Архитектура конца XX -  начала XXI века. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Архитектура конца XX -  начала XXI века.



      

       Архитектуре конца XX – начала XXI века присущ ряд особенностей, которые являются прямым следствием тенденции развития зодчества предшествующих десятилетий. Они охватывают весь спектр архитектурной деятельности – градостроительство, типологию, эстетику.

       В градостроительстве развитие городов перешло с экстенсивного на интенсивное. Это привело к росту объёмов внутригородского строительства с масштабными работами по реконструкции исторической застройки. В ряде стран он приближается к 30-40% от общих объёмов. Увеличился объем индивидуального проектирования,  что приводит к уменьшению объема применения сборных железобетонных конструкций, которые вытесняются железобетонными монолитными или металлическими.

       Активно ликвидируются устаревшие промышленные предприятия, а на облагороженной, благоустроенной территории возводится современная, чаще всего гражданская застройка. Яркими примером  такой деятельности стала реконструкция расположенных в центре Лондона доков, которые за последнее столетие превратились в район трущоб и антисанитарии   К XXI веку Лондонские доки превратились   в престижный многофункциональный район с крупнейшими в городе офисами, торговыми и зрелищными предприятиями (с крупнейшим концертным залом – «Арена Лондона»), разнообразными жилыми зданиями, школами и пр.

       В целом для градостроительной деятельности конца века характерно существенное уменьшение объёма строительства промышленных объектов, крупных многоэтажных жилых комплексов и формирование деловых центров городов.. Комплексы «коммерческой архитектуры» размещают на участках близких к историческому ядру города, что заставляет очень корректно подходить к их проектированию.   Хорошо продуманным, не нарушающим гармонию исторической застройки стало продолжившееся с конца 1980-х г. создание нового делового района Парижа – Дефанс. Большим достоинством проекта Дефанса является его многофункциональность (офисы, жилье, гостиницы, торговля).

       К удачным компромиссным решениям делового центра при его расположении в историческом ядре города следует отнести реконструкцию Фридрихштрассе в Берлине. Эта сильно разрушенная во время войны одна из центральных и любимых берлинцами улиц была омертвлена в послевоенные десятилетия пересекавшей её Берлинской стеной. Правительство ГДР приступило к её реконструкции только на исходе 80-х гг., и завершено оно к концу 90-х гг. уже в объединенной Германии по новым проектам, к разработке которых были привлечены ведущие архитекторы и проектные фирмы ФРГ и других стран.

      Достаточно широко в градостроительной практике распространился приём контрастного сопоставления старого и нового в входе реконструкции самых значимых ансамблей исторических городов. К самым известным композициям относятся сооружения пяти стеклянных пирамид во дворе Лувра американским арх. И.М.Пеем (1983-1993 гг.). Неомодернисткая ратуша г. Ульма, (арх. Р.Майер, 1987 г.) почти в плотную примыкает к готическому собору XIV века, стеклянные цилиндры торгового центра Г.Холяйна  размещаются напротив собора Св. Стефана в Вене (XII-XV века),   Центр им. Помпиду сооружен рядом с готическим собором Св. Мартина в Париже.

       В типологии зданий в конце века главной задачей стало формирование многофункциональных зданий и сооружений - «архитектуры больших пространств».

       Основы «сверхзданий», заложенные в 1970-е гг.,   в виде крупных крытых атриумов зданий гостиниц и офисов, а  затем крупных многофункциональных зданий переросли в громадные сооружения типа «город входит в дом» со всеми его элементами: магазинами, кафе, кинозалами, залами для игр и т.п. Такие сооружения либо проектируют заново,  либо организуются при реконструкции городской застройки, встраиваясь в разрывы между существующими зданиями. Проектами предусматривается перекрытие внутренних дворов или переулков «шатрами»  (например, в г. Питерборо в Англии или во Франкфурте-на-Майне).

       Воплощением безграничных возможностей новейших строительных технологий стало строительство вблизи Потсдамер Платц крупнейшего культурного центра Sony(рис.86) Центральная часть комплекса расположилась под огромным вантово – тентовым покрытием (рис. 87).Чикагские архитекторы Х.Джан и Д.Марфи предложили организацию современного форума, сочетающего в себе преимущества крытого вентилируемого пространства.

 В конце века приобрел популярность еще один тип общественного здания -аква-парк. В отличие от ранее сложившегося чисто спортивного здания – крытого плавательного бассейна –аква-парк многофункционален: спорт, развлечения, игры, образование (изучение водной флоры и фауны в процессе игры и т.п.) Аква-парк активно строят как в крупнейших, так и в малых городах, например, аква-парк в Париже (на набережной Берси), и аква-парк в городе Ла Турет на берегу Ла-Манша.

