основы без участия аффикса, т.е. производящая основа сама становится основой нового слова.

золото - золот/\ой

○ сложение основ - образование нового слова путем объединения в одно словесное целое 2-х или более основ. Словосложение играет важную роль и в языках изолирующего типа, например, в китайском, где этот способ словообразования является господствующим. Подвидами являтся:

■ аббревиация

● буквенная (НГУ)

● звуковая (вуз)

■ усечение (заведующий – зав)

■ сложноусеченные слова (пейринги yay)

пар + ходить = пароход

лес + степь = лесостепь

Лексико-синтаксический

сего дня - сегодня, с ума сшедший - сумасшедший

Лексико-семантический

ключ, титан, класс, шляпа

Морфолого-синтаксический (конверия)

○ субстантивация, т.е. переход в существительное

напр., больной поправился, столовая для сотрудников

○ прономинализация, т.е. переход в местоимение

напр., один человек рассказал

○ адъективация, т.е. переход в прилагательное

напр., крашеный пол, вяленая рыба

○ адвербиализация, т.е. переход в наречие

напр., кругом ни души, читала утром

○ вербиализация, т.е. переход в глагол

напр., fish - to fish

○ препозиционалдизация, т.е. переход в предлог

напр., в течение

 

Внутренняя форма слов – принцип, положенный в основу наименования.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-19; просмотров: 1279; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.155.58 (0.025 с.)