Оценочные средства для текущего контроля 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Оценочные средства для текущего контроля



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Методы научного исследования в сфере музыкального и художественного образования»,

модуль К.М. 02 «Проектная и научно-исследовательская деятельность в сфере музыкального и художественного образования»

для ОПОП

44.04.01 Педагогическое образование.

Направленность (профиль): «Проектная деятельность в музыкальном и художественном образовании»

 

 

Екатеринбург 2019


 

Рабочая программа дисциплины

«Методы научного исследования в сфере музыкального и художественного образования»

 

 

Составитель (составители):

Кашина Наталья Ивановна, доктор педагогических наук, профессор кафедры музыкального образования, ФГБОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет»

 

 

Рабочая программа дисциплины обсуждена на заседании кафедры       

 

Кафедра музыкального образования УрГПУ

 

Протокол № 7 от 24.04.2019 г.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.1. Цель дисциплины.

Цель изучения дисциплины - формирование готовности будущих учителей к применению разнообразных методов и методик научного исследования в сфере музыкального и художественного образования.

1.2. Место дисциплины  в структуре ОПОП ВО.

Дисциплина входит в состав модуля «Проектная и научно-исследовательская деятельность в сфере музыкального и художественного образования» и реализуется в части, формируемой участниками образовательных отношений.

1.3. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоениями ОПОП ВО

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

 

Компетенция(и) Индикатор(ы) Дескрипторы

ОПК-8 Способен проектировать педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний и результатов исследований

ИОПК 8.2.  Использует специальные знания и результаты научных исследований в педагогической деятельности в сфере музыкального и художественного образования

Знает методы научного исследования в сфере музыкального и художественного образования
Умеет использовать методы научного исследования в сфере музыкального и художественного образования
Владеет методами научного исследования в сфере музыкального и художественного образования

ПК-10 Способен проектировать и реализовывать исследовательские программы в профессиональной сфере

ИПК 10.1. Разрабатывает концепцию и этапы исследовательской деятельности в рамках педагогики художественного образования.

Знает особенности разработки концепции и этапов исследовательской деятельности в рамках педагогики художественного образования
Умеет разрабатывать концепцию и этапы исследовательской деятельности в рамках педагогики художественного образования
Владеет способами разработки концепции и этапов исследовательской деятельности в рамках педагогики художественного образования

ИПК 10.2. Реализовывает исследовательские программы в областипедагогики художественного образования.

Знает особенности реализации исследовательских программ в области педагогики художественного образования
Умеет реализовывать исследовательские программы в области педагогики художественного образования
Владеет навыками реализации исследовательских программ в области педагогики художественного образования

1.4. Объем дисциплины в зачетных единицах.

Общая трудоемкость дисциплины составляет 6 зачетных единиц.

1.5. Форма промежуточной аттестации: зачет с оценкой

1.6. Форма обучения: заочная.

1.7. Особенности реализации дисциплины.

Образовательная деятельность по дисциплине осуществляется на государственном языке РФ.

2. Учебно-тематическое планирование

 

Учебно-тематический план заочной формы обучения

п/п

Наименование раздела и (или) темы

Объем в часах

Контактная работа в академических часах

Самостоятельная работа обучающихся

Всего Лекционные занятия Практические занятия Лабораторные занятия Индивидуальные занятия
1. Методы научного исследования.   2 2       48
2. Методы диагностики развития музыкальной культуры школьников.   6 2 4     48
3. Методы диагностики музыкальных способностей детей.   4   4     48
4. Методики изучения личностных качеств воспитанников и учащихся средствами музыкального искусства.   8   8     48
  Всего   20 4 16 - - 192
 

Промежуточная аттестация обучающихся:

 

Групповые консультации перед экзаменом    

 

 
Подготовка к сдаче и сдача экзамена    

 

 
Подготовка к сдаче и сдача зачета    

 

 
Подготовка к сдаче и сдача зачета с оценкой   4

 

 
  Всего   4          
  Итого   24 4 16     192

 

 

3. Содержание дисциплины

Тема 1. Методы научного исследования. Признаки методов педагогического исследования – объективность, общезначимость, воспроизводимость, целесообразность, необходимость, эффективность. Классификации методов научного исследования: в зависимости от цели исследования, в зависимости от источников накопления информации, в зависимости от развития исследования, по способу обработки и анализу данных исследования, в зависимости от форм причинности, используемых при анализе полученных результатов. Теоретические методы педагогического исследования. контент-анализ, понятийно-термнологический анализ, теоретико-методологический анализ, каузально-функциональный анализ, дискурсивная рефлексия, конкретизация теоретического знания (педагогическая экстраполяция), диверсификационное планирование, педагогическое моделирование. Эмпирические методы. Педагогический эксперимент.

