I . Царствование Михаила Романова. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

I . Царствование Михаила Романова.



Россия в XVII веке.

План

I. Царствование Михаила Романова.

II. Царствование Алексея Михайловича.

III. Воссоединение Украины с Россией.

IV. Раскол.

V. Народные восстания в XVII веке.

VI. Восстание под предводительством Степана Разина.

VII. Внешняя политика России. Дальнейшая колонизация Сибири и Дальнего Востока.

VIII. Наследники Алексея Тишайшего.

I. Царствование Михаила Романова.

Центральное управление. Последствия Смуты для страны были страшными. Повсюду лежали сожженные, опустевшие города и села. Для восстановления нормальной жизни Россия нуждалась в порядке, который связывали с упрочением центральной власти, прежде всего власти царя. В представлении россиян того времени собственно царь все и решал.

Выросший в опале, под большим влиянием матери, женщины самовластной, Михаил нуждался в постоянной опеке. Вернувшийся из польского плена отец царя Филарет стал патриархом всея Руси и соправителем сына. Официальные бумаги того времени сообщали: «Каков он, государь, таков же и отец его государев: их государское величество нераздельно».

С XV в. московские монархи управляли страной с помощью Боярской думы. Законодательные права Думы закрепил Судебник 1550 г. В царствование Михаила роль боярства и Боярской думы не снизилась.

Другим высшим органом власти был Земский собор. Ни прежде, ни потом Соборы не собирали так часто, как в царствование Михаила. С 1613 по 1645 г. было созвано 10 Земских соборов. Причем часто Соборы решали текущие дела, которые ранее разбирала Дума: об отражении неприятеля, о сборе налогов, о принятии «под руку Москвы» городов и т. д.

Видную роль на Соборах играли представители служилых людей, городов и сельских общин. Но было бы ошибкой переоценивать степень пробуждения политического сознания русских людей. Активная деятельность Земских соборов 1613-1645 гг. была вызвана другими причинами. Своими корнями она уходила в особенности политической жизни Смутного времени, когда центральная власть заметно ослабла.

Хроника фактов:

СМОЛЕНСКАЯ ВОЙНА

Международное положение России после Смуты было нелегким. Страна отстояла свою независимость, но потеря выхода к Балтийскому морю (Столбовский мир), а также Смоленской и Северской земель (Деулинское перемирие) уронила ее авторитет. «У всех окрестных государей мы в позор и укоризну стали», – писали современники.

В 1621 г. Михаил Федорович собрал Земский собор и поставил вопрос о возможности похода на Смоленск. Но казна была пуста, Крым угрожал России с юга, не имелось в достаточном числе ратников, пушек и продовольствия. Поэтому Собор отсоветовал начинать войну.

В 1632 г. умер Сигизмунд III и королем Речи Посполитой стал его сын Владислав IV. Он выдвинул претензии на шведский престол. Отношения Речи Посполитой со Швецией обострились. В самой Польше усилились противоречия между католиками и православными. В Москве решили, что настал благоприятный момент для войны за возвращение потерянных по Деулинскому перемирию земель.

Для отвоевания Смоленска решено было послать отряды служилых иноземцев и дворянское ополчение. Возглавил рать герой смоленской обороны 1609-1611 гг. воевода Михаил Борисович Шеин. Пробыв в плену семь лет, он в 1619 г. вернулся в Россию, стал доверенным лицом патриарха Филарета Романова.

В декабре 1632 г. русские осадили Смоленск. Зимние холода препятствовали успешному ведению осадных работ: невозможно было хорошо подвести подкопы под стены. К тому же поляки сильно укрепили смоленскую крепость и храбро бились за нее. Вскоре русские под Смоленском стали испытывать недостаток продовольствия, фуража, пороха, свинца.

Печать царя Михаила Романова

Ожидаемого восстания православного населения Речи Посполитой не произошло. Владислав IV смягчил религиозную рознь, издав в 1633 г. «Статьи для успокоения русского народа». «Статьи» узаконили существование православной церкви в Речи Посполитой. Дипломатия Владислава подтолкнула Крым к вторжению в южные пределы России. Дворяне, чьи поместья оказались под угрозой татарского разорения, самовольно покидали лагерь под Смоленском. Видя это, служилые иноземцы стали перебегать к неприятелю.

В итоге, когда Владислав IV прибыл на выручку осажденным, русские были легко разбиты и капитулировали, потеряв все пушки, обоз и знамена. Капитуляция стоила Шеину головы. Его казнили как изменника.

