Категории «а», «в», «м» и подкатегории «а1», «в1». 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Категории «а», «в», «м» и подкатегории «а1», «в1».



Категории «А», «В», «М» и подкатегории «А1», «В1».

Тема 1. Общие положения.

Надо заметить, что автомобиль тоже был изобретён пешеходом.

Но автомобилисты об этом как-то сразу забыли.

Кротких и умных пешеходов стали давить.

И. Ильф, Е. Петров. Золотой телёнок.

 

 

В 1909 году в Париже состоялась первая международная конвенция по автомобильному движению. До этого события «самобеглые коляски» ездили по дорогам безо всяких Правил или придерживались тех предписаний, которые действовали тогда на гужевой транспорт.

Автомобиль, казавшийся поначалу забавой романтиков, уверенно приобретал «грозные очертания братоубийственного снаряда».

Поскольку так дальше продолжаться не могло, на этой конвенции и был разработан текст первых Правил дорожного движения, а также были утверждены первые дорожные знаки. И было их тогда всего четыре:

 

 

 

В современных Правилах свыше 300 дорожных знаков, 40 видов дорожной разметки, разнообразные светофоры, сигналы регулировщика, различные опознавательные знаки, а сами Правила разрослись и на сегодняшний день включают в себя 25 полновесных разделов.

Сдавать теоретический экзамен в ГИБДД стало заметно сложнее. Тем не менее, желающие управлять «средством повышенной опасности» просто обязаны усвоить все эти премудрости.

 

Что такое «транспортное средство», и какие они бывают.

Категории транспортных средств.

П равила. Раздел 1. "Транспортное средство" - устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нём.

 

То есть получается, что ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО – это всё, что угодно, если оно может перевозить людей, или перевозить грузы, или перевозить самоё себя (вместе с установленным на нём оборудованием).

 

Безрельсовые транспортные средства могут быть механическими и немеханическими.

 

Немеханическое транспортное средство приводится в движение с помощью мускульной энергии (человека или животного).

К немеханическим транспортным средствам Правила относят гужевую повозку и велосипед (если он не оснащён двигателем), а человека, управляющего таким транспортным средством, Правила считают водителем.

 

 

 

Следует иметь в виду, что водители немеханических транспортных средств  – полноправные участники дорожного движения.

 

Правила разрешили им использовать для движения дороги общего пользования со всеми вытекающими отсюда правами и обязанностями.

 

Механические транспортные средства.

 

Ниже представлена классификация транспортных средств, принятая в России с ноября 2013 года.

 

 

Информация взята с сайта www. fontanka. ru

Велосипед.

 

Правила. Раздел 1. «Велосипед» - транспортное средство, кроме инвалидных колясок, которое имеет, по крайней мере, два колеса и приводится в движение, как правило, мускульной энергией лиц, находящихся на этом транспортном средстве, в частности при помощи педалей или рукояток, и может также иметь электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки, не превышающей 0,25 кВт, автоматически отключающийся на скорости более 25 км/ч.

 

 

 

Получается, что по Правилам это велосипед, так как имеет три колеса и электродвигатель 0,25 кВт.

 

 

И если только на электротяге невозможно развить скорость более 25 км/ч, то и прав никаких не требуется. Катайтесь себе в удовольствие безо всяких прав.

 

 

Мопед.

Правила. Раздел 1. «Мопед» - двух- или трехколесное механическое транспортное средство, максимальная конструктивная скорость которого не превышает 50 км/ч, имеющее двигатель внутреннего сгорания с рабочим объемом, не превышающим 50 куб. см, или электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки более 0,25 кВт и менее 4 кВт.

Мотоцикл.

Правила. Раздел 1. «Мотоцикл» — двухколесное механическое транспортное средство с боковым прицепом или без него, рабочий объём двигателя которого (в случае двигателя внутреннего сгорания) превышает 50 куб. см или максимальная конструктивная скорость которого (при любом двигателе) превышает 50 км/ч.