Тема 2. Методы диагностики развития музыкальной культуры школьников. Компоненты музыкальной культуры: музыкальный опыт, музыкальная грамотность, музыкально-творческое развитие личности. Критерии музыкального опыта: уровень общей осведомленности о музыке, наличие интереса, определенных пристрастий и предпочтений, мотивация обращения ребенка к той или иной музыке – что ребенок ищет в ней. Чего ждет от нее. Методики Л.В. Школяр «Встреча с музыкой на уроке», «Музыка для домашней фонотеки», «Музыкальная программа для друзей», «Музыкально-жизненные ассоциации», «Выбери музыку», «Открой себя через музыку», «Сочиняю музыку», «Ребенок и музыка».

Тема 3. Методы диагностики музыкальных способностей детей. Принципы построения диагностики музыкальных способностей детей. Определение объекта измерения. Определение метода измерения музыкальности. Анализ метода. Анализ диагностических данных. Педагогическая валидность диагностического исследования. Этика диагноста. Диагностика чувства темпа и метроритма. Диагностика звуковысотного чувства (ладо-регистрового мелодического и гармонического слуха). Диагностика чувства тембра. Диагностика динамического чувства. Диагностика чувства музыкальной формы. Диагностика эмоциональной отзывчивости на музыку. Диагностика когнитивного, операционального и мотивационного компонентов музыкально-эстетических вкусов детей. Диагностика мотивационного компонента музыкально-эстетических вкусов старших школьников.

Тема 4. Методики изучения личностных качеств воспитанников и учащихся средствами музыкального искусства. Особенности музыкального искусства, определяющие его активное использование в психолого-педагогических. Авторские диагностические методики изучения немузыкальных показателей с помощью средств музыкального искусства. Методики исследования гармоничности эмоциональной сферы ребенка средствами элементарного музицирования Л. Ривейро. Игры-тесты на выявление эмоционально-психологической комфортности: «Бабочки и жуки»; «Быстрый танец»; «Игра в колыбельную». Игры-тесты, направленные на изучение эмоциональной выразительности: «Игра со стульчиками»; «Считалочка»; «Пароход». Игры-тесты, определяющие творческую активность учащихся: «Дирижер»; «Круги». Изучение уровня самооценки по средствам игровых тестов: «Имена»; «Все, как я!».

4. оценочныЕ средствА по дисциплине

Учебно-методическое обеспечение

 

5.1. Перечень печатных и (или) электронных изданий:

Печатные

….

Электронные

 

5.2. Электронные образовательные ресурсы, в т.ч. профессиональные базы данных и информационные справочные системы

http://library.uspu.ru Сайт ИИЦ-Научной библиотеки
http://elar.uspu.ru Электронная библиотека УрГПУ
http://biblioclub.ru ЭБС «Университетская библиотека онлайн»
http://e.lanbook.com ЭБС издательства ЛАНЬ
http://elibrary.ru Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU
http://www.ebiblioteka.ru Универсальная справочно-информационная база данных периодических изданий «ИВИС»
http://apps.webofknowledge.com/WOS_GeneralSearch_input.do?product=WOS&search_mode=GeneralSearch&SID=Z2pXBwFk6K2aJfdbcIn&preferencesSaved= Система "Web of Science" (WoS): рамках Национальной подписки
https://www.scopus.com/freelookup/form/author.uri База данных «Scopus»: рамках Национальной подписки
http://dvs.rsl.ru Электронная библиотека РГБ диссертаций
https://arbicon.ru/services/mars_analitic.html Межрегиональная аналитическая роспись статей - сводный каталог периодики библиотек России
http://cyberleninka.ru НЭБ «КиберЛенинка»

5.3. Печатные и (или) электронные образовательные ресурсы для лиц с ОВЗ

Печатные и (или) электронные ресурсы в формах, адаптированных к нарушениям здоровья лиц из числа инвалидов и лиц с ОВЗ, представлены в Центре психолого-педагогического и информационного обеспечения образования студентов-инвалидов УрГПУ.