Окрыленный успехом, Владислав двинулся отвоевывать московский трон, но в глубь России пробиться не смог.

В 1634 г. на реке Поляновке Россия и Речь Посполитая заключили мир на 20 лет. Поляновский мир оставлял за Речью Посполитой Смоленщину и Северщину, но Владислав отказался от претензий на русскую корону.

1632-1634 Смоленская война.

АЗОВСКОЕ СИДЕНИЕ»

Тем временем на Юге России набирало силу донское казачество.

В 1637 г. казаки на свой страх и риск штурмовали турецкую крепость Азов, которая закрывала устье Дона. Казаки засели в Азове и обратились к царю с просьбой принять его под московскую руку.

В 1640 г. турецкий султан послал к Азову войска, но казаки удержали крепость.

В Москве в 1642 г. собрался Земский собор. Но правительство не решилось на присоединение Азова, поскольку это означало бы войну с Турцией. Казаки, получив печальную для них весть, разрушили крепость и покинули город.

1637-1642 «Азовское сидение»

ОСВОЕНИЕ СИБИРСКИХ ЗЕМЕЛЬ

В XVI в. русские люди завоевали Западную Сибирь, а к середине XVII в. покорили значительную часть Восточной Сибири. Гигантское пространство от Енисея до Охотского моря было «пройдено» казаками-охотчиками за 20 лет.

Покорение земель между Обью и Енисеем. Из междуречья Оби и Енисея русские землепроходцы двинулись на юго-восток в Прибайкалье, к Амуру и южным дальневосточным землям, а также на восток и северо-восток в бассейн реки Лены – в Якутию, на Чукотку и Камчатку.

Между Обью, Енисеем и Нижней Тунгуской в те времена обитали ненцы, которых русские называли самоедами, ханты (остяки), манси (вогулы) и эвенки (тунгусы).

Основным занятием ненцев было оленеводство. Кроме того, они охотились на лосей, диких оленей, медведей, ловили рыбу. Русских ненцы встретили вполне дружелюбно. Видя крайнюю бедность этого народа, сибирские власти не обложили самоедов данью, хотя время от времени требовали ясак, размер которого не был определен (принесут, «чего сами захотят»). У русских ненцы заимствовали металлические предметы, приемы обработки дерева. Велась меновая торговля.

Ханты, или остяки, жили по нижнему течению Оби. Они ловили рыбу, охотились на водяных птиц, разводили оленей.

Рядом с хантами обитали манси, или вогулы, – тоже первобытный народ. Они собирали мед диких пчел, били пушного зверя, лосей. Кроме того, у сибирских татар, а потом и у русских они переняли навыки земледелия и скотоводства, научились строить деревянные избы.

Роды у хантов и манси объединялись в племена. Русские называли эти племенные объединения княжествами и использовали их для организованного сбора ясака, который взимался в основном мехами.

За Енисеем, по обоим берегам Нижней Тунгуски, в верховьях Лены жили эвенки (тунгусы). Они кормились охотой и рыбной ловлей. Побочным занятием было оленеводство. Зимой тунгусы жили в полуземлянках, летом – в чумах. Одежда, обувь, шапки, одеяла, покрытия чумов – все изготавливалось из кож и мехов. Подобно хантам и манси, эвенки выплачивали России дань.

Покорение земель на Лене. В 30-е гг. XVII в. русские начали обосновываться на берегах Лены. Иван Реб-ров с казаками и служилыми людьми в 1633 г. спустился вниз по Лене от Якутска до моря, проплыл морем немного на восток и вышел к устью реки Яны. Через четыре года Ребров повторил свое путешествие, но двинулся теперь морским побережьем дальше. В итоге охотники «нашли» Индигирку. Вскоре в здешних краях появились три российские крепостицы – Верхоянск, Нижнеколымский и Верхнеколымский остроги.

Современник Реброва Иван Москвин в 1639 г. прошел от Якутска до Охотского моря.

А пока первопроходцы открывали для России неизведанные земли на восток и северо-восток от Лены, на самой Лене в земле якутов обосновывались русские промышленники.

В городках занимались земледелием, ремеслом и держали скот. Но без подвоза продовольствия, пороха и т. п. из России русские поселенцы Западной и Восточной Сибири не прожили бы долго. Кроме того, для подчинения Якутии нужна была сила. Якутские племена переживали период военной демократии. Вожди – тойоны -водили свои дружины в набеги на соседей, обращая пленных в рабство и облагая данью завоеванные народы, воевали друг с другом. Русские казаки, основавшие Якутск, стали новыми хозяевами края, утвердив свою власть с помощью пищалей и пушек. С 1632 г. Якутия стала платить России ясак.

