Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Правовая система как объект сравнительного правоведения
Как отмечает профессор Ж.-Л. Бержель*(87), термин "правовая система" мы можем найти уже в трудах конца XVIII века. В частности, в работе И. Бентама "Oflawsingeneral"*(88). В знаменитом исследовании Ж.-Ж. Руссо "Об общественном договоре" употребляется термин "система законодательства". В XIX веке к данному понятию достаточно часто обращался один из основателей французской школы "Свободного права" Франсуа Жени*(89). Современные западноевропейские исследования данного феномена представлены, например, работой вице-президента старейшего юридического факультета Франции (Сорбонны) Ж. Тимсита*(90). Реализуя во многом пронормативистский подход к юридическому феномену, он дает характеристику правовой системы через единство двух ее измерений (плоскостей): вертикальной и горизонтальной. Соответственно, вертикальный срез правовой системы у него представлен системой генерации правовых норм - правопорядком как таковым; горизонтальный - системой отношений между нормами. Одним из заметных теоретических исследований рассматриваемой категории, сложившихся в рамках англо-американской правовой доктрины, следует считать классическую работу по философии права середины XX века Г. Харта "Понятие права". Для Г. Харта правовая система предстает как некий "Янус"*(91) первичных и вторичных правил*(92). Отвергая теорию о том, что "в любой правовой системе где-нибудь за формами права должна таиться суверенная законодательная власть, являющаяся юридически неограниченной", он выдвигает два минимальных условия для существования правовой системы: первое адресовано частным лицам и заключается в повиновении правилам, "исходя из любого мотива"; второму условию "должны удовлетворять официальные лица, они должны рассматривать эти правила как общие стандарты их поведения в качестве официальных лиц и критически оценивать отклонения от них - свои собственные и со стороны других - как прегрешение"*(93). В российской политико-правовой доктрине долгое время интерес к познанию правовых систем не возникал. По сути, все грани юридического феномена, выходящие за рамки юридической догматики, становились предметом научного анализа посредством так называемого широкого подхода к праву.
Обращение отечественных исследователей к означенной выше проблематике было во многом связано с появлением в 60-70 годах прошлого столетия ряда переводных работ по юридической компаративистике, написанных в русле системного подхода к праву*(94). К настоящему времени весомый пул работ, посвященных исследованию правовых систем, представлен трудами В.Н. Синюкова, В.Н. Карташова, С.С. Алексеева, М.Н. Матузова, Ю.А. Тихомирова, А.М. Васильева, В.Н. Кудрявцева и ряда других. И если говорить о палитре подходов к познанию правовой системы, сложившейся в отечественной юридической науке, с точки зрения объема этого понятия, то можно выделить две основные методологические платформы в ее оценке - нормативную и социологическую. Если в первом случае объем категории "правовая система" исчерпывается лишь нормативной основой, то во втором ее содержание укрупняется за счет новых элементов. Наибольшее распространение нормативный подход к означенному выше феномену получил в советский период развития российской юриспруденции. Так, Л.С. Явич характеризовал правовую систему в качестве структурированной совокупности норм, включающей относительно самостоятельные образования (институты, отрасли, группы отраслей)*(95). На сходных позициях стоит и профессор Д.А. Керимов. В работе "Философские проблемы права" он терминологически определяет означенный феномен в качестве объективно обусловленного внутреннего объединения в единое целое правовых норм и их подразделений на отрасли*(96). Зачастую и современный российский законодатель (сознательно или нет) берет за основу именно этот методологический инструментарий при построении законодательных конструкций. Например, в ч. 4 ст. 15 Конституции РФ закреплено, что "общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы...". Таким образом, авторы Конституции РФ, по сути, поставили знак равенства между категориями "правовая система" и "система права". На наш взгляд, при помощи такого узкого подхода нельзя охарактеризовать столь сложное явление, как "правовая система". Мы полностью разделяем позицию академика С.С. Алексеева, который еще в 1980 году писал, что "указание на правовую систему означает, что в данном случае право берется в единстве с его проявлениями, с "сопровождающими" его компонентами правовой действительности"*(97).
