Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема: «Организация деятельности учащихся при обучении решению задач с пропорциональными величинами»Стр 1 из 3Следующая ⇒
Тема: «Организация деятельности учащихся при обучении решению задач с пропорциональными величинами» Вопрос №1. Подготовка младших школьников к введению типовых задач с пропорциональными величинами. Формирование у учащихся первых представлений о пропорциональной зависимости величин. Какие методические приемы может использовать учитель с этой целью? Проанализируйте альтернативные учебники математики для начальных классов и приведите примеры различных упражнений, используемых для ознакомления учащихся с тройками величин и зависимостями между ними. Какой методический подход вам показался наиболее интересным и почему? Подготовка младших школьников к введению типовых задач с пропорциональными величинами заключается в следующем: ● знакомство с тройками пропорциональных величин ● научить детей выделять их в задаче и знать как эти величины взаимосвязаны. В каждой из троек величин выделяют: ● единицу – т.е. величину, которая повторяется несколько раз; ● количество повторений единицы; ● общее значение величины. Детей знакомят с такими основными тройками, как: ● Цена – количество – стоимость; ● Масса одного предмета – количество предметов – общая масса; ● Емкость (объем) одного сосуда – количество сосудов – общая емкость (объем); ● Расход ткани на 1 вещь – количество вещей – общий расход ткани; ● Выработка в единицу времени (производительность) – время работы – общая выработка; ● Скорость – время – расстояние ● Длина – ширина – площадь и т.д. С этими тройками величин учащиеся начинают знакомиться в 3 классе при изучении темы «умножение и деление». Взаимосвязи между величинами в тройке отражается в трех видах простых задач: ● Нахождение общей величины (умножение); ● Нахождение единицы (деление); ● Нахождение количества (деление). Учащихся начинают знакомить с этими тройками величин на подготовительном этапе в 3 классе. Обычно в качестве первой берут тройку «цена – количество – стоимость». Организуют дидактическую игру «в магазин» (канцелярский). (Учитель выставляет у доски «товар» и на каждый предмет прикрепляет ценник. Разыгрывают ситуации, в процессе которых вводят понятие «цена» - стоимость одного товара, «количество» - сколько предметов купили, «стоимость» - сколько денег заплатили.)
Составляем тройки взаимообратных задач и учимся их записывать кратко в таблицу. Таким же образом вводят и другие тройки величин на других уроках (1 тройка величин -1 урок). При введении лучше использовать практическую работу. При решении простых задач с пропорциональными величинами целесообразно использовать приемы, способствующие формированию у учащихся представлений о пропорциональной зависимости величин: ● изменение одного из данных задачи ● сравнение результатов решения задач, в которых изменяется одно из данных ● интерпретация задачи в виде схемы, таблицы ● анализ текстов с недостающими и лишними данными. Программа М.И.Моро В 3 классе в 1 части учебника вводятся задачи на пропорциональную зависимость величин.На стр.22 вводятся задачи тройки величин Цена-Количество - Стоимость. Учатся сразу заполнять таблицу к задаче.
М3М ч.1 стр.22 На стр.23 учебника 3 класса 1 части вводятся задачи троек Масса одного предмета – количество предметов – общая масса. Составляют таблицу. В задании №2 детям предлагается самим составить задачу на данную тройку величин.
М3М ч.1 стр.23 На стр.27 учебника 3 класса 1 части дети знакомятся с задачей тройки величин Расход ткани на 1 вещь – Количество вещей – Общий расход ткани. В задании №3 автор просит учащихся составить 3 задачи по данной таблице и решить их. В задании №4 автор просит поставить вопрос к условию задачи,решить ее.Затем просит составит две обратные задачи и тоже решить их.
М3М ч.1 стр.27 Программа Л.Г.Петерсон На стр.43 в 3 классе 3 части учебника учащиеся знакомятся с задачами на производительность.Задачи тройки величин Выработка в единицу времени (производительность) – время работы – общая выработка
М3П ч.3 стр.43 М3П ч.3 стр.44 Также на стр.44 учащиеся выполняют задание №4,в котором автор учебника просит составить задачу по таблице и решить ее.
М3П ч.3 стр.44 М3П ч.3 стр.45 На стр.49 учащиеся знакомятся с задачей троки величин Скорость – время – расстояние.Они также с использованием таблицы решают задачи.