В Центре представлено специализированное оборудование, такое, как:

1. Читающая машина SARA CE

2. Видео-увеличитель стационарный электронный TOPAZ XL-20

3. Персональный компьютер с брайлевским дисплеем «Эверест».

Центр располагает также следующим программным обеспечением:

· программой экранного доступа JAWS версия 13.0;

· программой для чтения книг в текстовых форматах и перевода их в звуковые файлы БАЛАБОЛКА;

· программой экранного доступа NVDA;

· системой распознавания текста ADDYY Fine Reader;

· голосовым модулем АЛЁНА (ACAPELA GROUP).

Учебно-методические материалы для обучающихся из числа инвалидов и лиц с ОВЗ предоставляются в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья и особенностям восприятия и обработки поступающей учебной информации.

Для обучающихся с нарушениями зрения:

· в печатной форме увеличенным шрифтом и с необходимой контрастностью;

· в форме электронного документа (версия для слабовидящих);

· в форме аудиофайла;

· в печатной форме на языке Брайля.

Обучающиеся могут воспользоваться официальным сайтом Свердловской областной специальной библиотеки для слепых: http: //sosbs.ru/

Для обучающихся с нарушением слуха:

· в печатной форме;

· в форме электронного документа.

Для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата:

· в печатной форме;

· в форме электронного документа;

· в форме аудиофайла.

 

Помещения

Помещения для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, самостоятельной работы укомплектованы специализированной мебелью и техническими средствами обучения, служащими для представления учебной информации. Помещения для самостоятельной работы оснащены компьютерной техникой с возможностью подключения к сети «Интернет» и обеспечены доступом в электронную информационно-образовательную среду университета.

Для проведения занятий используются помещения лабораторного типа, которые оснащены лабораторным оборудованием. (формулировки из ФГОС ВО 3+).

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Методы научного исследования в сфере музыкального и художественного образования»,

модуль К.М. 02 «Проектная и научно-исследовательская деятельность в сфере музыкального и художественного образования»

для ОПОП

44.04.01 Педагогическое образование.

Направленность (профиль): «Проектная деятельность в музыкальном и художественном образовании»

 

 

Екатеринбург 2019


 

Рабочая программа дисциплины

«Методы научного исследования в сфере музыкального и художественного образования»

 

 

Составитель (составители):

Кашина Наталья Ивановна, доктор педагогических наук, профессор кафедры музыкального образования, ФГБОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет»

 

 

Рабочая программа дисциплины обсуждена на заседании кафедры       

 

Кафедра музыкального образования УрГПУ

 

Протокол № 7 от 24.04.2019 г.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.1. Цель дисциплины.

Цель изучения дисциплины - формирование готовности будущих учителей к применению разнообразных методов и методик научного исследования в сфере музыкального и художественного образования.

1.2. Место дисциплины  в структуре ОПОП ВО.

Дисциплина входит в состав модуля «Проектная и научно-исследовательская деятельность в сфере музыкального и художественного образования» и реализуется в части, формируемой участниками образовательных отношений.

1.3. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоениями ОПОП ВО

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

 

Компетенция(и) Индикатор(ы) Дескрипторы

ОПК-8 Способен проектировать педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний и результатов исследований

ИОПК 8.2.  Использует специальные знания и результаты научных исследований в педагогической деятельности в сфере музыкального и художественного образования

Знает методы научного исследования в сфере музыкального и художественного образования
Умеет использовать методы научного исследования в сфере музыкального и художественного образования
Владеет методами научного исследования в сфере музыкального и художественного образования

ПК-10 Способен проектировать и реализовывать исследовательские программы в профессиональной сфере

ИПК 10.1. Разрабатывает концепцию и этапы исследовательской деятельности в рамках педагогики художественного образования.

Знает особенности разработки концепции и этапов исследовательской деятельности в рамках педагогики художественного образования
Умеет разрабатывать концепцию и этапы исследовательской деятельности в рамках педагогики художественного образования
Владеет способами разработки концепции и этапов исследовательской деятельности в рамках педагогики художественного образования

ИПК 10.2. Реализовывает исследовательские программы в областипедагогики художественного образования.

Знает особенности реализации исследовательских программ в области педагогики художественного образования
Умеет реализовывать исследовательские программы в области педагогики художественного образования
Владеет навыками реализации исследовательских программ в области педагогики художественного образования

1.4. Объем дисциплины в зачетных единицах.

Общая трудоемкость дисциплины составляет 6 зачетных единиц.