К мотоциклам приравниваются трициклы, а также квадрициклы с мотоциклетной посадкой или рулём мотоциклетного типа, имеющие ненагруженную массу, не превышающую 400 кг.

 

То есть по Правилам, чтобы назваться мотоциклом совершенно неважно, сколько у тебя колёс (два, три или четыре), основные отличительные признаки – это мотоциклетная посадка и ненагруженная масса (масса в снаряжённом состоянии). И если посадка мотоциклетная и масса в снаряжённом состоянии не более 400 кг, значит это мотоцикл.

 

 

А масса в снаряжённом состоянии это вот что – это масса транспортного средства полностью готового к эксплуатации. То есть со всеми необходимыми для эксплуатации принадлежностями (огнетушитель, аптечка, знак аварийной остановки), со всеми необходимыми эксплуатационными расходными материалами (моторное масло, охлаждающая жидкость), полным баком топлива, но без пассажиров и груза.

 

 

Полоса движения.

 

Проезжую часть дороги разбивают на полосы движения с помощью продольных прерывистых линий разметки.

При этом Правила, желая дисциплинировать транспортный поток (и тем самым повысить безопасность), обязывают водителей во всех случаях соблюдать рядность, то есть двигаться строго по полосам.

 

Разделительная полоса.

Итак, Правила разметили проезжую часть на полосы движения, а водителям строго предписали соблюдать рядность.

Осталось только посередине проезжей части провести сдвоенную сплошную линию (пересекать которую запрещено) и, казалось бы, должный порядок наведён.

 

 

Но дело в том, что разметка (даже сдвоенная сплошная) не является физическим препятствием, и любой нарушитель, желающий её пересечь, может сделать это без труда.

 

 

Правила. Раздел 1. «Разделительная полоса» — элемент дороги, выделенный конструктивно и (или) с помощью разметки 1.2.1, разделяющий смежные проезжие части и не предназначенный для движения и остановки транспортных средств.

 

То есть нам, простым смертным, заезжать на такую разделительную полосу категорически запрещено! Но, к примеру, «Скорая помощь», включив проблесковые маячки, очень даже может по ней ездить.

Что такое перекрёсток.

Дорога общего пользования – это не только дорога, это ещё и всевозможные пересечения (с трамвайными путями, с пешеходными переходами, с велосипедными дорожками, с выездами из дворов и других прилегающих к дороге территорий).

Но самое важное пересечение – это, конечно же, пересечение дорог, то есть перекрёсток. Правила дают такое определение термину «Перекрёсток».

 

Правила. Раздел 1. «Перекресток» – место пересечения, примыкания или разветвления дорог на одном уровне, ограниченное воображаемыми линиями, соединяющими соответственно противоположные, наиболее удаленные от центра перекрестка начала закруглений проезжих частей. Не считаются перекрестками выезды из прилегающих территорий.

 

В этом определении ключевые слова – «на одном уровне». То есть перекрёсток это не любое вообще пересечение дорог, а пересечение дорог на одном уровне. И, кстати, не только пересечение, но ещё и примыкание, и разветвление дорог на одном уровне.

 

Почему это важно понимать? В будущем мы узнаем, что действие запрещающих знаков распространяется от места их установки и до ближайшего по ходу перекрёстка.

 

На экзамене вам предложат этот рисунок и сопроводят его таким вопросом: «Разрешено ли Вам поставить автомобиль на стоянку за путепроводом»?

Путепровод это тоже дорога, но пересекаемся мы с этой дорогой на разных уровнях.

 

И по Правилам это не перекресток!

 

Перекрёсток будет где-то дальше, а пока вы до него не доехали, вы находитесь в зоне действия знака «Стоянка запрещена».

 

И ещё один наиважнейший момент!

 

Определение перекрёстка, данное в Правилах, заканчивается весьма примечательной фразой: «Не считаются перекрестками выезды из прилегающих территорий».