В значительной степени пересмотру подвергались архитектура жилища. Грандиозные многоэтажные жилые комплексы уступили место более соответствующей интимности жилища плотно-низкой (в 2-4 этажа) застройке, а свободная планировка застройки – регулярной с замкнутыми или полузамкнутыми дворовыми пространствами. Изменился внешний облик и силуэт застройки: плоские крыши сменились скатными, ленточные окна – замкнутыми, а скромная однотонная архитектура – многоцветной.

 

 

Рис. 86                                                    Рис.87                                               Рис. 88

Архитектура конца ХХ – начала ХХI века – многостилевая.       В современном зодчестве мирно сосуществует неомодернизм, неоэкпрессионизм, хай-тек, постмодернизм, декон и др. направления при явном количественном преобладании неомодернизма и регионализма.

Так, объединение Берлина и образование нового политического центра Германии потребовало строительства большого количества новых административных зданий и различных дипломатических резиденций. Новые постройки, расположенные вдоль южной границы парка Тиргартен отличаются раскрепощенностью формообразования. Развитие национальных архитектурных традиций заметно в зданиях посольств. Скандинавских стран и Мексики (архитектор Ф.Серрано). В здании посольства Индии подчеркивается своеобразие природных материалов (принцип органичной архитектуры). Главной отличительной особенностью всех сооружений стало объединение их с окружающей средой – в этом заключается один из главных принципов современной архитектуры XXI века.

        В образности архитектуры конца века можно встретить решения, вдохновленные проектами русского авангарда, для осуществления которых, наконец, сложилась техническая база. Объемно – пространственное решение клуба им. Русакова в Москве арх. К. Мельникова «читается» в проекте «Идеального театра» П.Рудольфа. Стеклянные пирамиды во дворе Лувра в Париже арх. Й. Пея (1983-1993 гг.) напоминают пирамиду Дворца культуры арх. И. Леонидова (1930г.).  Арка Дефанса – высотная вписанная в куб, и прорезанная прямоугольной аркой в здание (арх. И.О. фон Шпрекельсон и П. Андре 1984-1989 гг.),  созвучна «горизонтальному небоскребу», Эль Лисицкого.

 К особенностям архитектуры XX века следует отнести её глобальность, быструю смену художественных направлений (и их волнообразный возраст через два – три десятилетия) и беспрецедентную массовость строительства.

 

Конец XX века ознаменован применением новых строительных конструктивных и облицовочных материалов «высоких технологий»: изобретением алюминиевых сплавов, полимеров, новых модификаций светопрозрачных материалов. На базе этих изобретений в XX веке интенсивно развивались новейшие формы несущих и ограждающих конструкций. Они позволили удовлетворить выдвинутые социальным развитием требования: создать экономически эффективные большепролётные и высотные несущие конструкции, лёгкие, разнообразные, мобильные ненесущие ограждающие – наружные и внутренние. Эти, представлявшиеся первоначально чисто техническими, достижения, на самом деле породили совершенно новые выразительные средства, которые в совокупности способствовали сложению новых архитектурных форм и образов, присущих исключительно зодчеству XX века.

Символичным стало воссоздание купола Рейхстага. Н.Фостер предложил разместить внутри открытой металлической конструкции купола огромную зеркальную воронку. Свет, отраженный зеркалами должен направляться в зал заседаний через стеклянный диск потолка (рис.88).

Многогранные возможности современной строительной техники позволяют свободно относится к принципам тектоники: проектировать визуально атектонические сооружения, либо представлять тектонические элементы чисто символически (например, здания-шары в парке Ла Виллет). Практика современного строительства в Западной Европе расширила представление о применении стекла в качестве стеновой ограждающей конструкции. Так, в торговом центре Peek Kloppenburg в Берлине фасады имеют волнообразную поверхность стен.

       Несмотря на радикальное различие социальных условий и формаций возникшее художественное течение в считанные годы охватывает весь мир от Америки и Европы до Азии и Австралии и так же стремительно и глобально сменяется новым художественным направлением. Современные технические средства позволяют осуществлять «перестройку» языка архитектурных форм в очень быстром темпе.

           

3.10. История русской архитектуры

                          Тема 3.10.1. Истоки русской архитектуры.

 История древнерусской архитектуры восходит к опыту строительства протославянских и славянских племен, обитавших на юго-западе, на северо-востоке и в центре Восточной Европы. На юге уже со времен трипольской культуры (III – II тыс. до н.э.) жилища строили преимущественно по деревянному каркасу, заполненному плетенкой и обмазанному глиной, а на севере и в центре территории – из глины.

         В числе оседлых народов славяне были известны уже во II веке. Укреплённые поселения славян обычно размещались на холмах, на крутых берегах рек. С распадом общин жилой дом большого рода сменился усадьбой с многочисленными хозяйственными приделами для одной семьи. Жилища большой семьи были связаны между собой крытыми переходами, образуя единую сложную группу зданий Примером раннеславянского поселения  III – V в.в. на севере может служить поселение Березняки на верхней Волге (рис. 89).

Рис. 89.

