Идентификационные исследования рукописных текстов. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Идентификационные исследования рукописных текстов.



Идентификационное исследование начинается с общего ознакомления с представленными материалами, цель которого выяснить, достаточно ли их для решения поставленного вопроса. В случае необходимости эксперт вправе обратиться к следователю с просьбой о предоставлении дополнительных материалов. Успех судебно-почерковедческой экспертизы во многом зависит от объема текста проверяемого документа, наличия в нем признаков необычного выполнения рукописи и некоторых иных особенностей исследуемого объекта. Дополнительные трудности, прежде всего в оценке частоты встречаемости и степени устойчивости признаков почерка, создает их высокая вариационность в исследуемом тексте. И если объективные причины вариационности почерка, осложняя исследование, как правило, не влияют на его конечный результат, то субъективные умышленные изменения нередко оказываются серьезным препятствием для решения поставленного вопроса.

Изучение любых рукописных материалов должно начинаться именно с установления признаков необычного их исполнения. Существует несколько способов умышленного изменения почерка, среди которых наиболее распространены скорописная маскировка, письмо левой рукой (или правой, когда для пишущего письмо левой рукой является привычным), подражание почерку другого лица.

При скорописной маскировке обычно снижается координация движений, чему свидетельствует изменение темпа письма в сторону его уменьшения, изменение таких общих признаков почерка, как выработанность, связность, сложность. Пишущий старается придать своему почерку вид почерка малограмотного человека или человека, начинающего обучаться письму. В отдельных случаях скорописной маскировки, не замедляя темпа письма, изменяют наклон и размер почерка, т.е. его "внешний вид". При этом частные признаки почерка исполнителя текста сохраняются.

При умышленном изменении частных признаков, как правило, наблюдается отсутствие обычных для данного исполнителя упрощений при выполнении им письменных знаков или их элементов. Такие изменения признаков собственного почерка в тексте чередуются с написанием элементов отдельных письменных знаков привычным для исполнителя почерком, о чем свидетельствуют более уверенные координированные движения, отображающиеся в рукописном тексте. Их-то и важно выделить в процессе почерковедческого исследования.

Снижение координации движений либо темпа письма наблюдается также при выполнении текстов непривычной для письма рукой либо с подражанием почерку другого лица. Письмо с переменой руки, если, разумеется, человек не владеет в равной мере письмом обеими руками, ведет кроме того к явно выраженным изломам штрихов, неустойчивости наклона почерка, а иногда и к появлению "зеркальности" изображения письменных знаков, изменению направления движений при выполнении их элементов.

Для того чтобы не допустить ошибки при решении вопроса о тождестве исполнителя текстов, в документах с умышленно измененным почерком предварительно должны быть выделены все те признаки маскировки или имитации почерка, которые способны ввести в заблуждение при оценке совпадающих и различающихся признаков. Абстрагируясь от таких несвойственных идентифицируемому лицу привычек исполнения рукописей, эксперт должен строить свои выводы, основываясь на сравнении лишь тех признаков почерка, которые характеризуют устойчивый двигательный навык самого исполнителя текста.

Методика идентификации исполнителя текста по почерку, как и любое другое идентификационное исследование, включает раздельное исследование, сравнительное исследование и оценку полученных результатов. Раздельное исследование должно начинаться с проверяемой рукописи, и только затем можно переходить к изучению образцов. При этом в каждом их них (и в исследуемом тексте, и вобразцах) последовательно выделяются сначала общие, затем частные признаки. Результаты выделения признаков почерка отражаются в так называемых "разработках почерка" — описательных для общих и графических для частных признаков. Графические разработки почерка позволяют наглядно представить особенности (и варианты) написания одноименных письменных знаков, как в исследуемой рукописи, так и в образцах. Они же помогают проведению сравнительного исследования частных признаков почерка, обеспечивая наглядность восприятия их совпадений и различий в сравниваемых рукописях.

Совпадения и различия идентификационных признаков оцениваются с учетом частоты встречаемости, устойчивости и степени их корреляции (зависимости признаков друг от друга). В судебном почерковедении оценка идентификационной значимости частных признаков почерка основывается главным образом на личном опыте эксперта-почерковеда. Сегодня разработаны математические методы количественной их оценки, повышающие объективность выводов эксперта.Эти данные выведены на основе точно установленной частоты встречаемости каждого частного признака, а их совокупность для данной рукописи позволяет судить о достаточности выделенного в ней комплекса признаков для вывода о тождестве или отсутствии тождества.