Вхождение Бурятии в состав России. На юг от тунгусов и якутов жили буряты. Первые русские охотчики, посетившие бурятское Прибайкалье, отмечали, что племенами управляют «князья» (вожди) и что племена эти богаты: «и коней, и коров, и овец, и верблюдов бесчисленно». Кочевые скотоводы, буряты как подсобное занятие знали земледелие. Они выращивали быстро созревающие культуры – ячмень, гречиху, просо. Как и все сибирские народы, буряты были отменными охотниками и рыболовами.

Бурят тревожили разорительные набеги монголов и маньчжуров. В 1646 г. один из авторитетнейших бурятских предводителей, Турухай Табун, обратился за помощью к русским. В Москву была послана группа челобитчиков для вручения царю клятвенной грамоты о принятии русского подданства. Остальные бурятские племена мирно вошли в состав России в начале 50-х гг. XVII в.

Главным городом Прибайкалья, куда свозился бурятский ясак, стал построенный в 1652 г. Иркутск. «Столицей» же всех российских владений в Западной и Восточной Сибири оставался Тобольск.

Вопросы и задания

1. Каково было внутреннее и международное положение России после Смуты?

2. Расскажите об окончании иностранной интервенции.

3. Расскажите о внутреннем управлении Россией в первой половине XVII в. Какие изменения произошли по сравнению с временем царствования Ивана Грозного?

4. 4*. Отвечали ли эти изменения интересам страны?

5. Какие внешнеполитические задачи стояли перед Россией после Смуты?

6. Почему Россия начала Смоленскую войну? Готовилась ли она к ней?

7. Как завершилась Смоленская война? Почему именно так?

8. Вспомните, как жили донские казаки. Каковы были их отношения с московскими властями? Расскажите об «азовском сидении».

9. Как шло освоение сибирских земель первопроходцами и переселенцами? Какое значение оно имело для России? А для коренного населения Сибири?

АЛЕКСЕЙ ТИШАЙШИЙ

Михаил Федорович Романов умер в июне 1645 г. Вопрос о престолонаследии должен был решать Земский собор, ведь в 1613 г. выбирали на царство не династию Романовых, а персонально Михаила. По старомосковской традиции корону получил сын почившего царя Алексей, которому было в то время 16 лет. Земский собор «обрал» его на царство. В отличие от отца Алексей не брал на себя никаких письменных обязательств перед боярами, и формально ничто не ограничивало его власть.

Григорий Котошихин называл Алексея «гораздо тихим», а иностранец Августин Майерберг удивлялся, что царь, «обладавший беспредельной властью над народом, привыкшим к полному рабству, не посягнул ни на чью честь и имущество».

Дело, конечно, было не только в уравновешенном характере Алексея Тишайшего. К середине XVII в. централизация Русского государства заметно усилилась. После потрясений Смутного времени центральная и местная власти уже восстановились, и экстремальные меры для управления страной не требовались.

Внутренняя политика Алексея Михайловича отражала двойственный характер его правления. «Тишайший» царь хотел соблюсти обычаи старомосковской Руси. Но, видя успехи западноевропейских стран, он одновременно стремился перенять их достижения. Россия балансировала между отеческой стариной и европейскими новшествами. В отличие от своего сына – Петра I – Алексей не проводил реформ, которые ломали бы «московское благочестие» во имя европеизации. Потомки и историки по-разному оценивали это: одни негодовали на «слабого Алексея», другие видели в том «истинную мудрость правителя».

Алексей Михайлович. Миниатюра из «Титулярника». 1672 г.

1645-1676 Царствование Алексея Михайловича

 

Царь Алексей правил, спрашивая совета у людей, которым доверял. Он всячески поощрял реформаторов, таких как А. Л. Ордин-Нащокин,?.?. Ртищев, патриарх Никон, А. С. Матвеев и др.

В первые годы царствования Алексея особенным влиянием пользовался воспитатель царя Борис Иванович Морозов. Человек властный и умный, Морозов содействовал проникновению европейских достижений в Россию, всячески поощрял печатание переводов европейских книг, приглашал иноземных врачей и мастеров на московскую службу, любил театральные зрелища, которые показывали «немецкие» актеры. Не без его участия была начата реорганизация русского войска. Дворянскую конницу и народное ополчение постепенно заменяли полками «нового строя» – регулярной армией, обученной и оснащенной на европейский манер.

