Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Опыт реализации межпредметных связей географии и физики в практике обучения географии
Современные методы обучения и их сочетания должны способствовать развитию межпредметных связей. Реализация межпредметных связей происходит на разных уровнях позновательной деятельности учащихся. Устанавливая межпредметные связи, учитель должен хорошо знать преимущества каждого метода обучения и в зависимости от учебной темы проводить отбор наиболее результативных методов. Изменения происходящие в настоящее время в науке, на производстве, в социальной жизни, вызывают неоходимость разработки новых подходов к системе обучения и воспитания учащихся. С этой целью обновляется содержание школьного образования, корректируются учебные планы, совершенствуются программы и учебники, методы и формы организации обучения. Вместе с тем следует отметить, что в имеющихся методических пособияхи рекомендациях для учителей не находят должного отражения современные достижения в дидактике и методиках преподавания основ наук. [Малахов Н.В., 1982]. Актуальность задачи использования межпредметных связей в учебном процессе подчеркивались в трудах выдающихся педагогов 18-19 веков Я.А.Коменского, Д.Локка, И.Г. Песталлоции, И.Ф. Гербарта, а также в трудах русских просветителей 19-20 веков В.Г.Белинского, В.Ф.Одоевского,К.Д.Ушинского[Федорец Г.Ф., 1985]. Особый интерес в плане рассматриваемой проблемы представляют комплексные программы 20-х годов. «Отличительная черта новой программы – стремление провести комплексный метод. Этот метод состоит в том, что изучаются не изолированные учебные предметы, но выдвигаются так называемые центральные темы… Анализ методической литературы показал недостаточность и поверхностность использования межпредметных связей в процессе преподавания таких естественных наук, как физика и география, что объясняется спецификой программ, не содержащих рекомендации относительно процессуальной стороны реализации МПС, а также неумением учителей осуществлять их. В результате проведенных исследований, изучения опыта работы учителей школ и преподавателей высших учебных заведений на основе анализа дидактических функций межпредметных связей, их содержательной основы и структурных компонентов, определены основные направления работы педагогов по их реализации. Общеизвестно, что основные направления в деятельности педагогов по реализации МПС были впервые разработаны A.B. Усовой [Усова А.В.,2002].
Анализ журнала «География в школе» показал, что статей посвященных межпредметным связям немного (табл. 1.3.1). Таблица 1.3.1 Статьи из журнала «География в школе» по теме межпредметных связей
Например, в работе кандидата педагогических наук Н. В. Малахова «Виды межпредметных связей и их использование» пишется, что использование межпредметных связей приобретает актуальное значение в условиях работы по усовершенствованной программе, в которой предусмотрена рубрика «Межпредметные связи» с указанием опорных знаний из других дисциплин. Однако те указания, которые содержит усовершенствованная программа по применению межпредметных связей, не исключают и более активного применения этих связей при изучении самых различных тем географии. Автор статьи выделяет 3 вида по временному (хронологическому) признаку. И именно по этому признаку предусмотренные усовершенствованной программой по географии межпредметные связи относят, преимущественно к первому виду – предшествующие. И так, умелое применение всех видов связей помогает улучшению обучения географии, содействует повышению престижа данного предмета.