 

31. Вопросы, разрешаемые почерковедческой экспертизой. Особенности ее подготовки и ее назначения.

Все вопросы, решаемые судебно-почерковедческой экспертизой можно объединить в две группы. Первая — это вопросы идентификационного характера, в том числе по установлению групповой принадлежности исполнителя рукописного текста. Вторая — диагностические вопросы. Такое разграничение носит в известной степени условный характер, поскольку решение, например, некоторых идентификационных вопросов требует прежде провести диагностику рукописного текста. В частности, любое идентификационное исследование рукописи должно всегда начинаться с выяснения вопроса о том, нет ли в исследуемом тексте признаков необычного ее исполнения. Если такие признаки будут выявлены, то приступать к идентификационному исследованию следует, предварительно получив сопоставимые по условиям исполнения образцы почерка проверяемого лица. В противном случае нельзя исключать ошибки в оценке результатов сравнительного исследования рукописных текстов.

Судебно-почерковедческой экспертизой решаются следующие идентификационные вопросы (в том числе и по установлению групповой принадлежности исполнителя текста): 1. Данным ли человеком или кем-то иным выполнен рукописный текст представленного на исследование документа (подпись под документом)? 2. Выполнены ли несколько рукописных текстов представленных документов (подписей) одним и тем же человеком или разными лицами? 3. Кем из числа определенных лиц выполнена подпись от имени конкретного человека? 4. Выполнен ли текст документа (подпись) конкретным человеком (ФИО) с подражанием почерку (подписи) другого конкретного лица? 5. Выполнена ли подпись под документом конкретным человеком с намеренным изменением собственной подписи? 6. Лицом какого пола выполнена рукопись? 7. К какой возрастной группе принадлежит исполнитель рукописного текста?

Диагностические вопросы, решаемые почерковедческой экспертизой: 1. В обычных или необычных условиях выполнен рукописный текст? 2. Выполнен ли текст искаженным почерком? 3. Выполнен ли текст левой рукой (при привычном написании правой)? 4. Выполнен ли текст с подражанием почерку другого лица (имеются ли признаки подделки подписи)? 5. Выполнена ли рукопись лицом, находившимся в необычном состоянии (отклонения в физическом состоянии от нормального, например, алкогольное опьянения и пр.)? 6. Имеются ли в подписи признаки автоподлога? 7. В одном ли состоянии находилось пишущее лицо, в одних ли условиях выполнялись им записи в разных документах? и др.

  Подготовка к судебно-почерковедческой идентификационной экспертизе

От тщательности подготовки материалов к почерковедческому исследованию во многом зависит достоверность выводов эксперта. Для этого в распоряжение эксперта должны быть представлены не только соответствующие сравнительные материалы (сравнительные образцы), но и сведения о предполагаемом исполнителе исследуемого документа и условиях его написания. В числе данных о личности проверяемого лица особое значение имеют сведения о некоторых его физических недостатках: слабое зрение, и в связи с этим пишет ли обычно человек в очках или без них; имеются ли у него травмы или иные заболевания рук, когда были получены травмы проверяемым лицом и др. Очень важно в стадии подготовки к экспертизе выяснить, какой рукой, правой или левой, привык писать предполагаемый исполнитель рукописного текста, по каким прописям он обучался письму. Сведения об условиях написания исследуемого документа и времени его изготовления могут быть получены, например, из показаний свидетелей, родственников, знакомых, сослуживцев и т.д. Важно выяснить условия написания исследуемого текста, которые могли вызвать непреднамеренное изменение исполнителем записей своего почерка, в частности письмо в условиях низкой температуры, в стесненных условиях (например, в верхней одежде), в непривычной позе и т.д.

Наиболее ответственным этапом подготовки материалов для почерковедческого исследования является сбор сравнительных образцов. При производстве экспертизы могут быть использованы три их разновидности: свободные, экспериментальные и условно свободные образцы. Свободными образцами являются документы, написанные проверяемым лицом до возбуждения уголовного дела и не связанные с расследуемым событием преступления. Таковыми могут быть личные письма, заполненные рукой предполагаемого исполнителя официальные документы, характеристики и др. Образцы почерка, которые отбирают специально для проведения почерковедческого исследования, называют экспериментальными. Они могут быть написаны под диктовку или путем переписывания заранее составленного текста с соблюдением требований ст. 202 УПК РФ. Отбор почерковедческих образцов лучше производить с участием специалиста.