 

СОЛЯНОЙ БУНТ

Однако правление «по совету» Морозова оказалось не таким уж и удачным. Для государственных нужд и содержания войска, особенно боеспособных полков нового строя, нужны были средства. Казне их хронически не хватало.

Указом от 7 февраля 1646 г. был введен высокий налог на соль. А соль была тем продуктом, отказаться от которого люди XVII в. никак не могли. Заготовить еду впрок без соли не представлялось возможным. В 1646-1648 гг. цены на соль выросли в 3-4 раза. Народ начал голодать, в то время как тысячи пудов дешевой рыбы сгнили на Волге: рыбопромышленники из-за дороговизны соли не смогли ее засолить. Все были недовольны. Дорогой соли было продано меньше прежнего, и казна понесла значительные убытки. В конце 1647 г. соляной налог отменили, но было уже поздно…

 

Солдаты из полков «нового строя». Гравюра. XVII в.

 

Соляной бунт 1648 г. Художник Э. Э. Лисснер

 

3 июня 1648 г. в Москве разразился Соляной бунт. Народ штурмовал ворота Кремля, разграбил двор Морозова, а самого его потребовал на расправу. Были убиты судья Земского приказа Леонтий Плещеев и думный дьяк Назарий Чистой. Чистой, как говорили, и предложил ввести соляной налог. Убивая несчастного дьяка, толпа ревела: «Вот тебе, изменник, за соль!» Царь поспешил сослать Морозова в Кириллов монастырь. Окольничий П. Т. Траханиотов был казнен. Народное волнение после этого стихло. Морозова вернули ко двору. Он пользовался расположением Алексея, но прежнего влияния на государственные дела уже не имел.

Московский Соляной бунт отозвался городскими восстаниями 1648-1650 гг. в Сольвычегодске, Устюге Великом, Новгороде, Пскове. Везде негодовали на «сильных людей» и на самого царя, который был обвинен молвой в попустительстве злоупотреблениям.

 

1648 Соляной бунт

 

СОБОРНОЕ УЛОЖЕНИЕ

16 июля 1648 г. была создана комиссия из пяти бояр для составления нового сборника законов. К обсуждению проекта Уложения было решено привлечь земских представителей. К 1 сентября 1648 г. в столицу были вызваны выборные от «всех людей» Московского государства для обсуждения и утверждения Уложения законов.

В ходе работы Земского собора 1648-1649 гг. первоначальный проект был значительно изменен с учетом челобитных, которые привезли с собой выборные. Потом зачитали окончательный текст Уложения, и все участники Собора поставили под ним свои подписи.

 

1649 Соборное уложение

 

Соборное уложение трактовало царскую власть как власть помазанника Божьего. Впервые было введено понятие «государственное преступление». Таковым объявлялись все деяния, направленные против царя и его семьи, критика правительства. Каждый россиянин, узнав о злоумышлениях против царя, обязан был донести. Для этого достаточно было крикнуть на улице: «Государево слово и дело!» Власти немедленно начинали следствие. За государственное преступление полагалась смертная казнь. Столь же строго каралась и кража государева добра.

В Уложении предусматривалось наказание и за преступления против церкви и патриарха. «Если кто-либо, – говорилось в Уложении, – начнет в церкви произносить непристойные речи священнику, того подвергнуть торговой казни (высечь на торгу)». За «хулу на Бога и крест» полагалось сожжение.

Многие статьи регулировали отношения населения и местных властей. Неповиновение властям каралось, но также назначались наказания для воевод и прочих чиновников за вымогательства, взятки и прочие злоупотребления.

С начала XVII в. дворяне требовали введения бессрочного сыска беглых крестьян. Боясь запустения центральных уездов и ослабления войска, Михаил Романов пошел навстречу дворянским челобитным. В 1637 г. срок сыска увеличили с пяти до девяти лет. В 1641 г. «урочные лета» были продлены до 10 лет для поиска бежавших крестьян и до 15 лет для поиска крестьян, вывезенных другими помещиками. Уложение 1649 г. разрешило владельцам искать крестьян «вечно», без срока и возвращать их в поместья. Был сделан последний шаг – крепостное право стало полным. Правда, еще действовал обычай «с Дону выдачи нет». Можно было скрыться в Сибири, откуда ни правительство, ни хозяева не имели возможности вернуть беглеца.