В статье кандидата географических наук Н.А. Кильдишовой и учителя Саранской гуманитарной гимназии Т.С. Сураевой говорится, что проблема успешного использования межпредметных связей учителем на уроках географии состоит в том, что многие знания по другим предметам, важные для понимания физико- и экономико-географических явлений и процессов, учащиеся приобретают с опозданием. Все это результат того, что каждый учебный предмет занимает определенное место в учебном плане школы и имеет свою логику построения, определяющую время и последовательность изучения отдельных курсов и тем. По их мнению, составители учебного плана и программ школьных дисциплин недостаточно полно рассматривают вопрос соотношения изучаемых тем по школьным предметам. В гистограмме указаны статьи, напечатанные в журнале «География в школе». Из всех напечатанных статей, посвященных на тему «Межпредметные связи» только одна статья затрагивает межпредметную связь физики и географии. Больше всего статей напечатано про саму межпредметную связь в географии (рия. Рис. 1.3.1. Гистограмма напечатанных статей в журнале «География в школе» по теме межпредметных связей Способы реализации МПС на учебных занятиях с целью формирования новых знаний опираются на знания и умения, полученные ранее при изучении других предметов; заключаются в решении задач, требующих комплексного применения знаний, полученных при изучении различных предметов. За последние годы в результате научных исследований и новаторской работы ученых и педагогов определены новые формы учебных занятий, использующие МПС для систематизации и обобщения знаний, полученных учащимися в процессе изучения нескольких учебных предметов, а также для выработки умения решать практические и теоретические задачи на основе комплексного применения этих знаний. Впервые такие формы учебных занятий при изучении учебных предметов естественнонаучного цикла были разработаны и апробированы в школах Челябинска еще в 1963 году. Они включали в себя уроки с фрагментами межпредметных связей, обобщающие лекции, учебные конференции и комплексные семинары, лабораторные практикумы межпредметного характера, комплексные экскурсии и факультативные занятия. В изучении учебной темы любого предмета естественнонаучного цикла с использованием МПС выделяют два этапа:I - начальный, или подготовительный, - приуроченный к началу изучения учебной темы на широкой межпредметной основе, и II - основной, представляющий непосредственное раскрытие ведущих понятий на межпредметной основе [Подольский.А. И., 1985]. Принцип МПС может быть успешно реализован через:
• использование педагогических технологий развивающего и интегративного обучения; • проведение интегрированных уроков; • решение задач межпредметного содержания; • проведение межпредметных лабораторных работ и экскурсий межпредметного характера; • интегративную подготовку учителей [Гурьев.А.И, 2002]. Уроки с привлечением межпредметных связей могут быть двух типов: уроки с привлечением некоторых знаний учащихся из смежных предметовиинтегрированные уроки [Морозова.Е.А., 1991]. Нами было проведено анкетирование учителей, с целью которого являлось изучение их отношения и готовности к деятельности по реализации межпредметных связей. В анкете учителям географии были предложены следующие вопросы: 1. Приходится ли Вам осуществлять МПС на уроках? Как часто? A) да, на каждом уроке; Б) да, эпизодически;нет. 2. Между какими предметами Вы наиболее часто осуществляете МПС? A) с физикой; Б) с химией;с биологией. 3. Какие формы организации учебных занятий Вы считаете наиболее предпочтительными для осуществления МПС? A) традиционный урок; Б) интегративный урок; B) комплексные экскурсии; Г) семинары. 4. Пользуются ли учащиеся при ответах на Ваших уроках примерами или ранее полученными знаниями смежных дисциплин? A) часто; Б) иногда;В) нет. 5. Как, на Ваш взгляд, влияют МПС на познавательный интерес учащихся? A) стимулируют интерес к урокам;Б) расширяют интерес к смежным предметам;укрепляют интерес к предмету. 6. Каким способом Вы осуществляете МПС на уроках? A) опираетесь на знания, полученные учащимися ранее; Б) используете знания, полученные учащимися ранее; B) решаете задачи межпредметного содержания; Г) используете при объяснении явлений и свойств вещества законы и теории, изучаемые на уроках по смежным предметам. 7. Какие направления деятельности учителя, на Ваш взгляд, способствуют успешной реализации МПС? A) осуществление единого подходах к формированию общенаучных понятий; Б) устранения дублирования при изучении одних и тех же вопросов на уроках смежных дисциплин; B) согласованность во времени изучения вопросов смежных дисциплин; Г) преемственность в развитии у учащихся общенаучных понятий. 8. Какие трудности Вы испытываете в вашей работе при осуществлении МПС? A) недостаточность методических рекомендаций; Б) недостаточные знания содержания смежных предметов; B) отсутствие координации в работе учителей смежных предметов; Г) отсутствие специальной курсовой подготовки;