Образцы почерка должны быть сопоставимы с исследуемым документом по комплексу признаков: содержанию, времени написания, материалу письма (бумага, картон, ткань и т.д.), особенностям использованного пишущего прибора, внешним условиям написания текста и т.д. Свободные образцы почерка должны отвечать, кроме того, требованию достоверности происхождения от предполагаемого исполнителя спорной рукописи. Обеспечить эксперта сопоставимыми свободными образцами всегда труднее, поскольку следователь в их отборе ограничен лишь теми рукописными материалами, которые ему удастся обнаружить в ходе следствия. То же относится и к достоверности происхождения свободных образцов, которая нуждается в подтверждении. Без уверенности в сопоставимости с исследуемым документом и их происхождении от проверяемого лица выводы эксперта о тождестве или его отсутствии могут оказаться ошибочными.

Требования достоверности происхождения и сопоставимости распространяются на все виды образцов почерка, однако, учитывая, что в отношении свободных образцов соблюсти оба эти требования значительно сложнее, следует по возможности представлять для проведения почерковедческой экспертизы и экспериментальные образцы почерка.

В качестве способов, предотвращающих возможные умышленные искажения собственного почерка, могут быть использованы помимо изменения темпа диктовки текста (диктовать текст экспериментальных образцов следует всегда, когда для исследования важно, чтобы в рукописи отобразились такие признаки письма, как грамотность, топографические признаки, особые привычки оформления текста), например, перерывы в отборе экспериментальных образцов, увеличение объема текста, воспроизводимого в образцах и др. Условно-свободными называют образцы почерка, которые возникли уже после возбуждения уголовного дела, но не специально для судебно-почерковедческой экспертизы, а в связи с иными обстоятельствами. В качестве таких образцов могут быть использованы заявления, ходатайства, письма обвиняемого, собственноручные записи показаний и др. Для проведения судебно-почерковедческой экспертизы обычно достаточно двух-трех страниц рукописного текста в качестве сравнительных образцов почерка. В случае необходимости количество сравнительного материала должно быть увеличено.

Наибольшую сложность для эксперта представляет решение вопроса об идентификации исполнителя подписи, имеющей признаки подделки. Обычно, прежде чем проставить поддельную подпись под фальсифицируемым документов, исполнители тренируются в ее начертании, добиваясь максимального сходства поддельной подписи с оригиналом. Если удастся обнаружить такие документы с результатами опытного воспроизведения чужой подписи, то они обязательно должны направляться на экспертизу. Эксперту должны представляться также образцы подписи лица, от имени которого выполнена исследуемая подпись.

32. Вопросы, разрешаемые автороведческой экспертизой. Особенности ее подготовки и ее назначения.

Автороведческая экспертиза может проводиться как самостоятельное исследование, а может быть и составной частью комплексной экспертизы. Так, выводы комплексно проведенной автороведческой и почерковедческой экспертизы, дополняя друг друга, позволяют с большей уверенностью ответить на поставленный вопрос об исполнителе текста, если исполнитель и автор текста одно лицо. Объектом автороведческого исследования могут являться как рукописные, так и печатные тексты, как оригиналы, так и их копии. На разрешение автороведческой экспертизы ставятся вопросы идентификационного, включая установление групповой принадлежности, и диагностического характера.

Идентификационные вопросы: - является ли автором текста (фрагмента текста) конкретное лицо; - является ли автором текста (фрагментов текста) нескольких документов одно и то же лицо; - какова половая принадлежность автора текста, его возраст.

Диагностические вопросы: - какое профессиональное образование автор получил, род его занятий; - каков общий уровень грамотности автора текста; является ли язык, на котором составлен текст, для автора родным и т.д.; - составлен ли текст с намеренным искажением письменноречевого навыка и др.

Считается, что объем текста, исследование которого позволяет ответить на поставленные перед автороведческой экспертизой вопросы, должен составлять не менее 500 слов. Возможности проведения автороведческой экспертизы могут иметь и иные ограничения. В частности, даже при наличии достаточного по объему текстового материала серьезные трудности могут возникнуть при установлении авторства отредактированных, технических и иных формализованных текстов, типовых документов, при составлении которых требуется придерживаться определенных правил (например, юридические документы).

