Формирование выборки в качественном исследовании. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формирование выборки в качественном исследовании.



В количественном исследовании используется случайная выборка респондентов. Понятие «случайная выборка» означает, что любой человек из выбранной для изучения группы (например, подростков) может оказаться респондентом или участником исследования. Случайность выбора респондентов играет важную роль в исследовании: она увеличивает вероятность того, что выборка является репрезентативной и поэтому результаты исследования можно распространить и на людей, не принимавших участие в данном конкретном исследовании.

В качественном исследовании в центре внимания находится описание, понимание и прояснение опыта. Поэтому оно требует серий его интенсивного, полного и богатого описания. Несмотря на то, что термин «выборка» привычно используется в качественных исследованиях, к нему надо относиться внимательно. «Выборка» подразумевает, что те, кто был выбран в качестве респондентов, являются образцовым срезом некоторой группы и цель их отбора – получить данные о группе, представителями которой они являются.

Единица анализа в качественном исследовании – опыт, а не индивиды или группы. В качественном исследовании могут изучаться различные виды опыта. Но в любом случае оно направлено на изучение именно опыта, а не на распределение данных о нем в какой-либо выборке. Поэтому респонденты или документы для проведения качественного исследования отбираются не потому, что они выполняют требования репрезентативности статистического вывода, но потому, что они могут снабдить исследователя существенными данными о структуре и характере изучаемого опыта.

Критерием репрезентативности качественных данных является выполнение правил целенаправленности и цикличности в ходе их получения. Правило целенаправленности подразумевает, что отбор данных не может быть случайным или спонтанным. Важно не то, сколько данных собрано или насколько велико количество источников, из которых данные поступили, а то, достаточно ли богаты и полны эти данные для того, чтобы внести ясность в понимание опыта. В связи с этим важно выбирать информативно богатые случаи для обеспечения глубины исследования. Информативно богатые случаи – это те, из которых можно много узнать о аспектах, наиболее важных с точки зрения целей исследования.

Респонденты, которые способны дать релевантные описания опыта, это те, которые переживали или переживают этот опыт. Например, изучение опыта переживания депрессии должно включать людей, которые находились или находятся в депрессии. Если данные должны быть получены в ходе интервью, необходимо выбрать людей, которые с готовностью расскажут исследователю о своем опыте. Кроме этого, необходимо выбрать людей, которые способны адекватно оценивать свой опыт и вербально излагать его.   

Кроме этого, целесообразно привлечение респондентов, различающихся по своим характеристикам. Это необходимо для того, чтобы обеспечить проявление разных точек зрения в отчетах об опыте. Сопоставляя и сравнивая эти точки зрения, исследователь получает возможность увидеть наиболее важные аспекты, которые возникают на пересечении источников данных, и распознать вариации проявления опыта. Привлечение разнородных респондентов позволяет углубить понимание изучаемого опыта, а не служит цели сделать выводы о распределении частот встречаемости опыта в какой-либо группе.

Правило цикличности состоит в открытости источников качественных данных. В количественных исследованиях все данные собираются до проведения анализа. Выборка респондентов в таком случае статична и не позволяет использовать дополнительных участников для углубления первоначальных выводов. В качественных исследованиях после того, как начальные отчеты собраны, происходит их анализ для предварительного описания опыта. Затем привлекаются дополнительные респонденты, которые могут дополнить, расширить или подвергнуть сомнению предварительное описание. Процесс исследования повторяется, двигаясь от сбора данных к их анализу, и опять возвращаясь к сбору данных до тех пор, пока описание не станет всесторонним.

В качественном исследовании в центре внимания находятся понятия или конструкции, предлагаемые самими респондентами. Они считаются значимыми потому, что повторяются или отсутствуют в процессе сравнения однородных данных, полученных из разных источников. Поэтому необходимо продолжать сбор данных до тех пор, пока описание опыта не станет насыщенным. Насыщенность наступает, когда новые источники станут повторять то, что уже было сказано, не углубляя и не опровергая сделанных выводов.

В качественных исследованиях используются разнообразные стратегии выявления и привлечения респондентов. Первым шагом является составление достаточно полного списка респондентов, которые потенциально имеют опыт, интересный для целей исследования, и доступных для проведения исследования. Такой список может быть составлен с помощью опроса людей, имеющих интересующий исследователя опыт. Вероятно, что люди, первоначально включенные в список, знают еще кого-либо, о ком целесообразно информировать исследователя. Этот способ составления списка носит название «снежный ком». Когда «пул» респондентов создан, целесообразно использовать короткий опросник с тем, чтобы получить дополнительную информацию об этих людях. Список остается открытым, новые участники могут быть добавлены даже после того, как исследование началось. Цель составления списка – выявить разнообразных потенциальных респондентов. 

После того, как список составлен, в зависимости от целей исследования можно использовать различные приемы формирования выборки. 