Московское восстание 1648 г. и ряд других городских мятежей заставили прислушаться к голосу посада. «Черный» посад негодовал на «беломестцев» – жителей слобод, принадлежавших монастырям и частным лицам. Они занимались ремеслом и торговлей, но податей государству не платили.

Печати Алексея Михайловича

 

Уложение включило всех «беломестцев» в «черный» посад, обложило тяглом, а частным лицам и монастырям впредь было запрещено иметь в городе посадские дворы и лавки.

Борясь с бегством горожан, Уложение навеки прикрепило их к посаду. Закон 1658 г. за бегство из посада требовал смертной казни.

Интересы богатых горожан – торговых людей, гостей (купцов) – Уложение защищало тем, что были объявлены суровые наказания за посягательство на их добро, честь и жизнь.

 

ИЗМЕНЕНИЯ В ОРГАНАХ ВЛАСТИ

Монархия Алексея Михайловича по-прежнему являлась сословно-представительной, но самодержавная власть царя усилилась. После Собора 1653 г., решившего вопрос о воссоединении с Украиной, Земские соборы не собирались до конца царствования Алексея. Сложившаяся еще при последних Рюриковичах система органов власти с приказами и Боярской думой осталась непоколебима. Но в ней произошли частичные изменения, способствовавшие большей централизации и созданию сложного государственно-административного аппарата с огромным числом чиновников – приказных дьяков, подьячих.

Из состава Боярской думы выделились Ближняя дума и Расправная палата, решавшая текущие судебные и административные дела.

Число приказов увеличилось. Сферы деятельности приказов по-прежнему часто пересекались. Неудобства запутанного приказного управления были очевидны, избежать их царь Алексей пытался, объединяя однородные приказы в обширные ведомства, которые подчинялись одному лицу.

Не желая полностью зависеть от Боярской думы и руководства приказов, Алексей Михайлович создал своего рода личную канцелярию – Приказ тайных дел. Этот приказ стоял выше всех остальных, так как мог вмешиваться в дела всех государственных учреждений. Котошихин писал, что Тайный приказ царь создал, «чтобы его царская мысль и дела исполнялися по его хотению, а бояре и думные люди о том ничего не ведали».

Местничество постепенно отходило в прошлое. Все чаще на важные государственные посты назначали «худородных людей».

 

Вопросы и задания

1. Чем воспитание и обучение Алексея Михайловича отличалось от воспитания его отца и царевичей XVI в.?

2.  Сравните действия центральной власти во второй половине XVII в. с методами управления Ивана Грозного. Чем объясняются различия между ними?

3. Подумайте, что называют причинами какого-то события, а что – поводом?

4. В чем вы видите причины Соляного бунта в Москве? Что явилось поводом к этому выступлению?

5. Как вы думаете, есть ли связь между Соляным бунтом и другими народными волнениями и Соборным уложением 1649 г.?

6. Расскажите о Соборном уложении 1649 г. Какие статьи Уложения имели наибольшее значение для судеб России? Свой ответ обоснуйте.

7. Кому – боярам или рядовым служилым людям – было более выгодно окончательное закрепощение крестьян? Почему?

8. В тетради по истории напишите названия указов XV-XVII вв., которые вели к постепенному закрепощению крестьян.

9. Как изменилась система управления при Алексее Михайловиче?

 

ПЕРЕЯСЛАВСКАЯ РАДА

В борьбе с Речью Посполитой Украине нужен был союзник. С 1648 г. Хмельницкий призывал Алексея Михайловича пойти войной на Речь Посполитую. В Москве понимали, что более удобного случая для возвращения Смоленщины и Северщины и попытки присоединить Украину и Белоруссию может не представиться. Но боялись повторения позора Смоленской войны, поэтому до 1653 г. ограничивались открытием границ для беженцев, отменой пошлин на вывозимые из России на Украину хлеб, порох, оружие и другие товары, не препятствовали участию в войне с поляками донских казаков.

Но этого было мало. Наконец, Земский собор, рассматривавший 1 октября 1653 г. просьбу гетмана Хмельницкого о принятии Украины в подданство России, высказался «за». А 8 января 1654 г. в Переяславе собрались на Раду украинские шляхтичи, казаки, горожане, купцы, православные священники и монахи, крестьяне близлежащих сел. Рада приняла решение о воссоединении Левобережной Украины с Россией.