М3П ч.3 стр.49 Программа Н.Б.Истоминой По данной программе с тройками величин также знакомятся в 3 классе. Во 2 части на стр.12 дети учатся решать задачи с тройкой величин масса одного предмета – количество предметов – общая масса. В задание №57 автор учебника предлагает задачу и таблицы к ней.И просит выбрать подходящую задачу к условию задачи. М3И ч.2 стр.12 На стр 22. дети знакомятся с задачей тройки выработка в единицу времени (производительность) – время работы – общая выработка. В задание №96 автор учебника просит заполнить таблицу к задаче,чтобы решить ее. М3И ч.2 стр.32 На стр.43 учащиеся знакомятся с задачей тройки величин Цена – количество – стоимость.В задании №125 автор просит вначале ответить на вопросы к задаче на которые можно ответить не выполняя арифметических действий.А затем заполнить таблицу к задаче и решить ее. М3И ч.2 стр.43 На стр. 55 учащиеся знакомятся с задачей трокйи величин масса одного предмета – количество предметов – общая масса. В задание №179 предлагается решить задачу используя таблицу к ней. М3И ч.2 стр.55 Вывод: Во всех рассмотренных мною программах тема “Задачи с пропорциональными величинами” вводится в 3 классе.Задания во всех программах похожи.Но по программе М.И.Моро задания более интересны. Вопрос №2. Сделайте анализ учебника математики программы М.И.Моро и выясните, с какими видами задач на нахождение 4-го пропорционального знакомят учащихся начальных классов. Какова последовательность их введения? Когда они появляются в учебнике впервые? Для выбранных задач составьте таблицы. Все задачи на нахождение четвертого пропорционального по программе М.И. Моро вводятся постепенно в 3-4 классах. По мнению авторов, эти задачи нужно вводить друг за другом (с 1 по 6 вид). Работа с каждым видом проводиться в три этапа. 1 этап (1-2- урока) – подготовительная работа – готовим к введению задач этого вида, повторяем зависимости между величинами в тройках и решаем задачи ранее изученных видов. 2 этап (1 урок) – ознакомление с задачами этого вида. Учитель подробно вместе с детьми разбирает, как решают эти задачи. Используя всевозможные виды моделей (реальную, графическую, схематическую и т.д.). В результате дает ученикам образец решения подобных задач. Задачи этого вида могут быть с любой тройкой величин. 3 этап – формирование умения решать задачи данного вида (продолжительный этап). Анализ учебников по программе М.И. Моро за 3-4 классы показывает, что этот замысел автора реализовался не в полном объеме; задачи 1-2 видов вводятся таким образом, а методика введения остальных видов задач нарушена, т.к. нет специальных уроков их введения и недостаточно задач этих видов для формирования умения. Чтобы исправить этот недостаток учебника, учитель должен сам построить тематический план ознакомления с задачами каждого из 6 видов (1 вид = 1-2 недели). Обучая детей решению таких задач, не забываем о формировании общих умений решать задачи (4 группы умений) Вид М3М, ч.1, стр. 46 М3М, ч.1, стр. 46
Вид М3М, ч.1, стр. 82
Вид М3М, ч.1, стр. 85
Далее учитель сам продумывает введение остальных видов, то есть 4, 5 и 6 видов. Вид За кусок зелёной ткани ценой по 3 руб. за метр уплатили 9 руб., а за кусок красного полотна такой же длины уплатили 12 руб. По какой цене покупали красное полотно?
Вид За 2 детских пальто ценой по 36 руб. уплатили столько же, сколько за 6 детских костюмов. По какой цене покупали костюмы?
Вид За 6 детских костюмов ценой по 16 руб. уплатили столько же, сколько за детские пальто ценой по 36 руб. Сколько купили детских пальто?
Вопрос №3. Проанализируйте учебник математики для начальных классов по программе М.И.Моро и приведите примеры различных видов типовых задач на нахождение неизвестного по двум суммам (на пропорциональное деление) и по двум разностям. Какова последовательность введения различных видов этих задач в учебнике М.И. Моро.Когда они появляются в учебнике впервые? Для выбранных задач составьте таблицы. В начале рассматривают преимущественно задачи на пропорциональное деление первого вида с такими группами величин: цена, количество, стоимость; масса одного предмета, число предметов, общая масса; емкость одного сосуда, число сосудов, общая емкость и др. После этого вводятся задачи второго вида, а несколько позднее третьего и четвертого видов. Следует отметить, что в начальной школе в основном решаются задачи с прямо пропорциональной зависимостью величин. Задачи на пропорциональное деление или на нахождение неизвестного по двум суммам По программе Моро М.И. каждый вид вводят по очереди в три этапа: ● подготовка ● ознакомление ● формирование умения решать такие задачи Но анализ учебников показывает, что не все 6 видов есть в учебнике. Есть специальные уроки для введения 1 и 2 видов (М4М ч.1 с.86 №395), можно найти задачи 3 и 4 видов. Хотя их введение специальными уроками в учебнике не предусмотрено. Нет задач 5 и 6 видов, следовательно, учитель сам продумывает тематический план их введения и, если класс сильный, можно рассмотреть все 6 видов, если слабый, то первые 4 вида. Решаем эти задачи с различными тройками величин.
Вид
М4М ч.1 стр.86
Вид
М4М ч.1 стр.86
3 и 4 вид задач по программе М.И. Моро не вводятся. Учитель вводит их самостоятельно. Вид В булочной испекли одинаковое количество пирогов и ватрушек. Пирог стоил 50 рублей, а ватрушка 30 рублей. За все проданные булки получили 240 рублей. Сколько стоили все пироги и ватрушки по отдельности?
Вид Вид М4М ч.2 стр.46
Вид М4М ч.2 стр.46
Тема: «Организация деятельности учащихся при обучении решению задач с пропорциональными величинами» Вопрос №1. Подготовка младших школьников к введению типовых задач с пропорциональными величинами. Формирование у учащихся первых представлений о пропорциональной зависимости величин. Какие методические приемы может использовать учитель с этой целью? Проанализируйте альтернативные учебники математики для начальных классов и приведите примеры различных упражнений, используемых для ознакомления учащихся с тройками величин и зависимостями между ними. Какой методический подход вам показался наиболее интересным и почему? Подготовка младших школьников к введению типовых задач с пропорциональными величинами заключается в следующем: ● знакомство с тройками пропорциональных величин ● научить детей выделять их в задаче и знать как эти величины взаимосвязаны. В каждой из троек величин выделяют: ● единицу – т.е. величину, которая повторяется несколько раз; ● количество повторений единицы; ● общее значение величины. Детей знакомят с такими основными тройками, как: ● Цена – количество – стоимость; ● Масса одного предмета – количество предметов – общая масса; ● Емкость (объем) одного сосуда – количество сосудов – общая емкость (объем); ● Расход ткани на 1 вещь – количество вещей – общий расход ткани; ● Выработка в единицу времени (производительность) – время работы – общая выработка; ● Скорость – время – расстояние ● Длина – ширина – площадь и т.д.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-12-17; просмотров: 1330; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.217.134 (0.064 с.) |