Законы РФ и международные соглашения об авторских правах 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Законы РФ и международные соглашения об авторских правах



 

Защита авторского права появилась в XVIII веке. Первый законодательный акт об авторских правах назывался Статутом королевы Анны, и он действовал на территории Британии. Британским парламентом выдавались документы о регистрации права всем, кто создавал наглядные материалы: книги, чертежи и карты. Причём действовало такое право 14 лет. Автор мог продлить свои права на этот же срок, а мог продать. Приобретатель произведения получал пожизненное авторское право.

 

Авторское право в России защищено:

 

· Гражданским кодексом РФ;

· Конституцией РФ;

· Федеральным законом №5351–1 «Об авторском праве и смежных правах»;

· Федеральным законом №35 «О внесении изменений в Гражданский кодекс и иные законодательные акты по вопросам регулирования интеллектуальной собственности»;

· Всемирной конвенцией об авторском праве;

· Бернской конвенцией по охране литературных и художественных произведений;

· Договором ВОИС по авторскому праву;

· Соглашением ТРИПС (международное авторское право);

· Конвенцией об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм;

· Директивой ЕС от 22.05.2001 №2001/29/ЕС «О гармонизации некоторых аспектов авторского права и смежных прав в информационном обществе».

В авторском праве существует такое понятие, как «презумпция авторского права». Согласно презумпции автором считается тот человек, чьё имя заявлено первым. Например, автором книги является тот, чьё имя указано на обложке. Он будет считаться автором до тех пор, пока кто-нибудь не докажет обратное. Понятие презумпции впервые было рассмотрено Бернской конвенцией, к которой Российская Федерация присоединилась в 1995 году, хотя сама конвенция была создана в 1886 году в Берне (Швейцария).

 

Для того чтобы зарегистрировать авторское право на интеллектуальную собственность, нужно обратиться к нотариусу или в специализированную юридическую контору. Любой орган, официально его регистрирующий, заносит номер свидетельства о регистрации в реестр авторских прав.

 

При обращении в регистрирующую контору потребуются следующие документы:

 

· заявление на регистрацию авторских прав;

· произведение (представляется в оригинале или на электронных носителях информации: CD или DVD дисках в форматах PDF, JPG, файлов-мультимедиа);

· заверительная надпись на оригинале произведения или CD/DVD диске уполномоченного должностного лица, нанесённая несмываемой краской или специальными маркерами, а также печать юридического лица (если таковая имеется);

· перечень приложений, который должен содержать информацию о том, что к документам прилагается цифровой носитель с указанием количества документов и листов в каждом из них;

· аннотация (5–7 строчек описания темы, назначения и содержания произведения), подписанная автором (ами), в двух экземплярах;

· титульный лист (выдаётся патентным бюро);

· реквизиты автора (ов).

Как правило, специализированные конторы предоставляют платные услуги по подготовке документов. В них можно обратиться только с паспортом и оригиналом произведения, а всё остальное приготовят они. Но следует с осторожностью выбирать фирму по оказанию таких услуг.

 

Нотариус (кроме свидетельства о регистрации авторского права) выдаёт свидетельство о депонировании. Депонирование — это передача одного экземпляра регистрируемого объекта нотариусу с целью хранения (бессрочно). Это пригодится, если авторские права будут нарушены и дело дойдёт до суда. Регистрация и депонирование авторского права доступны любому автору. Например, оформить авторское право на песню стоит около 500 рублей.

 

До 1993 года срок действия авторского права длился всего 25 лет. Это было неудобно, так как доступных произведений было намного меньше, чем сейчас, они были более качественными (из-за дефицита), и интеллектуальная собственность через 25 лет переставала принадлежать одному человеку.

 

В 2004 году российским законодательством были введены поправки, согласно которым авторское право длилось 50 лет после смерти автора.

 

На 2017 год дело обстоит иначе. Исключительное авторское право действительно всю жизнь автора и длится ещё 70 лет после его смерти. Отсчёт 70-летия начинается 1 января следующего года. Если исключительное право оформлялось в соавторстве, то оно длится 70 лет со дня смерти последнего соавтора. Например, авторское право на литературный роман принадлежит Иванову, Петрову и Сидорову. Сидоров прожил больше всех, умер в 2000 году. Значит, авторское право прекратится в 2071 году.

 

Если интеллектуальная собственность была зарегистрирована (как объект авторского права) после смерти автора, то авторское право продлится 70 лет со дня обнародования произведения. Но важно, чтобы оно было зарегистрировано в течение 70 лет со дня смерти.

 

 Тема 9. Государственная тайна, понятие, защита, правовое регулирование

В соответствии с Уголовным кодексом РФ, государственная тайна – это предметы, познания и факты, которые доступны только ограниченному кругу лиц и содержатся в тайне от правительства иных государств с целью предотвращения опасности наступления тяжкого ущерба для внешней безопасности Российской Федерации.