Д) отсутствие опыта. 9. Какую конкретную работу по реализации МПС Вы осуществляете в учебном процессе? A) включаете МПС в поурочные и тематические планы; Б) изучение и анализ учебных программ смежных предметов с целью координации учебного материала; B) составляете задачи межпредметного содержания; Г) используете на уроках учебные материалы по смежным дисциплинам. При анализе данных анкетирования нами получены следующие данные: • 60% учителей эпизодически используют МПС, 11.5% - не используют их никогда. • Наиболее часто МПС географии осуществляются с физикой (90.4%). • 52.3% учителей применяют МПС на интегрированных уроках и во время комплексных экскурсий. • От 33.3% до 47.6% учителей считают, что МПС влияют на познавательный интерес учащихся. •Только 19% учителей осуществляют МПС путем решения задач межпредметного характера. • Основным направлением деятельности учителя, способствующим успешной реализации МПС, 66.6% учителей считают в осуществлении единого подхода к формированию общеучебных умений и навыков и 23.8% - в устранении дублирования учебного материала. • 47.6% учителей считает, что основной проблемой в осуществлении МПС является недостаточность методических рекомендаций и, только, 9.5% называют - отсутствие умения и опыта их реализации. • Несмотря на то, что 76.1% учителей включают МПС в учебные планы, только 47.6% - предварительно изучают учебный материал смежных дисциплин, 42.8% - составляют и используют задачи межпредметного содержания и, лишь, 19% - используют учебные пособия по смежным предметам. Реализация межпредметных связей зависит от содержания материала и от формы организации учебных занятий. Сведения, полученные на уроках по другим учебным предметам, чаще всего либо используют в качестве опорных знаний, либо для выдвижения проблемы, либо для углубления и закрепления знаний. В любом из этих случаев используемый материал необходимо повторить, пользуясь по возможности теми же формулировками и обозначениями, которые были введены в смежном курсе. Если же есть необходимость в иных обозначениях, то их следует сопоставить с привычными и показать идентичность. Обобщающие уроки обладают большой возможностью систематизации знаний и навыков по межпредметным связям. В обобщающих уроках целесообразно использовать программированные задания межпредметного содержания. Такие формы контроля, если их применяют в разумных размерах, не создают перегрузки учащихся, повышают интерес к знаниям межпредметного содержания, а также позволяют оценить умения учащихся применять знания из других учебных предметов. В заключение можно сказать, что реализация идеи межпредметных связей в педагогике и методике преподавания тесно связана с методологическими воззрениями педагогов на проблему синтеза и анализа научного знания как конкретного выражения дифференциации наук. Теоретическое и практическое решение этой проблемы изменялось в соответствии с развитием общества, его социальным заказом к педагогической науке и образованию.
Выводы по 1-ой главе. В данной главе нами рассмотрено понятие межпредметные связи в педагогике, а также состояние проблемы МПС в теории обучения и опыт реализации МПС в практике обучения. Исторический обзор развития идеи межпредметных связей в педагогике и частных дидактиках, а также анализ научно-методической литературы, посвященных проблемам развития системы образования позволяет, сделать следующие выводы: 1. Межпредметные связи на современном этапе развития образовательных систем должны играть ведущую роль в системе школьных естественнонаучных дисциплин. 2. Реализация принципа межпредметных связей в теории обучения направлена на формирование межпредметной структуры учебных знаний, которая создает условия для развития у учащихся интегративного синтетического мышления. 3. Принцип межпредметных связей должен определять основные направления деятельности учителя и характер познавательной деятельности учащихся. Поэтому необходимо знать, что такое МПС, их виды, основные дидактические функции, общие теоретические основы, статус в современной дидактике, а также пути, способы и средства их реализации. 4. К сожалению, несмотря на многочисленные исследования в области теории и практики МПС они не адресованы к конкретным проблемам педагогической науки и школьной практики; в опубликованных образовательных программах МПС физики и географии не нашли должного отражения ни в содержательном, ни в деятельностном отношениях; в учебниках практически отсутствуют системы упражнений, требующих комплексного применения знаний по смежным дисциплинам.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-12-17; просмотров: 267; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.70.101 (0.025 с.) |