Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Архитектура конца XX - начала XXI века.
Архитектуре конца XX – начала XXI века присущ ряд особенностей, которые являются прямым следствием тенденции развития зодчества предшествующих десятилетий. Они охватывают весь спектр архитектурной деятельности – градостроительство, типологию, эстетику. В градостроительстве развитие городов перешло с экстенсивного на интенсивное. Это привело к росту объёмов внутригородского строительства с масштабными работами по реконструкции исторической застройки. В ряде стран он приближается к 30-40% от общих объёмов. Увеличился объем индивидуального проектирования, что приводит к уменьшению объема применения сборных железобетонных конструкций, которые вытесняются железобетонными монолитными или металлическими. Активно ликвидируются устаревшие промышленные предприятия, а на облагороженной, благоустроенной территории возводится современная, чаще всего гражданская застройка. Яркими примером такой деятельности стала реконструкция расположенных в центре Лондона доков, которые за последнее столетие превратились в район трущоб и антисанитарии К XXI веку Лондонские доки превратились в престижный многофункциональный район с крупнейшими в городе офисами, торговыми и зрелищными предприятиями (с крупнейшим концертным залом – «Арена Лондона»), разнообразными жилыми зданиями, школами и пр. В целом для градостроительной деятельности конца века характерно существенное уменьшение объёма строительства промышленных объектов, крупных многоэтажных жилых комплексов и формирование деловых центров городов.. Комплексы «коммерческой архитектуры» размещают на участках близких к историческому ядру города, что заставляет очень корректно подходить к их проектированию. Хорошо продуманным, не нарушающим гармонию исторической застройки стало продолжившееся с конца 1980-х г. создание нового делового района Парижа – Дефанс. Большим достоинством проекта Дефанса является его многофункциональность (офисы, жилье, гостиницы, торговля). К удачным компромиссным решениям делового центра при его расположении в историческом ядре города следует отнести реконструкцию Фридрихштрассе в Берлине. Эта сильно разрушенная во время войны одна из центральных и любимых берлинцами улиц была омертвлена в послевоенные десятилетия пересекавшей её Берлинской стеной. Правительство ГДР приступило к её реконструкции только на исходе 80-х гг., и завершено оно к концу 90-х гг. уже в объединенной Германии по новым проектам, к разработке которых были привлечены ведущие архитекторы и проектные фирмы ФРГ и других стран.
Достаточно широко в градостроительной практике распространился приём контрастного сопоставления старого и нового в входе реконструкции самых значимых ансамблей исторических городов. К самым известным композициям относятся сооружения пяти стеклянных пирамид во дворе Лувра американским арх. И.М.Пеем (1983-1993 гг.). Неомодернисткая ратуша г. Ульма, (арх. Р.Майер, 1987 г.) почти в плотную примыкает к готическому собору XIV века, стеклянные цилиндры торгового центра Г.Холяйна размещаются напротив собора Св. Стефана в Вене (XII-XV века), Центр им. Помпиду сооружен рядом с готическим собором Св. Мартина в Париже. В типологии зданий в конце века главной задачей стало формирование многофункциональных зданий и сооружений - «архитектуры больших пространств». Основы «сверхзданий», заложенные в 1970-е гг., в виде крупных крытых атриумов зданий гостиниц и офисов, а затем крупных многофункциональных зданий переросли в громадные сооружения типа «город входит в дом» со всеми его элементами: магазинами, кафе, кинозалами, залами для игр и т.п. Такие сооружения либо проектируют заново, либо организуются при реконструкции городской застройки, встраиваясь в разрывы между существующими зданиями. Проектами предусматривается перекрытие внутренних дворов или переулков «шатрами» (например, в г. Питерборо в Англии или во Франкфурте-на-Майне). Воплощением безграничных возможностей новейших строительных технологий стало строительство вблизи Потсдамер Платц крупнейшего культурного центра Sony(рис.86) Центральная часть комплекса расположилась под огромным вантово – тентовым покрытием (рис. 87).Чикагские архитекторы Х.Джан и Д.Марфи предложили организацию современного форума, сочетающего в себе преимущества крытого вентилируемого пространства.
В конце века приобрел популярность еще один тип общественного здания -аква-парк. В отличие от ранее сложившегося чисто спортивного здания – крытого плавательного бассейна –аква-парк многофункционален: спорт, развлечения, игры, образование (изучение водной флоры и фауны в процессе игры и т.п.) Аква-парк активно строят как в крупнейших, так и в малых городах, например, аква-парк в Париже (на набережной Берси), и аква-парк в городе Ла Турет на берегу Ла-Манша. В значительной степени пересмотру подвергались архитектура жилища. Грандиозные многоэтажные жилые комплексы уступили место более соответствующей интимности жилища плотно-низкой (в 2-4 этажа) застройке, а свободная планировка застройки – регулярной с замкнутыми или полузамкнутыми дворовыми пространствами. Изменился внешний облик и силуэт застройки: плоские крыши сменились скатными, ленточные окна – замкнутыми, а скромная однотонная архитектура – многоцветной.