1654 Переяславская Рада. Воссоединение Украины с Россией.

 

 

Подданство Малороссии. Художник А. Д. Кившенко

 

Все это означало войну России в союзе с Хмельницким с Речью Посполитой, и Россия решилась на эту войну.

 

IV. Раскол

НАКАНУНЕ РЕФОРМ

С воцарением Бориса Годунова начались в России нововведения, необходимые, но непривычные для россиян, боявшихся всего иностранного. При Михаиле и Алексее Романовых иноземные новшества стали проникать во все сферы жизни: из шведского металла лили клинки, голландцы устраивали железоделательные заводы, бравые солдаты-немцы маршировали у Кремля, офицер-шотландец учил русских новобранцев европейскому строю, фряги разыгрывали спектакли. Но затронута ли была русская душа этими новшествами? Нет, в большинстве своем русские люди остались такими же ревнителями московской старины, веры и благочестия, какими были их прадеды. Причем это были ревнители весьма самоуверенные: «Ветхий Рим пал от ересей, второй Рим захватили безбожные турки, Русь – третий Рим, который один остался хранителем истинной Христовой веры!» В 1648 г. перед свадьбой царя тревожились: Алексея «выучили по-немецки», и теперь он заставит бороду брить по-немецки, погонит молиться в немецкую кирху. Конец благочестию и старине.

 

Патриарх Никон. Миниатюра из «Титулярника». 1672 г.

И вот в такое время «собинный друг» Алексея Михайловича Никон, ставший в 1652 г. патриархом, задумал осуществить церковные реформы. Будучи твердо убежден в том, что Русская церковь является частью Вселенской православной церкви, он решил устранить имевшиеся между ними расхождения в богослужении. Как писал В. О. Ключевский, «если государству понадобился мастер-немец, то Церковь почувствовала нужду в учителе-греке или киевлянине».

За время существования христианства на Руси в богослужебные книги при переписке вкралось много неточностей и ошибок. Побывавший в Москве в 1649 г. иерусалимский патриарх Паисий указывал царю Алексею Михайловичу на «новшества» в обрядах Русской церкви, что по понятиям того времени означало обвинение в ереси (не случайно русские богослужебные книги, в которых описывались эти обряды, были сожжены монахами греческого монастыря на Афоне).

Попытки устранить ошибки предпринимались еще со времен Стоглавого собора, но именно при Никоне исправление богослужебных текстов вышло за рамки внутрицерковного дела. Дело в том, что Никон пошел дальше своих предшественников и занялся исправлением не только книг, но и обрядов. А это затрагивало уже все слои общества.

Что же это были за обряды? Россияне, например, писали «Исус», а не «Иисус». Служили литургию на семи, а не на пяти, как греки, просфорах. Крестились двумя перстами, олицетворявшими Бога Отца и Бога Сына, а все прочие восточные христиане осеняли себя крестом тремя перстами («щепотью»), олицетворявшими Бога Отца, Бога Сына и Святого Духа. Эти и другие «неправильности» в обрядах Русской церкви Никон и взялся искоренять с присущей ему прямолинейностью, приняв за образец греческие богослужебные книги.

Часы Спасской башни. Рисунок А. Мейерберга. 1662 г.

 

РЕФОРМЫ НИКОНА

В 1653 г. Никон разослал указ, велевший креститься «щепотью», а также уточнявший, сколько земных поклонов надо класть перед чтением знаменитой молитвы св. Ефрема Сирина. Потом патриарх обрушился на иконописцев, начавших использовать западноевропейские приемы живописи.

По примеру восточного духовенства в церквах начали читать проповеди собственного сочинения. Здесь тон задавал сам патриарх.

Русские рукописные и печатные богослужебные книги велели везти на просмотр в Москву. Если там находили расхождения с греческими, то книги уничтожали, взамен печатали и рассылали новые. Церковный собор 1654 г. с участием царя и Боярской думы одобрил исправление книг по греческим образцам. Стали искоренять двуперстие и многие другие привычные обряды. И хотя все изменения были чисто внешними и не затрагивали православного вероучения, они воспринимались как посягательство на саму веру, ибо нарушали традиции.

А Никон неистовствовал. В 1654 г. в отсутствие царя, бывшего в польском походе, люди патриарха насильно вламывались в дома московских жителей – посадских, купцов, дворян и даже бояр. Они забирали из «красных углов» иконы «еретического письма», выкалывали образам глаза и носили изуродованные лики по улицам, читая указ, который грозил отлучением от церкви всем, кто пишет и хранит подобные иконы. «Неисправные» иконы уничтожали.