Более оправданным в данной связи представляется социологический подход. Так, профессор Н.И. Матузов указывал на то, что правовая система есть "право как совокупность (система) создаваемых и охраняемых государством норм, законодательство как форма выражения этих норм (нормативные акты); система правовых учреждений, судебная и юридическая практика, механизм правового регулирования, процесс правореализации (включая акты применения и толкования права), законность и правопорядок, права, свободы и обязанности граждан (право в субъективном смысле), весь комплекс складывающихся в обществе правовых отношений, правовая идеология*(98). Профессор В.Н. Карташов определял правовую систему как "единый комплекс органически взаимосвязанных и взаимодействующих между собой правовых явлений (права, правосознания, юридической практики и т.п.), с помощью которого осуществляется целенаправленное воздействие на поведение людей, их коллективов и организаций и юридическое обеспечение (обслуживание) разнообразных сфер общественной жизни"*(99), а профессор В.Н. Синюков - в качестве "конкретно-исторической совокупности права (законодательства), юридической практики и господствующей правовой идеологии отдельной страны (государства)"*(100). Как видим, лишь беглый взгляд на научные конструкции представителей социологического подхода к пониманию категории правовой системы с неизбежностью наталкивает нас на мысль о том, что по проблеме ее расширительного толкования единого русла отечественная юриспруденция пока еще не сформировала. И если нормативный, функциональный и культурно-психологический (идейный, интеллектуальный) аспекты понимания правовой системы по большей части не вызывают серьезной полемики в юридической литературе, то аксиологический, безусловно, становится темой для многочисленных дискуссий. Мы имеем в виду здесь прежде всего непрекращающийся спор между правоведами о роли и значении негативных правовых явлений (правового нигилизма, пробельности права и его противоречивости) в построении правовой системы как таковой. По нашему мнению, данные явления вряд ли можно отнести к содержанию правовой системы. Ибо, как совершенно справедливо указал С.С. Алексеев, "системный мир - это сфера официальных легитимированных и осознанных правовых форм, опосредующих извне изначально заданный людям порядок, задающий разумные рамки "возможного" и должного..."*(101). Для оценочной характеристики правовой системы, по нашему мнению, логичнее будет использовать категорию "правовая жизнь". Появившаяся сравнительно недавно на отечественном юридическом небосклоне (одним из первых ее конструкцию в современной российской правовой доктрине начал разрабатывать профессор А.В. Малько*(102)), данная категория имеет достаточно давние генетические основы. Ее терминологическое использование можно найти в работах как российских, так и зарубежных правоведов прошлого: Б.А. Кистяковского, И.А. Ильина, Н.М. Коркунова, Е. Эрлиха. Определяя теоретические основы "правовой жизни", профессор Н. И. Матузов указывал на то, что она представляет собой "реальность, с которой неизбежно и непрерывно сталкиваются люди и их коллективы, причем независимо от своего желания"*(103). В данном случае уместно сравнить "правовую жизнь" с политикой в значении, которое ей придавал французский писатель и политический деятель XIX века Шарль де Трион де Монталамбер. Получило широкую известность его высказывание: "Вы можете не заниматься политикой, все равно политика займется вами". Так и правовая жизнь: она опоясывает человека с рождения до смерти независимо от его субъективной воли. При этом являя себя вовне не только с позиции должного и возможного, как правовая система, но и во всей полноте негативных проявлений.
С точки зрения идеологической оценки категории "правовая система" представляется значимым для осмысления и практического использования культурно-ценностный подход*(104), предложенный профессором В.Н. Синюковым. И такой подход к оценке правовых систем вполне применим не только к познанию отечественного социального бытия "России существенностей, живой крови, непочатой веры"*(105), где, как писал Василий Розанов, "каждый факт держится не искусственным сцеплением с другим, но силой собственного бытия, в него вложенного"*(106), но и в отношении зарубежных политико-правовых систем. Термин "правовая система" следует отграничить от еще ряда смежных понятий, в частности от категории "правовая надстройка". Термин "правовая надстройка" в отечественной юриспруденции использовался главным образом в период социалистического развития нашей страны, когда марксистская идеология играла роль официальной доктрины. В исследованиях этих лет С.С. Алексеев отмечал, что "понятия "правовая система" и "правовая надстройка" в целом совпадают, за исключением того, что в содержание последней из названных категорий включается также негосподствующая правовая идеология и все формы правосознания"*(107). На сегодня следует отметить, что степень актуальности подобного использования снижается, хотя исключение данного термина из научного оборота также представляется ошибочным, прежде всего с историко-правовых позиций.