Рис. 86 Рис.87 Рис. 88 Архитектура конца ХХ – начала ХХI века – многостилевая. В современном зодчестве мирно сосуществует неомодернизм, неоэкпрессионизм, хай-тек, постмодернизм, декон и др. направления при явном количественном преобладании неомодернизма и регионализма. Так, объединение Берлина и образование нового политического центра Германии потребовало строительства большого количества новых административных зданий и различных дипломатических резиденций. Новые постройки, расположенные вдоль южной границы парка Тиргартен отличаются раскрепощенностью формообразования. Развитие национальных архитектурных традиций заметно в зданиях посольств. Скандинавских стран и Мексики (архитектор Ф.Серрано). В здании посольства Индии подчеркивается своеобразие природных материалов (принцип органичной архитектуры). Главной отличительной особенностью всех сооружений стало объединение их с окружающей средой – в этом заключается один из главных принципов современной архитектуры XXI века. В образности архитектуры конца века можно встретить решения, вдохновленные проектами русского авангарда, для осуществления которых, наконец, сложилась техническая база. Объемно – пространственное решение клуба им. Русакова в Москве арх. К. Мельникова «читается» в проекте «Идеального театра» П.Рудольфа. Стеклянные пирамиды во дворе Лувра в Париже арх. Й. Пея (1983-1993 гг.) напоминают пирамиду Дворца культуры арх. И. Леонидова (1930г.). Арка Дефанса – высотная вписанная в куб, и прорезанная прямоугольной аркой в здание (арх. И.О. фон Шпрекельсон и П. Андре 1984-1989 гг.), созвучна «горизонтальному небоскребу», Эль Лисицкого. К особенностям архитектуры XX века следует отнести её глобальность, быструю смену художественных направлений (и их волнообразный возраст через два – три десятилетия) и беспрецедентную массовость строительства.
Конец XX века ознаменован применением новых строительных конструктивных и облицовочных материалов «высоких технологий»: изобретением алюминиевых сплавов, полимеров, новых модификаций светопрозрачных материалов. На базе этих изобретений в XX веке интенсивно развивались новейшие формы несущих и ограждающих конструкций. Они позволили удовлетворить выдвинутые социальным развитием требования: создать экономически эффективные большепролётные и высотные несущие конструкции, лёгкие, разнообразные, мобильные ненесущие ограждающие – наружные и внутренние. Эти, представлявшиеся первоначально чисто техническими, достижения, на самом деле породили совершенно новые выразительные средства, которые в совокупности способствовали сложению новых архитектурных форм и образов, присущих исключительно зодчеству XX века.
Символичным стало воссоздание купола Рейхстага. Н.Фостер предложил разместить внутри открытой металлической конструкции купола огромную зеркальную воронку. Свет, отраженный зеркалами должен направляться в зал заседаний через стеклянный диск потолка (рис.88). Многогранные возможности современной строительной техники позволяют свободно относится к принципам тектоники: проектировать визуально атектонические сооружения, либо представлять тектонические элементы чисто символически (например, здания-шары в парке Ла Виллет). Практика современного строительства в Западной Европе расширила представление о применении стекла в качестве стеновой ограждающей конструкции. Так, в торговом центре Peek Kloppenburg в Берлине фасады имеют волнообразную поверхность стен. Несмотря на радикальное различие социальных условий и формаций возникшее художественное течение в считанные годы охватывает весь мир от Америки и Европы до Азии и Австралии и так же стремительно и глобально сменяется новым художественным направлением. Современные технические средства позволяют осуществлять «перестройку» языка архитектурных форм в очень быстром темпе.
3.10. История русской архитектуры Тема 3.10.1. Истоки русской архитектуры. История древнерусской архитектуры восходит к опыту строительства протославянских и славянских племен, обитавших на юго-западе, на северо-востоке и в центре Восточной Европы. На юге уже со времен трипольской культуры (III – II тыс. до н.э.) жилища строили преимущественно по деревянному каркасу, заполненному плетенкой и обмазанному глиной, а на севере и в центре территории – из глины. В числе оседлых народов славяне были известны уже во II веке. Укреплённые поселения славян обычно размещались на холмах, на крутых берегах рек. С распадом общин жилой дом большого рода сменился усадьбой с многочисленными хозяйственными приделами для одной семьи. Жилища большой семьи были связаны между собой крытыми переходами, образуя единую сложную группу зданий Примером раннеславянского поселения III – V в.в. на севере может служить поселение Березняки на верхней Волге (рис. 89).