 

 

Вообще-то,  выезд из прилегающей территории это примыкание двух дорог на одном уровне, и это подпадает под определение перекрёстка.

 

Именно поэтому Правила не могли сказать, что выезды из прилегающих территорий не являются перекрёстками. Правила были вынуждены предложить нам – Уважаемые водители! Давайте договоримся, что выезды из прилегающих территорий не считаются перекрёстками.

И это правильно, в противном случае пришлось бы знаки, поставленные на дороге, повторять после каждого выезда из двора (если считать его перекрестком).

 

На экзамене вам могут предложить вот такую задачу и сопроводят её таким вопросом: «На каком рисунке изображён перекрёсток»?

 

Ну что, на левом рисунке точно перекресток – примыкание двух дорог на одном уровне.

А вот на правом рисунке это не перекрёсток.

И действие знака в месте выезда из двора не прерывается.

И принцип «помехи справа» здесь тоже не работает – выезжающий из прилегающей территории должен всем уступать дорогу.

 

Нам осталось только определить границы перекрёстка, для чего ещё раз процитируем Правила:

 

Правила. Раздел 1. «Перекресток» – место пересечения, примыкания или разветвления дорог на одном уровне, ограниченное воображаемыми линиями, соединяющими соответственно противоположные, наиболее удаленные от центра перекрестка начала закруглений проезжих частей.

 

 

 

Жёлтые линии на рисунке это и есть «воображаемые линии, соединяющие начала закруглений проезжих частей».

Эти воображаемые линии (а также сами закругления) по Правилам являются границами перекрёстка.

 

 

Главная дорога.

 

На перекрёстке пересекаются не только дороги, на перекрёстке пересекаются конфликтующие потоки транспорта.

Если это регулируемый перекрёсток, очерёдность движения устанавливается сигналами светофора или регулировщика. Если это нерегулируемый перекрёсток, очерёдность движения определяется статусом дороги.

 

Правила. Раздел 1. "Главная дорога" - дорога, обозначенная знаками 2.1, 2.3.1 - 2.3.7 или 5.1 по отношению к пересекаемой (примыкающей), или дорога с твердым покрытием (асфальто- и цементобетон, каменные материалы и тому подобное) по отношению к грунтовой, либо любая дорога по отношению к выездам с прилегающих территорий. Наличие на второстепенной дороге непосредственно перед перекрестком участка с покрытием не делает ее равной по значению с пересекаемой.

 

 

Если уж дорогу назначили быть главной, то на всём её протяжении в населённом пункте знаки 2.1 будут стоять перед каждым перекрестком.

 

Что же касается перекрёстков вне населённого пункта, то здесь, помимо знака 2.1, для обозначения главной дороги Правила сочли необходимым ввести ещё и целую серию специальных знаков.

 

 

Эти знаки не только информируют водителя о том, что он двигается по главной дороге, но ещё и сообщают ему форму перекрёстка, который вскоре предстоит проезжать. Подробный разговор об этих знаках впереди, пока же только посмотрите на них и согласитесь, что они весьма выразительны и абсолютно понятны.

 

Наконец, есть ещё один знак, дающий дороге статус главной - знак 5.1 «Автомагистраль».

Об этом знаке и вообще о порядке движения по автомагистралям мы тоже поговорим подробно в будущем, пока же только отметим:

 

Автомагистраль – всегда главная дорога!

 

Помимо этого Правила определили ещё две ситуации, когда дорога может быть главной и безо всяких знаков.

 

а). Главная дорога – это дорога с любым твердым покрытием по отношению к грунтовой дороге.

 

Любое твердое покрытие – это и асфальт, и бетон, и брусчатка, и даже гравий.

 

 

Если пересекаются две дороги с разными твёрдыми покрытиями (например, одна асфальтовая, а другая гравийная), и нет никаких знаков приоритета – это перекрёсток равнозначных дорог.

 

Если дорогу «накатали» просто по земле – это грунтовая дорога.

 

 

Если одна дорога - с любым твёрдым покрытием, а другая – грунтовая, то дорога с твёрдым покрытием – главная, а грунтовая – второстепенная.