Не следует смешивать правовую систему с сообществами правовых систем в рамках одной компаративной конструкции. Ярким примером такого смешения является позиция Ролана Серусси. Так, Р. Серусси в своей работе "Введение в сравнительное правоведение" выделяет восемь основных правовых семей, существующих на сегодняшний момент на юридической карте: романо-германское право, Common Law, российское право, африканское право, японское право, китайское право, индийское право и скандинавское право*(108). По нашему мнению, строение правовой системы возможно представить в виде круговой схемы: ядро правовой системы (позитивное право) - орбита правовой системы (юридическая практика, правосознание и правовая культура национального сообщества) (рис. 3).
Именно качественные особенности строения представленных объектов сравнительного правоведения (правовых систем) позволяют выделить две их качественные однородности: моноядерные и полиядерные правовые системы. Большинство правовых систем современности можно отнести к моноядерным. Следуя алгоритмам развития одного-единственного стиля правового мышления, эти правовые системы имеют, как следствие, и одноядерное строение. Правовые системы с полиядерной структурной организацией, напротив, берут за основу два и более стиля правового мышления. Наиболее ярким примером последней группы правовых систем следует считать так называемые кочующие правовые системы (провинция Квебек в Канаде, штат Луизиана в США). Также следует отметить тот факт, что явления глобализации с необходимостью предопределяют существование некоторых казусов, чья объективация была бы невозможна на заре появления сравнительного правоведения как науки и учебной дисциплины. Так, отдельные национальные правовые системы могут одновременно находиться в рамках категориальных границ разнородных сообществ правовых систем. А именно большинство правовых систем арабского мира по характеристике уголовного права следует относить к мусульманскому (исламскому) сообществу правовых систем, а по детерминанте частного права - к континентально-европейской правовой традиции. К основным композиционным составляющим правовых систем следует относить нормативно-правовой, организационно-правовой, функциональный, идеологический (культурно-ценностный) элементы. Как уже отмечалось выше, нормативно-правовую основу национальных юридических систем составляет позитивное право различных государств. В российской теории права принято говорить о двух крупных блоках внутри данного элемента правовых системы: о системе права*(109) и о системе законодательства*(110). И хотя объемы этих понятий во многом совпадают*(111), они отнюдь не тождественны друг другу. Так, отдельные текстовые части нормативного правового акта не могут быть признаны нормами права в точном смысле этого слова, а только нормативными положениями (в частности, преамбулы). А с другой стороны, не все нормы права юридической системы могут быть актуализированы в нормативных правовых актах.