В данном определении указаны категории сведений, что защищаются государством, и сказано, что распространение данной информации наносит ущерб интересам безопасности государства.

Государственная тайна — это защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации.

Законодательство Российской Федерации о государственной тайне основывается на Конституции РФ, и представлено в первую очередь Законами РФ «О безопасности» от 05 марта 1992 г. № 2446-1 и «О государственной тайне» от 21 июля 1993 г. № 5485-1.

Перечень сведений, составляющих государственную тайну — это совокупность категорий сведений, в соответствии с которыми они относятся к государственной тайне и засекречиваются на основаниях и в порядке, установленных федеральным законодательством. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, содержится в статье 5 Закона РФ «О государственной тайне».

1. Сведения в военной области:

♦ о планах строительства Вооруженных сил РФ, других войск РФ, направлениях развития вооружения и военной техники, содержа­нии и результатах выполнения целевых программ, научно-исследо­вательских и опытно-конструкторских работ по созданию и модер­низации образцов вооружения и военной техники;

♦ о разработке, технологии, производстве, объемах производства, хра­нении, утилизации ядерных боеприпасов, их составных частей, де­лящихся ядерных материалов, используемых в ядерных боеприпа­сах, технических средствах или методах защиты ядерных боеприпасов от несанкционированного применения, а также о ядерных энергети­ческих и специальных физических установках оборонного значения;

♦ о тактико-технических характеристиках и возможностях боевого применения образцов вооружения и военной техники, свойствах, рецептурах или технологиях производства новых видов ракетного топлива или взрывчатых веществ военного назначения;

♦ о дислокации, действительных наименованиях, организационной структуре, вооружении, численности войск и состоянии их боевого обеспечения, а также военно-политической или оперативной обста­новке.

2. Сведения в области экономики, науки и техники:

♦ о содержании планов подготовки РФ и ее отдельных регионов к воз­можным военным действиям, мобилизационных мощностях про­мышленности по изготовлению и ремонту вооружения и военной техники, объемах производства, поставок, запасах стратегических видов сырья и материалов, а также размещении, фактических раз­мерах и использовании государственных материальных резервов;

♦ о силах и средствах гражданской обороны, дислокации, предназна­чении и степени защищенности объектов административного управ­ления, степени обеспечения безопасности населения, функциони­ровании транспорта и связи в целях обеспечения безопасности го­сударства;

♦ об объемах, планах (заданиях) государственного оборонного заказа, выпуске и поставках вооружения, военной техники и другой обо­ронной продукции, наличии и наращивании мощностей по их вы­пуску, связях предприятий по кооперации, разработчиках или изго­товителях указанных вооружений, военной техники и другой обо­ронной продукции;

♦ о достижениях науки и техники, научно-исследовательских, опытно-конструкторских, проектных работах и технологиях, имеющих боль­шое оборонное или экономическое значение, влияющих на безопас­ность государства;

♦ об объемах запасов, добычи, передачи и потребления платины, ме­таллов платиновой группы, природных алмазов, а также объемах других стратегических видов полезных ископаемых РФ.

3. Сведения в области внешней политики и экономики:

♦ о внешнеполитической, внешнеэкономической деятельности РФ, преждевременное распространение которых может нанести ущерб безопасности государства;

♦ о финансовой политике в отношении иностранных государств (за исключением обобщенных показателей по внешней задолженности), а также финансовой или денежно-кредитной деятельности, прежде­временное распространение которых может нанести ущерб безопас­ности государства.

4.Сведения в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности:

♦ о силах, средствах, источниках, методах, планах и результатах раз­ведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, а также данные о финансировании этой деятельности, если они раскрывают перечисленные сведения;

♦ о лицах, сотрудничающих или сотрудничавших на конфиденциаль­ной основе с органами, осуществляющими разведывательную, контр­разведывательную и оперативно-розыскную деятельность;

♦ об организации, силах, средствах и методах обеспечения безопасно­сти объектов государственной охраны, а также данные о финанси­ровании этой деятельности, если они раскрывают перечисленные сведения;

♦ о системе президентской, правительственной, шифрованной, в том числе кодированной и засекреченной связи, шифрах, разработке, изготовлении шифров и обеспечении ими, методах и средствах ана­лиза шифровальных средств и средств специальной защиты, инфор­мационно-аналитических системах специального назначения;

♦ о методах и средствах защиты секретной информации;

♦ об организации и фактическом состоянии защиты государственной тайны;

♦ о защите государственной границы, исключительной экономической зоны и континентального шельфа РФ;

♦ о расходах федерального бюджета, связанных с обеспечением обо­роны, безопасности государства и правоохранительной деятельно­сти;

♦ о подготовке кадров, раскрывающие мероприятия, проводимые в це­лях обеспечения безопасности государства.