 

1653 Начало раскола

 

Патриарх Никон предлагает новые богослужебные книги. Художник А. Д. Кившенко

 

СТАРООБРЯДЧЕСТВО

Никон боролся с новшествами, но именно его реформы часть московского народа восприняла как новшества, посягавшие на веру. Церковь раскололась на никонианцев (церковная иерархия и большая часть верующих, привыкших подчиняться) и старообрядцев.

Приверженцы старой веры – старообрядцы – спасали и прятали «неправильные» богослужебные книги. Светские и духовные власти преследовали их. От гонений ревнители старой веры бежали в леса, объединялись в общины, основывали в глуши скиты. Не признавший никонианства Соловецкий монастырь сидел в осаде с 1668 по 1676 г., пока воевода Мещеряков не взял его и не перевешал всех мятежников.

Вожди старообрядцев протопопы Аввакум и Даниил писали челобитные царю, но видя, что Алексей не защищает «старину», объявили скорый приход конца света, потому что явился в Россию Антихрист. Царь и патриарх – «два рога его». Спасутся лишь мученики – защитники старой веры. Родилась проповедь «очищения огнем». Раскольники запирались в церквах и сжигали себя заживо. Среди старообрядцев были представители всех слоев населения – от крестьян до бояр.

Старообрядцы не расходились с православной церковью ни в одном догмате (основном положении вероучения), лишь в некоторых обрядах, которые отменил Никон, поэтому они были не еретиками, а только раскольниками.

Священный собор 1666-1667 гг. предал раскольников анафеме за непокорность. Ревнители старой веры перестали признавать отлучившую их церковь. Раскол не преодолен и по сей день.

 

Соловецкий монастырь. Деталь иконы. Начало XVIII в.

 

ПАДЕНИЕ НИКОНА

Жалел ли Никон о содеянном? Быть может. В конце своего патриаршества в беседе с Иваном Нероновым, бывшим вождем раскольников, Никон бросил: «И старые и новые книги добры; все равно, по каким хочешь, по тем и служи…» Но церковь уже не могла уступить непокорным мятежникам. Последние уже не могли простить церковь, посягнувшую на святую веру и старину.

А как сложилась судьба самого Никона?

Царь позволил Никону именоваться наравне с ним «государем». Но патриарху этого было мало. Считая, что церковь стоит выше государства, он хотел иметь власть большую, чем та, которой обладал Алексей Михайлович. Терпение «тишайшего» царя было не безгранично. Претензии Никона привели к ссоре с Алексеем Михайловичем. В знак протеста Никон в 1658 г. покинул патриарший престол и удалился в им же основанный Воскресенский монастырь под Москвой (Новый Иерусалим). Возможно, он рассчитывал, что его будут молить вернуться. Но собор 1666-1667 гг., предавший анафеме староверов, также лишил сана Никона за самовольный уход с патриаршества. Никона сослали на Север в Ферапонтов монастырь.

 

Вопросы и задания

1. Часто XVII век называют «веком новшеств». Согласны ли вы с подобным мнением? Если да, то приведите факты, доказывающие это.

2. Чем руководствовался патриарх Никон, начиная свои реформы?

3. К кому он был ближе – к сторонникам «нового» или «старого»? Его реформы вели к религиозной замкнутости России или, наоборот, сближали ее с другими православными странами?

4. Расскажите о взглядах и действиях старообрядцев.

5. Почему раскол приобрел такую глубину и остроту? Связано ли это было с экономическими трудностями и общественными противоречиями в России XVII в.?

 

МЕДНЫЙ БУНТ

Летом 1662 г. в столице разразился Медный бунт. Название «медный» весьма точно говорит о причине этого возмущения. Бунт был печальным следствием очередной финансовой авантюры правительства.

В 1654 г., когда Россия готовилась начать войну с Речью Посполитой за Украину, обнаружилось, что в московской казне не хватает серебряной монеты для выдачи жалованья войску.

В России тогда не добывали серебро, а монету чеканили из немецких иоахимсталеров (ефимков). Причем казна получала дополнительные доходы, портя монету: ефимок на рынке шел за 40-42 копейки, а серебряных копеек на Монетном дворе из него лили 64. Не имея серебра и ефимков под рукой, власти выпустили медную монету с принудительным курсом серебряных денег, который заплатили купцам, служилым людям и т. д. Однако налоги по-прежнему брали серебряными деньгами.