Однако подобное методологическое разделение, принятое в российской теории права, не может быть тотальным образом воспринято всеми без исключения национальными правовыми системами. Оно актуально прежде всего для романо-германского юридического мира, где основным источником права выступает нормативный правовой акт. Структурирование позитивного права во многом предопределяется качественным своеобразием самих национальных правовых систем. Так, вслед за римской традицией в странах с континентально-европейским стилем правового мышления принято деление права на частное и публичное. В исламском мире подобное структурирование имеет во многом религиозные корни. Речь идет о двух крупных правовых массивах: о "праве личного статуса" и о "праве властных норм"*(112). Социальной материей для сравнительно-правового анализа в рамках организационно-правового аспекта объективации правовых систем становятся прежде всего различные институты публичного порядка, посредством которых право вызывается к жизни, вводится в общественную практику и получает обеспечительную силу государства. К таким объективациям следует относить правотворческие, правоохранительные, правоисполнительные, судебные институты. Их качественное своеобразие во многом предопределяется осевым вектором развития того сообщества правовых систем, к которому принадлежит тот или иной национальный правопорядок. Так, для стран англо-американского юридического мира представляется достаточно очевидным тот факт, что высшие судебные инстанции способны творить право. Тогда как в романо-германском юридическом сообществе вопрос о правотворческой функции суда по сей день остается дискуссионным и преимущественно разрешаемым не в пользу актуализации судебных прецедентов как таковых. Сущностную составляющую указанных выше институтов напрямую детерминируют и особенности построения механизма государства в рассматриваемом национально-территориальном поле. В частности, в абсолютных монархиях глава государства символизирует и правотворческие, и правоисполнительные, и судебные публичные институты. Выделение функционального компонента ориентировано в первую очередь на оценку права как реально действующего феномена, его проекции на реальную плоскость жизни. Мониторинг качественных составляющих тех функций, которые выполняет позитивное право отдельно взятого государства, позволяет оценить и сущностные аспекты всей правовой системы в целом. Так, в правовых системах советского лагеря явно прослеживалась тенденция к усилению репрессивной функции права. Еще римские юристы говорили: "Лучше закон отсутствующий, чем бездействующий". Зачастую в процессе своего развития правовые системы сталкиваются с проблемой отсутствия функционального аспекта воплощения правовых норм. Причины у этого явления могут быть разнообразные: отсутствие финансирования той или иной благой идеи законодателя, отсутствие социальной опоры проводимых в стране реформ, слепая рецепция на национальную почву зарубежных образцов правового регулирования без их переработки. В любом случае подобную деиерархизацию правовой системы следует оценить как негативное явление, которое с необходимостью может вызвать ее надлом. Когда мы говорим о праве как о реально действующем феномене, мы придаем этому словосочетанию безусловное объективное, а не субъективное значение. Конструкции психологической школы права (в частности, профессора Л.И. Петражицкого*(113), согласно которому помимо положительного позитивного права существуют еще детский, разбойничий, фантомный его аналоги) вряд ли могут получить свое закрепление в сравнительном правоведении*(114). Не следует также забывать, что национальный правопорядок каждого государства имеет в своей основе ту или иную культурно-идеологическую и цивилизационную основу. При этом стоит сказать, что не только идеологическая экзистенция определяет с необходимостью ход развития национальных правовых систем, правовая система, в свою очередь, детерминирует направленность вектора трансформационного роста самой идеологической экзистенции. Ярким эмпирическим подтверждением подобного рода закономерности стала социальная жизнь России в ХХ веке. Марксистско-ленинская политико-правовая концепция, предопределившая вектор развития страны после октября 1917 года, в ходе своей реализации сама стала объектом глубоких реконструкций. При выделении данного объекта сравнительного правоведения не следует также забывать об определенной конкуренции с другими научными системами знаний и научными дисциплинами, прежде всего с философией права. Решение данной проблемы, касающейся предметов точного ведения разнородных научных систем в рамках юриспруденции, представляется следующим. Если для философии права имеет принципиальное значение мировоззренческая конструкция в преломлении к юридической школе или направлению с тем или иным субъектным составом (в данном случае мы можем говорить, в частности, о социологическом, психологическом, антропологическом направлениях в юриспруденции, а также о юснатурализме или юридической догматике как об отдельных школах права), то для сравнительного правоведения принципиальное значение имеет культурно-ценностная составляющая права применительно к национальному правопорядку разной территориальной локализации. Когда мы говорим об идеологическом элементе, мы, в частности, можем сравнивать принципы построения той или иной правовой системы*(115). В российской юридической науке проблеме идеологического критерия построения национального правопорядка и соотношения его с нормативно-правовым основанием большое внимание уделял И.А. Ильин*(116). Определяя теоретические основы взаимодействия правового сознания и позитивного права, он писал: "Право нуждается в правовом сознании для того, чтобы стать творческой силой, а правосознание нуждается в праве для того, чтобы приобрести предметную основу и объективную верность"*(117).
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-12-17; просмотров: 645; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.168.16 (0.022 с.) |