В тех случаях, когда на разрешение экспертизы поставлен вопрос о конкретном авторе текста, для ее проведения должны быть представлены сравнительные образцы: свободные и экспериментальные. В качестве свободных образцов могут быть использованы тексты, во-первых, сопоставимые с исследуемым текстом по признакам письменной речи (жанру письма и стилю изложения, использованным языковым средствам, лексическому разнообразию и фразеологическим особенностям текста); во- вторых, составленные именно проверяемым, а не иным лицом; в-третьих, количественно достаточные для того, чтобы речевой (интеллектуальный) навык проверяемого лица оценить, как устойчивый.

Экспериментальные образцы представляют собой тексты, составленные проверяемым лицом специально для проведения экспертизы. Для этого ему предлагают написать сочинение на заданную тему в определенном стиле, жанре, с определенной целевой установкой, с использованием известных ему языковых средств, в том числе профессиональных или жаргонных терминов. Само собой разумеется, образцы должны быть выполнены на том же языке, что и исследуемый текст. Общее количество сравнительных образцов, представляемых на автороведческую экспертизу, должно быть не менее трех десятков страниц текста.

Методика проведения автороведческого исследования основана на общей методике криминалистической идентификации и криминалистической диагностики. Идентификационные автороведческие исследования проводятся поэтапно, включая раздельное исследование сравниваемых текстов с выделением общих и частных признаков письменной речи. При решении задачи по установлению факта составления текста конкретным автором раздельно изучаются сами исследуемые тексты и сравнительные образцы, полученные у проверяемого лица. Затем следует этап сравнительного исследования выделенных одноименных общих, а затем частных признаков письменной речи, отмечаются их совпадения и различия. Последний этап идентификационного исследования включает оценку полученных в результате сравнения результатов. Обнаружившимся различиям в признаках сравниваемых рукописей всегда требуется дать объяснения, поскольку таковые могут явиться следствием не только отсутствия тождества автора, но и иных причин. В частности, различия общих и частных признаков письменной речи, выделенные в исследуемом тексте как криминалистически значимые, могут быть обусловлены: * редакторской (в том числе автоматической компьютерной) правкой текста; * исправлениями, вносимыми в исследуемый текст рецензентами, которые призываются для оценки литературных произведений или научных трудов либо научными руководителями диссертаций; * несовпадением в одном лице автора и исполнителя текста. Исполнитель, например, при переписывании авторского текста может вносить в него свои коррективы в виде исправлений орфографических или пунктуационных ошибок.

Диагностические исследования, проводимые для установления состояния либо распознавания иных свойств автора текста, также основаны на поэтапном изучении признаков письменной речи, в которых отобразились диагностируемые свойства автора. Эти выделенные в исследуемом тексте признаки сравниваются с одноименными эталонными (содержащимися в правилах письма) или заранее известными как проявления определенных свойств автора (с образцами текста проверяемого автора) признаками. По их совпадениям или различиям формулируется вывод.

 Стадии проведения автороведческой экспертизы: - подготовительной; - аналитической (стадия раздельного исследования); - сравнительной; - синтезирующей, формирующей вывод.

На подготовительной стадии эксперт знакомится с постановлением о назначении экспертизы и оценивает поступившие материалы с точки зрения их достаточности для проведения экспертного исследования.

На аналитической стадии производится раздельный анализ исследуемого текста и образцов письменной речи проверяемого лица (идентификационная экспертиза). В результате такого анализа определяются стиль письменной речи, свойства лексико-фразеологических, синтаксических и стилистических навыков — их уровень и особенности. Если проверяемых лиц несколько, проводится четкая дифференциация языковых навыков каждого лица.

На стадии сравнительного исследования выявляются совпадающие и различающиеся общие и частные признаки языковых навыков, отобразившиеся в исследуемом тексте и образцах. В числе совпадающих признаков выделяются, например, такие: использование однотипных языковых структур для выражения сходных мыслей, однотипной композиции фрагментов изложения, использование одних и тех же (или близких) лексико-синтаксических средств при описании однотипных ситуаций, употребление одних и тех же (или близких) вводных оборотов, вопросительных, безличных, придаточных предложений, выделение слов с помощью тех или иных языковых или синтаксических средств и т. д.

Оценка установленных совпадений и различий производится на синтезирующей стадии, когда формируется окончательный вывод. Проведение экспертизы завершается составлением экспертного заключения, представляемого в письменном виде. Выводы экспертизы должны быть понятны и не содержать формулировки, допускающие неоднозначное толкование.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-17; просмотров: 962; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.115.195 (0.022 с.)