Общие правила засекречивания

Защита гостайны осуществляется путем установления ограничений на распространение информации и доступ к ее носителям.

Отнесение сведений к государственной тайне и их засекречива­ние — это введение в предусмотренном законом порядке для сведений, составляющих государственную тайну, ограничений на их распростра­нение и доступ к их носителям. Отнесение сведений к государственной тайне и их засекречивание осуществляется в соответствии с принципа­ми законности, обоснованности и своевременности.

Для сведений, составляющих государственную тайну, предусмотре­ны три степени секретности и соответствующие им грифы секретности для их носителей:

♦ особой важности;

♦ совершенно секретно;

♦ секретно.

Гриф секретности - реквизиты, свидетельствующие о степени секретности сведений, содержащихся в их носителе, проставляемые на самом носителе и (или) в сопроводительной документации на него.

Использование перечисленных грифов для засекречивания сведе­ний, не отнесенных к государственной тайне, не допускается.

Срок засекречивания сведений, составляющих государственную тайну, не должен превышать 30 лет. В исключительных случаях этот срок может быть продлен по заключению межведомственной комиссии по защите государственной тайны.

Уровень секретности выбирается в зависимости от ущерба, который может возникнуть в случае нарушения конфиденциальности данных. Порядок установления грифов утверждает Правительство РФ.

К органам защиты государственной тайны относятся:

1. межведомственная комиссия по защите государственной тайны;

Межведомственная комиссия по защите государственной тайны является коллегиальным органом, координирующим деятельность органов государственной власти по защите государственной тайны в интересах разработки и выполнения государственных программ, нормативных и методических документов, обеспечивающих реализацию законодательства Российской Федерации о государственной тайне.

2. органы исполнительной федеральной власти (Министерство безопасности Российской Федерации, Министерство обороны Российской Федерации, Федеральное агентство правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации), Служба внешней разведки Российской Федерации, Государственная техническая комиссия при Президенте Российской Федерации и их органы на местах;

3. органы государственной власти, предприятия, учреждения и организации и их структурные подразделения по защите государственной тайны.

Допуск к гостайне

Допуск должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне осуществляется в добровольном порядке.

Допуск лиц, имеющих двойное гражданство, лиц без гражданства, а также лиц из числа иностранных граждан, эмигрантов и реэмигрантов к государственной тайне осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Допуск должностных лиц и граждан к государственной тайне предусматривает:

· принятие на себя обязательств перед государством по нераспространению доверенных им сведений, составляющих государственную тайну.

Для должностных лиц и граждан, допущенных к государственной тайне на постоянной основе, устанавливаются следующие льготы:

· процентные надбавки к заработной плате в зависимости от степени секретности сведений, к которым они имеют доступ;

· преимущественное право при прочих равных условиях на оставление на работе при проведении органами государственной власти, предприятиями, учреждениями и организациями организационных и (или) штатных мероприятий.

Сроки, обстоятельства и порядок переоформления допуска граждан к государственной тайне устанавливаются нормативными документами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации. Порядок допуска должностных лиц и граждан к государственной тайне в условиях объявленного чрезвычайного положения может быть изменен Президентом Российской Федерации.

Основаниями для отказа должностному лицу или гражданину в допуске к государственной тайне могут являться:

· признание его судом недееспособным, ограниченно дееспособным или особо опасным рецидивистом, нахождение его под судом или следствием за государственные и иные тяжкие преступления, наличие у него неснятой судимости за эти преступления;

· наличие у него медицинских противопоказаний для работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну, согласно перечню, утверждаемому Министерством здравоохранения Российской Федерации;

· постоянное проживание его самого и (или) его близких родственников за границей и (или) оформление указанными лицами документов для выезда на постоянное жительство в другие государства;

· выявление в результате проверочных мероприятий действий оформляемого лица, создающих угрозу безопасности Российской Федерации;

Допуск должностного лица или гражданина к государственной тайне может быть прекращен по решению руководителя органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации в случаях:

· расторжения с ним трудового договора (контракта) в связи с проведением организационных и (или) штатных мероприятий;

· однократного нарушения им взятых на себя предусмотренных трудовым договором (контрактом) обязательств, связанных с защитой государственной тайны;

Прекращение допуска должностного лица или гражданина к государственной тайне является дополнительным основанием для расторжения с ним трудового договора (контракта), если такие условия предусмотрены в трудовом договоре (контракте).

Прекращение допуска к государственной тайне не освобождает должностное лицо или гражданина от взятых ими обязательств по неразглашению сведений, составляющих государственную тайну.

Порядок доступа должностного лица или гражданина к сведениям, составляющим государственную тайну, устанавливается нормативными документами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

Должностные лица и граждане, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации о государственной тайне, несут уголовную, административную, гражданско-правовую или дисциплинарную ответственность в соответствии с действующим законодательством.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-17; просмотров: 70; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.4.181 (0.029 с.)