б). Главная дорога – это любая дорога по отношению к выезду из прилегающей территории.

 

Выезжая из двора, с территории стоянки, АЗС и т. п., мы всегда попадаем на главную дорогу.

 

Преимущество. Приоритет.

 

И опять-таки необходимо сказать, что в тексте Правил вы встретите оба термина. Где-то будет написано: «Водитель имеет преимущество и т.д.». Где-то будет написано: «Приоритет маршрутных транспортных средств». Оба эти термина означают одно и то же, а именно, право на первоочередное движение в намеченном направлении.

 

«Преимущество (приоритет)» и «Уступить дорогу (не создавать помех)» - термины взаимосвязанные: если уж один имеет преимущество, значит, другой должен уступить дорогу.

Важно только, чтобы в любой ситуации все участники дорожного движения безошибочно определяли свой статус: кто вы сейчас – «первый» или «второй».

 

Правила дают такое определение термину «преимущество»:

 

Правила. Раздел 1. "Преимущество (приоритет)" - право на первоочередное движение в намеченном направлении по отношению к другим участникам движения.

 

Обгон и опережение.

Обгон – самый сложный и самый опасный манёвр. Не зря Правила посвятили ему отдельный раздел и ввели целый перечень ограничений на выполнение этого манёвра. Тут только важно, чтобы водитель чётко понимал, что такое обгон и чем он отличается от опережения.

Обгон – это всегда выезд на «встречку»!

 

А значит обгон, как его трактуют Правила, возможен только в следующих трёх случаях.

Остановка и стоянка.

Следует различать три вида остановки:

 

Служебная остановка.

Преднамеренная остановка.

Вынужденная остановка.

 

Служебная остановка - это прекращение движения в тех случаях, когда необходимо выполнить требования Правил (например, остановиться на красный сигнал светофора, или остановиться, чтобы уступить дорогу пешеходам и т. п.).

 

В течение одной поездки водитель многократно совершает служебные остановки, и совершать их необходимо с соблюдением Правил.

Например, на красный сигнал светофора нужно останавливаться не где-нибудь, а у «стоп-линии». А при отсутствии «стоп-линии» - у края пересекаемой проезжей части.

Перед железнодорожным переездом нужно останавливаться не ближе 5 метров до шлагбаума, а при отсутствии шлагбаума – не ближе 10 м до ближайшего рельса и т.д.

А если необходимо уступить дорогу пешеходам, идущим к трамваю или от него, остановиться надо так, чтобы не создавать им помех.

 

В то же время при служебной остановке не нужно перестраиваться на край проезжей части или на обочину, а уж, тем более, не нужно включать аварийную сигнализацию и выставлять знак аварийной остановки.

Также не нужно беспокоиться по поводу того, что, может быть, здесь остановка запрещена знаками или разметкой. Да и двигатель выключать не нужно – через короткий промежуток времени движение возобновится.

 

 

Правила. Раздел 1. «Остановка» — преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время до 5 минут, а также на большее, если это необходимо для посадки или высадки пассажиров либо загрузки или разгрузки транспортного средства.

 

Правила. Раздел 1. «Стоянка» — преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время более 5 минут по причинам, не связанным с посадкой или высадкой пассажиров либо загрузкой или разгрузкой транспортного средства.

 

Знак 3.28 запрещает стоянку, но не запрещает остановку. То есть в этом месте любой может остановиться на 5 минут.

Но если осуществляется погрузка-выгрузка, то, как следует из вышеприведённых определений, в зоне действия этого знака можно стоять ровно столько, сколько будет длиться эта самая погрузка-выгрузка.

 

То же, кстати, относится и к посадке-высадке (пассажиры бывают разные, иного и за полчаса не высадить).

 

Категории «А», «В», «М» и подкатегории «А1», «В1».

Тема 1. Общие положения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-17; просмотров: 117; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.182.45 (0.065 с.)