Рис. 89. У славян существовало племенное язычество. Религиозными центрами были капища – святилища под открытым небом, позже над идолами стали возводить храмы-укрытия, украшенные резьбой и росписями. Жрецы выбирали место у священного дерева для кумирни. Погребальные сооружения были в виде рубленых деревянных склепов, поднятых для сохранности от диких животных на ²ножки² или спрятанных в толще насыпанных курганов. На Волге, Доне и Днепре тела умерших укладывали в бревенчатый сруб, по существу, в дом, который засыпали землей. Феодальное отношение у восточных славян начали складываться в VI -IX веках. Переход к феодализму совершился для подавляющей массы населения от первобытнообщинного строя, поскольку развитого рабовладения здесь практически не существовало. В это время появляется частная собственность, выделяется правящая верхушка. До IX веках единого государства на территории Восточной Европы не существовало. Объединение восточных славян в рамках единого государства способствовало развитию славянской культуры, ставшей общей колыбелью для великорусского, украинского и белорусского народов. Разобщению Руси способствовала старая языческая народная религия, остатки которой дошли даже до наших дней. Для объединения и укрепления страны князь Владимир I Красное солнышко решил ввести единую религию. В разные страны Запада и Востока князь направил послов для изучения существующих религий и выбора наиболее ²подходящей² веры для Руси. В Византии послам понравилось богатое церковное оформление храмов, парадность служб, жизнерадостное восприятие мира, свойственное и славянам, а также радушный прием. Поэтому в качестве государственной религии на Руси в 988 – 989 г.г. было избрали христианство. Христианство способствовало сближению с Византией, а через неё и западноевропейскими странами, в частности, с Францией (дочь Ярослава Мудрого – Анна стала королевой Франции). От византийской культуры было взято то, что перешло в Византию от жизнеутверждающей греческой античности, монументальное искусство (фреска, мозаика), письменность, а также приемы каменного строительства. Несмотря на то, что каменное зодчество было известно ещё до христианства, основной была деревянная архитектура, - сказывалось богатство Руси лесами. Основным типом строения был сруб. Постепенно приёмы пространственной композиции деревянного зодчества переходят в каменную архитектуру. Но наиболее развитых конструктивных и художественных форм деревянное зодчество Руси достигает в XV– XVII веках.
Архитектуру раннего периода развития Руси условно делят на два периода: Киевская Русь IX – XI века. Русь периода феодальной раздробленности XI – XV век.
Тема 3.10.2. Архитектура и искусство Киевской Руси X - XI в.в. Расцвет Киевского государства приходится на конец X – середину XI в. В это время из городищ возникают многочисленные города: Киев, Чернигов, Полоцк, Смоленск, Новгород. Русь называли Гардарикой - ²Страной городов². В XI в на Руси насчитывается около 270 городов. Центром древнерусского города являлся укрепленный детинец с торговой площадью и храмом. Жилую застройку составляли срубы, богатые усадьбы имели несколько срубов, объединённых в ансамбль. Деревянными были стены крепостей, башни, мостовые и даже трубы новгородского водопровода. При князе Владимире и его сыне Ярославе Мудром было начато массовое каменное строительство. Из Византии прибывали артели зодчих (в том числе и из Греции, вошедшей в состав Византии). Поэтому Византийскую религию часто называли греческой. Принято считать что каменная архитектура, как и христианская религия зародилась в Византии. Но есть и противники этой теории (Грабарь), которые считают, что на Руси было не подражательство, а была предпринята значительная переработка византийских традиций и античной культуры, сформировавшие совершенно своеобразное русское зодчество. Древнерусская архитектура X – XII в.в. свидетельствует о художественной и технической зрелости каменного зодчества, появившегося у восточных славян задолго до привлечения византийских мастеров, и о преемственности каменной архитектурой традиций деревянного зодчества. В русской архитектуре византийские приемы строительства и декоративное оформление зданий приобретают необычную сочность, в оформлении используются растительные элементы и т.д. На Севере Руси строительство велось из местного грубоколотого камня. Для массового кирпичного, или, как его называли на Руси, каменного строительства в Киеве было налажено производство плинфы. Ряды плинфы укладывались на толстые слои известково-цемяночного раствора. В ранних каменных строениях часто применялась «византийская» кладка, в которой несколько рядов плинфы перемежались рядами каменной кладки. С принятием христианства основным типом культового сооружения на Руси стал крестовокупольный храм. В IX – середине XI в.в. особое значение для политического, экономического и культурного развития древнерусского государства приобретают города Киев и Новгород. По легенде, Киев был заложен братьями Кием (отсюда и название города), Щеком и Хоривой. Крупнейший культурный, торговый и политический центр Руси - Киев сложился на месте трех небольших городищ. Здесь уже в X – XI веках были созданы замечательные образцы архитектуры. Одной из первых каменных церквей на Руси была Десятинная церковь в Киеве.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-12-17; просмотров: 2397; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.144.217 (0.021 с.) |