У славян существовало племенное язычество. Религиозными центрами были капища – святилища под открытым небом, позже над идолами стали возводить храмы-укрытия, украшенные резьбой и росписями. Жрецы выбирали место у священного дерева для кумирни.

Погребальные сооружения были в виде рубленых деревянных склепов, поднятых для сохранности от диких животных на ²ножки² или спрятанных в толще насыпанных курганов. На Волге, Доне и Днепре тела умерших укладывали в бревенчатый сруб, по существу, в дом, который засыпали землей.

Феодальное отношение у восточных славян начали складываться в VI -IX веках. Переход к феодализму совершился для подавляющей массы населения от первобытнообщинного строя, поскольку развитого рабовладения здесь практически не существовало. В это время появляется частная собственность, выделяется правящая верхушка. До IX веках единого государства на территории Восточной Европы не существовало.

       Объединение восточных славян в рамках единого государства способствовало развитию славянской культуры, ставшей общей колыбелью для великорусского, украинского и белорусского народов.

       Разобщению Руси способствовала старая языческая народная религия, остатки которой дошли даже до наших дней. Для объединения и укрепления страны князь Владимир I Красное солнышко решил ввести единую религию. В разные страны Запада и Востока князь направил послов для изучения существующих религий и выбора наиболее ²подходящей² веры для Руси. В Византии  послам понравилось богатое церковное оформление храмов, парадность служб, жизнерадостное восприятие мира, свойственное и славянам, а также радушный прием. Поэтому в качестве государственной религии на Руси в 988 – 989 г.г. было избрали христианство. Христианство способствовало сближению с Византией, а через неё и западноевропейскими странами,  в частности, с Францией (дочь Ярослава Мудрого – Анна стала королевой Франции). От византийской культуры было взято то, что перешло в Византию от жизнеутверждающей греческой античности, монументальное искусство (фреска, мозаика), письменность, а также приемы каменного строительства.        

         Несмотря на то, что каменное зодчество было известно ещё до христианства, основной была деревянная архитектура, -  сказывалось богатство Руси лесами. Основным типом строения был сруб. Постепенно приёмы пространственной композиции деревянного зодчества переходят в каменную архитектуру. Но наиболее развитых конструктивных и художественных форм деревянное зодчество Руси достигает в XV– XVII веках.

Архитектуру раннего периода развития Руси условно делят на два периода:                                   

           Киевская Русь                                                     IX – XI века.

           Русь периода феодальной раздробленности     XI – XV век.

 

       Тема 3.10.2. Архитектура и искусство Киевской Руси X  - XI в.в.

Расцвет Киевского государства приходится на конец X – середину XI в. В это время из городищ возникают многочисленные города: Киев, Чернигов, Полоцк, Смоленск, Новгород. Русь называли Гардарикой - ²Страной городов². В XI в на Руси насчитывается около 270 городов. Центром древнерусского города являлся укрепленный   детинец с торговой площадью и храмом. Жилую застройку составляли срубы, богатые усадьбы имели несколько срубов, объединённых в ансамбль. Деревянными были стены крепостей, башни, мостовые и даже трубы новгородского водопровода.

При князе Владимире и его сыне Ярославе Мудром было начато массовое каменное строительство. Из Византии прибывали артели зодчих (в том числе и из Греции, вошедшей в состав Византии). Поэтому Византийскую религию часто называли греческой.

Принято считать что каменная архитектура, как и христианская религия зародилась в Византии. Но есть и противники этой теории (Грабарь), которые считают, что на Руси было не подражательство, а была предпринята значительная переработка византийских традиций и античной культуры, сформировавшие совершенно своеобразное русское зодчество. Древнерусская архитектура X – XII в.в. свидетельствует о художественной и технической зрелости каменного зодчества, появившегося у восточных славян задолго до привлечения византийских мастеров, и о преемственности каменной архитектурой традиций деревянного зодчества.

В русской архитектуре византийские приемы строительства и декоративное оформление зданий приобретают необычную сочность, в оформлении используются растительные элементы и т.д.

На Севере  Руси строительство велось из местного грубоколотого камня. Для массового кирпичного, или, как его называли на Руси, каменного строительства в Киеве было налажено производство плинфы. Ряды плинфы укладывались на толстые слои известково-цемяночного раствора. В ранних каменных строениях часто применялась «византийская» кладка, в которой несколько рядов плинфы перемежались рядами каменной кладки.

С принятием христианства основным типом культового сооружения на Руси стал крестовокупольный храм.

В IX – середине XI в.в. особое значение для политического, экономического и культурного развития древнерусского государства приобретают города Киев и Новгород.

По легенде, Киев был заложен братьями Кием (отсюда и название города), Щеком и Хоривой. Крупнейший культурный, торговый и политический центр Руси - Киев сложился на месте трех небольших городищ. Здесь уже в X – XI веках были созданы замечательные образцы архитектуры.

Одной из первых каменных церквей на Руси была Десятинная церковь в Киеве.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-17; просмотров: 2397; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.144.217 (0.021 с.)