 

Серебряные деньги XVII в.

 

Вскоре стали происходить удивительные вещи. Небогатые денежные мастера с Монетного двора вдруг разоделись, как бояре, обзавелись дорогими вещами. Купцы, приставленные надзирателями к печатанию медных денег, удвоили и утроили свои капиталы. Дело было в том, что все занятые в деле изготовления медных монет не вынесли соблазна. Они покупали медь, везли на Монетный двор и производили для себя монеты. «Воровские» деньги наполнили страну, началось безудержное падение их цены. В начале 1662 г. за серебряный рубль давали 4 медных, в середине 1663 г. – 15. Росли цены на все товары. Народ роптал.

25 июля 1662 г. в Москве стали собираться возбужденные толпы ремесленников, мелких торговцев, купцов, барских холопов, крестьян. К бунту присоединились даже солдаты и некоторые офицеры. Стали громить дворы тех людей, которые были связаны с выпуском медных денег. Кто-то крикнул, что надо идти в Коломенское, где в то время находился царь, требовать выдачи главных изменников – боярина И. Д. Милославского и окольничего?.?. Ртищева. Они-де и выдумали медные деньги.

 

Мелкие серебряные деньги. XVII в.

1662 Медный бунт

 

Толпа восставших ворвалась в Коломенское и стала требовать царя. Алексей вышел к народу, обещал дать суд «изменникам». Перепуганные Милославский и Ртищев отсиживались в апартаментах царицы. Царица была чуть жива от страха и позже хворала больше года.

Миролюбивый тон царя усмирил гнев бунтовщиков, и казалось, дело кончится миром. Но тут в Коломенское пришла еще большая толпа москвичей, настроенных весьма решительно. «Выдавай изменников, – кричали люди, – а не то мы возьмем их силой!»

Алексей Михайлович послал против восставших стрельцов и дворян. Началось повальное истребление безоружных. Народ побежал к Москве, но по дороге людей хватали, многих утопили в реке.

Царь Алексей щедро наградил стрельцов. В отличие от Соляного бунта в Медном ни один стрелец не участвовал.

Решено было отменить медные деньги. Царским указом 1663 г. запрещалось держать медные деньги. Монеты велели переплавить или обменять в Казне по курсу две серебряные деньги за медный рубль (200 денег). Таким образом, обманутые русские подданные были ограблены собственным царем и правительством дважды: при выпуске медных денег и при их отмене.

 

ВОССТАНИЕ ВАСИЛИЯ УСА

Войны, рост налогов, денежные авантюры властей расшатывали хозяйство страны, только-только оправившейся после Смутного времени. Тяглецы «худели», разорялись и бежали. Размах бегства крестьян, особенно помещичьих, был таков, что власти организовали массовый сыск беглых. Особые сыскные приказы вместе с дворянами и воеводами ловили и возвращали беглецов. Батогами и кнутом теперь наказывали и тех, кто осмеливался предложить беглым кров и хлеб. В 1663-1667 гг. в одном Рязанском уезде сумели найти и вернуть 8 тыс. крестьян и холопов. А скольких не нашли! Сколько беглых укрылось на Украине, на Волге, в Приуралье, в Сибири! Скольких принял Дон, где по-прежнему действовал обычай: «С Дона выдачи нет!»

 

Московский стрелец. Рисунок. 1674 г.

 

На Дону весьма обустроенно жили «старые», домовитые казаки. Вели хозяйство, торговлю, получали от царя жалованье, свинец, порох за службу по охране пограничья. Но кроме того, здесь обосновалось множество «молодых», голутвенных, казаков – голытьбы. Эти недавно пришедшие на Дон беглецы прирабатывали у домовитых, но в основном жили за счет грабежа. Они постоянно были готовы отправиться ловить удачу в крымских, турецких, персидских, польских землях, не брезговали и разорением православных купцов.

Один атаман из домовитых казаков, Василий Ус, храбро воевал с поляками на Украине и в Белоруссии. По возвращении на Дон он приобрел популярность среди голутвенного казачества. В его отряд входили главным образом «молодые» казаки. В 1666 г. Василий Ус двинулся на Слободскую Украину и в южные уезды России. Казаки говорили, что идут на Москву к царю с просьбой зачислить их на царскую службу и дать жалованье (в то время



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 163; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.93.210 (0.128 с.)