1. Максимально вариативная выборка предполагает, что к участию привлекаются респонденты с максимально различным опытом. Например, для изучения того, что значит «быть выпускником вуза», можно привлечь студентов разных типов учебных заведений и студентов разных курсов. Целью здесь является исследовать различные точки зрения студентов.

2. Гомогенная выборка преследует цель обеспечить глубину изучения опыта у конкретной подгруппы. Выборка будет минимально вариативной, а опыт респондентов одинаков.

3. Типичная выборка предполагает привлечение респондентов, чей опыт является типичным относительно проблемы исследования. Определение того, чей именно опыт является «типичным» происходит в ходе сбора первичной информации о респондентах, предварительных интервью и т.д. Цель такой стратегии – составить описание, которое содержит обычные структурные категории, Меньшее внимание уделяется обобщенному описанию всех, кто имеет однородный опыт.

4. Специфическая выборка дает возможность вскрыть границы различий внутри опыта. Например, можно выявить респондентов с наиболее позитивным или наиболее негативным опытом.

5. Выборка критического случая основана на том, что к исследованию привлекаются респонденты, чей опыт значим в силу своей интенсивности и необычности. Например, в исследовании тревожности исследователь может использовать в качестве респондентов студентов, готовящихся к итоговому экзамену и расценивающих шансы сдать его как минимальные.

6. Критериальная выборка состоит в том, что респонденты отвечают какому-либо заранее установленному критерию. Например, в исследованиях психотерапевтического процесса возможно работать только с теми респондентами, которые впервые обратились за помощью в возрасте более 50 лет. 

Таким образом, научная ценность и глубина результатов качественных исследований зависят от качества источников, из которых почерпнуты данные. Методы формирования выборки в качественном исследовании используются для того, чтобы получить максимально полные и отрефлексированные описания опыта. 

    Максимально вариативная выборка является наиболее распространенной в качественных исследованиях. Она позволяет привлечь респондентов не на случайной основе, а таким образом, чтобы они представляли максимальное разнообразие случаев проявления исследуемого опыта.  

Задания для самостоятельной работы

     1. В этом задании условной исследовательской целью будет понимание опыта студентов при получении знаний посредством лекционных курсов. Выполнение этого задания поможет разобраться в том, каких именно студентов следует привлечь к исследованию в качестве респондентов.

    (а) Представьте, что вы – студент первого курса, который хочет добиться успехов в учебе. Вызнаете, что основные знания можно получить во время чтения ведущими преподавателями лекционных курсов. Вы имеете возможность познакомиться с материалами, описывающими опыт разных студентов посещения лекций. Материалы представляют собой детальное описание того, что отдельный студент думает по поводу лекций, какое отношение они у него вызывают. Материалы не содержат никаких обобщений.

    Как вы решите, на какие именно индивидуальные случаи вы обратите внимание? Какая информация кажется вам в наибольшей степени относящейся к цели вашего исследования? Запишите ваши рассуждения.

    (б) Во второй части задания представьте, что вы – преподаватель, читающий курс лекций и стремящийся улучшить его качество. Вам предлагаются те же самые материалы. Вновь подумайте, с какими именно индивидуальными случаями вам наиболее интересно познакомиться. Какая информация окажется наиболее полезной? Запишите ваши мысли. 

    (в) Далее необходимо подумать, какие дополнительные переменные целесообразно учитывать при составлении выборки.

· Возраст респондентов. Напишите не менее трех причин «за» и «против» использования этой переменной.

· Предмет, который изучается на лекциях. Напишите не менее трех причин «за» и «против» этой переменной.

· Пол. Напишите не менее трех причин «за» и «против» этой переменной.

· Курс, на котором обучается респондент. Напишите не менее трех причин «за» и «против» этой переменной.

(г) Сформируйте и обоснуйте выборку для вашего исследования.

    (д) Каким образом сформированная вами выборка может помочь уточнить цель исследования? 

    2. Цель этого задания – научиться определять переменные, которые можно использовать для составления выборки вашего собственного качественного исследования. (maximum variation sampling)

    (а) Сформулируйте исследовательский вопрос вашего исследования (можно использовать тот, который был сформулирован в ходе выполнения упражнения 2 из предыдущей главы).

    (б) Кого можно привлечь в качестве респондентов в вашем исследовании? Попробуйте максимально широко описать выборку. В нее могут войти определенные группы людей: подростки, родители, работники предприятия, менеджеры и так далее. Важно учесть и параметры контекста – школьного, делового, семейного.

    (в)  Какие различия существуют между потенциальными респондентами или контекстами, важными с точки зрения цели вашего исследования?

    (г) Внимательно изучите ваши записи. Определите 3 – 5 ключевых переменных, которые максимально широко раскрывают исследовательский вопрос. Попробуйте составить несколько профилей респондентов и параметров контекста. Профиль является комбинацией нескольких ключевых переменных.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 1627; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.4.206 (0.015 с.)