1.5. Форма промежуточной аттестации: зачет с оценкой

1.6. Форма обучения: заочная.

1.7. Особенности реализации дисциплины.

Образовательная деятельность по дисциплине осуществляется на государственном языке РФ.

2. Учебно-тематическое планирование

 

Учебно-тематический план заочной формы обучения

п/п

Наименование раздела и (или) темы

Объем в часах

Контактная работа в академических часах

Самостоятельная работа обучающихся

Всего Лекционные занятия Практические занятия Лабораторные занятия Индивидуальные занятия
1. Методы научного исследования.   2 2       48
2. Методы диагностики развития музыкальной культуры школьников.   6 2 4     48
3. Методы диагностики музыкальных способностей детей.   4   4     48
4. Методики изучения личностных качеств воспитанников и учащихся средствами музыкального искусства.   8   8     48
  Всего   20 4 16 - - 192
 

Промежуточная аттестация обучающихся:

 

Групповые консультации перед экзаменом    

 

 
Подготовка к сдаче и сдача экзамена    

 

 
Подготовка к сдаче и сдача зачета    

 

 
Подготовка к сдаче и сдача зачета с оценкой   4

 

 
  Всего   4          
  Итого   24 4 16     192

 

 

3. Содержание дисциплины

Тема 1. Методы научного исследования. Признаки методов педагогического исследования – объективность, общезначимость, воспроизводимость, целесообразность, необходимость, эффективность. Классификации методов научного исследования: в зависимости от цели исследования, в зависимости от источников накопления информации, в зависимости от развития исследования, по способу обработки и анализу данных исследования, в зависимости от форм причинности, используемых при анализе полученных результатов. Теоретические методы педагогического исследования. контент-анализ, понятийно-термнологический анализ, теоретико-методологический анализ, каузально-функциональный анализ, дискурсивная рефлексия, конкретизация теоретического знания (педагогическая экстраполяция), диверсификационное планирование, педагогическое моделирование. Эмпирические методы. Педагогический эксперимент.

Тема 2. Методы диагностики развития музыкальной культуры школьников. Компоненты музыкальной культуры: музыкальный опыт, музыкальная грамотность, музыкально-творческое развитие личности. Критерии музыкального опыта: уровень общей осведомленности о музыке, наличие интереса, определенных пристрастий и предпочтений, мотивация обращения ребенка к той или иной музыке – что ребенок ищет в ней. Чего ждет от нее. Методики Л.В. Школяр «Встреча с музыкой на уроке», «Музыка для домашней фонотеки», «Музыкальная программа для друзей», «Музыкально-жизненные ассоциации», «Выбери музыку», «Открой себя через музыку», «Сочиняю музыку», «Ребенок и музыка».

Тема 3. Методы диагностики музыкальных способностей детей. Принципы построения диагностики музыкальных способностей детей. Определение объекта измерения. Определение метода измерения музыкальности. Анализ метода. Анализ диагностических данных. Педагогическая валидность диагностического исследования. Этика диагноста. Диагностика чувства темпа и метроритма. Диагностика звуковысотного чувства (ладо-регистрового мелодического и гармонического слуха). Диагностика чувства тембра. Диагностика динамического чувства. Диагностика чувства музыкальной формы. Диагностика эмоциональной отзывчивости на музыку. Диагностика когнитивного, операционального и мотивационного компонентов музыкально-эстетических вкусов детей. Диагностика мотивационного компонента музыкально-эстетических вкусов старших школьников.

Тема 4. Методики изучения личностных качеств воспитанников и учащихся средствами музыкального искусства. Особенности музыкального искусства, определяющие его активное использование в психолого-педагогических. Авторские диагностические методики изучения немузыкальных показателей с помощью средств музыкального искусства. Методики исследования гармоничности эмоциональной сферы ребенка средствами элементарного музицирования Л. Ривейро. Игры-тесты на выявление эмоционально-психологической комфортности: «Бабочки и жуки»; «Быстрый танец»; «Игра в колыбельную». Игры-тесты, направленные на изучение эмоциональной выразительности: «Игра со стульчиками»; «Считалочка»; «Пароход». Игры-тесты, определяющие творческую активность учащихся: «Дирижер»; «Круги». Изучение уровня самооценки по средствам игровых тестов: «Имена»; «Все, как я!».

4. оценочныЕ средствА по дисциплине

Оценочные средства для текущего контроля



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-17; просмотров: 45; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.150.89 (0.072 с.)